Главные вкладки

    Рабочая программа секции "Гимнастика"
    рабочая программа по физкультуре по теме

    Агеров Николай Львович

    Методический материал для учителей физической культуры, ведущие секцию "Гимнастика" в школе. Рабочая программа имеет следующую структуру:

    1. Пояснительная записка

    2. Содержание курса

    3. Учебно - тематический план

    4. Требования к уровню подготовки обучающихся.

    5. Учебно - методическое обеспечение

    6. Календарно - тематическое планирование.

        Программа реализуется в течение 3 лет. Здесь представлен план первого  года обучения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gimnastika.doc170.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа секции «Гимнастика» разработана на основе примерной программы по предмету «Физическая культура»; программы «Физическая культура» (1-4 класс) автора А.П.Матвеева, изд. М. «Просвещение», 2011 год; программы «Акробатика для всех» В.В.Козлова, изд.М. «Владос», 2003 г.

    Актуальность.

    Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все время.

    В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья.

    Гимнастика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров.

    Отличительной чертой гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.

    Цель программы:

    Углубленное обучение детей гимнастике в доступной для них форме

    Задачи программы:

    1. Обучение детей акробатическим упражнениям;
    2. Совершенствование двигательной деятельности детей и формирование у них правильной осанки;
    3. Воспитание здоровых, всесторонне развитых, волевых и дисциплинированных школьников;
    4. Обучение основам техники гимнастических упражнений и формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования;
    1. Воспитание интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;
    1. Пропаганда физической культуры и спорта.

    Программа рассчитана на три года обучения:

    I год -  начальное обучение. Набор в группы детей 7-8 лет;

    II год – формирование и закреплдения основных двигательных навыков и умений;

    III год – углубленное усвоение акробатических элементов, подготовка к выступлениям на концертах и праздниках;

     Занятие проводится в группе по 10-12 человек, так как предусматривается работа индивидуально. Проводиться занятие 2 раза в неделю, в год 68 часов

    С целью более эффективного осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его природными особенностями программа построена по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста». Этот принцип был сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова и другие. Его применение позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.

    Для успешного решения задач используются следующие методы и приемы:

    1.Организационные:

    1. Наглядные (показ, помощь);
    2. Словесные (описание, объяснение, название упражнений);
    3. Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений);

    2.Мотивационные (убеждение, поощрение);

    3.Контрольно – коррекционные.

    Основной формой работы по программе является групповое учебно–тренировочное занятие. Кроме организованных учебно–тренировочных занятий, дети должны самостоятельно ежедневно проводить утреннюю зарядку, а также выполнять индивидуальные задания руководителя по совершенствованию своей физической и специальной подготовленности. Для выработки правильной осанки развития координации движения, овладения основам техники и стилем выполнения гимнастических упражнений рекомендуется на каждом занятии, выполнять комплекс хореографических упражнений у гимнастической стенки или в кругу, на занятиях использую игровой метод.  Для музыкальной окраски композиций использую технические средства обучения. Музыкальное сопровождение дает особый жизнеутверждающий ритм.

    Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом физической и технической подготовленности обучающихся.

    Изучение теоретического материала проводятся в процессе практических занятий  в форме бесед, презентаций.

    Физическая подготовка обучающихся является основой их будущих спортивных достижений. С целью ее обеспечения учебный материал содержит упражнения для общей и специальной физической подготовки, которые даются раздельно для каждой группы.

    Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе. На разных этапах подготовки задачи её меняются и становятся более целенаправленными.

    Запись в секцию должна производится с разрешения врача, а в течение всего периода обучения необходимо совместно с медицинским работником проводить диагностику показателей развития физических качеств и двигательных навыков детей.

    ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

    1.Безопасность.

    Соблюдение правил техники безопасности, создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

    2.Возрастное соответствие.

    Учитывают индивидуальные  возможности детей.

    3.Преемственность.

    Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития».

    4.Наглядность

    Активное использование предметной среды, в том числе искусственно организованной, опосредуемой вспомогательными приспособлениями.

    5.Дифференцированный подход.

            Учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка.

    6.Рефлексия.

