Программа курса "Оздоровительная гимнастика"
рабочая программа (физкультура и спорт) по теме

Мальцева Надежда Валентиновна

Дети, имеющие ограниченные физические возможности, выпадают из процесса поступательного развития физических данных, в связи с чем, происходит усугубление отставания в физическом развитии, прогрессирования деформации опорно-двигательного аппарата, а затем и ухудшение функциональных данных сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Лечебная физкультура является составной частью общей физической культуры, одним из важнейших методов комплексного лечения больных и эффективным средством предупреждения заболеваний. Приводим пример программы, позволяющей организовать работу с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lfk_pravlennaya.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

лицей №8 имени Н.Н. Рукавишникова Города Томска

ПРОГРАММА

Оздоровительная гимнастика

Автор

Мальцева Надежда Валентиновна,

учитель физической культуры МАОУ лицея №8,

высшая квалификационная категория

Томск 2011  год

Пояснительная записка.

Данная программа адаптирована   Мальцевой Надежды Валентиновной, учителем физической культуры. Программа рассчитана на 34-недельный цикл учебно-тренировочного процесса и является основным документом для построения занятий по лечебно-оздоровительной деятельности. Предлагаемая программа лечебно-оздоровительной гимнастики составлена для детей, которые вследствие заболеваний не могут в полном объёме освоить общеобразовательную программу физического воспитания в школе.

Актуальность: дети, имеющие ограниченные физические возможности, выпадают из процесса поступательного развития физических данных, в связи с чем, происходит усугубление отставания в физическом развитии, прогрессирования деформации опорно-двигательного аппарата, а затем и ухудшение функциональных данных сердечно-сосудистой и дыхательной систем. На сегодняшний день несомненным является снижение здоровья детей  и дальнейшее его ухудшение, в связи с дестабилизацией общества., Это особенно относится к начальной школе, где обучаются дети в возрасте 7 –11 лет. Большие умственные нагрузки, дополнительные занятия вне школы, функциональная  недостаточность мышечной системы и связок, слабое физическое развитие. Такие факторы, как дефицит питания, малоподвижный образ жизни, отсутствие реабилитационных мероприятий, являются причинами возникновения и развитие различных заболеваний:

  -нарушение опорно-двигательного аппарата;

  -снижение функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

  -близорукость;

  -ожирение;        

К подготовительной группе относят учащихся с отклонениями в состоянии здоровья или физическом развитии без выраженных функциональных нарушений, с недостаточной физической подготовленностью к выполнению программы физического воспитания. Эти учащиеся занимаются в основной группе, но нагрузка при выполнении интенсивных физических упражнений для них снижается, сроки сдачи учебных нормативов удлиняются; они не участвуют в соревнованиях. Для них дополнительно проводят занятия, оздоровительные мероприятия и стремятся подготовить их для перевода в основную группу.

Специальную группу составляют учащиеся со значительными отклонениями в здоровье, физическом развитии, которые не препятствуют их занятиям в учебном заведении, но при которых занятия физкультурой для них противопоказаны. Для них проводят занятия отдельно с учетом их заболевания, или они получают лечебную гимнастику в учреждениях имеющих группы ЛФК. При улучшении их здоровья и физической подготовки решают вопрос об их переводе в подготовительную группу. После перенесенных острых заболеваний учащихся временно освобождают от занятий и возобновляют их в сроки, строго индивидуальные, с учетом тяжести заболевания (от одной недели до нескольких месяцев).  

Лечебная физкультура является составной частью общей физической культуры, одним из важнейших методов комплексного лечения больных и эффективным средством предупреждения заболеваний.

Благодаря активному физическому воздействию на организм нормализуются или улучшаются нервно-трофические процессы и обмен веществ.

Новизна образовательной программы заключается в том, что систематические занятия физическими упражнениями повышают не только физическую, но и умственную работоспособность. Необходимы универсальные методы по профилактике, реабилитации, коррекции и гармонизации систем организма ребёнка. Одним из таких методов – является лечебная оздоровительная гимнастика.

Цель  курса Оздоровительной Гимнастики: формирование и развитие систем организма ребёнка, увеличение его приспосабливоемости, профилактика психосоматических заболеваний путём физического совершенствования, коррекция психофизических отклонений развития навыков общения, удовлетворение физических и социальных потребностей ребёнка в саморазвитии.                                                                                         

Эта программа позволяет последовательно решать следующие задачи:

                - полное или частичное восстановление утраченных функций,                                                                  - повышение функциональных способностей организма,                                                                   - формирование правильной осанки,                                                                                                                      - создание уравновешенного мышечного корсета,                                                                            - оздоровление ребёнка,                                                                                                                                   - приобретение знаний, необходимых для формирования стереотипа здорового  образа жизни                                                                                                                    - адаптация обучающихся к повышенным физическим нагрузкам,                                                            - развитие мышечной силы.

Основной метод физического воздействия, используемый в данной программе – оздоровительная  гимнастика

           Средства оздоровительной гимнастики

 -спортивно-прикладные физические упражнения;                                                                                - гимнастические физические упражнения (обще-развивающие и дыхательные);                                                                                                              - игры.

                     Формы оздоровительной гимнастики

-уроки лечебной гимнастики,

-гигиеническая гимнастика,

         -мало-групповые занятия,

         -индивидуальные задания,

         -прогулки.

