Физическое воспитание дошкольников.
методическая разработка по физкультуре по теме

Алла Викторовна Чернышова

Актуальность данной темы заключается в том, что, в современном мире на детей ложится большая психологическая нагрузка, быстрый темп жизни требует выносливости и хорошей физической формы. Задача всех взрослых научить ребенка культуре физического воспитания, приучить его к тому, что поддержание спортивной формы – это естественный и постоянный процесс. Тогда ребенок в дальнейшей жизни будет воспринимать физическую нагрузку, часть нормального образа жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Физическое воспитание дошкольников.  

Полноценное физическое развитие дошкольника – это, прежде всего, своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие интереса к различным, доступным ребенку видам движений, воспитание положительных нравственно-волевых черт личности.

И достичь этого можно только гармонизацией зоны ближайшего развития ребенка (семьи) с зоной социализации – пространством дошкольного учреждения. Чем более тесным будет взаимодействие близких ребенку людей со средой ДОУ, тем легче и эффективнее протекает процесс гармоничного физического развития ребенка.

Актуальность данной темы заключается в том, что, в современном мире на детей ложится большая психологическая нагрузка, быстрый темп жизни требует выносливости и хорошей физической формы. Задача всех взрослых научить ребенка культуре физического воспитания, приучить его к тому, что поддержание спортивной формы – это естественный и постоянный процесс. Тогда ребенок в дальнейшей жизни будет воспринимать физическую нагрузку, часть нормального образа жизни.

Цель работы – изучить взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в сохранении физического здоровья детей старшего возраста дошкольного возраста.

Отсюда вытекают такие задачи:

• Изучить особенности физической нагрузки детей дошкольного возраста;

• Охарактеризовать виды физических занятий с детьми в детском саду;

• Рассмотреть спортивную подготовку в семье;

• Изучить совместные спортивные мероприятия.

В настоящее же время одной из серьезных проблем, самым неблагоприятным образом сказывающейся на здоровье человека, рассматривается недостаток движения. Такое положение определяется, прежде всего, снижением доли физического труда человека в быту и в производстве. Педагоги должны постоянно обдумывать возможные способы приучения детей к физическому воспитанию.

Физическое воспитание как условие сохранения психофизического и социального здоровья детей

Процесс взаимодействия родителей и педагогов обеспечивает наиболее благоприятные условия для полноценного развития детей. Педагоги дошкольных учреждений должны вести работу с родителями, и оказывать помощь семье. Педагоги должны проводить собрания родителей, организовывать индивидуальные разъяснительные беседы, массовые мероприятия, праздники, показательные индивидуальные и групповые занятия, оформлять тематические стенды и т. д.

Необходимо всестороннее взаимодействие дошкольного учреждения и семьи с целью укрепления физического здоровья детей, их полноценного развития, коррекции трудностей их поведения.

Для согласованности требований дошкольного учреждения и семьи используются различные формы взаимодействия: посещение педагогом семьи, и родителями посещение детского сада, беседы с родителями, консультации специалистов, родительские собрания, проведение открытых занятий и т. д. В последнее время активно внедряется новая форма взаимодействия в рамках педагогики сотрудничества – организация клубов по интересам для совместной работы взрослых и детей на базе дошкольного учреждения, например, спортивные клубы. Практикуется руководство родителей студийными занятиями детей: можно привлечь руководить родителями спортивными кружками для детей.

Совместная работа педагогов и родителей – неотъемлемая часть педагогического процесса. Родительские собрания в дошкольном учреждении проводятся, как правило, не реже 3 раз в год. Родителей конкретно ориентируют в состоянии ребенка и в той работе, которую они должны проводить параллельно со специалистами и под их руководством.

Обучение, воспитание и перевоспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. Педагоги и родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребенка.

Родители и педагоги должны знать возрастные закономерности формирования ребенка, должны наметить план совместных мероприятий нацеленных на укрепление физического здоровья ребенка. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям физкультурой, должен замечать свои успехи, радоваться им. У ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы.

Интерес к совместной работе по воспитанию физически здорового ребенка в детском саду далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребенка людей, его семьи.

