Организация внеклассной работы во внеурочное время (плавание).
статья по физкультуре по теме

Лашин Дмитрий Анатольевич

Сообщение содержит полезную информацию по организации работы в секции "Плавание" во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_lashina_d.a.docx40.51 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение педагога дополнительного образования ГБС(К)ОУ школы «Центр РиМ» Лашина Д.А. на тему: «Организация внеклассной работы во внеурочное время (плавание)».

Санкт-Петербург

2011г.

        Плавание является одним из наиболее массовых видов спорта, поскольку это жизненно необходимый навык и уникальный вид физических упражнений, связанный с оздоровительным и закаливающим воздействием на человека водной среды. Особенно это воздействие благотворно для растущего организма детей и подростков. Следует помнить о том, что однажды приобретенный навык плавания сохраняется у человека на всю жизнь.

        Невозможно переоценить оздоровительное значение плавания. Вода очищает кожу человека, способствует улучшению кожного дыхания и укреплению самой кожи. Она вызывает усиление деятельности различных внутренних органов: учащается дыхание, увеличивается частота сердечных сокращений, изменяется тонус периферических кровеносных сосудов, увеличивается обмен веществ.

        Плавание состоит из четырех разделов, которые получили название спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного) плавания.

        Спортивное плавание содержит соревнования различного характера по видам и дистанциям, определенные специальными правилами. Соревнования проводятся в бассейнах стандартных размеров (25 и 50м) на дистанциях от 50 до 1500м, а также на открытых водоемах в виде заплывов на разные расстояния. В соревнованиях применяются спортивные (правильные) способы плавания, которые имеют большое преимущество в скорости.

        Игровое плавание заключает в себе разнообразные подвижные игры и развлечения на воде. Также плавание используется, главным образом во время обучения и тренировки юных пловцов, поскольку игры вызывают большие эмоции, повышают активность детей, способствуют появлению инициативы, воспитывают чувства товарищества и т.д.

        Прикладное плавание включает приемы спасания утопающего, ныряние в длину и в глубину, а также преодоление водных преград.

        Фигурное (художественное) плавание представляет собой различные комплексы движений, составленные из элементов хореографии с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде. Фигурное плавание может быть как сольным, так и групповым.

        Формирование правильного навыка плавания возможно в том случае, если учитель в процессе обучения школьников плаванию наиболее целесообразно использует законы взаимодействия человека с водной средой.

        Содержание программы начального обучения плаванию зависит от задач, стоящих перед курсом обучения; продолжительности курса обучения; контингента занимающихся, их физической подготовленности и возраста; условий для проведения занятий. Все перечисленные факторы тесно связаны между собой. От возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки, методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала.

        Задача первого курса обучения плаванию заключается прежде всего в том, что ребенок научился чувствовать себя в воде как «рыба» - для этого нужны вспомогательные снаряды. Именно они должны помочь детям почувствовать особенности воды. Интерес и внимание ребенка при этом вызывает только такой снаряд, который в значительной мере помогает ему преодолеть трудности, связанные с выполнением упражнений в воде.

        К таким апробированным поддерживающим средствам относятся:

- обручи из пластика или алюминия;

- плавательные шесты;

- плавающие фигурки из пластмассы небольшого размера;

- вспомогательные снаряды при нырянии, например, полые резиновые круги, мячи, пластмассовые тарелки;

- плавательные доски.