Принципы проведения оздоровительной гимнастики:

1)индивидуальный подход;                                                                                                                                                               2) систематичность и последовательность:                                                                                               2.1 от простого к сложному;                                                                                                                         2.2 от лёгкого к трудному;                                                                                                                         2.3 от известного к неизвестному;                                                                                                               3) регулярность;                                                                                                                                            4) длительность применения ;                                                                                                                          5) нарастание физической нагрузки в процессе курса;                                                                           6) разнообразие и новизна в подборе и применении физических упражнений;                               7) умеренность воздействия дробление физической нагрузки;                                                        8) соблюдение цикличности в чередовании отдыха и нагрузки;                                                         9) всестороннее воздействие на организм;                                                                                          10)  учёт возрастных особенностей.

При занятиях  необходим врачебный контроль воспитанников. (ВК) В основу построения занятия оздоровительной  гимнастики положена кривая физиологической нагрузки, под которой понимается графическое изображение степени напряжения организма в каждой отдельной части урока и всего урока в целом. За основу обычно берется физиологическая кривая, определяемая по пульсу. На абсциссе отмечается длительность (в минутах) отдельных частей урока, на ординате - число ударов пульса в минуту. Отметив по этим данным в соответствующих местах точками частоту пульса для каждой части урока и соединив эти точки между собой, получают общую кривую урока. Для определения физиологической кривой можно брать и другие данные, например кровяное давление.

Ожидаемый результат. В процессе учебных занятий обучить двигательным навыкам и умениям. Лечебная физкультура позволяет целесообразно воздействовать на развитие всех основных функций организма в соответствии с двигательными возможностями человека. Четкая организация занятий, строгие требования к точности выполнения упражнения, формирование представления об изяществе движений, о красоте человеческого тела, побуждение к физическому  самосовершенствованию способствуют воспитанию моральных и волевых качеств человека. Также это все способствует повышению работоспособности в других сферах деятельности.

                                                УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 (1час в неделю)

п/п

Разделы подготовки

Количество часов

1.

Теоретическая подготовка, техника безопасности.

4 ч

2.

Общая физическая подготовка, специальные физические упражнения при нарушениях осанки

28 ч

3.

Врачебный контроль

2 ч

4.

Общее количество часов

34 ч

Программа.

Основы знаний о строении позвоночника, выработка стереотипа правильной осанки.                                                                                                                                                         Основные знания о строении позвоночника, знакомство с устройством мышечно-связочного аппарата, краткие сведения об анатомо-физиологических особенностях строения позвоночника у детей. Признаки нарушения осанки; методика их устранения; важность правильной осанки.

Гигиенические навыки, предупреждение травматизма, режим дня, правила питания, организация отдыха, выработка стереотипа здорового образа жизни.                                                        Основные правила личной гигиены, гигиена труда и отдыха. Организация режима дня, особенности питания детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата. Организация правильного двигательного режима, выработка стереотипа правильных рабочих поз для разного рода деятельности.

Общая физическая подготовка.                                                                                                                              Работа на тренажёрах, упражнения с собственным весом, отжимание, упражнения с предметом (мячом, гимнастической палочкой, скакалкой), плавание.

Специальная подготовка.                                                                                                                                     Корригирующие (ассиметричные и симметричные) упражнения. Дыхательные упражнения (грудное, диафрагмальное, смешанное дыхание). Упражнения на координацию, равновесие, на расслабление. Упражнения на сопротивление.

Игры (подвижные, спокойные).                                                                                          

Краткая характеристика основных средств лечебной физкультуры.

Гимнастические упражнения. Отличительная особенность этих

упражнений—дозированное применение (в соответствии с клиническими показаниями как на весь организм в целом, так и на отдельные мышцы, суставы, внутренние органы и системы). С помощью гимнастических упражнений достигается; развитие основных групп мышц, совершенствование общей координации движений, образование двигательных навыков, развитие ловкости, воспитание решительности, смелости и др.

Основное  значение гимнастики в лечебной физкультуре заключается не в многообразии общих и специальных упражнений, а в широких методических возможностях их использования.

Гимнастические упражнения предъявляют значительные требования к центральной нервной системе, вестибулярному аппарату, проприоцептивной, тактильной и зрительной афферентным системам, улучшают их функциональное состояние, совершенствуют кинестетическую и вестибулярную чувствительность.

Дыхательные упражнения являются обязательной составной частью урока лечебной физкультуры; особенно при сердечно-сосудистых,  легочных заболеваниях, в послеоперационном периоде и т. д.  Они способствуют укреплению дыхательных мышц, увеличению экскурсии легких и амплитуды грудной клетки (коррекции при искривлении грудной клетки), приучают к правильному дыханию, влияют на систему кровообращения, улучшая присасывающее действие грудной клетки (что особенно важно для сердечных больных), нормализуют тулье и кровяное давление после физических упражнений, создают условия для соответствующего ритма дыхательных движений в покое, движении, работе.

Различают статические и динамические дыхательные упражнения. Статические чаще всего применяются при постельном режиме для тренировки дыхательной функции легочного аппарата. Динамические выполняются в движении (их очень много;

так как почти любое гимнастическое упражнение можно превратить в динамическое дыхательное).

Ходьба. Дозированную ходьбу назначают даже слабым больным. Ее считают действенным средством профилактики и лечения при болезнях сердца, легких, нарушении обмена веществ. Ходьба улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, усиливает обмен веществ. При ходьбе участвуют в работе в основном большие мышечные группы: мышцы нижних, конечностей, таза и в меньшей степени мышцы рук и брюшного пресса.

Бег. Среди естественных движений бег считается одним из самых действенных средств терапевтического воздействия на все органы человека. Пятиминутный бег вовлекает в самую энергичную работу сердце и легкие, усиливает вентиляцию легких, увеличивает газовый и основной обмен. Выбор формы бега, его темпа, дозировки должен быть строго согласован с назначением врача.

Игры воспитывают внимание, развивают выносливость, ловкость, быстроту и силу, пробуждают положительные эмоции, что необходимо большому, особенно в детском возрасте.

Правильно подобранные игры могут служить средством исправления деформаций позвоночника и др.

Дозировка игр зависит от их характера (спокойные, подвижные); от соревновательного начала, заложенного в играх; от продолжительности, от условий (зал, местность, климатические факторы и т. д.), от физического состояния играющих (усталость и утомление, предшествовавшие игре, и т. д.), от их возрастных и половых особенностей, от характера заболеваний. Выбор, назначение, продолжительность игр определяются в соответствии с конкретной обстановкой, в которой находится больной, зависят от его клинического статуса. В лечебной физкультуре используются малоподвижные, подвижные и спортивные игры (волейбол, теннис, баскетбол, городки).

Спортивные упражнения используются с целью быстрейшего восстановления функции поврежденных органов и для их тренировки в период полного или частичного выздоровления детей, а также с целью привития детей определенных прикладных навыков для восстановления трудоспособности. Спорт (лыжный, конькобежный, велосипедный, плавание, гребля) и спортивные упражнения применяются у детей с известной осторожностью, со строгим учетом показаний и противопоказаний.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ

Основными формами проведения занятий по лечебной физкультуре являются уроки лечебной гимнастики, гигиеническая гимнастика, мало-групповые занятия, индивидуальные задания, прогулки, экскурсии и туризм.

Урок лечебной гимнастики является основной формой организации лечебной физкультуры среди больных разных категорий и носит групповой характер. Этот метод позволяет в определенной последовательности и систематичности использовать различные формы движений, обеспечивающие необходимый лечебный или профилактический эффект при различных заболеваниях. Урок лечебной гимнастики строится на основе целесообразного использования движений, расцениваемых как организованный врачебно-педагогический процесс, урок обычно состоит из трех частей; вводной, основной и заключительной, а иногда и из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной.

Вводная часть имеет задачей организацию больных для дальнейшего выполнения упражнений. Она включает: пояснение цели занятия, подсчет пульса, построения, ходьбу простую и усложненную с дополнительными движениями рук и ног, дыхательными упражнениями. Все движения должны быть просты, и легко усваиваться больными. Длительность вводной части при 30-60-минутном уроке - от 5 до 10 мин.

Основная (специальная) часть включает упражнения, непосредственно влияющие на болезненный процесс, на сопутствующие ему нарушения или осложнения со стороны других органов. Специальные упражнения чередуются с общими. Рекомендуется использование метода последовательного вовлечения в работу различных групп мышц (принцип рассеянной нагрузки). Длительность этой части-25-40 мин.

Заключительная часть - последняя   часть урока, обеспечивающая постепенное снижение возбудимости сердечно сосудистой и дыхательной систем, уменьшение эмоционального напряжения. Продолжительность-5-6 мин.

Гигиеническая гимнастика осуществляет в основном три задачи: оздоровительную, воспитательную и лечебную в зависимости от подбора больных, их заболеваний и поставленной задачи. Гигиеническая гимнастика проводится после сна, она дисциплинирует больных, улучшает работу всех органов и систем, ликвидирует застойные явления в организме, обычные после сна. В комплекс гигиенической гимнастики входит от 8 до 10 упражнений, простых и доступных по выполнению. Про-должительность-10-15 мин.; число повторений каждого упражнения от 5 до 10 раз. Каждые 7-8 дней комплекс упражнений меняется.

Мало-групповые занятия (сеансы лечебной физкультуры) имеют задачей оказание прямого, непосредственного воздействия на поврежденный орган или ткань. Проводятся с группой из 3-5-8 человек или в кабинетах лечебной физкультуры или в палатах в первой половине дня; продолжительность их- 15-30-60 мин.

Индивидуальные задания включают упражнения (не более 3-4 приемов) для самостоятельного выполнения (по 3-4 раза в день) больными. Обычно их назначают при тугоподвижности, контрактурах и пр. Проверку точности выполнения и демонстрацию новых приемов совершает методист.

     Дозировка физических упражнений. Дозировка физической нагрузки больным взрослым и детям зависит от: 1) выбора исходного положения; 2) повторяемости упражнений; 3) темпа движений; 4) амплитуды движения; 5) ритма   движений;

6) степени напряжения нервно-мышечной системы; 7) количества отвлекающих упражнений; 8) степени эмоциональности занятия.

Комплектование групп. При комплектовании отдельных групп больных для проведения с ними лечебной физкультуры учитывают характер заболеваний, степень заболеваемости отдельного органа, общее состояние организма и его тренированность, пол и возраст больного. Основным требованием при комплектовании групп считается однородность заболеваний. В практике допускаются и смешанные группы (состоящие из больных разного возраста и пола). Их может быть две или три. При делении на группы исходят из данных клинического состояния заболевания, особенно сердечно сосудистой системы.

Комплектование специальных групп школьников. Школьников, освобождаемых от общих занятий физической культурой, включают в специальную группу ослабленных, длительно и часто болеющих детей, перенесших различные заболевания, склонных к простудным и инфекционным болезням. В такие группы отбирают школьников с остаточными явлениями полиомиелитов (парезы и параличи), с нарушениями функций сердечно-сосудистой системы, болевших различными формами туберкулеза (легочного, лимфатических желез, костного), с дефектами опорно-двигательного аппарата и с костными деформациями, ослабленных после инфекционных заболеваний (ревмокардит, полиартрит, инфекционный миокардит), с неврастеническими состояниями, дисбактериозом, травмами и т.д.

Специальные группы могут быть разделены на подгруппы, при этом учитываются главным образом функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, возраст и пол учеников. Для каждой подгруппы занятия первоначально строятся по типу лечебной физкультуры. Те из школьников, которые не могут быть включены в группы, занимаются индивидуально.