            Совместное обсуждение увиденного, почувствованного на занятиях и краткое резюме педагога в конце занятия.

    Форма подведения итогов – контрольные занятия.  Разработаны контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной физической подготовленности по гимнастике.

    Успех в достижении высоких результатов зависит не только от физической и технической, но и от волевой подготовки детей. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность.

    Полученные знания и умения дети могут показать в различных физкультурных досугах, развлечениях и спортивных праздниках.

    СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ

    Подготовительная часть по продолжительности занимает 8-10 минут и имеет собственные задачи:

    1. Задачи биологического аспекта - подготовка организма детей к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия.)
    2. Задачи педагогического аспекта - формирование у детей умение выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движения.

    Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения подготовительную часть включать; нецелесообразно, т.к. они могут снизить работоспособность детей в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у детей таких двигательных качеств как сила, выносливость.

    Основная часть занятия занимает 15-20 минут и содержит следующие задачи: 1.Формирование жизненно необходимых и специальных  (гимнастических) двигательных навыков.

    2. Развитие волевых и физических качеств детей.

    Для решения этих задач в основной части занятия используется значительный подъем упражнений прикладные, акробатические и вольные.

    Заключительная часть занимает 3-5 минут. Основными ее задачами являются подготовка организма детей к предстоящей деятельности, подведение итогов данного занятия, задание на дом.

    В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, упражнения на расслабление), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные и т.п.).

    .

    СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ГИМНАСТИКА» (68 ЧАСОВ)

    I.Общие сведения о гимнастике (3 часа)

    Краткий обзор развития гимнастики в России

    Гимнастическая терминология

    Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике

    II.Упражнения на развитие гибкости (11 часов)

    Ходьба в приседе;

     Наклоны вперёд, назад, вправо, влево;

    Выпады и полушпагаты;

    Высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой;

    Широкие стойки на ногах;

    Комплексы ОРУ, включающие максимальное сгибание туловища (в стойках и седах);

    Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах;

    Индивидуальные комплексы физических упражнений по развитию гибкости.

    III.Упражнения на развитие ловкости и координации (11 часов)

    Произвольное преодоление простых препятствий;

    Ходьба по гимнастической скамейке;

    Воспроизведение заданной игровой позы;

    Жонглирование малыми предметами;

    Преодоление полос препятствий, включающих висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов и т.д.;

    Упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних участков тела на другие;

    Равновесия типа «ласточка»;

    Передвижения на носках, с поворотами и подскоками;

    Передвижения шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам.

    IV.Упражнения на формирование осанки (11 часов)

    Упражнения на проверку осанки;

    Ходьба на носках;

    Ходьба с заданной осанкой;

    Ходьба под музыкальное сопровождение;

    Танцевальные упражнения;

    Комплексы упражнений на контроль осанки в движении;

    Упражнения для укрепления  и коррекции мышечного корсета;

    Жонглирование на ограниченной опоре;

    Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков тела.

    V.Акробатические упражнения (35 часов)

    Упоры (присев, лёжа, согнувшись)

    Седы (на пятках, углом)

    Группировка, перекаты в группировке

    Стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги)

    Кувырок вперёд (назад)

    «мост» из положения лёжа на спине, «шпагаты» и складки

    Элементы танцевальной и хореографической подготовки

    Парная акробатика: хваты, основы  балансирования, силовые упражнения, пирамидковые упражнения

    Начальное обучение акробатическим прыжкам.

    Учебно – тематическое планирование курса «Гимнастика»

    п/п

    Наименование темы

    Количество часов

    Всего

    Теоретические занятия

    Практические занятия

    1

    Общие сведения о гимнастике

    3

    3

    -

    2

    Упражнения на развитие гибкости

    10

    1

    9

    3

    Упражнения на развитие ловкости и координации

    10

    1

    9

    4.

    Упражнения на формирование осанки

    10

    1

    9

    5.

    Акробатические упражнения

    35

    3

    32

    ИТОГО

    68

    9

    59

    К концу реализации программы по гимнастике дети должны:

    1. Уметь правильно выполнять акробатические упражнения;
    2. Запомнить последовательность упражнений в акробатической комбинации;
    3. Уметь владеть своим телом;
    4. Уметь легко выполнять упражнения;
    5. Научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений.

    Учебно – методическое обеспечение

    1. В.В.Козлов «Физическое воспитание детей «Акробатика»», изд.М. ВЛАДОС, 2003 г.
    2. В.П.Коркин «Акробатика», изд М. «Физкультура и  спорт», 1990 г.

    Оборудование:

    1.Маты;

    2.Гинастические ленты;

    3.Мячи (разного диаметра);

    4.Флажки;

    5.Гимнастические палки;

    6.Степ – скамейки;

    7.Аудио кассеты.

    Календарно – тематическое планирование курса «Гимнастика» (68 часов)

    № п/п

    Наименование раздела, темы

    Количество часов

    Дата проведения занятия

    Примечание

    1. Общие сведения о гимнастике (3 часа)

    1.

    Краткий обзор развития гимнастики в России

    1

    2.

    Гимнастическая терминология

    1

    3.

    Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике

    1

    II.Упражнения на развитие гибкости (10 часов)

    4

    Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах

    1

    5

    Наклоны туловища

    1

    6

    Выпады в стороны и вперёд

    1

    7

    Полушпагат

    1

    8

    Шпагат

    1

    9

    Развитие подвижности  в плечевых  суставах

    1

    10

    Развитие гибкости позвоночника

    1

    11

    Развитие подвижности  в тазобедренных суставах

    1

    12

    Обучение  комплексу ОРУ на развитие гибкости

    1

    13

    Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности

    1

    III.Упражнения на развитие ловкости и координации (10 часов)

    14

    Преодоление простых препятствий

    1

    15

    Передвижения по гимнастической скамейке

    1

    16

    Жонглирование малыми предметами

    1

    17

    Преодоление полосы препятствий

    1

    18

    Упражнения на переключение внимания

    1

    19

    Упражнения на равновесие

    1

    20

    Упражнения на координацию движения

    1

    21

    Передвижения на носках, с поворотами и подскоками

    1

    22

    Передвижения по намеченным ориентирам

    1

    23

    Тест «Прыжок в длину с места»

    1

    IV.Упражнения на формирование осанки (10 часов)

    24

    Упражнения на проверку осанки

    1

    25

    Ходьба на носках

    26

    Ходьба с заданной осанкой

    1

    27

    Комплексы упражнений на контроль осанки в движении

    1

    28-23

    Упражнения для укрепления  и коррекции мышечного корсета

    2

    30

    Жонглирование на ограниченной опоре

    1

    31-32

    Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков тела

    2

    33

    Упражнения с удержанием предмета на голове

    1

    V.Акробатические упражнения (35 часов)

    34

    Упор, присев

    1

    35

    Упор, лёжа

    1

    36

    Упор, согнувшись

    1

    37

    Сед на пятках

    1

    38

    Сед углом

    1

    39

    Группировка

    1

    40

    Перекаты

    1

    41

    Стойка на лопатках, согнув ноги

    1

    42

    Стойка на лопатках, выпрямив ноги

    1

    43

    Кувырок вперёд

    1

    44

    Кувырок назад

    1

    45

    Мост из положения лёжа на спине

    1

    46

    Шпагаты: левый, правый

    1

    47

    Шпагат прямой

    1

    48

    Элементы танцевальной и хореографической подготовки

    1

    49

    Парная акробатика: хваты

    1

    50

    Парная акробатика: основы балансирования

    1

    51

    Парная акробатика: силовые упражнения

    1

    52-53

    Поддержки

    2

    54-55

    Упоры в парах

    2

    56-57

    Стойки в парах

    2

    58-62

    Равновесие в парах

    5

    63

    Пирамидковые упражнения

    1

    64

    Построение пирамиды

    65

    Акробатические прыжки

    1

    66

    Тест «Подтягивание в висе на высокой перекладине (М0, на низкой перекладине (Д)»

    1

    67

    Тест «Угол в упоре»

    1

    68

    Показательные выступления

    1

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

    Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

    Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

    Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

    Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

    Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

    Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

    Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

    Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

    рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

    Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

    Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....