Программа по внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности обучающихся
рабочая программа по физкультуре на тему

Программа разработана для руководителей ФИЗО, тренеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx48.85 КБ

Предварительный просмотр:

На тему воспитательных возможностей внеурочной спортивно-оздоро-вительной деятельности нами подготовлена специальная образовательная программа, в которой представлены воспитательные результаты и эффекты, культурные формы и содержание деятельности.

Примерная внеурочная программа

спортивно-оздоровительной деятельности подростков

(извлечения)

1. Пояснительная записка

По результатам многочисленных опросов современные подростки довольно высоко ставят ценность здоровья. Но попытки ряда исследователей заглянуть чуть глубже, выявить, для чего молодому поколению нужно здоровье, в чем они видят его смысл, показывают, что многие подростки рассматривают здоровье как возможность безнаказанно получать все возможные удовольствия от жизни, буквально: курить, выпивать, «отрываться» на дискотеках, в ночных клубах и залах игровых автоматов, подолгу «зависать» у компьютера, вести свободную сексуальную жизнь, рисковать в экстремальном спорте, экспериментировать с психоактивными веществами — и не испытывать никаких неприятных ощущений, не сталкиваться с отрицательными последствиями своих действий.

Подобная трактовка ценности здоровья вряд ли может быть признана конструктивной как для человека, так и для общества. В такой ситуации становится всё более необходимым делать акцент на формировании у школьников активистской культуры здоровья, напрямую связанной с занятиями спортом и предполагающей:

  • интерес к спорту и оздоровлению, потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты;
  • знания в области оздоровления, спортивной подготовки и организации спортивных соревнований;
  • умение использовать эти знания для эффективной организации спортивной подготовки, успешного выступления в соревнованиях;
  • спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
  • стремление индивида вовлечь в занятия спортом своё ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т. д.).

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся основной ступени общего образования. Реализация программы происходит в течение двух учебных лет.

Программа предусматривает ориентацию реализующих её педагогов на следующие цели:

  • во-первых, способствовать освоению подростками основных социальных норм, необходимых им для полноценного существования в современном обществе, — в первую очередь это нормы ведения здорового образа жизни, нормы сохранения и поддержания физического, психического и социального здоровья;
  • во-вторых, способствовать развитию позитивного отношения подростков к базовым ценностям современного российского общества — в первую очередь к таким ценностям, как человек, здоровье, природа, труд, семья, Отечество;
  • в-третьих, способствовать приобретению школьниками нового ценностно-окрашенного социального опыта, на основе которого они смогли бы в будущем выстраивать собственное социальное поведение.

В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:

  • мобилизация необходимых для осуществления спортивно-оздоровительной деятельности школьников кадровых, материально-технических, финансовых, средовых ресурсов;
  • мотивирование школьников к участию в спортивно-оздоровительной деятельности;
  • формирование и развитие подростковых общностей и коллективов, совместно участвующих в спортивно-оздоровительной деятельности;
  • обучение подростков способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности;
  • помощь подросткам в осуществлении ими самостоятельного планирования, организации, проведения и анализа наиболее значимых для них дел и проектов спортивно-оздоровительной направленности.

Примерная программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Принцип природосообразности предполагает, что спортивно-оздорови-тельная деятельность школьников основывается на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития природы и человека, воспитывает его сообразно полу и возрасту, а также формирует у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность — одна из важнейших конкретизации принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе, в том числе в подростковом возрасте, перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это естественно-культурные (достижение определённого уровня биологического созревания, физического и сексуального развития), социально-культурные (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысло-вые), социально-психологические (становление самосознания личности, её самоопределение в жизни) задачи.

Принцип культуросообразности предполагает, что спортивно-оздорови-тельная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях физической культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими спортивным и здоровьесберегающим традициям тех или иных регионов, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности перед педагогом стоит задача введения юных людей в различные пласты физической и спортивной культуры этноса, общества и мира в целом. Необходимо, чтобы спортивно-оздоровительная деятельность помогала растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нём самом, в сфере спорта, культуры здоровья, в окружающем его мире.

