"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования".
статья по теме

Топилина Юлия Геннадьевна

"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования".

 

На современном этапе развития наше общество нуждается в реализации новых и развитии существующих приоритетов в сфере образования. В последнее время экологическое образование получило статус наиболее важного направления в дополнительном и гуманитарном образовании школьников. В главном законе нашей страны – «Конституции РФ» сказано, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (Конституция Российской Федерации, статья 42). В федеральных законах уточняется содержание статьи 42 Конституции РФ. Так, в «Федеральном законе об охране окружающей среды» определены права и обязанности граждан в отношении окружающей среды. «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации» (Федеральный закон об охране окружающей среды с изменениями на 2 июля 2013 года). Также, согласно закону об образовании, «дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании…» (Закон об образовании РФ 1 гл. ст.2 п.14).

Актуальность проблемы формирования у школьников экологического сознания обусловлена объективной необходимостью разработки и внедрения элементов экологического воспитания в образовательный процесс, осуществляемый в системе дополнительного образования. В законе об охране окружающей среды в главе 8 «Основы формирования экологической культуры» сказано: «Экологическое просвещение,… осуществляется … общественными объединениями, средствами массовой информации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры…» (Ст.74. п.2). Принятие указанных выше законов является прочной правовой базой для формирования и разработки как отдельной системы экологического образования, так и интеграции её отдельных частей в содержание различных школьных дисциплин, а также в систему дополнительного образования.

В зависимости от подходов и взглядов на данную проблему, в современном дополнительном образовании используются различные методы внедрения экологического воспитания в содержание учебно-воспитательных программ, включающие учёт содержания и направленности работы коллектива; учёт условий организации учебного процесса.

Важно отметить, что определяющим моментом интеграции знаний об охране окружающей среды и формирования экологических представлений являются, в первую очередь, условия, созданные педагогическими кадрами для полноценного и гармоничного развития учащихся, исходя из понимания и сознания себя как неотъемлемой части природы и зависимости человека от окружающей среды.

На основе анализа результатов исследовательской деятельности и педагогического опыта, можно предположить, что экологическое воспитание и формирование экологических представлений у младших школьников в системе дополнительного образования необходимо осуществлять:

– обеспечивая учащихся достоверной информацией об окружающей среде и её состоянии;

– информируя о количественных и качественных изменениях в окружающей среде;

– включением в содержание занятий исследовательских и практических заданий по соответствующим и близким к экологическому содержанию темам;

– сравнение и анализ полученных результатов посредством обсуждений;

– выполнение творческих работ и заданий на данную тематику;

– отбор тематического творческого и репертуарного материала экологической тематики для учащихся, занимающихся в разных направлениях дополнительного образования;

– организация различного рода массовых мероприятий (выставки, викторины) по экологическим темам с участием коллективов разных направлений.

При этом необходимо осуществлять мониторинг уровня и качества экологических знаний, формируемых у обучающихся в коллективах дополнительного образования. Мониторинг позволит определить эффективность выбранного педагогом подхода и успешность реализации задач по экологическому воспитании и формированию экологических представлений у младших школьников.

Очевидно, что эффективность интеграции экологических знаний в содержание работы творческих коллективов системы дополнительного образования возможно обеспечить только при соблюдении следующих принципов.

принципа системности данного подхода, а не реализация от случая к случаю на отдельных занятиях;

принципа целенаправленности формирования экологических представлений у младших школьников посредством одновременного раскрытия творческого потенциала учащихся;

принципа целостности и преемственности в работе коллективов одного направления.

Результаты диагностики подобной интеграции должны стать основой для разработки теоретических положений экологического воспитания и формирования экологических представлений у младших школьников посредством реализации дополнительных образовательных программ. Подобная работа позволит сформулировать ряд важных положений, которые могли бы иметь конкретную значимость для подобной разработки.

Практически реализуемая идея интеграции экологического воспитания младших школьников, имеет выражение, прежде всего, в непосредственном контакте учащихся с природой. Педагогу важно организовать в работе коллектива особую структуру наблюдения:

а) фронтальное наблюдение;

б) самостоятельное наблюдение учащихся за природой;

в) сбор природного материала с целью изучения и дальнейшего использования (для творческих работ, украшения учебных помещений, проведения экспериментов, изготовления декораций, составления экспозиций, использование образцов как дидактический материал для уроков ИЗО и т.д.);

г) познавательные видео-уроки, дидактические игры, викторины и т.д. с использованием образцов природного  материала.

Немаловажным будет и установление связей детьми в системной зависимости «человек – природа», точность высказываний и суждений детей, знание фактов и научных сведений в области экологии.

Положительным закреплением данных знаний и средством активизации, включаемых в учебный процесс дополнительного образования на фоне основного направления учебной программы экологических сведений может стать создание проблемных ситуаций, создание неожиданных «сюрпризных» моментов занятия и игровая деятельность (и как форма переключения и отдыха на занятии, так и дидактическая игра).

Предлагаемый подход к проектированию системы формирования у младших школьников экологических представлений на занятиях дополнительного образования универсален в своей реализации и применим к различным направлениям учебных программ (включая музыкальное направление, художественно-эстетическое, театральное, познавательное и проч.).

В основу разработки положены основные педагогические принципы. Методологическим же основанием по внедрению в учебный процесс эко-информатизации данной возрастной категории учащихся является теоретическая парадигма личностно-ориентированного подхода в образовании и воспитании младших школьников. Возможность рассмотрения развития личности ребенка как цели воспитательно-образовательного процесса и постановка его счастливого будущего, гармоничного развития и существования в окружающем мире в центре процесса образования позволяет найти новые подходы в мотивации обучения детей. Необходимо отметить важность учёта не только объёма усвоенных знаний в рамках формирования экологических представлений, но и способов освоения эти знаний.

Перед педагогами встаёт проблема проектирования логически правильного алгоритма реализации программы формирования экологических представлений у младших школьников, включающего в себя:

1. Определение и постановку цели и задач по экологическому информированию детей, не теряя при этом приоритетного направления учебной программы коллектива дополнительного образования.

2. Отбор тематически подходящей информации экологического содержания с целью её интеграции в учебную программу коллектива по близким темам.

3. Подбор соответствующего методического инструментария.

4. Определение возможной периодичности проведения общих мероприятий, объединённых экологической тематикой, предполагающих как межгрупповое взаимодействие учащихся внутри коллектива, так и коллективов различного профиля, объединённых общей экологической проблемой.

5. Разработку методических рекомендаций, передача опыта коллегам.

В рамках исследовательской деятельности на примере работы двух студий «Палитра» и «Креативное рисование», реализуемых в ГБОУ г. Москвы ЦДТ «Печатники», в художественно-эстетическом отделе дополнительного образования детей, было установлено ряд интересных зависимостей. Например, работа с природным материалом повышала интерес учащихся к предмету «Окружающий мир», влияние игровых методов способствовало формированию экологических представлений у младших школьников и побуждало учащихся самостоятельно разрабатывать экологические проекты. Формированию интереса учащихся к экологическим вопросам способствовала организация выставки из природных материалов на заданные темы.

Предлагаемый в исследовании подход позволяет соотнести достоинства интеграции экологического воспитания в содержание занятий в системе дополнительного образования с возможностью и потребностями современного общества с учётом уже обозначенных проблем экологического характера в жизни человечества, а практическая реализация способна помочь воспитать поколение, бережно охраняющее и любящее свою планету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon интегрированный уроки 47 КБ

Предварительный просмотр:

Топилина Ю.Г., студентка 2 курса магистратуры института педагогики и психологии ГБОУ ВПО МГПУ,

кафедра начального образования

"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования".

На современном этапе развития наше общество нуждается в реализации новых и развитии существующих приоритетов в сфере образования. В последнее время экологическое образование получило статус наиболее важного направления в дополнительном и гуманитарном образовании школьников. В главном законе нашей страны – «Конституции РФ» сказано, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» (Конституция Российской Федерации, статья 42). В федеральных законах уточняется содержание статьи 42 Конституции РФ. Так, в «Федеральном законе об охране окружающей среды» определены права и обязанности граждан в отношении окружающей среды. «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации» (Федеральный закон об охране окружающей среды с изменениями на 2 июля 2013 года). Также, согласно закону об образовании, «дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании…» (Закон об образовании РФ 1 гл. ст.2 п.14).

Актуальность проблемы формирования у школьников экологического сознания обусловлена объективной необходимостью разработки и внедрения элементов экологического воспитания в образовательный процесс, осуществляемый в системе дополнительного образования. В законе об охране окружающей среды в главе 8 «Основы формирования экологической культуры» сказано: «Экологическое просвещение,… осуществляется … общественными объединениями, средствами массовой информации, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры…» (Ст.74. п.2). Принятие указанных выше законов является прочной правовой базой для формирования и разработки как отдельной системы экологического образования, так и интеграции её отдельных частей в содержание различных школьных дисциплин, а также в систему дополнительного образования.

В зависимости от подходов и взглядов на данную проблему, в современном дополнительном образовании используются различные методы внедрения экологического воспитания в содержание учебно-воспитательных программ, включающие учёт содержания и направленности работы коллектива; учёт условий организации учебного процесса.

Важно отметить, что определяющим моментом интеграции знаний об охране окружающей среды и формирования экологических представлений являются, в первую очередь, условия, созданные педагогическими кадрами для полноценного и гармоничного развития учащихся, исходя из понимания и сознания себя как неотъемлемой части природы и зависимости человека от окружающей среды.

На основе анализа результатов исследовательской деятельности и педагогического опыта, можно предположить, что экологическое воспитание и формирование экологических представлений у младших школьников в системе дополнительного образования необходимо осуществлять:

– обеспечивая учащихся достоверной информацией об окружающей среде и её состоянии;

– информируя о количественных и качественных изменениях в окружающей среде;

– включением в содержание занятий исследовательских и практических заданий по соответствующим и близким к экологическому содержанию темам;

– сравнение и анализ полученных результатов посредством обсуждений;

– выполнение творческих работ и заданий на данную тематику;

– отбор тематического творческого и репертуарного материала экологической тематики для учащихся, занимающихся в разных направлениях дополнительного образования;

– организация различного рода массовых мероприятий (выставки, викторины) по экологическим темам с участием коллективов разных направлений.

При этом необходимо осуществлять мониторинг уровня и качества экологических знаний, формируемых у обучающихся в коллективах дополнительного образования. Мониторинг позволит определить эффективность выбранного педагогом подхода и успешность реализации задач по экологическому воспитании и формированию экологических представлений у младших школьников.

Очевидно, что эффективность интеграции экологических знаний в содержание работы творческих коллективов системы дополнительного образования возможно обеспечить только при соблюдении следующих принципов.

принципа системности данного подхода, а не реализация от случая к случаю на отдельных занятиях;

принципа целенаправленности формирования экологических представлений у младших школьников посредством одновременного раскрытия творческого потенциала учащихся;

принципа целостности и преемственности в работе коллективов одного направления.

Результаты диагностики подобной интеграции должны стать основой для разработки теоретических положений экологического воспитания и формирования экологических представлений у младших школьников посредством реализации дополнительных образовательных программ. Подобная работа позволит сформулировать ряд важных положений, которые могли бы иметь конкретную значимость для подобной разработки.

Практически реализуемая идея интеграции экологического воспитания младших школьников, имеет выражение, прежде всего, в непосредственном контакте учащихся с природой. Педагогу важно организовать в работе коллектива особую структуру наблюдения:

а) фронтальное наблюдение;

б) самостоятельное наблюдение учащихся за природой;

в) сбор природного материала с целью изучения и дальнейшего использования (для творческих работ, украшения учебных помещений, проведения экспериментов, изготовления декораций, составления экспозиций, использование образцов как дидактический материал для уроков ИЗО и т.д.);

г) познавательные видео-уроки, дидактические игры, викторины и т.д. с использованием образцов природного  материала.

Немаловажным будет и установление связей детьми в системной зависимости «человек – природа», точность высказываний и суждений детей, знание фактов и научных сведений в области экологии.