В занятия включаются гимнастические упражнения, дыхательные упражнения (выдох длиннее вдоха), упражнения на расслабление, ходьба с переменным бегом, прыжки, метания, игры с мячом, корригирующие упражнения, элементы художественной гимнастики, упражнения на гимнастических снарядах, плавание и др. В специальной группе особенно строго должны соблюдаться дидактические принципы: сознательность, активность, наглядность, систематичность, доступность, прочность. При выборе упражнений и дозировки необходим строгий индивидуальный подход с учетом общей тренированности и физического развития школьника, состояния его здоровья, наличия возможностей к выполнению назначаемых упражнений.

Организация мест занятий и типовой инвентарь. Занятия по лечебной физкультуре могут проводиться в специально оборудованных залах, школах (со специальной группой). Лечебная физкультура требует организации определенных мест занятий.  Для оборудования помещений, отведенных для занятий по лечебной физкультуре, используется обычный гимнастический инвентарь, а также инвентарь для спортивных игр, зеркала.  

Общие основы лечебной физкультуры

| Занятия ЛФК оказывают лечебный эффект только при правильном, регулярном, длительном применении физических упражнений. В этих целях разработаны методика про ведения занятий, показания и противопоказания к их применению, учет эффективности, гигиенические требования к местам занятий.

Различают общую и частные методики ЛФК. Общая методика ЛФК предусматривает правила проведения занятий (процедур), классификацию физических упражнений, дозировку физической нагрузки, схему проведения занятий в различные периоды курса лечения, правила построения отдельного занятия (процедуры), формы применения ЛФК, схемы режимов движения. Частные методики ЛФК предназначены для определенной нозологической формы заболевания, травмы и индивидуализируются с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, возраста, физической подготовленности больного. Специальные упражнения для воздействия на пораженные системы, органы обязательно должны сочетаться с общеукрепляющими, что обеспечивает общую и специальную тренировки.

Физические упражнения выполняют после их объяснения или показа.  Во время занятий должна быть спокойная обстановка, больного не должны отвлекать посторонние разговоры и иные раздражители.

Физические упражнения не должны усиливать болевых ощущений, так как боль рефлекторно вызывает спазм сосудов, скованность движений. Упражнения, вызывающие боль, следует проводить после предварительного расслабления мышц, в момент выдоха, в оптимальных исходных положениях. С первых дней занятий больного следует обучать правильному дыханию и умению расслаблять мышцы. Расслабление легче достигается после энергичного мышечного напряжения. При односторонних поражениях конечностей обучение расслаблению начинают со здоровой конечности. Музыкальное сопровождение занятий повышает их эффективность.

Основными средствами ЛФК являются физические упражнения и естественные факторы природы. Физических упражнений много, и они по-разному влияют на организм.

Классификация физических упражнений

Физические упражнения в ЛФК делят на три группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игры.

Гимнастические упражнения состоят из сочетанных движений. С их помощью можно воз- действовать на различные системы организма и на отдельные мышечные группы, суставы, развивая и восстанавливая силу мышц, быстроту, координацию и т. д.

Все упражнения подразделяются на общеразвивающие (общеукрепляющие), специальные и дыхательные (статические и динамические).

Общеукрепляющие упражнения применяют для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения, дыхания. Эти упражнения облегчают лечебное действие специальных.

Специальные упражнения

Избирательно действуют на опорно-двигательный аппарат. Например, на позвоночник — при его искривлениях, на стопу — при плоскостопии и травме. Для здорового человека упражнения для туловища являются общеукрепляющими; при остеохондрозе, сколиозе их относят к специальным, так как их действие направлено на решение задач лечения— увеличение подвижности позвоночника, коррекцию позвоночника, укрепление окружающих его мышц. Упражнения для ног являются общеукрепляющими для здоровых людей, а после операции на нижних конечностях, травме, парезах, заболеваниях суставов эти же упражнения относят к специальным. Одни и те же упражнения в зависимости от методики их применения могут решать разные задачи. Например, разгибание и сгибание в коленном или другом суставе в одних случаях направлено для развития подвижности, в других — для укрепления мышц, окружающих сустав (упражнения с отягощением, сопротивлением), в целях развития мышечно-суставного чувства (точное воспроизведение движения без зрительного контроля). Обычно специальные упражнения применяют в сочетании с общеразвивающими.

Гимнастические упражнения подразделяют на группы:

  • по анатомическому признаку;
  • по характеру упражнения;

 — по видовому признаку;

— по признаку активности;

— по признаку используемых предметов и снарядов.

По анатомическому признаку выделяют следующие упражнения:

— для мелких мышечных групп (кисти, стопы, лицо);

— для средних мышечных групп (шея, предплечья, плечо, голень, бедро);

— для крупных мышечных групп (верхние и нижние конечности, туловище),

— комбинированные.

По характеру мышечного сокращения упражнения подразделяют на две группы:

— динамические (изотонические); — статические (изометрические).

Сокращение мышцы, при котором она развивает напряжение, но не изменяет своей длины, называется изометрическим (статическим). Например, при активном поднимании ноги вверх из исходного положения лежа на спине больной выполняет динамическую работу (подъем); при удержании поднятой вверх ноги в течение некоторого времени работа мышц осуществляется в изометрическом режиме (статическая работа). Изометрические упражнения эффективны при травмах в период иммобилизации.

Чаще всего используют динамические упражнения. При этом периоды сокращения чередуются с периодами расслабления.

По характеру различают и другие группы упражнений. Например, упражнения на растягивание применяют при тугоподвижности суставов.