В воспитании и развитии дошкольника важны все факторы воздействия на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.

Классификация форм физического воспитания в зависимости от места организации и медико-социальной направленности занятий:

1. Групповые и массовые формы занятий в режиме учреждения:

• физкультурно-оздоровительные занятия в детском саду: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулке, физкультурные минуты, физкультурный досуг, физкультурный праздник, день здоровья;

• физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: гимнастика на занятиях, физкультурные минуты, физические упражнения и подвижные игры на прогулках, ежедневный час здоровья, ежедневные физкультурные занятия в группах;

• дополнительные формы занятий физической культурой и спортом в секциях: группы общей физической подготовки, лечебной физкультуры, кружки физической культуры, спортивные секции по видам спорта;

• совместные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия: ежемесячные дни здоровья и спорта, мероприятия: (соревнования, кросс, туризм, многоборье, олимпийские старты и др.);

• физкультурно-оздоровительные занятия в режиме дня дошкольников: гимнастика до занятий, физкультурная пауза, производственная гимнастика и др.

2. Групповые и массовые формы занятий в режиме свободного времени: абонементные группы плавания, группы закаливания, занятия в клубах объединяющих любителей бега и ходьбы, велоспорта и др., групповой туризм выходного дня, школы спортивного высшего мастерства, детские спортивные клубы, спортивные секции, школьные спартакиады, школьные соревнования по отдельным видам спорта и др.

3. Индивидуальные занятия физической культурой и спортом: утренняя гимнастика, прогулки, закаливание, домашнее задание по физкультуре, самостоятельная тренировка по индивидуальному плану.

Многие традиционные формы занятий физическими упражнениями, а также использование естественных факторов природы заменяются сейчас новыми, учитывающими интересы и возможности детей. Речь идет о спортивных танцах, ритмической гимнастике, «аэробике», веселых физкультурных аттракционах, китайской гимнастике — «ушу». Необходимо отказаться, от жесткой регламентации дополнительных форм занятий физической культурой и спортом. Важно, чтобы они были неформальными и доступными. Главная цель - способность гармонического развития и укрепления здоровья средствами физического воспитания. Разнообразие форм и средств физического воспитания дает возможность, с одной стороны, достичь наибольшего эффекта, а с другой - учитывать интересы, желание и индивидуальные психофизиологические особенности дошкольников. В целях взаимосвязи всех форм, средств создаются комплексные программы, включающие уроки физкультуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня и в режиме свободного времени, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Кроме того, существуют дополнительные научно обоснованные программы дополнительной спортивной подготовки по отдельным видам спорта.

Задача дошкольного образовательного учреждения организовать все выше перечисленные формы занятий, и привлечь родителей в участии в этих мероприятиях: пригласить родителей в качестве тренеров, в какую-нибудь спортивную секцию, провести массовый спортивный праздник для всей семьи, дать рекомендации каким видом спорта лучше заниматься данному ребенку, провести массовое мероприятие (например, прощание с зимой) с участием родителей и физически-активными конкурсами.

Физическое воспитание имеет целью формирование с помощью средств физкультуры и спорта таких ценностных ориентаций, которые выражаются, во-первых, в понимании необходимости и полезности для человека занятии физкультурой и спортом; во-вторых, в привитии интереса к занятиям физической культурой и спортом, в выработке потребности регулярно и систематически использовать физические упражнения для укрепления своего тела и духа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Авторы работы: Малышев Алексей Иванович - канд. пед. наук, доцент и Матвеева Наталья Назимовна - руководитель физического воспитания ГБДОУ № 85 Санкт-Петербурга В  работе предпринята...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К СТАТЬЕ "СОДЕРЖАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"...

Аспекты физического воспитания дошкольника

АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА 1.1 Актуализация проблем здорового образа жизни детей дошкольного возраста. Образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обсто...

Физическое воспитание дошкольников в семье

Введение    В  «Программе воспитания и обучения в детском саду» особое значение придается физическому воспитанию,которое строится на основе знаний о возрастных,индивидуальны...

Совместная работа ДОО и семьи по физическому воспитанию дошкольников

Совместная работа ДОО и семьи по физическому воспитанию дошкольников...

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ...