рабочая программа для групп СОН
рабочая программа по физкультуре на тему

рабочая программа по дзюдо для групп спортивно-оздоровительной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_son.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва дзюдо, самбо им. С.М. Рыбина (МБОУ ДОД СДЮСШОР дзюдо, самбо им. С.М. Рыбина)

                                                                                                          «УТВЕРЖДАЮ»

Директор СДЮСШОР

________А.Н. Сипач

                                                                                                                      01 сентября 2013г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

«ДЗЮДО»

программа предназначена для детей и подростков

групп спортивно-оздоровительной направленности

7-18 лет

срок реализации программы – весь период обучения

Составитель:

Лапшин Сергей Васильевич

тренер-преподаватель

вторая квалификационная категория

г. Ковров

2013 г.

Пояснительная   записка

                   Рабочая  образовательная  программа по дзюдо   разработана  на  основе  «Программы   спортивной  подготовке для  детско-юношеских  спортивных  школ, специализированных   детско-юношеских   школ  олимпийского  резерва»,   утвержденной  Федеральным  агентством  по  физической  культуре  и  спорту  в 2006 году – авторы: С.В.Ерегин,  И.Д.Свищев,  С.И. Соловейчик и др.  и  на  основе  нормативных  документов,   регламентирующих   работу  спортивных  школ.

                   Спортивная школа организует работу  с обучающимися  спортивно-оздоровительных групп в течение календарного года. В школу зачисляются  дети с 7-18 лет, желающие  заниматься  дзюдо,  имеющие   письменное  разрешение  врача,  заявление родителей.  

                Отличительная особенность данной программы заключается в поэтапном преемственном развитии обучающихся, начиная с 7-8 летнего возраста.   На начальном этапе осуществляется развитие необходимых двигательных качеств и подготовка организма ребёнка к занятиям на следующих этапах.

Цель программы на спортивно-оздоровительном этапе — развитие физически здоровой и нравственно полноценной личности через физкультурно—оздоровительные занятия с элементами единоборств, формирование устойчивых мотивов и потребностей в занятиях физической культурой и спортом.

Основные задачи спортивно-оздоровительного этапа:

- привлечение  максимально возможного  количества  занимающихся  различного  возраста  к систематическим  занятиям   дзюдо;

- формирование  у занимающихся  основ  здорового  образа  жизни, гигиенической  культуры   и  профилактика  вредных  привычек;

- всестороннее  гармоничное   развитие  личностных   и  физических  качеств    занимающихся, повышение функциональных возможностей организма,  укрепление    здоровья   и  закаливание   организма;

- освоение  необходимых теоретических  знаний  из  области  физической  культуры  и избранного   вида  спорта – дзюдо,  формирование  двигательных  умений  и  навыков.

- занятость детей во внеурочное время, профилактика правонарушений и асоциального поведения.

-воспитание положительных качеств личности: трудолюбия, упорства, целеустремлённости.    

- создание условий для наиболее полной самореализации личности.

          Учебно-тренировочные  занятия,  с занимающимися в спортивно-оздоровительных группах   должны  создавать  максимально   благоприятные  условия  для  раскрытия   и   развития физических и духовных  способностей ребенка, его  самоопределение. Необходимо  формировать  потребности  и мотивы  к  систематическим  занятиям   спортом, воспитывать  моральные  и  волевые  качества,  формировать  гуманистические   отношения, приобретение   опыта  общения.

           Детям  в этом  возрасте  присуще  большое  желание,  интерес, познавательная  активность,  высокая  эмоциональность. Поэтому   на  занятиях   четкая  организация,   разумная   дисциплина,  основанная  на  точном   соблюдении  команд,  указаний и  распоряжений  тренера,  должна   сочетаться   с  предоставлением   обучающимися  определенной  свободы  и  самостоятельности действий,  заданиями, стимулирующими  творчество  и   инициативность. Подвижные игры и игровые задания с элементами единоборств, включённые в  программу  решают сразу несколько задач:

- повышают интерес к занятиям физической культурой и спортом;

- увеличивают объём двигательной активности обучающихся, осуществляют физическую подготовку;

- развивают ловкость у  обучающихся  необходимую для развития ребёнка в данном возрасте.

- обучают прикладным упражнениям необходимым для обеспечения безопасности жизнедеятельности в дальнейшей жизни.

- подготавливают к изучению раздела единоборств в  дальнейшем.

          Чем больше эмоциональное воздействие на ребёнка оказывают занятия, тем быстрее и прочнее идёт освоение материала. С помощью  игр, обучающиеся способны научиться падать в любую сторону, стоять на голове, вставать на «мост» из стойки, перепрыгивать из положения «моста» через стойку на голове в упор присев, выполнять переворот боком, кувыркаться вперед и назад, даже переходить из стойки на голове в стойку на руках, осваивать базовую технику  дзюдо.

           Подобные действия и необходимую технику базовых и прикладных движений тренер не закладывает принудительно, а ставит их в условия необходимости изучения данного технического действия, чтобы использовать в дальнейшем в играх. Освоение технического действия воспринимается как естественный процесс, необходимый для соблюдения правил игры. Занятия проходят с меньшей напряженностью и большей плотностью, чем в обычных условиях, — все это привлекает на занятия детей. Групповые занятия всегда развивают в детях способность контактировать и находить общий язык со сверстниками. Применение игр происходит по принципу «от простого к сложному» и «от изученного к неизученному». Создается условие для активного участия ребенка в изучении технического арсенала дзюдо и поисков решения поставленной перед ним проблемы.

          Преимущественное двигательное качество борца — ловкость. Занятия единоборствами к ребёнку предъявляют высокие «ловкостные» требования — умение быстро мыслить, хорошо ориентироваться в пространстве, занимать и сохранять преимущественное положение по отношению к партнёру, к площади опоры, проводить двигательные действия в короткий промежуток времени на ограниченной площади и с сопротивлением партнёра. Развивая, с помощью игровых заданий,  ловкостные и другие двигательные качества тренер подготавливает  обучающихся для дальнейших занятий  дзюдо.

Организационно-методические  указания

                Учебно-тренировочный процесс планируется как подготовительный период.

 На спортивно-оздоровительном этапе  деятельность тренера-преподавателя направлена  на:

- укрепление  здоровья обучающихся;

- привитие  интереса к систематическим  занятиям  дзюдо;

- стабильность  состава  обучающихся;

- динамика  индивидуальных показателей   развития  физических  качеств  занимающихся;

- уровень освоения  основ  гигиены и самоконтроля.

 В программу внесены:

- Гимнастические  упражнения:  общеразвивающие, строевые,  акробатические, упражнения на снарядах, прыжковые упражнения. Эти упражнения формируют у занимающихся правильную осанку, воспитывают силовые способности, способствуют растяжению и расслаблению мышц. Нагрузка при выполнении этих упражнений  может регулироваться путем изменения: количества повторений каждого упражнения, амплитудой движений, характером движений (плавно-резко, напряженно-расслабленно) продолжительностью интервалов отдыха, исходными положениями.

-  Подвижные игры и эстафеты с бегом  и прыжками,  с предметами и без. Они несут развивающий эффект для организма, усиливают развитие координационных способностей, усиливают эмоциональный фон занятий, но требуют строгой дозировки ;  

- Средства подготовки юных дзюдоистов (общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, тренировочные  формы соревновательных  упражнений);

- Средства подготовки из других видов спорта;

-  Средства воспитания  личности;

- Правила  и нормы ТБ;

- Теоретические сведения;

- Контрольно-нормативные  требования к физической и технической подготовленности.    

         Основными формами учебно-тренировочного  процесса   являются: групповые  учебно-тренировочные и теоретические  занятия, тестирование и медицинский контроль.

Особое внимание в учебно-тренировочном процессе уделяется  разносторонней физической подготовке с использованием средств,  характерных для дзюдо: акробатических, простейших элементов  противоборств, игр   с элементами единоборств. По  окончании  годичного  цикла  подготовки обучающиеся выполняют  нормативы по ОФП.  Соревнования по ОФП проводятся  два раза в год без предварительной  подготовки к ним и  отдельно от соревнований по технической  подготовке.  

           Необходимо  обеспечивать  дифференцированный  и   индивидуальный  подход  к  занимающимся  с  учетом  состояния   здоровья, пола,  физического  развития,  двигательной  подготовленности,  особенностей  развития,  психических  свойств  и качеств,   выполнением   норм   и  требований     ТБ. Учебно-тренировочные   занятия  должны быть согласованны; объем учебного  материала определяется  с  учетом   этапа   обучения   двигательным    действиям, положительной  и   отрицательной  переносимости   обучающимися   нагрузок,  подготовленности  и возрастных  особенностей.  Нагрузка на занятиях  должна  увеличиваться постепенно; упражнения, требующие физического напряжения, должны  чередоваться  с  упражнениями  на  релаксацию. Во избежание травм, во время занятия перерывов не должно быть, необходимо использовать упражнения направленные на активный отдых - они снимают усталость, психическое напряжение, восстанавливают функции организма. Используются общеукрепляющие упражнения, игры, эстафеты, не требующие большого физического напряжения (на внимание, на координацию). Подобные упражнения выполняются около 10 минут с соблюдением полного объема движения и  глубокого дыхания. Важен последовательный контроль за их проведением.