По видовому признаку упражнения подразделяют на упражнения:

— в метании,

— на координацию, — на равновесие,

— в сопротивлении, — висы и упоры, — лазание,

— корригирующие, — дыхательные,

— подготовительные, — порядковые.

Упражнения в равновесии используют для совершенствования координации движений, улучшения осанки, а также для восстановления этой функции при заболеваниях ЦНС и вестибулярного аппарата. Корригирующие упражнения направлены на восстановление правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей.

Упражнения на координацию восстанавливают общую координацию движений или отдельных сегментов тела. Применяются из разных ИП с различным сочетанием движений рук и ног в разных плоскостях. Необходимы при заболеваниях и травмах ЦНС и после длительного постельного режима.

По признаку активности динамические упражнения разделяют на следующие:

— активные, — пассивные, — на расслабление. Для облегчения работы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей руки и ноги упражнения проводят в ИП лежа на боку, противоположном упражняемой конечности. Для облегчения работы мышц стопы упражнения проводят в ИП на боку на стороне упражняемой конечности. Для облегчения работы приводящих и отводящих мышц рук и ног упражнения проводят в ИП на спине, животе.

Для усложнения работы мышц-сгибателей и мышц-разгибателей руки и ноги упражнения проводят в ИП лежа на спине, животе. Для усложнения работы приводящих и отводящих мышц рук и ног упражнения проводят в ИП лежа на боку, противоположном упражняемой конечности.

Для выполнения упражнений с усилием применяют сопротивление, оказываемое инструктором или здоровой конечностью.

Мысленно воображаемые (фантомные), идеомоторные упражнения или упражнения «в посылке импульсов к сокращению» выполняют мысленно, применяют при травмах в период иммобилизации, периферических параличах, парезах.

Рефлекторные упражнения заключаются в воздействии на мышцы, отдаленные от тренируемых. Например, для укрепления мышц тазового пояса и бедра применяют упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.

Пассивными называют упражнения, выполняемые с помощью инструктора, без волевого усилия больного, при отсутствии активного сокращения мышцы. Пассивные упражнения применяют, когда больной не может выполнить активное движение, для предупреждения туго подвижности в суставах, для воссоздания правильного двигательного акта (при парезах или параличах конечностей).

Упражнения на расслабление снижают тонус мышц, создают условия отдыха. Больных обучают «волевому» расслаблению мышц с использованием маховых движений, встряхиваний. Расслабление чередуют с динамическими и статистическими упражнениями.

В зависимости от используемых гимнастических предметов и снарядов упражнения подразделяют на следующие:

— упражнения без предметов и снарядов;

— упражнения с предметами и снарядами (гимнастические гантели, булавы медицинболы, скакалки, эспандеры и др.);

— упражнения на снарядах, тренажерах, механоаппаратах.

Дыхательные упражнения

Все упражнения связаны с дыханием. Дыхательные упражнения подразделяют на следующие:

— динамические, — статические.

Динамические дыхательные упражнения сочетаются с движениями рук, плечевого пояса, туловища; статические (условно) осуществляются при участии диафрагмы, межреберных мышц и мышц брюшного пресса и не сочетаются с движениями конечностей и туловища.

При применении дыхательных упражнений следует активизировать выдох. При статическом полном типе дыхания в процессе вдоха и выдоха участвуют все дыхательные мышцы (диафрагма, брюшной пресс, межреберные мышцы). Полное дыхание наиболее физиологично; во время вдоха грудная клетка расширяется в вертикальном направлении вследствие опускания диафрагмы и в переднезаднем и боковом направлениях в результате движения ребер вверх, вперед и в стороны.

К статическим дыхательным упражнениям относят: — упражнения, изменяющие тип дыхания: — вышеописанный полный тип дыхания; — грудной тип дыхания;

— диафрагмальное дыхание;

  — упражнения с дозированным сопротивлением:

— диафрагмальное дыхание с сопротивлением — руки инструктора расположены в области края реберной дуги (ближе к середине грудной клетки);

— диафрагмальное дыхание с укладкой на область верхнего квадрата живота мешочка с песком (от 0,5 до 1 кг);

— верхнегрудное двустороннее дыхание с преодолением сопротивления, которое осуществляет инструктор, надавливая руками в подключичной области;

— нижнегрудное дыхание с участием диафрагмы с сопротивлением от давления рук инструктора в области нижних ребер;

— верхнегрудное дыхание справа с сопротивлением при нажатии руками инструктора в верхней части грудной клетки;

— использование надувных игрушек, мячей.

Различают общие и специальные дыхательные упражнения. Общие дыхательные упражнения улучшают вентиляцию легких и укрепляют основные дыхательные мышцы. Специальные дыхательные упражнения применяют при заболеваниях легких, при парезах и параличах дыхательной мускулатуры.

Дренажными дыхательными упражнениями называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею с последующим выделением мокроты во время откашливания.

Для лучшего оттока отделяемого из пораженной зоны используют статические и динамические дыхательные упражнения. Дренажные упражнения проводят в исходных положениях лежа на животе, на спине, на боку с приподнятым ножным концом кровати, сидя, стоя.

Выбор исходного положения зависит от локализации поражения.

