Особенности разработки программы внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура»
консультация по физкультуре (8 класс) по теме

В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная  программа основного общего образования реализуется в образовательном учреждении, в том числе, и через программу воспитания и социализации, включающую внеурочную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_-_kopiya.docx35.25 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности разработки программы внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура»

Учителя  физической культуры

БОУ г. Омска СОШ № 93 Птушко Н. Н.

БОУ  г. Омска «Лицей № 143» Коваль С. Б.

е-mail: svetborkov@mail.ru

Нормативно-правовая основа для разработки программ внеурочной деятельности:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования;
  • Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
  • Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
  • Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ;
  • Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16);
  • САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Ни для кого не секрет, что ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию[1], гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы [1]. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная  программа основного общего образования реализуется в образовательном учреждении, в том числе, и через программу воспитания и социализации, включающую внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной  программы основного общего образования.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала[2], их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности.

Направления внеурочной деятельности[3] рассматриваются как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ. А разработка и реализация конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывается на видах внеурочной деятельности[4]. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

        Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников необходимо различать результаты и эффекты этой деятельности. Результат- это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, учащийся приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то  к чему привело достижение результа. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности[5].

Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть 3-х уровней:

1-й уровень-школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень- школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей[6]).

 Как и любая программа, программа внеурочной деятельности имеет определенную структуру. Она достаточно подробно изложена в  «Методическом конструкторе» [2]

Одним из основных принципов организации духовно-нравственного развития и воспитания является принцип «социальной востребованности воспитания». Этот принцип предполагает: «.. воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребенка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребенка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Сделать себя нравственней, добрее, чище - значит сделать таким мир вокруг себя» [1].

В условиях современного общества особенно остро и актуально становится проблема позитивной социализации подростка.

Традиционной  и хорошо зарекомендовавшей  себя формой социализации являются детско-юношеские и молодежные движения, организации, сообщества. Т. к в наших образовательных учреждениях (БОУ СОШ № 93, БОУ «Лицей № 143») существовал такой вид волонтерства, как просвещение и пропаганда ЗОЖ среди обучающихся, а из направления добровольческой деятельности - популяризация здорового и безопасного образа жизни, профилактика вредных привычек, то нами было решено разработать программу внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления «Мы волонтеры» для учащихся 8-9-х классов.

Актуальность программы состоит в том, что федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования одним из направлений имеет направление для «условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную  самоидентификацию посредством личностно  значимой деятельности» [3] Из опыта работы  мы сделали следующие выводы, что школьники имеющие опыт волонтерской деятельности быстрее, по окончанию школы, адаптируются в обществе. Легче переносят трудности повседневной жизни. Делают правильный профессиональный выбор, где в дальнейшем добиваются хороших успехов.

Этапы формирования компетенции волонтерской деятельности:

1-ым основным этапом по формированию компетенции волонтерской деятельности учащихся является «заражение» школьного коллектива идеей актуальности волонтерского движения;

2-ым этапом становится - формирование моделей предстоящей деятельности в обучении школьников волонтерству.

3-ий этап- организация волонтерского образования - практическое применение знаний, умений и навыков и анализ результатов волонтерской деятельности.

Цели программы:

  • формирование ценностного отношения к ЗОЖ через волонтерство;
  •  создание условий для организации волонтерских групп из учащихся  старших классов;
  •  достижение оптимального уровня физического развития учащихся;
  •  установка на активное приобщение учащихся к физической культуре и спорту через  волонтерскую  деятельность;
  •  развитие социальной  активности учащихся;
  •  создание базы для  дальнейшего развития данного вида деятельности  и повышения результатов.

Задачи программы:

  1. формирование ценностного отношения учащихся  к социально – культурным ценностям и ценностным основам жизни, обогащение опыта ценностно-ориентированной деятельности;
  2. обучение учащихся навыкам волонтерской деятельности;
  3. расширение знаний и опыта волонтерской деятельности  за счет применения и закрепления  их на практике;
  4. повышение уровня мастерства с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
  5. привлечение учащихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям волонтерской деятельностью;
  6. воспитание у детей устойчивого интереса к волонтерской деятельности;

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

  •  включение учащихся в активную деятельность;
  •  доступность и наглядность;
  •  связь теории с практикой;
  •  учёт возрастных особенностей;
  •  сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
  •  целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Направления программы: сохранение и укрепление здоровья учащихся, и вовлечение их в волонтерскую деятельность.

Для успешного проведения занятий по организации волонтерской деятельности учащихся необходимо иметь соответствующую методическую копилку, материально-техническую базу. Школьные спортивные залы, спортивные площадки, дворовые площадки, стадионы, рекреации. Занятия могут проводиться не только в помещении, но и  на открытом воздухе.