Положительным закреплением данных знаний и средством активизации, включаемых в учебный процесс дополнительного образования на фоне основного направления учебной программы экологических сведений может стать создание проблемных ситуаций, создание неожиданных «сюрпризных» моментов занятия и игровая деятельность (и как форма переключения и отдыха на занятии, так и дидактическая игра).

Предлагаемый подход к проектированию системы формирования у младших школьников экологических представлений на занятиях дополнительного образования универсален в своей реализации и применим к различным направлениям учебных программ (включая музыкальное направление, художественно-эстетическое, театральное, познавательное и проч.).

В основу разработки положены основные педагогические принципы. Методологическим же основанием по внедрению в учебный процесс эко-информатизации данной возрастной категории учащихся является теоретическая парадигма личностно-ориентированного подхода в образовании и воспитании младших школьников. Возможность рассмотрения развития личности ребенка как цели воспитательно-образовательного процесса и постановка его счастливого будущего, гармоничного развития и существования в окружающем мире в центре процесса образования позволяет найти новые подходы в мотивации обучения детей. Необходимо отметить важность учёта не только объёма усвоенных знаний в рамках формирования экологических представлений, но и способов освоения эти знаний.

Перед педагогами встаёт проблема проектирования логически правильного алгоритма реализации программы формирования экологических представлений у младших школьников, включающего в себя:

1. Определение и постановку цели и задач по экологическому информированию детей, не теряя при этом приоритетного направления учебной программы коллектива дополнительного образования.

2. Отбор тематически подходящей информации экологического содержания с целью её интеграции в учебную программу коллектива по близким темам.

3. Подбор соответствующего методического инструментария.

4. Определение возможной периодичности проведения общих мероприятий, объединённых экологической тематикой, предполагающих как межгрупповое взаимодействие учащихся внутри коллектива, так и коллективов различного профиля, объединённых общей экологической проблемой.

5. Разработку методических рекомендаций, передача опыта коллегам.

В рамках исследовательской деятельности на примере работы двух студий «Палитра» и «Креативное рисование», реализуемых в ГБОУ г. Москвы ЦДТ «Печатники», в художественно-эстетическом отделе дополнительного образования детей, было установлено ряд интересных зависимостей. Например, работа с природным материалом повышала интерес учащихся к предмету «Окружающий мир», влияние игровых методов способствовало формированию экологических представлений у младших школьников и побуждало учащихся самостоятельно разрабатывать экологические проекты. Формированию интереса учащихся к экологическим вопросам способствовала организация выставки из природных материалов на заданные темы.

Предлагаемый в исследовании подход позволяет соотнести достоинства интеграции экологического воспитания в содержание занятий в системе дополнительного образования с возможностью и потребностями современного общества с учётом уже обозначенных проблем экологического характера в жизни человечества, а практическая реализация способна помочь воспитать поколение, бережно охраняющее и любящее свою планету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное направление в системе дополнительного образования в условиях детского дома.

Презентация:Декоративно-прикладное направление в системе дополнительного образования в условиях детского дома....

Использование активных форм проведения занятий с воспитанниками в системе дополнительного образования.

Активные формы проведения занятий – это такие формы организации образовательного процесса, которые способствуют разнообразному изучению учебных вопросов, активному взаимодействию воспитанников и препо...

Инновационный подход к проведению занятий английского языка в системе дополнительного образования

Нетрадиционные методы обучения английскому языку младших школьников в условия дополнительного образования...

Инновационный подход к проведению занятий английского языка в системе дополнительного образования

Нетрадиционные методы обучения младших школьников английскому языку в условиях дополнительного образования...

Методические рекомендации. « Вокально-певческая работа. Кейс упражнений для занятий по вокалу в системе дополнительного образования»

В данные методические рекомендации систематизировано несколько комплексов упражнений по вокально-певческой работе, они составили кейс упражнений для эффективной работы педагога вокальной сферы д...

Статья "Особенности работы объединений художественной направленности в системе дополнительного образования в условиях дистанционного обучения."

Статья рассматривает возможности, пути и способы работы объединений художественной направленности в условиях дистанционного обучения....