Трактовка принципа коллективности применительно к спортивно-оздорови-тельной деятельности предполагает, что спорт и оздоровление, осуществляясь в детско-взрослых общностях, детско-взрослых коллективах различного типа, дают юному человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, могут создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни, спортивной самореализации.

Принцип биологичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся в спортивно-оздоровительной деятельности, содержанием которого являются обмен ценностями здорового образа жизни и гуманистического понимания телесности, спорта (ценностями, выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования).

Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалохичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для подростков идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы спортивных общественно значимых явлений и предметов; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отчеству; собственных действий школьника по отношению к Отечеству).

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие, развёртываемое в логике замысел — реализация — рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе ещё не существующее, но то, что он хочет, чтобы появилось в результате его активности. Это может быть и некоторое событие, и некоторый предмет, — главное, что он должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. Если ему некто предварительно задал то, к чему он должен прийти, и он в этом не может ничего изменить, то для него нет проектирования. Он может программировать свои шаги, может составлять план исполнения, но собственно проектировать он в таком случае ничего не будет.

В логике действия данного принципа в программе предусматриваются спортивно-оздоровительные социальные и экзистенциальные проекты.

Социальные проекты преобразовывают общности и общество, вносят позитивные изменения в окружающую социальную среду за счёт реализации социальных инициатив. Социальные проекты конструируются вокруг таких ценностных ориентиров, как:

коммуникабельность — лёгкость вступления в межличностное общение, инициатива на начальном этапе взаимодействия;

предприимчивость — способность своевременно решать актуальные задачи, субъективное ощущение свободы в решении актуальных задач, находчивость, практичность, обладание практической сметкой, изобретательностью и энергией, способность изыскивать возможности и идти на преднамеренный риск;

самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, возможность проявления субъектом своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;

организационная и управленческая компетентность — знания, опыт по образованию социальной структуры, привлечению ресурсов, координации действий отдельных элементов системы, достижение взаимного соответствия функционирования её частей в процессе решения какой-либо задачи;

конвенциональность — стремление к добровольному соглашению субъектов на предмет принимаемых на себя обязательств;

законность (легальность) — стремление действовать в рамках устанавливаемых государством пределов, готовность взять на себя определённые обязательства и не нарушать их.

Экзистенциальные проекты — проекты собственного бытия, существования, проекты самовоспитания, ценностно-смыслового самоопределения, выбора варианта жизни (В.Н. Дружинин). В спортивно-оздоровительной деятельности эти проекты имеют особое значение, они связаны с преодолением физических трудностей и ограничений, с расширением границ человеческих возможностей, с одухотворением телесности.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в спортивно-оздоровительной деятельности -процесс формирования человеком осмысленного и ответственного отношения к собственной телесности. Приобретение школьниками опыта самоопределения происходит в совместной со сверстниками и взрослыми практике спортивных состязаний, в ходе открытой друг для друга практики «заботы о себе».

Основная идея примерной программы внеурочной спортивно-оздорови-тельной деятельности подростков состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом — на развитие специальных предметных компетенций спортивно-физкультурного характера. Именно поэтому внеурочная деятельность строится вокруг доступных и довольно синтетических видов спортивных занятий.

Программа является модульной и состоит из 5 автономных модулей (общим объёмом 136 часов), каждый из которых предполагает организацию определённого направления спортивно-оздоровительной деятельности школьников-подростков.

Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного отдельно взятого класса, так и в смешанных группах, состоящих из учащихся нескольких классов.

Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (в расчёте — 2 часа в неделю), так и возможность организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, сборы, слёты, соревнования, «погружения», фестивали, походы, экспедиции и т. п.).

2. Тематическое планирование и содержание деятельности

Тематическое планирование

п/п

Название раздела

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

1

Мини-футбол

26

8

18

1.1

Вводное занятие

1

1

1.2

Техника удара по мячу

2

2

1.3

Техника ведения мяча

2

2

1.4

Техника остановки и отбора мяча

2

2

1.5

Тактические приёмы при взаимодействии с соперником

2

2

1.6

Тактические приёмы при взаимодействии с партнёрами

2

2

1.7

Тактические комбинации

2

1

1

1.8

История игры: проект «Героические страницы истории футбола: «матч смерти»

5

5

1.9

Пропаганда игры: проект «Играй, двор»

8

1

7

2

Основы самозащиты

22

7

15

2.1

Вводное занятие

1

1

2.2

Правила самозащиты при нападениях

4

4

2.3

Приёмы борьбы и рукопашного боя как средства самозащиты

6

6

2.4

Проект «Информирован — значит, вооружён!»

5

5

2.5

Проект «Персональный тренер»

6

1

5

3

Настольный теннис

14

1

13

3.1

Вводное занятие

1

1

3.2

Техника настольного тенниса: удары

3

3

3.3

Техника настольного тенниса: подачи и приём подач

3

3

3.4

Основы тактики игры в теннис

2

2

3.5

Игровая практика

6

6

4

Спортивный туризм

46

4

42

4.1

Вводное занятие

2

2

4.2

Спортивное туристское многоборье

10

10

4.3

Спортивное ориентирование

8

8

4.4

Спортивные походы

26

2

24

5

Организация и проведение спортивных мероприятий в школе и микрорайоне

28

8

20

5.1

Технология организации и проведения спортивных мероприятий

4

4

5.2

Организация и проведение общешкольного Дня здоровья

6

1

5

5.3

Организация и проведение турнира семейных команд «Спортивная семья»

8

1

7

5.4

Спортивно-оздоровительный социально-образовательный проект «Народные олимпийские игры»

10

2

8

Всего:

136

28

108

Содержание деятельности

Модуль 1. Мини-футбол (26 ч)

  1. Вводное занятие (1 ч). Правила игры. Охрана здоровья и гигиена футболиста.
  2. Техника удара по мячу (2 ч). Удары внутренней и внешней стороной стопы; серединой, внутренней и внешней частями подъёма; носком и пяткой. Закрепление технических приёмов с пассивным или активным сопротивлением партнеров, в подвижных играх с мячом. Упражнения: забей гол, точная передача, мяч в кругу, квадрат, удар по катящемуся мячу, удар навстречу, удар с хода.

Удары головой с места, в прыжке, в броске. Закрепление технических приёмов. Упражнения: подвешенный мяч, жонглёр, передача мяча.

Техника удара по воротам: удары по указанной цели, удар с хода, удар с лёта. Закрепление и отработка технических приёмов.

  1. Техника ведения мяча (2 ч). Ведение мяча. Обманные движения. Обводки. Закрепление технических приёмов. Упражнения: ведение по кругу; ведение по коридору; ведение, изменяя направление; ведение, изменяя скорость; обведи партнеров. Двусторонняя игра.
  2. Техника остановки и отбора мяча (2 ч). Способы остановки мяча: остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы, подошвой. Отбор мяча перехватом, отбор мяча подкатом. Закрепление технических приёмов. Упражнения: ударь и останови, останови и передай, подбрось мяч свечкой, перехват, подкат. Двусторонняя игра.
  3. Тактические приёмы при взаимодействии с соперником (2 ч). Открывание вперёд, в сторону, назад. Закрывание и опека соперника, грамотное расположение игрока по отношению к сопернику и своим воротам. Двусторонняя игра.
  4. Тактические приёмы при взаимодействии с партнёрами (2 ч). Передачи мяча: передачи низом и верхом, диагональные, поперечные и продольные передачи, передачи на ход партнёру. Двусторонняя игра.
  5. Тактические комбинации (2 ч). Комбинации в игровых эпизодах: треугольник, «стенка», перекрёстное движение, отбор мяча посредством согласованных действий. Комбинации при розыгрышах стандартных положений: при введении мяча в игру начальным ударом, ударом от ворот, при вбрасывании мяча из-за боковой линии, угловых, штрафных, свободных ударах. Двусторонняя игра.
  6. История игры: проект «Героические страницы истории футбола: «матч смерти» (5 ч). Сбор учащимися 6—9 классов информации, подготовка презентационных материалов и проведение встреч-бесед с учащимися младших классов, посвященных футбольному матчу, сыгранному летом 1942 г. в оккупированном немцами Киеве между советской и немецкой командами.

1.9. Пропаганда игры: проект «Играй, двор» (8 ч). Формирование и подготовка силами подростков дворовых команд младших школьников в микрорайоне. Организация и проведение силами подростков турнира дворовых команд младших школьников «Играй, двор».

Модуль 2. Основы самозащиты (22 ч)

  1. Вводное занятие (1 ч). Опасности и риски жизни в современном городе. Самозащита в современном городе. Техника безопасности и гигиена участников занятий.
  2. Правила самозащиты при нападениях (4 ч). Поведение при нападении. Подручные средства самозащиты. Отработка приёмов самозащиты с применением подручных средств: камня, палки, авторучки, песка, пояса, каблука обуви и т. п. Болевые точки и правила нанесения ударов по ним. Необходимая оборона и её пределы, уголовная ответственность за превышение пределов необходимой самообороны: беседа с сотрудником правоохранительных органов.
  3. Приёмы борьбы и рукопашного боя как средства самозащиты (6 ч). Самостраховка. Кувырки и падения. Броски, удары рукой и ногой. Болевые приёмы. Освобождение от захватов противника. Сваливание для связывания. Обезоруживание противника при ударе ножом. Обезоруживание противника при угрозе пистолетом.

2.4. Проект «Информирован — значит, вооружён!» (5 ч). Сбор школьниками 8—9 классов информации, подготовка презентационных материалов и проведение встреч-бесед с учащимися 4—6 классов, посвященных самозащите и самообороне.

2.5.        Проект «Персональный тренер» (6 ч). Установление индивидуального шефства подростков над младшими школьниками с целью освоения последними нормативов по ОФП.

Модуль 3. Настольный теннис (14 ч)

  1. Вводное занятие (1 ч). Правила игры в настольный теннис. Профилактика травм.
  2. Техника настольного тенниса: удары (3 ч). Упражнения с ракеткой и шариком. Игра толчком справа и слева. Техника выполнения ударов по высокому мячу. Атакующие удары по диагонали. Атакующие удары по линии. Атакующие удары справа разной силы и направления. Атакующие удары слева разной силы и направления. Игра с коротких и длинных мячей. Отработка ударов накатом. Отработка ударов срезкой. Поочерёдные удары левой и правой стороной ракетки. Игра в защите. Переход от защиты к атаке.
  1. Техника настольного тенниса: подачи и приём подач (2 ч). Выполнение подач. Подача срезкой. Подача накатом. Подача боковым вращением. Приём подачи.
  2. Основы тактики игры в теннис (2 ч). Передвижение. Комбинации. Тактические схемы. Отработка тактических схем.
  3. Игровая практика (6 ч). Индивидуальная и парная игровая практика. Сдача нормативов.

Модуль 4. Спортивный туризм (46 ч)

  1. Вводное занятие (2 ч). Техника безопасности: правила поведения в горах, в лесу, у водоёмов, на болоте; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к памятникам истории и культуры, тимуровская работа на маршруте, отношение к природе. Туристское снаряжение: групповое и личное.
  2. Спортивное туристское многоборье (10 ч). Спортивное туристское снаряжение. Узлы, их назначение и применение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по верёвке с перилами (параллельные перила). Подъём по склону по перилам спортивным способом. Спуск по склону по перилам спортивным способом. Подъём по склону по судейским перилам с самостраховкой. Спуск по склону по судейским перилам с самостраховкой. Навесная переправа.
  3. Спортивное ориентирование (8 ч). Гигиена спортсмена: гигиена тела, одежды и обуви. Правила соревнований по спортивному ориентированию. Спортивное снаряжение. Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша. Техника ориентирования. Измерение расстояний на местности (шагами, по времени, визуально). Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Разновидности карт: топографические, спортивные. Технические приёмы: азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование.

4.4. Спортивные походы (26 часов). Пешеходный, лыжный, горный, водный спортивные походы, комбинация. Протяжённость спортивных походов, локальные и протяжённые препятствия, категории сложности спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж на маршруте. Краеведение на маршруте. Марш-рутно-квалификационная комиссия, маршрутная книжка и маршрутный лист, отчёт о спортивном походе в МКК. Спортивные значки и разряды. Подготовка и проведение похода по местам боёв советской армии в Великой Отечественной войне: изучение исторических событий на местности, встречи, с местными старожилами, посещение школьных и сельских музеев боевой славы, благоустройство братских могил. Подведение итогов похода, подготовка фотоотчёта, технического и краеведческого описания маршрута. Ознакомление с собранным краеведческим материалом других учащихся школы.

Модуль 5. Организация и проведение спортивных мероприятий в школе и микрорайоне (28 ч)

  1. Технология организации и проведения спортивных мероприятий (4 ч). Спортивные мероприятия в школе: цели и смысл. Позиция подростка. Технология КТД. Обучение приёмам коллективного планирования, коллективной подготовки и коллективного анализа мероприятий. Особенности подготовки спортивных праздников, спортивных соревнований, спортивных игр. Судейство.
  2. Организация и проведение общешкольного Дня здоровья (6 ч). Коллективная разработка сценария Дня здоровья. Реклама и пропаганда общешкольного Дня здоровья. Подготовка спортивной площадки и инвентаря. Проведение и анализ дела.
  3. Организация и проведение турнира семейных команд «Спортивная семья» (8 ч). Коллективная разработка правил и регламента турнира. Подготовка спортивной площадки и спортивного инвентаря. Помощь в формировании команд. Организация судейства. Проведение и анализ дела.
  1. Спортивно-оздоровительный социально-образовательный проект «Народные олимпийские игры» (10 ч). Исследование информированности жителей микрорайона о спортивных играх, в том числе об играх народов России (социологический опрос, интервью). Сбор и презентация жителям микрорайона (через тематические стенды, газеты, радио/телевидение, интернет-сайты и т. п.) информации о спортивных играх народов России: «чижик», русская лапта, городки, борьба руками, петушиные бои, перетягивание каната, народные виды единоборств, «царь горы» и т. д. Разработка подростками на переговорной площадке с представителями муниципалитета, заинтересованных общественных структур правил и регламента проведения в микрорайоне «Народных олимпийских игр». Подготовка силами подростков и старшеклассников в сотрудничестве с представителями муниципалитета игровых площадок и необходимого инвентаря. Подготовка среди подростков будущих инструкторов дворовых команд. Создание силами подростков и старшеклассников судейского корпуса. Помощь дворовым сообществам микрорайона в формировании и подготовке межвозрастных смешанных команд для участия в «Народных олимпийских играх». Проведение на спортивной базе микрорайона и школы «Народных олимпийских игр».

3. Ожидаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены, о технике безопасности при занятии спортом, о способах и средствах самозащиты; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации досуга других людей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

  1. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
  1. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта волонтёрской деятельности; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

При достижении трёх уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации подростков.

Первая группа эффектов — социокультурная идентичность — осознание подростком себя в контексте управления социокультурным пространством собственного существования, принятие себя как субъекта социокультурного взаимодействия, личности и индивидуальности.

Вторая группа эффектов — социально-коммуникативные компетенции предполагает высокую степень эффективности самореализации школьника в социальном взаимодействии (при соблюдении этикета, принципов коммуникативной толерантности), осознанное позиционирование себя как субъекта межличностного взаимодействия, владение управленческими (организаторскими, маркетинговыми др.) компетенциями (изучение потребностей аудитории, поиск наиболее адекватных вариантов удовлетворения потребностей, привлечение инвесторов и т. д.).

Третья группа — компетенции собственно в сфере сохранения и укрепления здоровья, спортивной деятельности.

4. Рекомендации по созданию ресурсов реализации программы

Должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы: игровой спортивный зал, площадка для организации народных спортивных игр на открытом воздухе, площадка для проведения тренировок по спортивному туристскому многоборью, подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования, кабинет для проведения аудиторных занятий, медицинская аптечка, автоматический тонометр, ворота для мини-футбола, мячи футбольные, маты спортивные, стол теннисный, сетка для настольного тенниса, ракетки и шарики для настольного тенниса, палатки туристские, рюкзаки туристские, коврики туристские, компасы, топографические и спортивные карты местности, веревки, страховочные обвязки, страховочные карабины, спортивный инвентарь для игр в городки, лапту, «чижа», канат спортивный, материалы для художественно-оформительских работ по проектам.

Особую роль в работе с подростками играет педагог. Его умение быть не только наставником, но и старшим товарищем создаёт у них чувство уверенности в своих силах, формирует благоприятный микроклимат для занятий. Кадровый ресурс программы в норме, если:

  • к реализации программы подключён педагог, компетентный в вопросах спорта и оздоровления, и/или специалисты по проблеме, не являющиеся педагогами;
  • уровень квалификации педагогических и иных работников соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся;
  • педагоги и специалисты, работающие по программе, интегрированы в систему непрерывного педагогического образования (они обучаются по дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе на дистанционной основе, программам стажировки на базе инновационных общеобразовательных учреждений в объёме не менее 72 ч и не реже одного раза в пять лет в структурах дополнительного профессионального образования).

Целесообразны взаимодействие образовательных учреждений с целью восполнения недостающих кадровых ресурсов, а также непрерывная методическая, психолого-педагогическая поддержка педагогических работников по вопросам реализации внеурочных программ, использования инновационного опыта других образовательных учреждений.

Организационный ресурс предполагает, что на занятиях поддерживается необходимая дисциплина, они проводятся при строгом соблюдении правил техники безопасности и режима проведения занятий. Это позволяет избегать случаев травматизма или переутомления школьников.

Важным моментом хорошей организации занятий является создание дружного подросткового коллектива, отношения в котором строились бы на принципах товарищества и взаимопомощи. Педагогу необходимо организовать создание вокруг себя такого коллектива, который был бы привлекателен для его воспитанников, с которым бы они себя идентифицировали и где культивировались бы положительные нормы и ценности.

Информационно-методический ресурс реализации программы складывается из:

  • количественных и качественных характеристик информационно-методичес-кого оснащения информационно-библиотечного центра, поддерживающего организацию внеурочной деятельности;
  • комплектности обеспечения внеурочной деятельности учебными пособиями, учебно-методической литературой, дополнительной литературой, электронными образовательными ресурсами с учётом достижения целей и планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности;
  • качественных характеристик школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети.

В работе с подростками педагогу рекомендуется использовать следующие методические приёмы:

  • введение и поддержание корпоративных норм в группе подростков;
  • инициирование и поддержание самоуправления в группе;
  • организация деятельности на принципах коллективного планирования, коллективной организации, коллективного осуществления и коллективного анализа;
  • организация воспитывающей предметно-эстетической среды, окружающей школьников;
  • предъявление себя (своего поведения, своего отношения к окружающей действительности, своих жизненных принципов) воспитанникам как объекта подражания;
  • предъявление школьникам актуальной для них воспитывающей информации, её совместное обсуждение и выработка по отношению к ней своих позиций;
  • проблематизация тех отношений школьников к миру, к людям, к самим себе, которые педагог считает опасными для их личностного развития;
  • организация рефлексии школьниками своих действий, чувств, отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность. Рабочая программа " Азбука здоровья" (спортивно-оздоровительное направление) - 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности " Азбука здоровья"  (спортивно-оздоровительное направление) - для 5 класса...

Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности

«Подготовка учащихся к сдаче норм комплекса ГТО» 1, 4 класс...

Программа по внеурочной спортивно - оздоровительной деятельности по физической культуре «Готовимся к сдаче норм ГТО» 3-4 класс

Данная программа составлена на основе положения о "ВФСК ГТО" и авторской образовательной программы "Игровое ГТО для младших школьников"....