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия:

  •  осознание своих возможностей обучится волонтерской деятельности;
  •  самостоятельность и личная ответственность за свои действия, установка на здоровый образ жизни средствами волонтерской деятельности.

Регулятивные, универсальные, учебные действия:  

  •  планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  •  осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  •  адекватно воспринимать словесную оценку учителя и партнеров по  волонтерской деятельности;
  •  оценивать правильность  выполнения действий как волонтера

Познавательные универсальные учебные действия:

  •  осуществлять поиск и воспринимать конкретную информацию с помощью учителя;
  •  строить речевое высказывание в устной форме, оформлять свою мысль в устной речи по типу рассуждения.

Коммуникативные, универсальные, учебные действия:

  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  •  договариваться и приходить к общественному решению в совместной деятельности;
  •  задавать вопросы;
  •  использовать невербальные способы общения;
  •  взаимодействовать с партнерами по волонтерской деятельности;
  •  активно участвовать в работе группы .

Ожидаемые результаты

  1. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
  2. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно – оздоровительной и волонтерской деятельности в социальном пространстве.

Планируемые результаты реализации программы:

В результате реализации программы учащиеся должны  знать:

  •  основные правила организации деятельности волонтера;
  •  специальную терминологию (владеть методической основой знаний волонтерской деятельности);

Учащийся должен уметь:

  • самостоятельно  организовать деятельность социальной группы как волонтер:
  •   самостоятельно  организовать деятельность группы волонтеров:
  • грамотно использовать дидактический материал;
  •  взаимодействовать с партнерами по волонтерской деятельности;
  • активно участвовать в социуме.

При разработке программ внеурочной деятельности следует учитывать, что программы по вопросам здоровья являются мощным инструментом воздействия на поведение детей и молодежи [4].  Их реализация не должна приводить к повышению интереса обучающихся к опасным формам поведения, порождению фобий и оборонительного поведения, закреплению недостоверной информации и другим негативным последствиям.

Литература:

  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков.- 2-е издание, М.  Просвещение 2011.-23 с.
  2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителей/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов.- 2-е издание, М.  Просвещение 2011.-223 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. от 17 декабря 2010 г.
  4. Программа внеурочной деятельности. Экологическая культура и здоровый образ жизни. 8 класс/ Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный, Л. И. Колесникова и др..-М.: Просвещение, 2012.-92 с.

Ожидаемый эффект:

  1. Повышение мотивации обучения, формирование потребности к ведению ЗОЖ;
  2. Повышение успеваемости;
  3. Сплочение коллектива;
  4. Правильный выбор профессии учащимися, выработка умения
  5. Оценивать свои возможности, умения доводить любое дело до конца, развитие самостоятельности и способности принимать неординарные решения, умение работать в группе.


[1] Духовно-нравственное развитие — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

[2] Современный национальный воспитательный идеал-это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России , принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

[3]В базисном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриоттическое, общественно полезная и проектная деятельность

[4] Игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, досуговое общение, художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая), трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность

[5]5

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

 В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Компетентность — качественная характеристика реализации человеком сформированных в образовательном процессе знаний, обобщённых способов деятельности, познавательных и практических умений, компетенций, отражающих способность (готовность) человека активно и творчески использовать полученное образование для решения личностно и социально значимых образовательных и практических задач, эффективного достижения жизненных целей.

Компетенция — актуализированная в освоенных областях образования система ценностей, знаний и умений (навыков), способная адекватно воплощаться в деятельности человека при решении возникающих проблем.

Идентичность — свойство психики человека в концентрированном виде выражать для него то, как он представляет себе свою принадлежность к различным социальным, национальным, профессиональным, языковым, политическим, религиозным, расовым и другим группам или иным общностям, или отождествление себя с тем или иным человеком, как воплощением присущих этим группам или общностям свойств.

[6] Усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом активного воспроизводства системы общественных отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ « ИГРАЯ, ДЕТИ УЧАТСЯ ЖИТЬ»

Дети, как известно, любят играть. Играя, они лучше осваивают различного рода физические упражнение, а в определенной мере и нравственные навыки. Играя, они учатся жить.Школьник, играя, более активно у...

Особенности внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура»

Особенности внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура»...

Внеурочная деятельность по предмету "Физическая культура"

Мероприятия, проводимые в рамках внеурочной деятельности....

Внеурочная деятельность по предмету физическая культура.

Большую роль  играют внеурочные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их и...

Программа внеурочной деятельности по предмету "Физическая культура" "Баскетбол"

Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и...

Внеурочная деятельность по предмету физическая культура.

Большую роль  играют внеурочные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их и...

Рабочие программы внеурочной деятельности по предмету: Физическая культура

Рабочие программы внеурочной деятельности по предмету: Физическая культура...