ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ
статья по физкультуре по теме
Актуальность военно-патриотического воспитания учащихся возрастает в наше время, так как в государстве не существует целенаправленной подготовки юношей к службе Российской армии и Военно-Морского флота. Военная служба для большинства является экстремальной ситуацией, поэтому психологическая подготовка, знание основ военного дела и занятия военно-прикладными видами деятельности помогут юношам быстрее приспособиться к условиям военной службы.
В специализированных учреждениях физическая культура должна иметь также специализированный характер.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.
Основное назначение ППФП - направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, необходимых в связи с особыми внешними условиями труда. Параллельно происходит общее укрепление организма и здоровье человека, повышается уровень его всестороннего физического развития. По существу, это есть прикладно-профилированый процесс физического воспитания, который организуется в специальных учебных заведениях.
Сложившаяся система ППФП призвана решать задачи развития профессионально значимых физических качеств, обучения прикладным двигательным умениям и навыкам. Наиболее интенсивно ППФП проводится в специальных полувоенных, военных учебных заведениях и в армии, где она приобретает военно-прикладную направленность и свою специфику в различных родах войск.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
В КАДЕТСКОЙ ШКОЛЕ
Учитель физической культуры: Тупчая С.Е.
МБОУ «Морская кадетская школа имени адмирала Котова П.Г.» г. Северодвинск
Наилучшими примерами воплощения в современных условиях правильного цельного школьного образования и воспитания были русские кадетские корпуса.
Уже в XV и XVI веках в России существовали полки дворянских детей, которые даже принимали участие в качестве вспомогательных частей в военных действиях. Эти полки и являются прямыми отечественными предшественниками русских кадетских корпусов.
Однако само слово «кадет» французского происхождения и по своему общему смыслу обозначает «младший», более точный смысл этого слова гласит: маленький или будущий возглавитель.
Соединение во Франции этих «кадет» в роты или в специальные школы для военной подготовки и было зачатком современных кадетских корпусов, которые в разных странах и в разные эпохи также назывались «военными гимназиями», «кадетскими школами», «военными лицеями» и «военными училищами».
Слово "кадет”, означавшее с 30-х гг. XVIII в. и в русском языке воспитанника военно-учебного заведения, не потеряло своего значения и в данное время.
Современная кадетская школа - это своего рода специальное военно-учебное заведение, которое должно дать возможность детям получить наряду со средним образованием военные и военно-технические знания, необходимые для дальнейшего успешного обучения в средних и высших военно-учебных заведениях Вооруженных Сил и последующей службы в офицерских званиях.
Актуальность военно-патриотического воспитания учащихся возрастает в наше время, так как в государстве не существует целенаправленной подготовки юношей к службе Российской армии и Военно-Морского флота. Военная служба для большинства является экстремальной ситуацией, поэтому психологическая подготовка, знание основ военного дела и занятия военно-прикладными видами деятельности помогут юношам быстрее приспособиться к условиям военной службы. Многие юноши мечтают о море, о карьере военного. Во время обучения некоторые понимают, что лучше проявят себя в других сферах нашей жизни. Другие наоборот, убеждаются в том, что именно в трудностях судьбы военного или моряка их истинное призвание.
В специализированных учреждениях физическая культура должна иметь также специализированный характер. Специализированное направление физической культуры используется в сфере трудовой, служебной, оздоровительно-реабилитационной и спортивной деятельности. В общей структуре физической культуры различается ряд крупных разделов. Каждый из них представлен ее своеобразными видами и разновидностями определенного типа (профессионально-прикладная физическая культура, производственная физическая культура, военно-прикладная физическая культура, а также спорт и оздоровительно-реабилитационная физическая культура).
Профессионально-прикладная физическая культура (ППФК). Она подразделяется на собственно профессионально-прикладную (в частности, производственную) и военно- прикладную. Особенности этих компонентов физической культуры определяются тем, что они включены в систему специальной подготовки человека к конкретной деятельности, являющейся основной на жизненном пути. ППФК направлена, таким образом, на создание предпосылок для успешного освоения той или иной профессии, на оптимизацию профессиональной деятельности и ее воздействия на человека.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии.
Основное назначение ППФП - направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, необходимых в связи с особыми внешними условиями труда. Параллельно происходит общее укрепление организма и здоровье человека, повышается уровень его всестороннего физического развития. По существу, это есть прикладно-профилированый процесс физического воспитания, который организуется в специальных учебных заведениях. Имеется немало профессий, требующих, чтобы профессионально-прикладная подготовка не только предшествовала профессиональной деятельности, но и постоянно сопутствовало бы ей (особенно в военных профессиях, предъявляющих высокие требования к физическим качествам человека).
Сложившаяся система ППФП призвана решать задачи развития профессионально значимых физических качеств, обучения прикладным двигательным умениям и навыкам. Наиболее интенсивно ППФП проводится в специальных полувоенных, военных учебных заведениях и в армии, где она приобретает военно-прикладную направленность и свою специфику в различных родах войск.
Модернизация российского образования предполагает значительное обновление его содержания, что относится и к физкультурному образованию учащихся школ профильного типа. Общеобразовательные учебные заведения военного, юридического и иного силового профиля в процессе организации занятий по предмету «физическая культура», как правило, руководствуются положениями федерального компонента государственного стандарта общего образования, а также обязательного минимума содержания основных образовательных программ среднего (полного) общего образования на профильном уровне. В результате изучения физической культуры на профильном уровне в старших классах ученик должен использовать приобретенные знания и умения «для подготовки к службе в Вооруженных Силах РФ, МВД России, ФСБ России, МЧС России», что предполагает дифференциацию и отбор школьников по направлениям профильного образования.
Согласно нашим представлениям специфика физкультурного образования в учреждениях общего образования силового профиля заключается в следующем: ведущим направлением физического воспитания учащихся начальной и основной школы является военная физическая подготовка, которая организуется под руководством специалистов в области физической культуры и спорта, имеющих стаж службы в рядах Вооруженных Сил. В начальных классах должны быть созданы условия для удовлетворения потребностей детей в разнообразных видах физкультурно-спортивной деятельности. При этом объем полезной двигательной активности каждого школьника во второй половине дня составляет 4-6 часов в неделю, а основные методы занятий физическими упражнениями - игровой и соревновательный. Оптимизация двигательной активности учащихся начальных классов необходима с целью формирования устойчивых интересов к спортивному совершенствованию в подростковом и юношеском возрасте, а также для развития профессионально значимых способностей и личностных качеств.
Учащимся предоставляется свобода выбора занятий профессионально-прикладными видами спорта во внеурочное время, в процессе которых обеспечивается теоретическая, психологическая, физическая и техническая подготовка. Наибольшее прикладное значение имеет организация занятий такими видами спорта, как спортивные единоборства, прикладные виды плавания, туризма и стрельбы, спортивное ориентирование, спортивные виды гимнастики. В процессе физического совершенствования внимание учащихся акцентируется на формировании компонентов ППФК личности, развитии целеустремленности, настойчивости и волевого самоконтроля. Учащиеся привлекаются к участию в военно-спортивных играх, к соревнованиям по военному многоборью и другим прикладным видам профессионально-прикладной физической подготовки.
ППФК в кадетской школе тесно связана с базовой физической культурой. Их органическая связь заключается в первую очередь в том, что ППФП строится на базе предпосылок, создаваемых общей физической подготовке. Кроме того, в состав элементов производственной и военно-прикладной физической культуры входят соответственно преобразованные элементы базовой физической культуры и спорта.
Надлежащая физическая подготовка учащихся кадетской школы является первостепенным условием быстрой адаптации начинающих молодых солдат к воинской службе и фундаментом дальнейшего успешного выполнения служебных обязанностей. Поэтому они должны иметь необходимый уровень физической и психологической подготовки, быть способными за короткое время овладеть программой общевойсковой подготовки молодого бойца. Физическую подготовку организуют и обеспечивают преподаватели физического воспитания, которые оказывают содействие их физическому развитию и закалке, повышению психологической стойкости, формированию моральных качеств и уверенности в своих силах, расширению мировоззрения.
Комплекс учебных и воспитательных задач в системе физической подготовки требует от учащихся умения выполнять физические упражнения разной сложности на спортивных снарядах, преодолевать разные препятствия, владеть широким арсеналом двигательных навыков, иметь необходимые в воинской деятельности и в жизни высокие нравственно-боевые качества (смелость, выдержку, настойчивость, сообразительность и т.п) и физические качества (силу, выносливость, скорость, способность переносить перегрузки и др.).
В процессе прикладной физической подготовки создаются дополнительные возможности совершенствовать:
• физическую подготовленность — повысить основные физические двигательные качества, обогатить общую двигательную базу, двигательный опыт кадета, научить его свободно владеть своим телом, быть физически закаленным и не зависеть от жизненных и воинских трудностей;
• психологическую подготовленность — улучшить психологические качества и процессы: психологическую мобильность и стойкость, точность восприятия впечатлений, богатство ощущений, силу воли и характера, память, внимание, способность сосредотачиваться;
• моральную подготовленность — создать и укрепить систему нравственных ценностей, убеждений, идейную стойкость, патриотизм, стойкость духа и т. п.
Физическая подготовка юношей в кадетской школе осуществляется в двух направлениях:
1. В форме занятий по физическому воспитанию по государственным программам для учебных заведений, с обязательным участием в соревнованиях во время проведения спортивно-массовой работы.
2. В форме занятий по специальной физической подготовке по темам, предусмотренным программами дополнительного образования. Такими как: Военно-патриотический клуб "Кадет", «Огневая подготовка», «Меткий стрелок», «ОФП. Подвижные игры», «Спортивные игры», «Лыжные гонки», «Лёгкая атлетика», «Строевая подготовка», «Морская практика», «Основы медицинских знаний», «Будь здоров», «Спортивные танцы» и др.
В процессе практических занятий по специальной физической подготовке учитывается начальный уровень физической подготовленности, определяемый путем тестирования на первых занятиях. Содержанием военно-прикладной физической подготовки предусмотрены следующие виды физического воспитания: преодоление препятствий, метание гранаты, лыжная подготовка (боевые приёмы на лыжах), рукопашный бой, гимнастика, игры, плавание, стрелковая подготовка.
Отдельными тематическими занятиями военно-прикладной физической подготовки кадет предусмотрено:
• преодоления препятствий и метание гранаты — разучивание и тренировки в преодолении отдельных препятствий: преодоление препятствий прыжком, используя упор на руку и ногу; прыжки вниз (в глубину) из положения сидя, из виса; перелезание силой с опорой на бедро товарища, на плечи товарища, с использованием бревна; перемещения по горизонтальному и вертикальному канатах; преодоление системы препятствий; преодоление единой системы препятствий; метание гранаты в цель;
- лыжная подготовка – строевые приёмы с лыжами и на лыжах, боевые приёмы на лыжах, приёмы стрельбы с лыж, метание гранаты, перебежки и переползания на лыжах;
• гимнастика — упражнения на отдельных снарядах; вольные упражнения — выполнение двух комплексов вольных упражнений на счет до 16; перекладина — подтягивание максимальное количество раз; подъем из виса переворотом в упор; подъем из виса силой в упор; в упоре маховые движения правой (левой) ногой вперед и назад; брусья — сгибание и разгибание рук в упоре; сгибание и разгибание рук в размахивании; размахивание в упоре на руках, из размахиваний в упоре на руках подъем разгибанием в сед (ноги врозь); размахивания в упоре; соскоки из упора махом назад (на пр. лев. сторону); соскоки из упора махом вперед под углом (вправо, влево); прыжки опорные — прыжок через «козла» в ширину (ноги врозь; согнув ноги); прыжок через коня в длину (ноги врозь), высота снаряда 120 см; канат — лазанье с помощью ног; лазанье без помощи ног; поднимание веса — гири 16–24 кг, штанги, другого веса (патронного ящика);
• рукопашный бой — разучивание и тренировки подготовительных приемов (самостраховка, подготовка к бою); разучивание и тренировки основных приемов (задняя подножка, связывание противника; защита от ударов рукой, ногой; уклонение от захватов противника; защита от удара ножом: сверху, сбоку, снизу, прямо; обезоруживание противника во время попытки достать пистолет, при угрозе пистолетом вплотную спереди, сзади);
• плавание — плавание свободным стилем, брассом, на спине; прыжки в воду вниз головой, вниз ногами, ныряние; повороты в воде; ныряние в длину (на расстояние), прикладные способы плавания;
• игры — разучивание и тренировки разных игровых упражнений (передача, прием, ведения мяча; броски, удары по мячу, движение с мячом) в отдельных видах спортивных игр — футболе, баскетболе, волейболе, гандболе.
- стрелковая подготовка – приёмы и правила стрельбы, изготовка к стрельбе, прицеливание, спуск курка.
Одновременно с изучением элементов отдельных видов специальной физической подготовки в процессе занятий совершенствуются умения и навыки, приобретенные учениками на предыдущих занятиях по физическому воспитанию и строевой подготовке (построения, равнения, передвижения, строевые приемы, которые должны выполняться по командам и в порядке, определенном Строевым уставом Вооруженных Сил).
Кроме практических занятий, запланированных в расписании один раз в неделю, важную роль в прикладной физической подготовке кадет играет система соревнований, проводимых во время спортивно-массовой работы. Такие соревнования должны включать или отдельные упражнения, или комплексы упражнений из программ дополнительного образования.
Нормативы оценки физической подготовленности и государственные тесты по прикладной физической подготовке допризывной молодежи состоят из следующих испытаний:
• на выносливость — бег 3000 м — для юношей или 2000 м для девушек;
• на силу: 1) подтягивание на перекладине; 2) комплексное силовое упражнение; 3) прыжок в длину с места;
• на скорость — бег на 100 м; • на ловкость — челночный бег 5 х 10 м;
• освоение прикладных навыков — плавание, метание гранаты, стрельба.
Все испытания проводятся по установленным нормативам, с определением соответствующей суммы баллов, являющейся критерием уровня физической подготовленности каждого кадета.
Таким образом, профильный уровень обучения учащихся и их самоопределение во многом обусловлены содержательной стороной физкультурного образования и его сопровождения в начальной и основной школе. Для общеобразовательных учреждений силового профиля принципиальное значение имеет переход на такой характер обучения, при котором учащиеся своевременно овладевают ценностями ППФК. В настоящее время ценности непрерывного профессионально направленного физкультурного образования детей и подростков имеют ведущее значение, поскольку это образование направлено на их комплексную подготовку к трудовой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе.
«Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»учитель физического воспитания Савашинский Николай Николаевич Главная задача учителя физической культуры...
тематическое планирование по физической культуре в начальной школе
Данный материал - это рабочие программы по физической культуре для тех, кто работает в начальной школе в настоящее время....
Календарно-тематическое планирование уроков физической культуры в коррекционной школе 8 вида.
План составлен в соответствии с Федеральным базисным учебным планом специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.Программы: Москва "Просвещение" 2003 год.под редакцией И.М.Бгажноково...
Рабочая программа по физической культуре для начальной школы
Рабочая программа по физической культуре для начальной школы содержит все шесть разделов, составлена в соответствии с примерной программой по физической культуре...
Методические рекомендации по проведению утренней физической зарядки в кадетской школе.
Утренняя зарядка улучшает метаболизм, поможет зарядить энергией. Организм привыкнет к умеренной физической нагрузке и человек будет бодрым и активным весь день....
Мет. раз. Формирование медицинских групп и организация занятий физической культурой в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для учителей физической культуры
Данные методические рекомендации содержат информационный и методический материалы, которые могут быть использованы учителями физической культуры общеобразовательных организаций при организации занятий...