Трёхфазный подход к планированию прогресса спортсменов
консультация по физкультуре на тему

консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трёхфазный подход к планированию прогресса спортсменов 

Первая фаза заключается в установке процентного соотношения различных видов технических тренировок на сезон. Я условно привязал вид тренировок к возрастным группам, однако здесь тренеры должны делать поправку на физическое развитие у детей и младших юниоров. Приведённые ниже процентные соотношения рассчитаны на полный макроцикл годичных тренировок. Разумеется, насыщенность макроцикла зависит от возраста спортсменов и условий тренировок. Планирование макроцикла с помощью данной таблицы обеспечит спортсменам разностороннее развитие и необходимую специализацию для создания технической базы, на которой происходит относительно равномерный прогресс.
Сразу хочу оговориться, что крайняя правая графа последнего раздела, представляющая разбивку по дисциплинам для спортсмена сборной команды, относится к спортсмену, специализирующемуся на технических дисциплинах. Поэтому суммарная работа над скоростными дисциплинами составляет не более 15% от тренировочного объёма макроцикла. В случае со специалистом в скоростных дисциплинах соотношение меняется. Так, слалом составляет 5%, слалом-гигант по-прежнему составляет 45%, супергигант - 30% и спуск - 20%. Если внимательно посмотреть на таблицу по дисциплинам, то можно легко проследить тенденцию в подготовке. Слалом-гигант является ключевым, и ему уделяется наибольший тренировочный объём, в то время как слалом и скоростной спуск резко увеличиваются в объёме в зависимости от специализации. К сожалению, в России до сих пор в ряде клубов и спортшкол тренеры тяготеют к тренировкам в слаломе, которым уделяется более 50%. Я считаю, что даже тем, кто работает на склонах незначительной длины, следует придерживаться приведённого в таблице соотношения.
Такой результат может достигаться тем, что при выездах на сборы в большие горы основной упор делается на слалом-гигант и супергигант. Необходимый процент тренировок по слалому легко набирается дома. Более того, и на малых горах можно успешно работать над элементами слалома-гиганта даже на участке трассы из 5-6 ворот.
Вторая фаза заключается в создании эффективных условий тренировок в рамках микроцикла. Под микроциклом мы понимаем тренировочный цикл, состоящий из нескольких дней. Рекомендуемый микроцикл составляет максимум б дней. Я уже отмечал, что нахожу самыми эффективными четырехдневные микроциклы.
Правильная смена и чередование факторов, влияющих на условия тренировок, являются, важным принципом построения микроцикла.

Привожу здесь пример того, как и в каком порядке используется изменение факторов при различных условиях тренировок.

Я привел здесь самые распространённые из факторов для каждой из категорий тренировочных переменных. Разумеется, порядок изменения факторов может меняться в зависимости от уровня спортсменов и целей микроцикла. Важно понимать, что тренировочные переменные полностью находятся под контролем тренера. Ряд приведённых факторов тоже может быть в определённой степени выбран тренером.

Таким образом, в тренировочном процессе создаются оптимальные условия для развития определённых навыков и достижения целей мезо-или микроцикла. После каждой тренировки тренер может анализировать созданные условия. Если задачи конкретной тренировки не были достигнуты, тренер должен выделить тренировочную переменную, которая вызвала наибольшие трудности. Далее рекомендуется повторить тренировку, уменьшив уровень сложности данной переменной на одну ступень. Например, по возможности перейти на более пологий шги более равномерный склон, изменить трассу на более ритмичную, уменьшить длину трассы и т.д. Естественно, далеко не всегда существует возможность изменить состояние снега. Однако в больших горах почти всегда можно найти различные снежные условия для свободного катания. Весьма эффективным может быть катание по не очень глубокой целине или просто не слишком жёсткому склону после работы на жёсткой леденистой трассе. Такое катание возвращает спортсменам мягкость движений и приятные ощущения. Переход с мягкого снега обратно на жёсткий подготовленный склон, как правило, даёт хорошие результаты.

Важно не забывать о необходимости смены условий и не "зацикливаться" на однотипных тренировках.

Если тренировочные задачи выполнены, тренер должен решить, какой из факторов нужно усложнить на следующей тренировке. Как правило, достаточно смены лишь одного фактора внутри каждой из тренировочных переменных. При таком подходе спортсмены получают разностороннее техническое развитие, которое придает им уверенность в будущем. Конечно, вторая фаза требует от тренера постоянного внимания и умения анализировать результаты тренировки или микроцикла и принимать решения. Это приходит не сразу, но не приходит никогда к тем тренерам, которые, не задумываясь, просто ежедневно ставят однотипные трассы на одном и том же склоне.

Третья фаза заключается в подготовке и поддержании определённой ежедневной последовательности деятельности спортсмена. Ежедневный режим очень важен для организма спортсмена. В режиме выделяются три основные части:

Разминка -> Активация -> Деактивация (расслабление)

В первую очередь тренерам нужно помнить, что активация и создание необходимого настроя должны быть достигнуты до выхода на склон. Организму спортсмена нужна полноценная утренняя разминка для достижения начального уровня активации.

Далее, при выходе на склон, должны быть созданы простые позитивные условия, позволяющие постепенно перейти к отработке элементов техники и полной активации.

Тренер может судить об эффективности разминки по скорости и координированности движений. В идеале при правильной разминке и постепенной активации спортсмены прибывают на старт тренировочной или соревновательной трассы с хорошим настроем и чувствуют себя уверенно в первом же спуске.

Итак, после правильной разминки спортсмен пребывает в состоянии полной активации. Как правило, к этому моменту организм спортсмена полностью "проснулся" и вся физиологическая система функционирует в полном объёме.

Однако не стоит забывать, что у каждого спортсмена существует физический и психологический предел, по достижении которого наступает усталость. Учитывая высокую интенсивность современных горных лыж, у юниоров со средней степенью подготовленности усталость может наступать довольно быстро. Тренер должен очень внимательно следить за этим. Как только начинают проявляться признаки усталости, падает технический уровень и эффект тренировки теряется. Очень важно в этот момент остановиться, чтобы избежать травм и возможного развития антирисунков.

На этом этапе очень важно поддержать уровень мотивации спортсмена и закончить тренировку с положительным настроем. Для этого используется деактивация в том же режиме, что и активация в начале тренировки. Рекомендуется возврат к начальным лёгким условиям, более пологой и простой трассе и свободным спускам. Это помогает поддерживать уверенность и "чувство" лыж. Тренировка обязательно должна заканчиваться на высокой ноте.

В заключение хочу подчеркнуть, что трёхфазный подход не является шаблоном, по которому непременно нужно строить подготовку. На мой взгляд, это просто начальная точка, с которой тренер должен начинать планирование прогресса. План, конечно, зависит от конкретных целей и уровня спортсменов. Постоянно находя положительные моменты в каждом из факторов подготовки спортсменов и устанавливая на основе этого достижимые тренировочные задачи, мы можем удерживать в спорте большее число юниоров. Эти спортсмены будут обладать хорошими основами техники, которые можно применять в широком диапазоне условий.

Всё это создаст более глубокую и качественную базу для отбора, что со временем приведёт к результатам на Кубке мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар "Подходы к планированию. Документация социального педагога".

Организационно- целевое обеспечение планомерного и эффективного осуществления всех направлений воспитательного процесса по коррекции, развитию и воспитанию обучающихся...

Доклад «Комплексный подход к планированию образовательного процесса. Единство цели и планируемого результата»

   Процесс формирования цели и ее развертывания (Целеполагание) наиболее сложная и ответственная часть работы учителя при подготовки к учебному занятию. Но главное , чем должен ...

"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования".

"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования". На современном этапе развития наше общество нуждается в реализации ...

Современные подходы к планированию урока физики в условиях внедрения ФГОС

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательны...

Инновационный подход при планировании тренировочного процесса спортсменов биатлонистов

В данной статье раскрывается методика применение нейронных сетей для решения задачи планирования оптимальной тренировочной траектории для  спортсменов биатлонистов на основе имеющихся данных.Особ...