        Большая часть упомянутых снарядов продается в магазинах, в качестве вспомогательных средств можно применять имеющиеся в бассейне ограничительные приспособления, ступени для спуска в воду. Важно, чтобы тренер использовал эти средства целенаправленно и методически правильно.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ И РАСПОРЯДОК ДНЯ В БАССЕЙНЕ

        Начало занятий плаванием – большое событие в жизни ребенка. Он получает множество новых впечатлений, а для большинства детей обучение плаванию является и первой формой планомерных занятий. Такие занятия требуют определенной подготовки каждого обучающегося. Кроме того, нельзя забывать и о внешних условиях, которые оказывают определенное влияние на планирование и проведение занятий по обучению плаванию. Все приведенные факторы играют весьма существенную роль в подготовке квалифицированного тренера (инструктора). Он должен быть хорошо знаком с бассейном и уметь быстро реагировать на возникшие неполадки; кроме того, он полностью ответственен за выполнение всех гигиенических предписаний, а также за здоровье и безопасность доверенность ему детей. Кроме того, тренер-преподаватель (инструктор) должен наблюдать за тем, чтобы дети с момента, когда входят в бассейн и до момента, когда они выходят из него, соблюдались все установленные правила. В частности, это касается пути в раздевалку и пребывание в ней, в туалетных комнатах и душевых.

        Прежде чем приступать к занятиям с группой, необходимо провести собрание родителей, на котором разобрать вопросы поведения и гигиены в бассейне, рассказать о последовательности обучения и обсудить возможности участия родителей в занятиях. Родительские собрания не раз помогали преодолеть трудности, связанные с организационным периодом.

        Как же подготовить ребенка к занятиям? Прежде всего, дети должны самостоятельно раздеваться и одеваться, а также тщательно мыться с головы до ног и вытираться. Дети должны научиться пользоваться душем. Дети должны с радостью и без всякой боязни приступить к обучению плаванию. С помощью интересных рассказов о пловцах детей можно подготовить к занятиям и эмоционально заинтересовать.

        Каждый ученик для занятий по плаванию должен иметь:

- сумочку (целлофановый пакет) с мылом и мочалкой;

- махровое полотенце;

- купальные принадлежности и резиновую шапочку;

- соответствующую обувь (купальные шлепанцы);

- при необходимости одно из поддерживающих средств.

        Все эти купальные принадлежности желательно помещать в небольшую спортивную сумку. Необходимо обязательно научить детей самих укладывать свои вещи в сумку и пользоваться ими – это способствует воспитанию самостоятельности.

ПОВЕДЕНИЕ В ПЛАВАТЕЛЬНОМ БАССЕЙНЕ

        Необходимо следить за тем, чтобы дети перед началом занятий по плаванию достаточно охладились после горячего душа и не входили в воду разгоряченными.

        Перед началом занятий по плаванию дети должны тщательно вымыться теплой водой с мылом и мочалкой. Запрещается приносить в бассейн мыло и шампуни в стеклянной посуде во избежание опасности травматизма.

        Не следует принимать пищу позже, чем за 2-3 часа до начала занятий плаванием. Плавать с полным желудком опасно. Если ребенок не совсем здоров, то плавать ему в этот день не следует. В воде ребенок должен непрерывно двигаться, иначе он начинает мерзнуть. Если появятся признаки переохлаждения (сильный озноб, «гусиная кожа», посинение губ), ребенка следует немедленно удалить из воды. Теплый душ, энергичные движения быстро его согреют.

        Во время занятий плаванием следует предупреждать чрезмерное напряжение, которое может привести к переутомлению ребенка. Какую бы радость ни доставляли занятия плаванием детям, они не должны слишком громко кричать и шуметь. Нельзя разрешать детям сталкиваться в воде или нырять навстречу друг другу.

        Ни один ребенок не должен выходить за пределы установленного места занятий. Если ребенку нужно выйти из воды, он должен попросить разрешения у тренера (инструктора). Группа собирается в вестибюле за 15-20 минут до начала занятий. Тренер (инструктор) или помощник ведут детей в раздевалку. Здесь помощник заботится о том, чтобы дети быстро разделись и аккуратно сложили или повесили свою одежду в шкафчики.

        Перед занятием нужно проверить имеет ли каждый ребенок принадлежности для мытья в душе.

         Перед занятием, прежде чем дети войдут в душевую, их направляют в туалет для того, чтобы предупредить возможное загрязнение воды, кроме того, давление воды и ее температура раздражают мочевой пузырь и кишечник. Помощник наблюдает за детьми во время мытья и помогает им, а также учит их мыть друг другу спину. Перед тем, как выйти из душевой, дети быстро становятся под прохладный душ, чтобы поры кожи, раскрывшиеся под действием теплой воды, снова закрылись. Затем дети аккуратно укладывают мыло и мочалку в мешочек из целлофана. Группа организованно направляется к месту занятий. Там дети выстраиваются в одну шеренгу. Тренер (инструктор) здоровается с ними, а дети должны ответить ему спортивным приветствием: «Физкульт-привет!». Это приветствие доставляет детям большое удовольствие. Затем тренер (инструктор) кратко и доступно рассказывает группе о содержании предстоящего урока и дети начинают выполнять упражнения на суше, а затем в воде, в соответствии с программой занятий.

        Рекомендуется не допускать родителей или родственников, сопровождающие детей в бассейн, в помещение для занятий. Их присутствие затрудняет работу тренера (инструктора), отвлекает внимание детей от заданий. Родители должны это понимать и полностью доверять тренеру (инструктору) и его помощникам.

        В течение всего урока инструктор должен держать в поле зрения всю группу. Если во время занятий кто-нибудь из детей внезапно почувствует себя плохо, его немедленно надо удалить из воды и передать на попечение помощника. Который отведет его в раздевалку, а при необходимости вызовет врача.

        Все формы занятий должны обеспечивать дисциплину и контроль. Если во время занятий детям нужно выйти из воды, они должны обязательно надеть шлепанцы и набросить полотенце. Как только занятие окончится, все дети должны быстро выйти из воды. Дети подходят к своим вещам, надевают шлепанцы, набрасывают полотенце и снова выстраиваются в шеренгу. Тренер (инструктор) дает краткую оценку прошедшего урока; хвалит и подбадривает ребят; порицание выносится только в случае крайней необходимости. Затем дети организованно отправляются в сопровождении тренера (инструктор) ли помощника в душевую. Под теплым душем юные пловцы согреваются, затем ненадолго становятся под прохладный душ, чтобы снова закрылись поры тела. В заключении дети насухо вытираются – очень важно, чтобы уже и волосы были сухими. Также тщательно необходимо вытирать кожу между пальцами ног, чтобы предупредить грибковые заболевания.

         Каждый раз при выходе из закрытого бассейна в холодную или ветреную погоду дети должны надевать шапочку и тщательно закрывать уши. В холодное время детей задерживают не менее чем на 5 минут в вестибюле бассейна.

        Следует подчеркнуть, что плавание само по себе не вызывает заболеваний или простуды. Болезни ребенка связаны исключительно с легкомысленным поведением ребенка в бассейне. Если неукоснительно выполняются гигиен6ические и организационные рекомендации, то сопротивляемость детского организма повысится. Ребенок, занимающийся плаванием, меньше подвержен простудам, чем ребенок, который не занимается систематически плаванием.

ЧТО СЛЕДУЕТ ПРИНИМАТЬ ВО ВНИМАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ

        Продолжительность занятий, за время которых ребенок может овладеть основными навыками плавания и выполнить определенные нормативы, зависит от трех основных факторов: от профессиональной подготовки и педагогического мастерства тренера-преподавателя (инструктора), от уровня развития юных спортсменов и от внешних условий.

        Тренер (инструктор) прежде всего должен подготовить такой комплекс упражнений и в такой последовательности, чтобы они обеспечили систематическое совершенствование плавательных навыков, способствовали развитию моторики у ребенка и стимулировании рост его спортивных достижений.

        Следует всегда тщательно продумывать, как разговаривать с детьми, как пробудить в них интерес к занятиям, как построить урок физической и психической точек зрения. Все это нужно для того, чтобы нагрузки чередовались с отдыхом.

        Специалистам по детской педагогике известно, что основной формой деятельности ребенка является игра. Это должен твердо усвоить тренер (инструктор). Поэтому ему необходимо так составлять свой план занятий, чтобы игровой элемент постоянно присутствовал, и занятия были интересными. Это в значительной степени поможет детям в усвоении заданных упражнений.