Спортивно-прикладные упражнения. К спортивно-прикладным упражнениям относятся ходьба, бег, ползание и лазание, бросание и ловля мяча, гребля, ходьба на лыжах, коньках, езда на велосипеде, терренкур (дозированное восхождение), пешеходный туризм. Наиболее широко используется ходьба — при самых различных заболеваниях и почти всех видах и формах занятий. Величина физической нагрузки при ходьбе зависит от длины пути, величины шагов, темпа ходьбы, рельефа местности и сложности. Ходьба используется перед началом занятий как подготовительное и организующее упражнение. Ходьба может быть усложненной — на носках, на пятках, ходьба крестным шагом, в полуприседе, с высоким подниманием коленей. Специальная ходьба — на костылях, с палкой, на протезах применяется при поражении нижних конечностей. По скорости ходьбу подразделяют: на медленную — 60- 80 шагов в минуту, среднюю — 80 — 100 шагов в минуту, быструю — 100 — 120 шагов в минуту и очень быструю— 120 — 140 шагов в минуту.

Игры подразделяются на четыре возрастающие по нагрузке группы: 3

— на месте; — малоподвижные; — подвижные; — спортивные. В ЛФК используют крокет, кегельбан, городки, эстафеты, настольный теннис, бадминтон, волейбол, теннис и элементы других спортивных игр (баскетбол, футбол, ручной мяч, водное поло). Спортивные игры широко применяют в условиях санаторно-курортного лечения и проводят по общим облегченным правилам с подбором партнеров с одинаковой физической подготовленностью.

Гимнастические упражнения со специально подобранным музыкальным сопровождением целесообразно использовать при проведении групповых занятий утренней и лечебной гимнастикой. Это благоприятно влияет на состояние нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на обмен веществ.

Следует также включать в процедуры элементы танца и танцевальные шаги.

Физические упражнения в воде и плавание в бассейне при температуре воды 25 — 27'С эффективны при лечении заболеваний сосудистой системы, органов дыхания, обмена веществ, нервной системы, повреждений опорно-двигательного аппарата в период стойкой ремиссии хронического заболевания. Упражнения при температуре воды 34 — 36'С целесообразны для больных со спастическими парезами.

В ЛФК применяют механоаппараты и тренажеры местного (локального) и общего действия. Для разработки суставов при ограничении в них движений и укрепления ослабленных мышц у больных с заболеваниями и последствиями травм опорно-двигательного аппарата назначают упражнения на механоаппаратах местного действия — как дополнение к процедурам лечебной гимнастики.

Тренажеры и механоаппараты общего действия — велотренажеры, тренажер для гребли, бегущая дорожка и другие — назначают при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, экзогенно-конституциональном ожирении и других заболеваниях в стадии компенсации.

Дозировка физической нагрузки Дозировка в ЛФК — это суммарная величина физической нагрузки, которую больной получает на занятии (процедуре).

Нагрузка должна быть оптимальной и соответствовать функциональным возможностям больного.

Для дозировки нагрузки следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее:

1. Исходные положения лежа, сидя — облегчают нагрузку, стоя — увеличивают.

2. Величина и число мышечных групп. Включение небольших групп (стопы, кисти) — уменьшает нагрузку; упражнения для крупных мышц — увеличивают.

3. Амплитуда движения: чем больше, тем больше нагрузка.

4. Число повторений одного и того же упражнения: увеличение его повышает нагрузку.

5. Темп выполнения: медленный, средний, быстрый.

6. Ритмичное выполнение упражнений облегчает нагрузку.

7. Требование точности выполнения упражнений: вначале увеличивает нагрузку, в дальнейшем при выработке автоматизма — уменьшает.

8. Упражнения сложные на координацию — увеличивают нагрузку, поэтому их не включают в первые дни.

9. Упражнения на расслабление и статические дыхательные упражнения — снижают нагрузку: чем больше дыхательных упражнений, тем меньше нагрузка. Их соотношение к общеукрепляющим и специальным может быть 1:1; 1:2; 1:3; 1:4; 1:5.

10. Положительные эмоции на занятиях в игровой форме помогают легче переносить нагрузку.

11. Различная степень усилий больного при выполнении упражнений: изменяет нагрузку.

12. Принцип рассеивания нагрузки с чередованием различных мышечных групп: позволяет подобрать оптимальную нагрузку.

13. Использование предметов и снарядов влияет не только на повышение, но и на уменьшение нагрузки.

Общая физическая нагрузка на занятии зависит от интенсивности, длительности, плотности и объема ее. Интенсивность соответствует определенному уровню ее пороговой величины: от 30 — 40% в начале и 80 — 90% в конце лечения. Для

определения порога интенсивности применяют выполнение нагрузок на велоэргометре с возрастающей мощностью от 50 до 500 кг/м и более до предела переносимости. Длительность нагрузки соответствует времени занятий. Понятие плотности нагрузки обозначает время, затраченное на фактическое выполнение упражнений, и выражается в процентах к общему времени занятия. Объем нагрузки — это общая работа, которая выполнена на занятии. Равномерное без перерывов выполнение упражнений на занятии обозначают как поточный метод, общая физическая нагрузка при этом определяется интенсивностью и длительностью занятий. При интервальном (раздельном) методе с паузами между упражнениями нагрузка зависит от плотности занятий.

Режим движений (режим активности) — это система тех физических нагрузок, которые больной выполняет в течение дня и на протяжении курса лечения.

Частота пульса на занятиях должна быть не более 108 уд/мин у взрослых и 120 уд/мин — у детей.

Формы и методы лечебной физкультуры

Система определенных физических упражнений является формой ЛФК; это лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая гимнастика, самостоятельные занятия больных по рекомендации врача, инструктора; дозированная ходьба, терренкур, физические упражнения в воде и плавание, ходьба на лыжах, гребля, занятия на тренажерах, механоаппаратах, игры (волейбол, бадминтон, теннис, городки).

Помимо физических упражнений к ЛФК относятся массаж, закаливание воздухом и водой, трудотерапия, райттерапия (прогулки верхом на лошади).

