Физическое воспитание учащихся средствами игровой направленности. Описание опыта работы.
методическая разработка по физкультуре на тему

Курелов Сафарби Таубиевич

В условиях экстремального климата социальная и учебная деятельность школьников ограничена, ограничена и двигательная активность, имеют место значительные нервные перегрузки.Количество здоровых детей за годы обучения в школе сокращается. Цель работы: Анализ развития индивидуальных особенностей учащихся посредством игровой направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Ямало-Ненецкий автономный округ

Тюменской области

Описание опыта работы

учителя физической культуры МБОУ СОШ № 5

Курелова Сафарби Таубиевича

Тема: "Физическое воспитание учащихся

средствами игровой направленности".

г.Новый Уренгой

2010 год

Валеология школьника

Актуальность темы: В условиях экстремального климата социальная и учебная деятельность школьников ограничена, ограничена и двигательная активность, имеют место значительные нервные перегрузки. Количество здоровых детей за годы обучения в школе сокращается.

Цель работы: Анализ развития индивидуальных особенностей учащихся посредством игровой направленности.

Задачи: 1. Индивидуальное физическое развитие учащихся.

 2. Практические рекомендации по развитию физических способностей учащихся.

 3. Совместная работа с родителями по улучшению физического развития учащихся.


        

Здоровье и физическая подготовленность детей и молодежи – важнейшие слагаемые здоровья и физического потенциала всего народа. Однако многие факты вызывают сегодня  острую тревогу за здоровье подрастающего поколения,   что   в   первую очередь связано   с неудовлетворительной организацией физического воспитания школьников,  которое осуществляется  на основании действующих школьных программ.

Существующая система обучения не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую содействует его ухудшению. Об этом свидетельствуют массовые нарушения физического и нервно-психического развития детей, что проявляется в невротических состояниях, дефектах полового развития, ухудшения физического здоровья.

В пусковом механизме заболеваний школьников тесно переплетаются факторы окружающей среды, личностные, поведенческие и физиологические факторы риска.

В первую очередь специфическими патогенетическими факторами для школьников являются факторы риска, связанные с организацией  их учебно-воспитательной деятельности.   Интенсификация  учебного  процесса  и существующая его организация, основанная на преобладании статических   нагрузок,   способствует   искусственному сокращению объема произвольной двигательной активности учащихся. Известно, что даже временное статическое напряжение ухудшает микроциркуляцию и гемодинамику и тем самым угнетает подвижность нервных процессов и регуляцию вегетативных функций.

Потребность в движении, повышенная двигательная активность является наиболее важными биологическими особенностями детского организма. Ограниченная мышечная деятельность не только задерживает развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах школьник с трудом осваивает или даже не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками.

Необходимость   в   принципиальном    изменении существующей системы физического воспитания обусловлена наметившимися тенденциями ухудшения демографических показателей населения нашей страны, роста заболеваемости в дошкольном и школьном возрасте, увеличением числа школьников с дисгармоничным  развитием  и  низкой физической подготовленностью.

Исследования зарубежных и отечественных авторов свидетельствуют, что низкая двигательная активность школьников, двигательные статические нагрузки приводят к развитию у них различных заболеваний: нарушению функций сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной системы; возникновению искривлений позвоночного столба, ожирению, снижению умственной работоспособности.

В условиях режима школы потребность детей и подростков в движении удовлетворяется самостоятельными спонтанными движениями только в объеме 18-20 %. Урок физкультуры  удовлетворяет  суточную  потребность  в движении на 20-40 %. Таким образом, даже в дни, когда проводится урок физической культуры при отсутствии других форм физического воспитания, дети недополучают до 40 %, а без них до 80 % движений.

Особенно остро нехватка двигательной активности учащихся ощущается в районах Крайнего Севера, где специфические   климатические   условия,    отсутствие рационального питания приводят к резкому снижению умственных и физических способностей детей.

К 1990 учебному году школа была подведена к эксперименту по физическому воспитанию. Актуальность эксперимента заключается в следующем: в социальной и учебной деятельности школьников ограничена двигательная активность, имеют место значительные нервные перегрузки.  В связи с этим в средней школе № 5 г. Новый Уренгой совместно с Омским институтом физической культуры проведен эксперимент, в результате которого было апробировано 5 программ и выбрана наиболее рациональная система организации, построения и проведения уроков физической культуры с игровой направленностью, увеличено количество часов физической культуры в неделю до трех, созданы специальные медицинские группы для детей с нарушениями функций сердечно-сосудистой системы, кишечно-желудочного тракта,  осанки.  Был  найден  оптимальный  вариант, позволяющий сочетать урочные и неурочные формы занятий, повышающих двигательную активность учащихся.

В годовом плане прохождения учебного материала по предмету физическая культура предусмотрено преимущественное количество часов на подвижные и спортивные игры.

Расчасовка на 102 урока (юноши)

I ч. –         27 часов                                                III ч. – 30 часов

         15 часов – л/атлетика                                        10 часов – спортивные игры/

12 часов – баскетбол                                        атлетическая гимнастика

                                          10 часов – гимнастика

                                                                10 часов – футбол

        II ч. – 21 час                                                IV ч. – 24 часа

        12 часов – волейбол                                        12 часов – лыжная подготовка

        9 часов – спортивные игры /                 12 часов – л/атлетика

атлетическая гимнастика                                                  

                                                         

        Чтобы доказать правильность выбранного мною пути в работе, я ссылался на программу «Валеология школьника», которая введена в школе с 1998-1999 учебного года. Разработана этой программа НИИ Возрастной физиологии Российской Академии образования.

        Разработчиками этой программы являются: Сонькин Валентин Дмитриевич – доктор биологических наук; Зайцева Валентина Викторовна – кандидат биологических наук, доктор педагогических наук, специалист по физиологии и биомеханике двигательной деятельности; Сонькин Владимир Валентинович – студент факультета Вычислительной математики и кибернетики МГУ им. Ломоносова.

Валеология – это комплексная наука о здоровье человека. Она основана на физиологии, гигиене, психологии, педагогике, антропологии и других науках о человеке. Изучает психические и физические возможности человека, закономерности их развития, а также способы их совершенствования с целью укрепления физического, психического и нравственного здоровья.

Система «Валеология школьника» создана специально для преподавателя физической культуры в школе в качестве его автоматизированного рабочего места. Каждый учитель знает, сколько сил и времени занимает работа с классным журналом, составление всевозможных отчетов и документов и т.д. Ни сил, ни времени не остается на самообразование, на чтение даже текущей литературы пот специальности. А ведь без этого поддерживать квалификацию учителя становится все труднее. Нет времени, чтобы проанализировать результаты каждого ученика, понять его индивидуальные способности, а тем более – учесть их в педагогическом процессе. Компьютерная программа «Валеология школьника» полностью совместима с действующей учебной программой по физическому воспитанию и не требует какой-либо перестройки образовательного процесса.

Разработка этой программы вызвана острой проблемой низкого уровня здоровья современных школьников.

Принципиальной особенностью программы «Валеология школьника» является ее ориентированность на индивидуальную норму и индивидуальный путь ее достижения, что позволяет нам более целенаправленно работать с каждым учащимся, а самому учащемуся помогает осознать важность и пользу занятий физической культурой для своего нормального развития и здоровья. Даже в одном возрасте дети все очень разные. Их различия в большинстве своем врожденные, их не под силу устранить ни учителю, ни родителям, их лишь следует понимать и учитывать. Особенно важно чтобы эти различия осознавал и учитывал в своей работе учитель физической культуры. Ведь физическая культура – это культура здоровья, основа будущего личного благополучия и социальной полезности ученика. Ни на одном другом уроке ученик не может получить столько полезных для своего организма и своей жизни знаний, как на уроке физической культуры. Все эти знания – и есть Валеология, т.е. наука о здоровье, наука о самом себе. И учитель должен быть главным авторитетом в этих вопросах для учеников.

Автоматизированная экспертная система нужна учителя для того, чтобы сберечь его время, сделать более творческой и интересной его работу, чтобы подсказать родителям, учителю и ученику, на какие индивидуальные особенности ребенка следует обратить внимание.

Что же делает экспертная система?

  • выставляет оценки за выполнение двигательных тестов и строит планы занятий с учётом особенностей каждого ученика (индивидуальный подход);
  • хранит результаты тестирований каждого ученика всё время его обучения; представляет эти данные в удобной вам форме и печатает отчёты;
  • подготавливает и печатает персональный отчёт для каждого ученика, содержащий результаты тестирований, заключения и рекомендации;
  • оценивает физическое здоровье каждого ученика, уровень и гармоничность его физического развития и тренированности, перспективы тренировки в разных видах спорта;
  • подготавливает и печатает 8 видов отчётов с результатами анализа индивидуальных и групповых данных;
  • предоставляет широкие возможности отбора и сортировки информации; позволяет выявить лучших и худших учеников в самых разных категориях;
  • позволяет добавлять новые двигательные тесты к шести стандартным; учитывает результаты этих тестов при подготовке заключения.

Программа построена с учетом достижения возрастной физиологии, антропологии, спортивной физиологии и медицине, теории и методики физического воспитания.

Основой являются три подхода:

  1. Конституциональный подход к оценке индивидуальной нормы.
  2. Эргометрический подход к измерению физических возможностей учащегося.
  3. Системный подход к выявлению и учету индивидуальных особенностей.

Конституциональный подход базируется на экспериментально доказанном представлении о том, что каждый человек представляет собой единство формы и функции.

Настоящая программа как раз и представляет возможность реализовать на практике индивидуальный подход в физическом воспитании школьников и студентов, предлагая индивидуальный путь достижения индивидуальной нормы.

Эргометрический подход позволяет судить о физических возможностях человека без сложных измерений. Здесь достаточно опираться на результаты небольшого числа стандартных двигательных тестов, чтобы надежно определить, насколько здоров, тренирован и в чем наиболее одарен ученик.

Системный подход базируется на методах многомерной статистики. На основе этого подхода строятся многомерные статистические модели, которые и составляют математическую основу большинства расчетов, которые производит программа.

Важнейшей характеристикой состояния здоровья ребенка является его физическое развитие, то есть размеры тела и темп роста (по латыни тело – soma, поэтому этот раздел программы можно также назвать «соматика»). Мы придаем очень большое значение соматическому развитию организма школьника, т.к. от него во многом зависит и физическое и психическое здоровье.

Одна из главных функций программы – контроль за развитием двигательной сферы учащихся. Моторика здесь занимает центральное место. Результаты двигательных тестов дают необходимые сведения, чтобы оценить состояние физического здоровья детей, прошедших тестирование.

Мною было проведено тестирование и измерение показателей (вес тела, длина тела, окружность грудной клетки, окружность талии) в следующих классах: 5б, 6а, 7б, 7г, 8в, 9г, 9е, 9ж, 10б, 11б, 11г.  

Тестирование проводиться по шести двигательным тестам–заданиями:

  1. Бег на спринтерскую дистанцию 30 м. (быстрота)
  2. Челночный бег 3х10 (ловкость)
  3. Бег на длинную дистанцию 1000 м. с максимальной скоростью (выносливость)
  4. Прыжок в длину с места (скоростно-силовые возможности)
  5. Подтягивание на перекладине (сила)
  6. Наклон в перед из положения, сидя на полу с прямыми ногами (гибкость)

Вывод: Обработка данных учащихся школы позволяет говорить о правильности выбранного мною направления и дает возможность перспективного физического развития учащихся нашей школы. Отработанные данные будут представлены родителям и намечены дальнейшие индивидуальные пути физического развития каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы по теме "Географическое краеведение в патриотическом воспитании школьников"

Краеведческий материал помогает обучающимся установить связи родного края, села с большой Родиной, почувствовать к ней причастность каждой семьи, признать своим долгом, честью стать достойным наследни...

Описание опыта работы по теме "Развитие нравственных качеств личности как одно из условий повышения уровня воспитанности младших школьников".

В данной работе представлен материал, который был подготовлен мной для участия в районном конкурсе "Самый классный классный -2012 г".  Вы можете познакомиться с описанием опыта "Ра...

Описание опыта работы по теме:"Духовно-нравственное воспитание учащихся"

Размещен опыт работы классного руководителя Кащеевой В.И....

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Описание опыта работы "Работа с историческими источниками на уроках истории"

В настоящее время перед школой поставлены требования о повышении качества образования и обеспечение более высокого научного уровня преподавания истории.  Анализ результатов ЕГЭ по истории показал...

Возможности применения музыкального сопровождения в частях урока по физической культуре с игровой направленностью.

Предназначено для  учителей физической культуры работающих с детьми  среднего и старшего возраста....

Описание опыта работы преподавателя ОБЖ и учитель физической культуры МОУ "Лицей № 31" г.о. Саранск Чернеева А.И.

В настоящее время физической культурой и спортом в стране регулярно занимаются 8-10% населения. Одной из основных задач физической культуры в настоящее время является проведение работы по формир...