        Различные игры, знакомые многим детям, можно проводить в воде, внося в них незначительные изменения. Это позволит тренеру (инструктору) внести разнообразие в занятия, сделать интересным процесс обучения.

        Однако игры надо выбирать с таким расчетом, чтобы они требовали от ребят постоянного движения – тогда дети не будут мерзнуть. Кроме того, очень важно разъяснить детям задачу игры и выбрать ее соответственно их возрасту, если вводится новая игра, то необходимо ее сначала разучить на суше, чтобы облегчить детям запоминание правил.

        Для того, чтобы достигнуть частной или общей задачи при начальном обучении плаванию, дети должны выполнить значительное количество тренировочных упражнений. При этом большую играет как продолжительность пребывания в воде, так и количество повторений отдельных упражнений.

К МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ СПОРТИВНЫМ СПОСОБАМ ПЛАВАНИЯ

        Общим правилом при обучении всем спортивным способам плавания является методическая последовательность: «движения ногами – движения руками – полная координация движений – дыхание». Эта принципиальная последовательность не исключает, однако, одновременного изучения дыхания и движений рук и ног.

        Изучение каждого движения начинается с его показа. Показ помогает маленькому пловцу лучше понять структуру и ритм разучиваемых движений. Ребенок получает первое зрительное представление о движении и стремится его воспроизвести. Однако полное представление о движении получит только после того, как сам выполнит его, ощутив влияние воды. Благодаря постоянному повторению упражнений закрепляется чередование напряжений и расслаблений мышц и в результате движения пловца становятся более экономичными.

К МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ КРОЛЕМ НА СПИНЕ

Как показывает опыт, маленькие пловцы без особого труда овладевают навыком попеременно – ударных движений ногами и уже на первом этапе обучения добиваются сравнительно хороших результатов. Увеличение объема упражнений укрепляет этот навык и повышает общую выносливость. Движения ногами разучивают сначала с помощью плавательной доски, а затем и без нее – после отталкивания от стенки бассейна. Вначале следует стремиться к тому, чтобы дети держали руки свободно опущенными вдоль туловища и не подгребали ладонями, так как при этом возникают вредные навыки.

        В другом, более сложном упражнении – одна рука вытягивается вдоль тела, а вторая выносится вперед в направлении движения. Положения рук периодически меняются. Затем упражнение усложняют: пловец вытягивает вверх обе руки и при этом соединяет большие пальцы рук. Можно рекомендовать скрестное положение кистей; когда тыльная сторона правой кисти обращена влево, а тыльная сторона левой кисти – вправо (при этом оба мизинца направлены вниз).

        При обучении новичка попеременным гребковым движениям рук при плавании на спине иногда применяются следующие упражнения: плавание на спине, партнер удерживает пловца за ноги. При этом важно, чтобы пловец правильно проводил руку в рабочих фазах гребка и энергично выносил руку из воды для очередного проноса.

К МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ КРОЛЕМ

        Методика обучения плавания кролем схожа с методикой обучения плаванию на спине. Однако движения ногами при плавании кролем несколько сложнее, чем при плавании на спине. При разучивании движений ногами без плавательной доски нужно обратить внимание на то, чтобы руки были вытянуты вперед, а кисти наложены одна на другую. Тем самым облегчается вытянутое положение тела и создается поддержка для головы. При отработке движений руками можно пользоваться указаниями, которые применяются при обучении на спине.

        Для повторения периодически включают более простые упражнения. Это целесообразно в тех случаях, когда ребенок не может понять характер положения усилий в гребке или когда он вновь сталкивается с трудностями дыхания при полной координации движений.

        При плавании с полной координацией движений следует обратить внимание на то, чтобы дети плавали вначале на коротких отрезках, где нет необходимости поворачивать голову в сторону для вдоха. Дети могут проплыть без дыхания до 8 метров.

        При подключении дыхания к общей координации движений целесообразно вернуться к знакомым более простым упражнениям, в которых дыхание было связано с поворотом головы. Например, к упражнению, где дыхание согласуется с движениями рук, когда пловец стоит на дне бассейна. Поворачивается только голова и лишь настолько, чтобы рот для вдоха показался над поверхностью воды. Нужно напомнить детям, что поворот тела является серьезной ошибкой. Очень часто маленьким пловцам кажется удобным выполнять цикл дыхания (вдох-выдох). Это можно разрешить. Чтобы у детей не выработалась привычка поворачивать голову для вдоха только в одну сторону, необходимо регулярно менять сторону для вдоха. В дальнейшем юные пловцы должны изучить дыхание, выполняемое через три гребка.

        Обучение детей плаванию проводится в форме групповых занятий. Такие занятия более эффективны, им присущ элемент соревнования. Не умеющим плавать пример товарищей помогает побороть страх и неуверенность в своих силах. На групповых занятиях удобнее проводить воспитательную работу с детьми, используя влияние коллектива и обеспечивая тем самым хорошую успеваемость.

        При обучении плаванию применяются три основных группы методов (словесные, наглядные, практические).

        Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действий и др., педагог дает представление об изучаемом движении, его форме, содержании. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов.

Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и т.д. инструктор проводит на суше – до или после занятий в воде. Когда группа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы дети не замерзли. Таким образом, с помощью команд инструктор как бы управляет группой и ходом обучения.

        Все задания на уроке выполняются под команду; она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направлен6ие для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения. Команды делятся на предварительные и исполнительные. Подсчет в плавании применяется только в начальный период обучения – для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями.

        Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений. В них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения.

        К наглядным методам относятся показ упражнений и техника плавания, учебных наглядны пособий, кинофильмов, а также применение жестикуляции. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей.

        Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению к группе:

  1. Инструктор должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки.
  2. Занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.

Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают.

        Практические методы. При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение способом плавания в целом. Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание в целом, применяется на завершающем этапе освоения техники плавания.

        Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода приносят на занятия оживление, радость, эмоции.

        Основной формой организации и проведения учебных занятий по плаванию является групповой урок. Он делится условно на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная и заключительная части проводятся на суше, основная – в воде. На суше дети выполняют комплексы общеразвивающих и специальных упражнений, а в воде осваивают плавательные движения.

        Среди общеразвивающих упражнений, которые целесообразно использовать на этапе начального обучения плаванию можно рекомендовать:

  1. И.п. – о.с. 1-2 –поднимаясь на носки, прогнуться, руки в стороны-вверх; 3-4 – возвратиться в и.п.
  2. И.п. – о.с., руки к плечам. Круговые движения согнутыми руками вперед и назад.
  3. И.п. – о.с., руки перед грудью. Движения руками в стороны-назад.
  4. И.п. – в стойке ноги на ширине плеч, попеременные круговые движения руками вперед («мельница»).
  5. И.п. – то же. Попеременные движения руками назад.
  6. И.п. – то же. Наклоны вперед с касанием руками пола.
  7. И.п. – о.с., руки прямые в стороны, наклонить туловище вперед. Попеременное вращение туловища вправо и влево с доставанием руками пола.
  8. И.п. – о.с., руки на пояс. Приседания.
  9. И.п. – сидя на полу, упор сзади. Не касаясь пола попеременные движения прямыми ногами в вертикальной плоскости (имитация движений ногами при плавании кролем).

