Рабочие программы внеурочной деятельности по предмету: Физическая культура
рабочая программа по физкультуре

Спицын Роман Васильевич

Рабочие программы внеурочной деятельности по предмету: Физическая культура

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_gto_9_klass.doc150.5 КБ
Файл voleybol_spitsyn_r.v._2021-2022.docx29 КБ
Файл ofp_5bd.docx34.17 КБ
Файл ofp_9a.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21 имени Валентина Овсянникова-Заярского»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от  « 30 » августа  2021 г.

руководитель  МО _______

ПРИНЯТА

на Педагогическом совете      

школы  протокол №  1

от «31 » августа 2021 г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СШ №21

 им. В.Овсянникова-Заярского»

_____________/Е.А. Левицкая

Приказ № 284

от «31» августа 2021 г.

Рабочая программа

 курса внеурочной деятельности

ГТО.

9а. классы

2021-2022 учебный год

Составитель: Спицын Роман Васильевич, учитель физической культуры

Нижневартовск, 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности, спортивный клуб «ГТО», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования для обучающихся 9 классов МБОУ «СШ № 21».

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и оздоровление нации. Комплекс ГТО предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия «Готов к труду и обороне» (ГТО).

Программа курса внеурочной деятельности спортивный клуб «ГТО» предусматривает подготовку к выполнению обучающихся 9-х классов установленных нормативных требований по трем уровням трудности.

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры— главная цель развития отечественной системы школьного образования.

Цель курса внеурочной деятельности, «ГТО» — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. А также устойчивых мотивов и потребностей, учащихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

                    Результаты курса внеурочной деятельности

Освоение учениками программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению спортивный клуб «ГТО» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение учениками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

1.Личностные результаты

В области познавательной культуры:

  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
  • владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

  • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
  • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
  • владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

  • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
  • умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
  • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

  • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
  • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
  • культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
  • владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
  • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

  • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
  • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
  • умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

2. Мета предметные результаты

Мета предметные результаты проявляются в следующих областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
  • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
  • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и диванного (отклоняющегося) поведения.

В области нравственной культуры:

  • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
  • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
  • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

  • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
  • рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
  • поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

  • восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
  • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
  • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

  • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
  • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
  • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

В области физической культуры:

  • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
  • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

3. Предметные результаты

Предметные результаты проявляются в следующих областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
  • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

  • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
  • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
  • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

  • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
  • способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
  • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
  • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

В области коммуникативной культуры:

  • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
  • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
  • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

В области физической культуры:

  • способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физической подготовленности;
  • способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
  • умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.

Содержание курса внеурочной деятельности

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Раздел 1. Основы знаний

Комплекс ГТО в общеобразовательной организации: понятие, цели, задачи, структура, значение в физическом воспитании учащихся. Виды испытаний (тестов) 5-й ступени комплекса ГТО, нормативные требования. Анонс будущих занятий, форм и направлений учебно-тренировочной деятельности во внеурочное время.

Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для девушек. Планирование самостоятельных занятий. Способы регулирования физических нагрузок и контроля за ними во время занятий физическими упражнениями. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.

Теоретическая

Игровая

Практическая

Знакомство с основными направлениями развития физической культуры в обществе, их целями, задачами и формами организации;

с понятием о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни;

с видами обязательных испытаний (тестов) комплекса ГТО;

с правилами безопасного поведения во время занятий физическими упражнениями и причинами травматизма;

с техникой и правилами выполнения видов испытаний (тестов) комплекса ГТО.

Раздел 2. Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

Бег на 10—20 м со старта (развитие двигательной реакции и стартовой скорости). Бег на 40—60 м со старта (развитие максимальной скорости). Бег с ходу на 20—30 м с 10—15-метрового разбега (развитие максимальной скорости бега). Повторный бег на 80— 100 м со скоростью 90—95% от максимальной (развитие скоростной выносливости). Повторный бег на 120—150 м со скоростью 85—95 % от максимальной (совершенствование техники бега и скоростной выносливости). Бег на результат 60 м.

Подвижная игра «Парами от водящего». Встречная эстафета (расстояние 50—80 м).

Бег с равномерной скоростью в режиме умеренной (50—60 % от максимальной) интенсивности с постепенно увеличивающейся продолжительностью от 5 до 15 мин. Бег на 2 (3) км «по раскладке» (по специально рассчитанному графику преодоления отдельных отрезков дистанции) согласно нормативным требованиям комплекса ГТО.

на перекладине на согнутых под разными углами руках. Передвижение боком вправо (влево) на высокой перекладине в висе на согнутых руках. Подтягивание из виса на высокой перекладине: узким хватом (ладонями к себе), широким хватом.

Подтягивание с закреплённым на поясе отягощением. Подтягивание из виса лёжа на параллельных брусьях с опорой прямыми ногами о жерди. Упражнения на силовых тренажёрах (различные виды тяги, сгибания рук в локтевых суставах).

ми, одной ногой. Прыжки в длину с места через ленту (верёвочку), расположенную на месте приземления согласно нормативам комплекса гто.

Выпрыгивания вверх из полу приседа на одной ноге с опорой рукой о рейку гимнастической стенки.

Поднимание туловища из положения лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки с диском от штанги (2,5—3 кг) перед грудью. Поднимание туловища из положения лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой, с максимальным количеством повторений (до предела) в режиме повторного способа выполнения с уменьшающимся интервалом отдыха. Наклоны туловища назад и вперёд сидя на скамейке, ноги закреплены, руки», с гантелями (набивным мячом) за головой (у затылка).

Способы держания гранаты. Имитация и метание гранаты: с места, с одного шага, с двух шагов, с трёх шагов. Отведение гранаты на два шага: на месте, в ходьбе, в медленном беге. Метание гранаты с четырёх бросковых шагов (первые два шага — отведение гранаты). Бег с гранатой в руке (над плечом). Метание гранаты с укороченного и полного разбега на технику. Метание гранаты на заданное расстояние и на дальность.

Броски набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы: с места, с шага.

Передвижение попеременным двушажным ходом с различной интенсивностью. Имитация метания и передвижение одновременным двушажным коньковым ходом без палок и с палками (на пологом склоне и по равнинной местности). Повторный бег на лыжах — дистанция 100 м уменьшающимся интервалом отдыха. Прохождение отрезков 0,5-1 км с максимальной скоростью: с фиксацией времени, с определением победителя. Передвижение на лыжах с равномерной скоростью в режимах умеренной и большой интенсивности в течение 20—25 мин (юноши), 15—20 мин (девушки). Бег на лыжах на результат 3 км (юноши), 2 км (девушки).

Встречная эстафета без лыжных палок с этапами 100 м. Лыжная эстафета «Быстрая команда».

Игровая

Практическая

Выполнение упражнений на развитие максимальной скорости бега;

развитие двигательной реакции и стартовой скорости, по специально рассчитанному графику преодоления отдельных отрезков дистанции, согласно нормативным требованиям комплекса ГТО.

  1. Календарно - тематическое планирование для 9а.

п/п

Дата по факту

Тема учебного занятия

Количество часов

Раздел 1. Основы знаний

1

04.09

Комплекс ГТО в общеобразовательной организации.

          1

2

11.09

Организация и проведение самостоятельных занятий по физической подготовке.

          1

Раздел 2. Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

3

18.09

Низкий старт, стартовый разгон

1

4

25.09

Специальные беговые упражнения.

1

5

02.10

Бег на 60 метров.

1

6

09.10

Кроссовая подготовка.

1

7

16.10

Кроссовая подготовка.

1

8

23.10

Бег на 1,5 (2) км.

1

9

30.10

Бег на 1,5 (2) км.

1

10

13.11

Поднимание туловища из положения лёжа на спине 1 минута.

1

11

20.11

Поднимание туловища из положения лёжа на спине 1 минута.

1

12

27.11

Подтягивание из виса (юноши). Подтягивание из виса лёжа (девушки).

1

13

04.12

Подтягивание из виса (юноши). Подтягивание из виса лёжа (девушки).

1

14

11.12

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами.

1

15

18.12

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами.

1

16

25.12

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами.

1

17

15.01

Попеременный двушажный ход.

1

18

22.01

Одновременный двушажный ход.

1

19

29.01

Одновременный бесшажный ход.

1

20

05.02

Попеременный четырехшажный ход.

1

21

12.02

Повороты, развороты на месте.

1

22

19.02

Прохождение дистанции

1

23

26.02

Подъемы на лыжах

1

24

12.03

Поднимание туловища из положения лёжа на спине 1 минута.

1

25

12.03

Поднимание туловища из положения лёжа на спине 1 минута.

1

26

19.03

Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке.

1

27

26.03

Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке.

1

28

09.04

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами.

1

29

16.04

Прыжок в длину с разбега.

1

30

23.04

Прыжок в длину с разбега.

1

31

30.04

Метания мяча.

1

32

07.05

Специальные беговые упражнения.

1

33

14.05

Прыжок в длину с разбега

1

34

21.05

Кроссовая подготовка.

1

ИТОГО:

34



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21 имени Валентина Овсянникова-Заярского»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от « 30 » августа  2021 г.

руководитель  МО _______

ПРИНЯТА

на Педагогическом совете      

школы  протокол №  1

от «31 » августа 2021 г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СШ №21

 им. В.Овсянникова-Заярского»

_____________/Е.А. Левицкая

Приказ № 284

от «31» апреля 2021 г.

Дополнительного общеобразовательная общеразвивающая     программа физкультурно-спортивной направленности

«Секция волейбол»

Возраст обучающихся 12-14 лет

Срок реализации 1 год

Автор-составитель:

     Спицын Роман Васильевич,
педагог дополнительного образования

 2020-2021 уч. год

Пояснительная записка

  Тематическое планирование составлено на основе требований авторская программа «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В.И. Лях, А.А. Зданевич. М.:Просвещение, 2012      федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года по авторской комплексной программе физического воспитания учащихся. Рассчитана на 3 часа в неделю. В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

        Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут  участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.

                                               Цели и задачи

   Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

        Цель программы – углублённое изучение спортивной игры волейбол.

        Основными задачами программы являются:

  • укрепление здоровья;
  • содействие правильному физическому развитию;
  • приобретение необходимых теоретических знаний;
  • овладение основными приемами техники и тактики игры;
  • воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
  • привитие ученикам организаторских навыков;
  • повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
  • подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
  • отбор лучших учащихся для ДЮСШ.

Содержание программы

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

 В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований

 В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения,которые способствуют формированию общей культуры движений,подготавливают организм к физической деятельности,развивают определенные двигательные качества.

     В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.

    В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

    Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.

 Методы и формы обучения

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложении в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1,5-2 часа в неделю.

    Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

    Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

    Практические методы:

  • метод упражнений;
  • игровой;
  • соревновательный;
  • круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

   Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

  1. в целом;
  2. по частям.

   Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

    Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

   Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Материально-техническое обеспечение занятий.

   Для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 24*12м.

   Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:

  1. сетка волейбольная- 1шт.
  2. гимнастическая стенка- 1 шт.
  3. гимнастические скамейки-4шт.
  4. гимнастические маты-3шт.
  5. скакалки- 20 шт.
  6. мячи набивные (масса 1кг)- 10шт.
  7. мячи волейбольные – 20 шт.
  8. рулетка- 1шт.

Учебно-тематический план(72 часов).

№п/п

                             Содержание

     Кол-во часов

1

Теория

              2

2

Специальная подготовка техническая

              30

3

Специальная подготовка тактическая

              30

4

ОФП

На каждом занятии

5

Соревнования

              10

Тематика занятий: Теория (2 часа). История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол.

  Техническая подготовка (30 часа).

   Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока (исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений.

   Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте  после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.

     Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.

     Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой (овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу ).

     Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.

Тактическая подготовка (30 часов)

  Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.

    Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 (при первой передаче ). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.

   Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.

   Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.

Общефизическая подготовка (на каждом занятии)

Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.

Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со скакалками. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.

       Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 30 м. Прыжки: с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.

Соревнования (10 часа)

Принять участие в соревнованиях с родителями, с соседними школами. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.

Система, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

  Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.

                           Контрольные испытания.

общефизическая подготовка.

Бег 30 м 6х5м . на расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит. Преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения  в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.

       Техническая подготовка.

      Испытание на точность передачи. Устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.

Испытание на точность передачи через сетку.

        Испытания на точность подач.

        Испытания на точность нападающего удара.

         Испытания в защитных действиях.                                                                                                            Тактическая подготовка.

 Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) выбор способа приема мяча (по заданию). Дается 10 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или

 выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.

Дата

проведения

Тема занятия

Примечания

план

факт

1

04.09

04.09

Правила техника безопасность.

2

11.09

11.09

Техника приема и передача мяча. Игра волейбол.

3

18.09

18.09

Стойка игрока. Перемещение в стойке.

4

25.09

25.09

Верхняя передача мяча в  парах с шагом.

5

02.10

02.10

Приём мяча двумя руками снизу.

6

09.10

09.10

Техника приема и передача мяча.

Игра  «волейбол»

7

16.10

16.10

Техника приема и передача мяча.

Игра  «волейбол»

8

23.10

23.10

Учебная игра. Развитие координационных способностей.

9

30.10

30.10

Учебная игра. Развитие координационных способностей.

10

06.11

06.11

Верхняя передача мяча в парах с шагом.

11

13.11

13.11

Верхняя передача мяча в парах с шагом.

12

20.11

20.11

Приём мяча двумя руками снизу

13

27.11

27.11

Приём мяча двумя руками снизу

14

04.12

04.12

Верхняя передача мяча в парах, тройках.

15

11.12

11.12

Верхняя передача мяча в парах, тройках.

16

18.12

18.12

Нижняя прямая подача и нижний прием мяча.

17

25.12

25.12

Нижняя прямая подача и нижний прием мяча.

18

16.01

16.01

Прямой нападающий удар. Учебная игра.

19

23.01

23.01

Прямой нападающий удар. Учебная игра.

20

30.01

30.01

Позиционное нападение. Учебная игра

21

06.02

06.02

Позиционное нападение. Учебная игра

22

13.02

13.02

Нападение через 3-ю зону. Учебная игра.

23

20.02

20.02

Нападение через 3-ю зону. Учебная игра.

24

27.02

27.02

Игра «Мяч через сетку» по основным правилам.

25

06.03

06.03

Игра в волейбол по основным правилам с привлечением учащихся к судейству.

26

13.03

13.03

Двусторонняя игра

27

20.03

20.03

Стойка игрока.

Перемещение в стойке.

28

27.03

27.03

Стойка игрока.

Перемещение в стойке.

29

03.04

03.04

Нижняя подача мяча

30

10.04

10.04

Верхняя подача мяча

31

17.04

17.04

Верхняя подача мяча

32

24.04

24.04

Соревнование в группах

33

08.05

08.05

Соревнование в группах

34

16.05

16.05

Соревнование в группах

35

22.05

22.05

Соревнование в группах

36

29.05

29.05

Соревнование в группах

        

Учебники:

1. Авторы: М.А.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова, В.А.Соколкина, Г.А.Баландин, Н.Н.Назарова, Т.Н. Казакова, Н.С.Алёшина, З.В.Гребенщикова, А.Н.Крайнов

Физическая культура 5 – 6 – 7 классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Я.Виленского

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.

2. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич

Физическая культура 8 – 9  классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.ЛяхаА.А.Зданевича

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2010.

3. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич

Физическая культура 10 – 11  классы, Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Ляха

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2011.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа № 21 им. В. Овсянникова - Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от «30» августа 2021 г.

руководитель МО _______

ПРИНЯТА

на Педагогическом совете      

школы протокол № 1

от «31» августа 2021 г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СШ №21

 им. В.Овсянникова-Заярского»

_____________/Е.А. Левицкая

Приказ № 284

от «31» августа 2021 г

Календарно-тематическое планирование

курса «Общей физической подготовки»

Направление: спортивно – оздоровительное

на 2021 – 2022 учебный год

Возраст: 5 класс

Составитель:

Спицын Роман Васильевич

учитель физической культуры

2021-2022 уч. год

  1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Общей физической подготовки» предназначена для обучающихся 5 классов МБОУ СШ №21 им. В. Овсянникова – Заярского. 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования с учетом требований учебно-методического комплекса М.Я. Виленский, И.М. Туревский и др. «Физическая культура 5 – 6 – 7 классы» М.: «Просвещение», 2021; примерные рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха. 5—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — 9-е изд. — М.: Просвещение, 2021.

  1. Цель программы:

Целью программы является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5—9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты обучения:

  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
  • владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
  • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
  • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
  • умение предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
  • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
  • умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
  • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
  • обладать красивой (правильной) осанкой, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;

обладать хорошим телосложением, желанием поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой.

Предметные результаты освоения физической культуры.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Предметные результаты, так же, как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

         В области познавательной культуры:

  • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
  • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

  • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
  • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
  • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

  • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
  • способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

 В области эстетической культуры:

  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
  • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
  • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

         В области коммуникативной культуры:

  • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
  • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
  • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

         В области физической культуры:

  • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
  • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
  • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

Метапредметные результаты освоения физической культуры.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

         Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
  • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
  • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

         В области нравственной культуры:

  • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
  • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
  • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

         В области трудовой культуры:

  • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
  • рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
  • поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

  • восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
  • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
  • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

 В области коммуникативной культуры:

  • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
  • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
  • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

         В области физической культуры:

  • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
  • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Воспитательные результаты освоения физической культуры.

  • Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
  • повышение физкультурной грамотности школьников;
  • - стимулирование положительной мотивации к физической культуре;
  • - формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно-методических умений, дающих возможность правильно построить обучающемуся свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т.д.
  • Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием

                форм организации и видов деятельности.

Программа рассчитана на 34 часа при одноразовом занятии в неделю по 40мин.

Срок реализации программы 1 год

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Раздел 1. Основы знаний

Здоровье и здоровый образ жизни. Требования техники безопасности на занятиях внеурочной деятельностью. Первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для физкультминуток и физкультпауз.

Теоретическая

Игровая

Практическая

Знакомство с основными направлениями развития физической культуры в обществе, их целями, задачами и формами организации;

с понятием о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни;

с правилами безопасного поведения во время занятий физическими упражнениями и причинами травматизма;

Раздел 2. Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

      Упражнения для развития скоростно-силовых способностей: бег с ускорением от 30 до 40 м; техника высокого старта, стартового разгона, финиширования; бег на короткие дистанции (30 м, 60 м); эстафетный бег; челночный бег 3*10 м; прыжок в длину с места, прыжки через препятствия; техника метания малого мяча на дальность; метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м.

Упражнения для развития выносливости: бег в равномерном темпе от 5 до 8 минут, бег на длинные дистанции (1000 м, 1500 м), бег на лыжах от 3 до 5 км, бег на лыжах на результат (2 км, 3 км), техника выполнения лыжных ходов, спусков, торможений и подъёмов, прыжки на скакалке до 3 минут.

Упражнения для развития силы: сгибания и разгибания рук в упоре лёжа, подтягивания на высокой перекладине (мальчики) и низкой перекладине (девочки), приседания, поднимание туловища в положении лёжа за 30 секунд и 1 минуту, поднимание ног в висе на гимнастической стенке, броски набивных мячей 1-2 кг.

Упражнения для развития координационных способностей: метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м, спортивные и подвижные игры, эстафеты.

Упражнения для развития гибкости: наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу, наклон вперёд в положении сидя, выпады вперёд и в сторону, полушпагат.

Игровая

Практическая

Выполнение упражнений на развитие максимальной скорости бега;

развитие двигательной реакции и стартовой скорости, по специально рассчитанному графику преодоления отдельных отрезков дистанции.

  1. Календарно - тематическое планирование для 5 б, д.

п/п

Дата по факту

Тема учебного занятия

Количество часов

Раздел 1. Основы знаний

1

04.09

Правила ТБ на занятиях ОФП.

1

2

11.09

Влияние занятий физкультурой на организм.

1

Раздел 2. Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

3

18.09

Низкий старт, стартовый разгон

1

4

25.09

Специальные беговые упражнения. Эстафеты.

1

5

02.10

Прыжок в длину с разбега

1

6

09.10

Кроссовая подготовка.

1

7

16.10

Б/бол. Стойка и передвижения

1

8

23.10

Ведение мяча, броски

1

9

30.10

Остановка прыжком.  

1

10

13.11

Гимнастика с элементами акробатики

1

11

20.11

Гимнастика с элементами акробатики

1

12

27.11

Гимнастика с элементами акробатики

1

13

04.12

Опорный  прыжок через козла.

1

14

11.12

Опорный  прыжок через козла.

1

15

18.12

Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты

1

16

25.12

Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты.

1

17

15.01

Прием, передача двумя руками сверху и снизу.  Игра волейбол

1

18

22.01

Попеременный двушажный ход. Повороты  на месте.

1

19

29.01

Попеременный двушажный ход. Повороты  на месте.

1

20

05.02

Попеременный двушажный ход. Повороты  на месте.

1

21

12.02

Повороты, развороты на месте.

Прохождение дистанции

1

22

19.02

Повороты, развороты на месте.

Прохождение дистанции

1

23

26.02

Повороты, развороты на месте.

Прохождение дистанции

1

24

12.03

Повороты, развороты на месте

Прохождение дистанции

1

25

12.03

Ведение, остановка прыжком.

1

26

19.03

Штрафной бросок. Подбор мяча.

1

27

26.03

Остановка прыжком.

1

28

09.04

Быстрый прорыв.

1

29

16.04

Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты

1

30

23.04

Передача двумя руками сверху на месте. Эстафеты.

1

31

30.04

Прием, передача двумя руками сверху и снизу.   Игра волейбол

1

32

07.05

Специальные беговые упражнения. Эстафеты.

1

33

14.05

Прыжок в длину с разбега

1

34

21.05

Эстафетный бег

1

ИТОГО:

34



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа № 21 им. В. Овсянникова - Заярского»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от «30» августа 2021 г.

руководитель МО _______

ПРИНЯТА

на Педагогическом совете      

школы протокол № 1

от «31» августа 2021 г

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ «СШ №21

 им. В.Овсянникова-Заярского»

_____________/Е.А. Левицкая

Приказ № 284

от «31» августа 2021 г

Календарно-тематическое планирование

курса «Общей физической подготовки»

Направление: спортивно – оздоровительное

на 2021 – 2022 учебный год

Возраст: 9 класс

Составитель:

Спицын Роман Васильевич

учитель физической культуры

2021-2022 уч. год

  1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Общей физической подготовки» предназначена для обучающихся 6 классов МБОУ СШ №21 им. В. Овсянникова – Заярского. 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования с учетом требований учебно-методического комплекса М.Я. Виленский, И.М. Туревский и др. «Физическая культура 5 – 6 – 7 классы» М.: «Просвещение», 2021; примерные рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха. 5—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — 9-е изд. — М.: Просвещение, 2021.

  1. Цель программы:

Целью программы является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5—9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты обучения:

  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
  • владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
  • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
  • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
  • умение предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
  • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
  • умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
  • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
  • обладать красивой (правильной) осанкой, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;

обладать хорошим телосложением, желанием поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой.

Предметные результаты освоения физической культуры.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Предметные результаты, так же, как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

         В области познавательной культуры:

  • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
  • знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

  • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
  • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
  • способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

  • способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
  • способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

 В области эстетической культуры:

  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
  • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
  • способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

         В области коммуникативной культуры:

  • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
  • способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
  • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

         В области физической культуры:

  • способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
  • способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
  • способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

Метапредметные результаты освоения физической культуры.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

         Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
  • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
  • понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

         В области нравственной культуры:

  • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
  • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
  • ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

         В области трудовой культуры:

  • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
  • рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
  • поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

  • восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
  • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
  • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

 В области коммуникативной культуры:

  • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
  • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
  • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

         В области физической культуры:

  • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
  • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Воспитательные результаты освоения физической культуры.

  • Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
  • повышение физкультурной грамотности школьников;
  • - стимулирование положительной мотивации к физической культуре;
  • - формирования основ правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и навыков; формирования организационно-методических умений, дающих возможность правильно построить обучающемуся свое самостоятельное занятие, дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т.д.
  • Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.), содействие развитию психических процессов.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Программа рассчитана на 34 часа при одноразовом занятии в неделю по 40 мин.

Срок реализации программы 1 год

Основное содержание

Формы организации

Виды деятельности

Раздел 1. Основы знаний

Здоровье и здоровый образ жизни. Требования техники безопасности на занятиях внеурочной деятельностью. Первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной функциональной направленностью). Подбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для физкультминуток и физкультпауз.

Теоретическая

Игровая

Практическая

Знакомство с основными направлениями развития физической культуры в обществе, их целями, задачами и формами организации;

с понятием о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни;

с правилами безопасного поведения во время занятий физическими упражнениями и причинами травматизма;

Раздел 2. Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

      Упражнения для развития скоростно-силовых способностей: бег с ускорением от 30 до 40 м; техника высокого старта, стартового разгона, финиширования; бег на короткие дистанции (30 м, 60 м); эстафетный бег; челночный бег 3*10 м; прыжок в длину с места, прыжки через препятствия; техника метания малого мяча на дальность; метание малого мяча на дальность в коридор 5-6 м.

Упражнения для развития выносливости: бег в равномерном темпе от 5 до 8 минут, бег на длинные дистанции (1000 м, 1500 м), бег на лыжах от 3 до 5 км, бег на лыжах на результат (2 км, 3 км), техника выполнения лыжных ходов, спусков, торможений и подъёмов, прыжки на скакалке до 3 минут.

Упражнения для развития силы: сгибания и разгибания рук в упоре лёжа, подтягивания на высокой перекладине (мальчики) и низкой перекладине (девочки), приседания, поднимание туловища в положении лёжа за 30 секунд и 1 минуту, поднимание ног в висе на гимнастической стенке, броски набивных мячей 1-2 кг.

Упражнения для развития координационных способностей: метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 6-8 м, спортивные и подвижные игры, эстафеты.

Упражнения для развития гибкости: наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу, наклон вперёд в положении сидя, выпады вперёд и в сторону, полушпагат.

Игровая

Практическая

Выполнение упражнений на развитие максимальной скорости бега;

развитие двигательной реакции и стартовой скорости, по специально рассчитанному графику преодоления отдельных отрезков дистанции.

  1. Календарно - тематическое планирование для 9а.

п/п

Дата по факту

Тема учебного занятия

Количество часов

Раздел 1. Основы знаний

1

04.09

Правила ТБ на занятиях ОФП.

          1

2

11.09

Влияние занятий физкультурой на организм.

          1

Раздел 2. Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей

3

18.09

Низкий старт, стартовый разгон

1

4

25.09

Специальные беговые упражнения. Эстафеты.

1

5

02.10

Прыжок в длину с разбега

1

6

09.10

Кроссовая подготовка.

1

7

16.10

 Стойка и передвижения игрока в баскетболе.

1

8

23.10

Ведение мяча, броски

1

9

30.10

Остановка прыжком.  

1

10

13.11

Гимнастика с элементами акробатики

1

11

20.11

Гимнастика с элементами акробатики

1

12

27.11

Гимнастика с элементами акробатики

1

13

04.12

Опорный  прыжок через козла.

1

14

11.12

Опорный  прыжок через козла.

1

15

18.12

Передача двумя руками сверху на месте. Игра волейбол

1

16

25.12

Передача двумя руками сверху на месте. Игра волейбол

1

17

15.01

Подачи мяча. Игра волейбол

1

18

22.01

Попеременный двушажный ход.

1

19

29.01

Одновременный двушажный ход.

1

20

05.02

Одновременный бесшажный ход.

1

21

12.02

Попеременный четырехшажный ход.

1

22

19.02

Повороты, развороты на месте.

Прохождение дистанции

1

23

26.02

Подъемы на лыжах.

1

24

12.03

Прохождение дистанции

1

25

12.03

Ведение, остановка прыжком.

1

26

19.03

Штрафной бросок. Подбор мяча.

1

27

26.03

Остановка прыжком.

1

28

09.04

Быстрый прорыв.

1

29

16.04

Передача двумя руками сверху. Игра

1

30

23.04

Передача двумя руками сверху. Игра

1

31

30.04

Подачи мяча.  Игра волейбол

1

32

07.05

Специальные беговые упражнения.

1

33

14.05

Прыжок в длину с разбега

1

34

21.05

Эстафетный бег

1

ИТОГО:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности разработки программы внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура»

В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная  программа основного общего образования реализуется в образовательном учреждении, в том числе, и через программу воспитания и социализации, вклю...

Особенности внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура»

Особенности внеурочной деятельности по предмету «Физическая культура»...

Рабочая программа внеурочной деятельности по предмету История и культура Санкт-Петербурга для 6 классов

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга (краеведение) для 6 класса содержит изложение целей и задач курса, тематическое планирование (темы и количество часов н...

Внеурочная деятельность по предмету "Физическая культура"

Мероприятия, проводимые в рамках внеурочной деятельности....

Внеурочная деятельность по предмету физическая культура.

Большую роль  играют внеурочные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их и...

Программа внеурочной деятельности по предмету "Физическая культура" "Баскетбол"

Внеурочная деятельность учащихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и...

Внеурочная деятельность по предмету физическая культура.

Большую роль  играют внеурочные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Они позволяют увеличивать объем двигательной активности и способствуют более полной реализации их и...