Гигиеническая гимнастика предназначена для больных и здоровых. Проведение ее в утренние часы после ночного сна называют утренней гигиенической гимнастикой, она способствует снятию процессов торможения, появлению бодрости.

Лечебная гимнастика — наиболее распространенная форма использования физических упражнений в целях лечения, реабилитации. Возможность с помощью разнообразных упражнений целенаправленно воздействовать на восстановление нарушенных органов и систем определяют роль этой формы в системе ЛФК. Занятия (процедуры) проводят индивидуально у тяжелых больных, мало-групповым (3— 5 человек) и групповым (6-10 человек) методами. В группы объединяют больных по нозологии, т.е. с одним и тем же заболеванием; по локализации травмы. Неправильно объединять в одну группу больных с разными заболеваниями.

Каждое занятие строится по определенному плану и состоит из трех разделов: подготовительный (вводный), основной и заключительный. Вводный раздел предусматривает подготовку к выполнению специальных упражнений, постепенно

включает в нагрузку. Длительность раздела занимает 10— 20% времени всего занятия.

В основном разделе занятия решают задачи лечения и реабилитации и применяют специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность раздела— 60-80% всего времени занятия.

В заключительном разделе нагрузку постепенно снижают. Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными реакциями организма. Простым и доступным является контроль пульса. Графическое изображение изменения его частоты во время занятия называют кривой физиологической нагрузки. Наибольший подъем пульса и максимум нагрузки обычно достигается в середине занятия — это одновершинная кривая. При ряде заболеваний необходимо после повышенной нагрузки применить снижение ее, а затем вновь повысить; в этих случаях кривая может иметь несколько вершин. Следует также проводить подсчет пульса через 3 — 5 мин после занятия.

Очень важна плотность занятий, т. е. время фактического выполнения упражнений, выражаемое в процентах к общему времени занятия. У стационарных больных плотность постепенно возрастает от 20 — 25 до 50%. При санаторно-курортном лечении на тренирующем режиме в группах общей физической подготовки допустима плотность занятий 80 — 90%. Индивидуальные самостоятельные занятия дополняют лечебную . гимнастику, проводимую инструктором, и могут осуществляться в последующем только самостоятельно с периодическим посещением инструктора для получения указаний.

Гимнастический метод, осуществляемый в лечебной гимнастике, получил наибольшее распространение. Игровой метод дополняет его при занятиях с детьми.

 

При применении ЛФК следует соблюдать принципы тренировки, учитывающие лечебные и воспитательные задачи метода.

1. Индивидуализация в методике и дозировке с учетом особенностей заболевания и общего состояния больного.

2. Систематичность и последовательность применения физических упражнений. Начинают с простых и переходят к сложным упражнениям, включая на каждом занятии 2 простых и 1 сложное новое упражнение.

3. Регулярность воздействия.

 4. Длительность занятий обеспечивает эффективность лечения.

5. Постепенность нарастания физической нагрузки в процессе лечения для обеспечения тренирующего воздействия.

6. Разнообразие и новизна в подборе упражнений — достигаются обновлением их на 10-15% с повторением 85- 90% прежних для закрепления результатов лечения.

7. Умеренные, продолжительные или дробные нагрузки — целесообразнее применять, чем усиленные.

8. Соблюдение цикличности чередования упражнений с отдыхом.

9. Принцип всесторонности — предусматривает воздействие не только на пораженный орган или систему, но и на весь организм.

10. Наглядность и доступность упражнений — особенно необходима в занятиях при поражениях ЦНС, с детьми, пожилыми людьми.

11. Сознательное и активное участие больного — достигается умелым объяснением и подбором упражнений.

  ЛФК при нарушениях осанки

Нарушение осанки— это  отклонение от нормальной осанки возникает в детском и подростковом возрасте. Причины нарушения осанки: травмы, врожденные изменения, параличи, дисплазия и др. Различают нарушения осанки по их локализации: шейный, шейно-грудной, грудопоясничный, поясничный, пояснично-крестцовый и тотальный, охватывающий весь позвоночник.  

ЛФК и массаж являются обязательными элементами в комплексном консервативном и

оперативном лечении.

Клинико-физиологическим обоснованием к применению ЛФК и массажа является их способность благоприятно влиять на функцию опорно-двигательного аппарата, способствуя уменьшению или стабилизации процессов деформации позвоночника.

Задачи ЛФК: — создать условия для восстановления нормального положения тела, укрепить мышцы туловища, увеличить их силу;

— в ранних стадиях стремиться к исправлению дефекта, в поздних — не допускать усугубления процесса;

— обучать правильной осанке, способствовать нормализации функций дыхательной и сердечно-сосудистой системы, воздействовать общеукрепляюще.

Формы ЛФК: лечебная гимнастика, гимнастика в воде. Гимнастические упражнения применяют в ИП лежа, стоя на четвереньках. Тренируют мышцы спины, ягодичной области, живота. Для коррекции дефекта используют специальные корригирующие упражнения двух типов — симметричные и асимметричные. При симметричных упражнениях сохраняется срединное положение позвоночника. Мышцы на стороне выпуклости напрягаются более интенсивно, на вогнутой — растягиваются.

Асимметричные упражнения подбирают для специального воздействия на кривизну позвоночника. Симметричные упражнения применяют чаще. В процедуру включают так- же дыхательные упражнения статического и динамического характера, упражнения для выработки правильной осанки в положении стоя, общеукрепляющие упражнения. Для увеличения подвижности позвоночника используют упражнения на четвереньках, смешанные висы, упражнения на наклонной плоскости.

Занятия в бассейне предусматривают упражнения у борта бассейна, плавание с помощью надувных снарядов, плотика и свободное плавание.

Различают три степени искривления позвоночника. При искривлении 1 степени применяют симметричные, общеукрепляющие специальные упражнения для укрепления мышц спины, брюшного пресса, грудной клетки, корригирующие упражнения в сочетании с дыхательными, упражнения на развитие координации, выработку правильной осанки. Используют ходьбу, упражнения в ИП лежа на спине, животе, стоя, включая упражнения с мячом, медицинболами. При слабом мышечном корсете занятия проводятся только в положении лежа.

При искривлении II степени добавляют при ходьбе динамические дыхательные упражнения, включают асимметричные упражнения, упражнения с отягощением гантелями, булавами;

упражнения на равновесие. ИП — стоя, лежа на спине, животе, боку. Больше времени отводят на корригирующие упражнения (противовыгибание, деторсионные упражнения). Последние при наличии торсии.

При Ш степени искривления  65 — 70% времени занятия проводятся в положении разгрузки позвоночника (лежа). Используют наряду с общеукрепляющими и дыхательными упражнениями специальные корригирующие, деторсионные.

Если в течение двух лет нарушение осанки  не прогрессирует, рекомендуются занятия спортом: плавание стилем брасс, волейбол, баскетбол, лыжи. Уровень физической подготовленности при помощи двигательных тестов: прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, прыжки через скакалку на двух ногах, удержание упражнения (ласточка), удержание спины в положении лежа на животе с поднятыми ногами и головой( в сек.) прирост во времени выполнения и количестве раз данных тестов характеризует положительный эффект физическом развитии ребенка. Результаты тестов должны быть отражены в личной карте ребенка.

 ЛФК при плоскостопии Плоскостопие обусловлено упрощением сводов стопы различной степени и может быть врожденным и приобретенным (после травм, параличей, больших постоянных нагрузок, иммобилизации и др.). Лечебная физкультура направлена на укрепление мышечно-связочного аппарата, поддерживающего свод стопы. Применяют общеукрепляющие и специальные упражнения. К числу специальных относят упражнения для мышц голени и стопы с захватыванием и перекладыванием пальцами стоп предметов, катание подошвами палки. Применяют ходьбу на носках, пятках, наружном крае стопы. Лечебной гимнастикой рекомендуется заниматься 2 — 3 раза в день, босиком на коврике, каждое упражнение повторять 5 — 10 раз.

Примерный комплекс упражнений лечебной гимнастики при плоскостопии

ИП — сидя на стуле, без предметов

1. Нога закинута на колено другой ноги — производить вращение стопой от наружного края стопы к внутреннему краю.

2. Раздвигать и сдвигать пальцы.

3. Ноги на полу. Делать движения ползания стопой вперед и назад (каждой ногой отдельно, а затем одновременно).

ИП — сидя на полу, с предметами

4. Руки назад, опираясь на ладони, ноги согнуты в коленях. Под стопы положить палку; поднимать таз, катать стопами палку вперед и назад.

5. Захватывать пальцами ног разные предметы (карандаш, палочку, шарик).

6. «Писание ногами» (карандаш или мел захватить всеми пальцами ноги, повернутой наружным краем стопы вниз).

7. Надевать носки без помощи рук, захватывая носок пальцами обеих ног.

ИП — стоя и в передвижении, с предметами

8. Ходить на «лыжах» на параллельно положенных гимнастических палках. Стремиться, чтобы стопы не соскальзывали с палок. Хождение производят по прямой линии и с поворотами, не нарушая параллельности палок.

9. Приседать стоя на параллельных палках.

10. Ходить по одной палке вперед и назад.

11. Захватывать пальцами ног шарики.

ИП — стоя и в передвижении, без предметов

12. Подниматься на пальцах одной и двух ног.

13. Приподнимать и опускать внутренние края стопы.

14. Ходить на наружном крае стопы.

Упражнения не должны вызывать усталости, боли. Лечебную гимнастику дополняют массажем стоп и голеней. Массаж проводят курсами по 20 — 25 процедур, после перерыва в 10 дней массаж возобновляют. Целесообразно обучиться самомассажу.

ЛФК при  врожденной косолапости

Используют активные упражнения, а также пассивные для растяжения укороченных мышц и связок; разгибание, отведение и приведение, супинация и пронация стоп. Лечебную гимнастику сочетают с массажем и ношением ортопедической обуви.

Литература.

  1. С.Н. Попов “Лечебная физкультура” .М., 1988г.
  2. И.М. Саркизов-Серазини “Врачебный контроль” М.,1961г.
  3. М.И. Фонорёв. “справочник по лечебной физкультуре” М.,1983г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа секции "Гимнастика"

Методический материал для учителей физической культуры, ведущие секцию "Гимнастика" в школе. Рабочая программа имеет следующую структуру:1. Пояснительная записка2. Содержание курса3. Учебно - тематиче...

Программа спортивной гимнастики

Спортивная гимнастикаПрограмма соревновнованийУпр. на брусьях (жен. и муж.)Вольные упр. (жен.и муж.)Опорный прыжок (жен. и муж.) Упр. на бревне (жен.)Упр. на коне (муж.)Кольца (муж.)Перекладина (...

программа ритмическая гимнастика для начальной школы

дана программа рпедназначена для учителей физической культуры, учителей начальных классов....

Рабочая программа по гимнастике 3 класс.

Тематическое планирование по гимнастике 3кл....

Программа по гимнастике

"Гармония в движении"...

Программа по гимнастике "Силуэт"

Программа по гимнастике "Силуэт" для девушек 10 - 11 классов является вариативной частью комплексной программы по физ. культуре....

Программа по гимнастике "Силуэт"

Программа по гимнастике "Силуэт" для девушек 10 - 11 классов является вариативной частью комплексной программы по физ. культуре....