               При обучении двигательным  действиям  предпочтение следует   отдавать   целостному  методу. Важно  правильно  называть  упражнения,  точно  их  демонстрировать,  своевременно   исправлять  ошибки.

             Контроль  и  оценка  действий обучающихся  применяется  таким  образом,  чтобы  стимулировать   стремление   занимающегося к  своему  личному   физическому  совершенствованию    и  самоопределению, улучшению  результатов, повышению  активности, радости   от  тренировок. Оценка деятельности обучающегося: качество овладения программным материалом – теоретические знания,   уровень освоения  основ  гигиены и  самоконтроля, способы  двигательной, физкультурно-оздоровительной  и  спортивной  деятельности, а также количественные  показатели (контрольные  тесты). При оценке достижений следует  ориентироваться на индивидуальные   темпы  продвижения в развитии  двигательных  способностей.

           -  Методы физической подготовки: игровой (проведение подвижных игр и игровых  упражнений), соревновательный (эстафеты, выполнение  контрольных  нормативов  по ОФП, СФП, «Веселые старты»), повторный (развитие  координационных, скоростных,  ловкости, силовых  способностей и гибкости), равномерный (развитие общей  выносливости в подвижных играх, длительном беге),  круговой (комплексное  развитие физических  качеств занимающихся при помощи организационно-методической формы проведения занятий – круговая тренировка).

         -  Методы обучения базисной технике  дзюдо: целостно-конструктивный (изучение  технических действий в целом  виде), расчленено-конструктивный (изучение  технических действий  по  частям, а затем  соединение  в   целое).

         -   Методы  воспитания: убеждение, поощрение, разновидность   наказания -порицание, педагогическая оценка  поступка; методы нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания.

           Тренерам следует  учитывать: многие дети  и подростки  не стремятся  к  высоким спортивным  достижениям, а просто  любят  и  интересуются  дзюдо. Работая со спортивно-оздоровительными группами,  тренер  должен прослеживать динамику  роста  подготовленности  занимающихся, позитивные  личностные  изменения  и высокую  мотивацию   к  регулярным  занятиям спортом,  конкретно- дзюдо.

Режим учебно-тренировочной работы

Этап

Год

обучения

Максимальный  возраст для зачисления

Минимальное  число обучающихся  в группе

Максимальное кол-во учебных часов

 в неделю

Требования по физической, технической, спортивной подготовке

ГСО

весь период

6-18

16

6

нормативы

 по ОФП, демонстрация техники дзюдо

Учебный план

учебно-тренировочных занятий  на 52  недели

№ п/п

Виды  подготовки

кол-во часов

1.

Теоретические  сведения

10

2.

Общая  физическая подготовка

120

3.

Специальная  физическая подготовка

20

4.

Технико-тактическая  подготовка

50

5.

Контрольные  испытания

6

6.

Подвижные игры,  эстафеты

70

7.

Летний спортивный лагерь и  работа по  индивидуальным планам

36

8.

Медицинское обследование

вне сетки часов

Всего часов

312

Программный  материал

 для практических занятий

1.Гимнастические упражнения (общеразвивающие, строевые, акробатические, упражнения на снарядах, беговые и прыжковые упражнения). Они формируют правильную осанку, развивают силовые способности, растягивают и расслабляют мышцы. Нагрузка регулируется: количеством повторений каждого упражнения, амплитудой движений, характером движений (плавно-резко, напряженно-расслабленно), продолжительностью интервалов отдыха между упражнениями и различными исходными положениями):    

2. Физическая подготовка:

2.1. Общеразвивающие  упражнения для  рук  и   плечевого пояса.

-ОРУ для пальцев и кисти, движения из упора стоя или лежа с опорой на кончики пальцев.

- ОРУ для увеличения подвижности в суставах (стоя;  в упорах лежа; лежа упор  сзади; перенесение тяжести тела с руки на руку, меняя положение кистей; в упорах присев, сидя на пятках опора на тыльную сторону кисти пальцами к себе, опора на пальцы.

- ОРУ для сгибателей и разгибателей предплечья (сгибание -  разгибание рук стоя на коленях, в упорах лежа и сидя.

- ОРУ для увеличения подвижности в суставах  (рывковые движения прямыми или согнутыми руками в стороны, вверх, назад; то же в сочетании с наклонами и поворотами туловища; вращательные движения в плечевом суставе прямыми или согнутыми руками; сгибание ноги из упора лежа сзади; наклоны в упоре стоя на коленях, руки далеко вперед; прогибание  в упоре лежа сзади ноги врозь с опорой на одну руку; мост (с помощью)).

- ОРУ на расслабление мышц рук и плечевого пояса (свободные дугообразные движения руками в сочетании  с полуприседами, выпадами, полунаклонами; последовательное расслабление мышц рук после напряженного принятия определенного положения; размахивание свободно висящими руками путем поворота туловища, встряхивание кистями, предплечьями, плечами в различных и. п.)

- ОРУ для мышц бедра: приседания на двух на одной;  ходьба в полуприседе; прыжки на одной на двух, в полуприседе; наклоны с прямым туловищем и стойки на коленях; вставание на колени и с колен; сгибание – разгибание в коленных суставах в положении лежа на груди.

- ОРУ для мышц таза: поднимание таза из  положения лежа, сидя, передвижения  в седе.

- ОРУ для увеличения подвижности в тазобедренных суставах: вращения с стойке ноги врозь, покачивания в выпадах, махи, приседания ноги врозь, наклоны с седе ноги вместе ноги врозь,  полушпагат,  шпагат, движения ногами с захватом помогая руками.

- ОРУ для расслабления мышц ног: свободные махи ногами, потряхивания в положении сидя углом, лежа на спине углом; сгибание и разгибание ног в упоре сидя, скрестные движения голенями; потряхивание стопами и голенями в положении лежа на груди; чередование напряжений с расслаблениями в положении сидя, лежа.

      2.2. Общеразвивающие  упражнения  для мышц ног, туловища,  шеи:

- ОРУ для стопы и голени: поднимания, подскоки, ходьба.

- ОРУ  для увеличения подвижности в суставах: сгибания, разгибания, вращения из различных и. п.; перенесения тяжести тела на внутреннюю и внешнюю сторону стопы.

- ОРУ для мышц туловища: движения ногами в упорах сидя, поднимание туловища в сед из положения лежа на спине, поднимание ног в положении лежа на спине, одновременные движения ногами и туловищем из положения лежа на спине ; поднимание туловища и поднимание ног из положения лежа  на животе;  приседы, повороты туловища из различных и. п.; поднимание-опускание таза в упоре лежа боком.

- ОРУ для подвижности позвоночника: повороты, наклоны из различных   и. п.; прогибания с упором  на  руки  из положения лежа на животе; пружинистые  наклоны  вперед, в стороны в положении стоя и сидя; повороты туловища; наклоны назад.

- ОРУ для мышц шеи: повороты, наклоны, круговые движения, наклоны головы вперед, назад, в стороны  преодолевая  сопротивление рук; в и. п.   стоя на коленях с опорой  головой о ладони (на мягкой опоре); перекаты со лба на затылок; борцовский мост (с помощью).

_ ОРУ на расслабление мышц туловища и шеи: «падение»  головы вперед, назад, в стороны, круговые движения; покачивания, потряхивания; последовательное расслабления шеи, туловища, круговые движения; чередование напряжения с расслаблением отдельных групп мышц; поднимание отдельных частей туловища с последующим  расслаблением.

2.3. Акробатические и гимнастические упражнения:

- группировка (сидя, лежа, перекаты  вперед и  назад в группировке);

- упоры (головой о ковер, упор присев, упор лежа)

- кувырки  вперед и назад (сначала под небольшой уклон),   вперед со скрещенными ногами;

- связка элементов (два кувырка вперед, кувырок вперед-назад, два кувырка назад);

- стойка на лопатках;

- боковой переворот с помощью и без;

- упоры (головой о ковер; упор присев, лежа);

- висы (на согнутых руках в висе, в висе лежа, перемещения в висе);

- подтягивание  в висе;

- мост из положения лежа на спине (гимнастический, борцовский мост);

- равновесие (ходьба с перешагиванием предметов, с бросками и ловлей мяча, с отягощением – набивной мяч, гантели -  постепенно до 1 кг., повороты в полуприседе, в приседе),

3. Общефизическая  подготовка:

Силовая - подтягивание в висе, в висе лежа; сгибание туловища  лежа на спине (ноги  закреплены); - лазанье по канату с помощью ног; приседания, ходьба в полуприседе,  упражнения  с гантелями 1 кг. и набивным  мячом  1-3 кг.

Скоростная – бег  10, 20,30 метров;  прыжки в длину и в высоту  с места; прыжки через длинную  и  короткую  скакалку; выпрыгивания из приседа, многоскоки;

На выносливость – чередование  ходьбы  и  бега на  дистанции до 1000 м.;

На координацию – челночный бег 3х10 м., эстафеты линейные, встречные с предметами и без, кувырки вперед и  назад, боковой переворот, спортивные  игры – футбол, баскетбол; подвижные игры, эстафеты;

Гибкость – упражнения на гимнастической  стенке, на гимнастической скамейке, упражнения на  формирование  осанки, упражнения для  формирования активной  гибкости (сгибания-разгибания, наклоны-повороты,  вращения-махи).

4.Специальная физическая подготовка.

Акробатические и гимнастические упражнения со страховкой:

- группировка (сидя, лежа, перекаты  вперед и  назад в группировке);

- кувырки  вперед и назад (сначала под небольшой уклон),   вперед со скрещенными ногами;

- стойка на лопатках;

- боковой переворот с помощью и без;

- упоры (головой о ковер; упор присев, лежа);

- висы (на согнутых руках в висе, в висе лежа, перемещения в висе);

- мост из положения лежа на спине (гимнастический, борцовский мост) -  сначала с помощью;

- связка элементов (два кувырка вперед, кувырок вперед-назад, два кувырка назад);

- равновесие (ходьба с перешагиванием предметов, с бросками и ловлей мяча, с отягощением – набивной мяч, гантели -  постепенно до 1 кг., повороты в полуприседе, в приседе).

5.Общеподготовительные упражнения на освоение техники:

-  кувырки вперед,  назад;

- перекаты боком вправо,  влево;

- боковой переворот «колесо» (начиная переворот в одну сторону), в парах;

- самостраховка при падении назад, на бок (группировка, подбородок прижат к груди, перекат назад «мягкий», хлопок руками с паузой и без паузы. Выполняется  быстро из различных   исходных положений);

- борцовский мост;

- забегания на борцовском мосту (начиная с низкого моста с упором на теменную часть головы);

- выполнение имитационных  упражнений;

 - приемы этикета: приветствие (поклон), приветствие стоя, приветствие на коленях;  пояс (завязывание).

-стойки, передвижения, передвижения обычными шагами, передвижения приставными шагами: вперед-назад; влево-вправо; по диагонали; спиной вперед.

- повороты  (перемещения тела): на 900  шагом вперед; на 900 шагом назад; на 1800 скрестными шагами (одна вперед, другая назад по диагонали); на 1800 круговым шагом вперед; на 1800 круговым шагом назад.

- захваты (основной захват – рукав-отворот).

- основной захват-выведение из равновесия вперед,

- основной захват-выведение их равновесия  назад;

- освобождение от захвата.

6. Тактическая подготовка.

- тактика захвата и освобождение от захватов;

- тактика участия в соревнованиях по ОФП.

7. Подвижные игры:  Подвижные игры – это  эмоциональная деятельность, поэтому они  представляют  важное  значение в   развитии  двигательной деятельности и  воспитании   обучающихся. Особенностью подвижных игр является роль движения  в содержании игр (бег, прыжки, броски, передачи, сопротивление, пространственная ориентация и т.д.). Подвижные  игры комплексно  совершенствуют  двигательные  навыки и умения (быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость). При проведении игр и эстафет требуется  их смена и строгая  дозировка.

   «Выталкивание из круга», «Перетягивание  в парах», «Перетягивание пояса в парах, двух поясов обеими руками», «Белые медведи», «Хвостики», «Гуси-гуси», «Волк во рву», «Города», «Медведь и пчелы», «Охотники и утки», «Пятнашки», «Так не так», «Кот и мыши», «Успей занять место», «К своим флажкам», «Два Мороза», «Команда  быстроногих», «Петушиный бой», «День и ночь», «Прыгуны и пятнашки», «Тяни  в  круг»,  «Лиса и куры», «Парашютисты», «Караси и щуки», «Мы веселые ребята», «Вызов номеров», «Белые медведи», «Гуси», «Тяни в круг», «Скакуны-кузнечики», «Посадка картофеля», «Паучок», «Успей занять место»  и др. Эстафеты линейные, встречные  с предметами и  без; в движении  и на  месте;  из различных исходных положений;   с остановками и поворотами;  по звуковому или зрительному сигналу; с  выполнениями различных заданных   упражнений и др. Полоса препятствий.

8. Волевая подготовка:

-элементарные формы борьбы (в игровой ситуации): за захват, выталкивание, кто быстрее,  за территориальное преимущество и т.д.;

- соблюдение режима дня,  режима питания, успешное совмещение тренировочной деятельности с учебной работой в школе;

-поддержание в порядке спортивной формы, инвентаря;

- соблюдение требований техники безопасности на тренировочных занятиях;

- участие в эстафетах, подвижных играх (умение оценивать личную победу и командную, правильное поведение при  проигрывании).

9.Нравственная подготовка:

- помощь при выполнении упражнений;

- подготовка и уборка инвентаря;

- выполнение требований и заданий тренера;

- соблюдение этикета дзюдо.

10. Теория и история освоение дзюдо.

-техника безопасности на занятиях дзюдо,

- понятие о физической культуре и спорте,

- понятие о гигиене, гигиенические требования к одежде и обуви,

- история возникновения дзюдо,

- значение и основные правила закаливания,

- влияние осанки на здоровье.

11. Медико-педагогический контроль.

- показатели функционального состояния обучающихся в  стандартных условиях;

- тесты:  бег 20 м; прыжки в длину  с  места; челночный  бег; подтягивание на перекладине или  сгибание и разгибание  рук  в  упоре  лежа; поднимание  туловища  из  положения  лежа  на  спине колени  согнуты.;

- определение состояния здоровья и уровня функционального состояния юных дзюдоистов для  занятий - медосмотр;

- систематическое наблюдение за  изменениями  в  состоянии  физической  и  функциональной  подготовленности, происходящими под влиянием регулярных  занятий и определение индивидуальных  норм  нагрузок (график пульсометрии, моторная плотность).

12. Контрольные  испытания по технической подготовке.

Формы подведения итогов реализации программы — участие в соревнованиях школьного и муниципального уровней.

- участие в демонстрации техники дзюдо (согласно  аттестационным требованиям  по ученическому присвоению  6 КЮ -  подготовительный),

- соревнования по ОФП,

- «Веселые старты»,

         - соответственно технико-физической подготовке, участие в соревнованиях по дзюдо. Возможен приём на обучение в соответствующую группу и год по сданным нормативам ОФП.

                                       

Литература

1. Программа спортивной подготовке для ДЮСШ  и  СДЮШОР. Федеральное  агенство по физической  культуре  и  спорту. 2006 г. г. Москва

2. Подвижные  игры на уроках. Издательство «Учитель». Авторы- С.Л.Садыкова, Е.И.Лебедева. г. Волгоград. 2008г.

3.Диагностика физического развития и двигательной  подготовленности учащихся Кольского Заполярья. Автор - Е.М. Лапицкая. г. Мурманск.  2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для группы предшкольного образования

Планирование для группы с кратковременным пребыванием в школе....

рабочая программа для группы предшкольного образования

Планирование для группы с кратковременным пребыванием в школе....

Рабочая программа 3 группы

программа который мы работаем...

Рабочая программа средней группы по программе "От рождения до школы" на 2015-2016 учебный год

В рабочей программе представлено тематическое планирование, перспективное планирование на учебный год, планирование по работе с родителями....

Рабочая программа подготовительной группы "Добрая дорога к безопасной жизни" ОБЖ

На протяжении нескольких лет я работаю по приоритетному направлению – обеспечение безопасности жизнедеятельности. Физическое и психическое здоровье ребёнка напрямую зависят от социальной и экологическ...

Рабочая программа (средняя группа) по программе М. А. Вераксы в соответствии с ФГОС

Раочая программа (средняя группа) по программе М. А. Вераксы, в соответствии с ФГОС...

Программа дополнительного образования "Рабочая программа для групп сверхпрограммных образовательных услуг "Изучение английского языка образовательной области Филология"

Данная рабочая программа может быть использована в кружках дополнительного образования по предмету "Английский язык" для учащихся 2-4 классов....