Специальные упражнения для этапа начального обучения:

  1. И.п. – сидя согнуть правую (левую) ногу в колене, взяться левой рукой за носок, а правой – за пятку. Пассивные круговые движения стопой в правую и левую сторону (добиваться наибольшей амплитуды движений в голеностопном суставе).
  2. И.п. – то же, но на левой ноге.
  3. И.п. – упор лежа. Сгибание и разгибание рук с прогибанием туловища.
  4. И.п. – лежа на груди руки вверх, прогнуться. Попеременные движения ногами вверх-вниз.
  5. И.п. – в стойке на ширину плеч слегка наклониться вперед, правая рука вперед, левая прямая вдоль туловища. Попеременные круговые движения руками вперед (как при плавании кролем на груди).
  6. И.п. – то же, но движения назад (как при плавании кролем на спине).
  7. И.п. – то же, но согласовывая с дыханием. При выполнении упражнения повернуть голову в сторону вытянутой назад правой (левой) руки и посмотреть на нее; в этом положении сделать вдох и начать гребковое движение рукой с одновременным выдохом.

Во избежание травм и несчастных случаев на воде необходимо:

  • Допускать к занятиям по плаванию только с разрешения врача;
  • Тщательно следить за состоянием места для проведения занятий;
  • Категорически запрещать заплывать за границу зоны купания;
  • На уроках плавания соблюдать строжайшую дисциплину (вхождение в воду и выход из воды производить только по команде инструктора);
  • Занятия с не умеющими плавать проводить на мелком месте. Все упражнения, а также первые попытки плавать должны выполняться в сторону берега или мелкого места;
  • Разрешать не более двум занимающимся одновременно (под непосредственным наблюдением инструктора) плавать на глубоком месте;
  • К изучению прыжков в воду допускать только умеющих хорошо плавать;
  • Место для плавания, оборудование и инвентарь проверять ежедневно до начала занятий, неисправности немедленно устранять;
  • Всем руководителям, проводящим занятия, уметь плавать и знать приемы спасения тонущего;
  • Занятия плаванием проводить под наблюдением врача.

Подводя итоги, еще раз хотелось бы отметить, что при обучении плаванию решаются следующие основные задачи:

- укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;

- изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыкам плавания;

- всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;

- ознакомление с правилами безопасности на воде.

        За время работы инструктором в секции по обучению плавании. Мои воспитанники неоднократно являлись призерами различных соревнований. Это, например, следующие выпускники нашей школы:

- Соколов В. – многократный чемпион Санкт-Петербурга, чемпион всероссийских соревнований в г.Волгограде, неоднократный призер всемирных летних Олимпийских игр в г.Дублин.

- Коломиец С. – многократная чемпионка Санкт-Петербурга, призер всероссийских соревнований в г.Волгограде.

- Добрякова Е. – многократная чемпионка Санкт-Петербурга, многократная чемпионка всероссийских соревнований в г.Волгограде, чемпионка Европы в г.Люксембург.

- Богданов А. – IV место на городских соревнованиях Санкт-Петербурга.

- Савченко И. – II место в/с 50м, II место в/с 100м, II место в комплексном плавании в городских соревнованиях Санкт-Петербурга на приз Специального Олимпийского комитета (2008г.).

- Егоров К. – I место в/с 50м и III место в/с 100м в городских соревнованиях Санкт-Петербурга на приз Специального Олимпийского комитета (2008г.)

- Смелкова Е. – I место в/с 25м в городских соревнованиях Санкт-Петербурга на приз Специального Олимпийского комитета (2008г.), I место в/с 25м в городских соревнованиях Санкт-Петербурга на приз Специального Олимпийского комитета (2010г.).

        

Для подготовки сообщения были использованы ресурсы с поисковых серверов:

- google,

- yandex.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

Статья для учителей СБО, имеет воспитательную напрвленность для обучения работы во неу урочное время....

Метод анкетирования при работе над проектом "Организация досуга учащихся во внеурочное время на микрорайоне "Орбита", 2011-2012 учебный год"

                            Метод анкетирования явился одним из главных методов при работе над проектом "Организация досуга...

Организация проектной деятельности во внеурочное время

Данный материал раскрывает мотивационную сторону проектной деятельности во внеурочное времяю при подготовке к различным конкурсам...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Организация профориентационной работы во внеурочное время как фактор личностного самоопределения учащихся 9-11 классов

Вопрос «Кем быть?» - жизненно важный для каждого человека. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно...