Рабочая программа секции "Гимнастика"
рабочая программа по физкультуре по теме

Агеров Николай Львович

Методический материал для учителей физической культуры, ведущие секцию "Гимнастика" в школе. Рабочая программа имеет следующую структуру:

1. Пояснительная записка

2. Содержание курса

3. Учебно - тематический план

4. Требования к уровню подготовки обучающихся.

5. Учебно - методическое обеспечение

6. Календарно - тематическое планирование.

    Программа реализуется в течение 3 лет. Здесь представлен план первого  года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gimnastika.doc170.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа секции «Гимнастика» разработана на основе примерной программы по предмету «Физическая культура»; программы «Физическая культура» (1-4 класс) автора А.П.Матвеева, изд. М. «Просвещение», 2011 год; программы «Акробатика для всех» В.В.Козлова, изд.М. «Владос», 2003 г.

Актуальность.

Тема здоровья и физического развития детей была, есть и будет актуальной во все время.

В системе физического воспитания гимнастике принадлежит ведущая роль в деле укрепления здоровья.

Гимнастика – это тренирующие упражнения, направленные на конкретные мышечные группы. Они оказывают трофическое влияние, усиливают регулирующую роль коры головного мозга, способствуют тренировке двигательного и лежащих рядом с ним речевых центров.

Отличительной чертой гимнастики является многообразие средств и методов их применения, что позволяет целенаправленно воздействовать на развитие всех основных функций организма.

Цель программы:

Углубленное обучение детей гимнастике в доступной для них форме

Задачи программы:

  1. Обучение детей акробатическим упражнениям;
  2. Совершенствование двигательной деятельности детей и формирование у них правильной осанки;
  3. Воспитание здоровых, всесторонне развитых, волевых и дисциплинированных школьников;
  4. Обучение основам техники гимнастических упражнений и формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования;
  1. Воспитание интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;
  1. Пропаганда физической культуры и спорта.

Программа рассчитана на три года обучения:

I год -  начальное обучение. Набор в группы детей 7-8 лет;

II год – формирование и закреплдения основных двигательных навыков и умений;

III год – углубленное усвоение акробатических элементов, подготовка к выступлениям на концертах и праздниках;

 Занятие проводится в группе по 10-12 человек, так как предусматривается работа индивидуально. Проводиться занятие 2 раза в неделю, в год 68 часов

С целью более эффективного осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в соответствии с его природными особенностями программа построена по принципу «Каждый ребенок продвигается в своем физическом развитии от программы – минимум до программы – максимум, независимо от возраста». Этот принцип был сформирован на основе идей Л.В. Выготского, А.И. Леонтьева, Л.В. Занкова и другие. Его применение позволяет вызывать у детей личную заинтересованность в самостоятельном совершенствовании своих результатов.

Для успешного решения задач используются следующие методы и приемы:

1.Организационные:

  1. Наглядные (показ, помощь);
  2. Словесные (описание, объяснение, название упражнений);
  3. Практические (повторение, самостоятельное выполнение упражнений);

2.Мотивационные (убеждение, поощрение);

3.Контрольно – коррекционные.

Основной формой работы по программе является групповое учебно–тренировочное занятие. Кроме организованных учебно–тренировочных занятий, дети должны самостоятельно ежедневно проводить утреннюю зарядку, а также выполнять индивидуальные задания руководителя по совершенствованию своей физической и специальной подготовленности. Для выработки правильной осанки развития координации движения, овладения основам техники и стилем выполнения гимнастических упражнений рекомендуется на каждом занятии, выполнять комплекс хореографических упражнений у гимнастической стенки или в кругу, на занятиях использую игровой метод.  Для музыкальной окраски композиций использую технические средства обучения. Музыкальное сопровождение дает особый жизнеутверждающий ритм.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом физической и технической подготовленности обучающихся.

Изучение теоретического материала проводятся в процессе практических занятий  в форме бесед, презентаций.

Физическая подготовка обучающихся является основой их будущих спортивных достижений. С целью ее обеспечения учебный материал содержит упражнения для общей и специальной физической подготовки, которые даются раздельно для каждой группы.

Техническая подготовка осуществляется с помощью комплексов упражнений, описанных в программе. На разных этапах подготовки задачи её меняются и становятся более целенаправленными.

Запись в секцию должна производится с разрешения врача, а в течение всего периода обучения необходимо совместно с медицинским работником проводить диагностику показателей развития физических качеств и двигательных навыков детей.

ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ:

1.Безопасность.

Соблюдение правил техники безопасности, создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

2.Возрастное соответствие.

Учитывают индивидуальные  возможности детей.

3.Преемственность.

Каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формируют «зону ближайшего развития».

4.Наглядность

Активное использование предметной среды, в том числе искусственно организованной, опосредуемой вспомогательными приспособлениями.

5.Дифференцированный подход.

        Учет индивидуальных способностей и физического развития ребенка.

6.Рефлексия.

        Совместное обсуждение увиденного, почувствованного на занятиях и краткое резюме педагога в конце занятия.

Форма подведения итогов – контрольные занятия.  Разработаны контрольные упражнения и нормативы для оценки общей и специальной физической подготовленности по гимнастике.

Успех в достижении высоких результатов зависит не только от физической и технической, но и от волевой подготовки детей. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку, целеустремленность.

Полученные знания и умения дети могут показать в различных физкультурных досугах, развлечениях и спортивных праздниках.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ПО СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ

Подготовительная часть по продолжительности занимает 8-10 минут и имеет собственные задачи:

  1. Задачи биологического аспекта - подготовка организма детей к предстоящей работе (настрой центральной нервной системы, подготовка опорно-двигательного аппарата к выполнению упражнений основной части занятия.)
  2. Задачи педагогического аспекта - формирование у детей умение выполнять двигательные действия в разном темпе с разной амплитудой и степенью мышечного напряжения, овладение школой движения.

Для решения этих задач в подготовительной части используются различные средства: строевые упражнения, разновидности передвижений, танцевальные упражнения, подвижные игры, вольные упражнения с элементами на координацию движений. Упражнения с высокой интенсивностью выполнения подготовительную часть включать; нецелесообразно, т.к. они могут снизить работоспособность детей в основной части. Поэтому здесь не ставятся задачи развития у детей таких двигательных качеств как сила, выносливость.

Основная часть занятия занимает 15-20 минут и содержит следующие задачи: 1.Формирование жизненно необходимых и специальных  (гимнастических) двигательных навыков.

2. Развитие волевых и физических качеств детей.

Для решения этих задач в основной части занятия используется значительный подъем упражнений прикладные, акробатические и вольные.

Заключительная часть занимает 3-5 минут. Основными ее задачами являются подготовка организма детей к предстоящей деятельности, подведение итогов данного занятия, задание на дом.

В заключительной части занятия обычно используются успокаивающие упражнения (ходьба, упражнения на расслабление), отвлекающие (на внимание, на координацию, спокойные игры, выполняемые с музыкальным сопровождением), упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния (танцевальные и т.п.).

.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ГИМНАСТИКА» (68 ЧАСОВ)

I.Общие сведения о гимнастике (3 часа)

Краткий обзор развития гимнастики в России

Гимнастическая терминология

Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике

II.Упражнения на развитие гибкости (11 часов)

Ходьба в приседе;

 Наклоны вперёд, назад, вправо, влево;

Выпады и полушпагаты;

Высокие взмахи поочерёдно и попеременно правой и левой ногой;

Широкие стойки на ногах;

Комплексы ОРУ, включающие максимальное сгибание туловища (в стойках и седах);

Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах;

Индивидуальные комплексы физических упражнений по развитию гибкости.

III.Упражнения на развитие ловкости и координации (11 часов)

Произвольное преодоление простых препятствий;

Ходьба по гимнастической скамейке;

Воспроизведение заданной игровой позы;

Жонглирование малыми предметами;

Преодоление полос препятствий, включающих висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов и т.д.;

Упражнения на переключение внимания и чувственного контроля с одних участков тела на другие;

Равновесия типа «ласточка»;

Передвижения на носках, с поворотами и подскоками;

Передвижения шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам.

IV.Упражнения на формирование осанки (11 часов)

Упражнения на проверку осанки;

Ходьба на носках;

Ходьба с заданной осанкой;

Ходьба под музыкальное сопровождение;

Танцевальные упражнения;

Комплексы упражнений на контроль осанки в движении;

Упражнения для укрепления  и коррекции мышечного корсета;

Жонглирование на ограниченной опоре;

Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков тела.

V.Акробатические упражнения (35 часов)

Упоры (присев, лёжа, согнувшись)

Седы (на пятках, углом)

Группировка, перекаты в группировке

Стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги)

Кувырок вперёд (назад)

«мост» из положения лёжа на спине, «шпагаты» и складки

Элементы танцевальной и хореографической подготовки

Парная акробатика: хваты, основы  балансирования, силовые упражнения, пирамидковые упражнения

Начальное обучение акробатическим прыжкам.

Учебно – тематическое планирование курса «Гимнастика»

п/п

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Общие сведения о гимнастике

3

3

-

2

Упражнения на развитие гибкости

10

1

9

3

Упражнения на развитие ловкости и координации

10

1

9

4.

Упражнения на формирование осанки

10

1

9

5.

Акробатические упражнения

35

3

32

ИТОГО

68

9

59

К концу реализации программы по гимнастике дети должны:

  1. Уметь правильно выполнять акробатические упражнения;
  2. Запомнить последовательность упражнений в акробатической комбинации;
  3. Уметь владеть своим телом;
  4. Уметь легко выполнять упражнения;
  5. Научиться чувствовать себя уверенно при выполнении упражнений.

Учебно – методическое обеспечение

  1. В.В.Козлов «Физическое воспитание детей «Акробатика»», изд.М. ВЛАДОС, 2003 г.
  2. В.П.Коркин «Акробатика», изд М. «Физкультура и  спорт», 1990 г.

Оборудование:

1.Маты;

2.Гинастические ленты;

3.Мячи (разного диаметра);

4.Флажки;

5.Гимнастические палки;

6.Степ – скамейки;

7.Аудио кассеты.

Календарно – тематическое планирование курса «Гимнастика» (68 часов)

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата проведения занятия

Примечание

  1. Общие сведения о гимнастике (3 часа)

1.

Краткий обзор развития гимнастики в России

1

2.

Гимнастическая терминология

1

3.

Меры предупреждения травм на занятии по гимнастике

1

II.Упражнения на развитие гибкости (10 часов)

4

Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности в суставах

1

5

Наклоны туловища

1

6

Выпады в стороны и вперёд

1

7

Полушпагат

1

8

Шпагат

1

9

Развитие подвижности  в плечевых  суставах

1

10

Развитие гибкости позвоночника

1

11

Развитие подвижности  в тазобедренных суставах

1

12

Обучение  комплексу ОРУ на развитие гибкости

1

13

Тестовые упражнения по оценке гибкости и подвижности

1

III.Упражнения на развитие ловкости и координации (10 часов)

14

Преодоление простых препятствий

1

15

Передвижения по гимнастической скамейке

1

16

Жонглирование малыми предметами

1

17

Преодоление полосы препятствий

1

18

Упражнения на переключение внимания

1

19

Упражнения на равновесие

1

20

Упражнения на координацию движения

1

21

Передвижения на носках, с поворотами и подскоками

1

22

Передвижения по намеченным ориентирам

1

23

Тест «Прыжок в длину с места»

1

IV.Упражнения на формирование осанки (10 часов)

24

Упражнения на проверку осанки

1

25

Ходьба на носках

26

Ходьба с заданной осанкой

1

27

Комплексы упражнений на контроль осанки в движении

1

28-23

Упражнения для укрепления  и коррекции мышечного корсета

2

30

Жонглирование на ограниченной опоре

1

31-32

Комплексы упражнений на чередование напряжения и расслабления мышц отдельных участков тела

2

33

Упражнения с удержанием предмета на голове

1

V.Акробатические упражнения (35 часов)

34

Упор, присев

1

35

Упор, лёжа

1

36

Упор, согнувшись

1

37

Сед на пятках

1

38

Сед углом

1

39

Группировка

1

40

Перекаты

1

41

Стойка на лопатках, согнув ноги

1

42

Стойка на лопатках, выпрямив ноги

1

43

Кувырок вперёд

1

44

Кувырок назад

1

45

Мост из положения лёжа на спине

1

46

Шпагаты: левый, правый

1

47

Шпагат прямой

1

48

Элементы танцевальной и хореографической подготовки

1

49

Парная акробатика: хваты

1

50

Парная акробатика: основы балансирования

1

51

Парная акробатика: силовые упражнения

1

52-53

Поддержки

2

54-55

Упоры в парах

2

56-57

Стойки в парах

2

58-62

Равновесие в парах

5

63

Пирамидковые упражнения

1

64

Построение пирамиды

65

Акробатические прыжки

1

66

Тест «Подтягивание в висе на высокой перекладине (М0, на низкой перекладине (Д)»

1

67

Тест «Угол в упоре»

1

68

Показательные выступления

1