Модифицированная программа по силовому троеборью для занятий с детьми 13-18 лет
рабочая программа по физкультуре на тему

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость реализовывать более полно идею индивидуализации обучения, готовить детей к жизни в обществе, развивать их здоровье и физические качества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon troebore_programma.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Омской области

Казенное  образовательное учреждение

«Специальная коррекционная общеобразовательная школа интернат»

VIII вида г. Исилькуль

Модифицированная программа

по силовому троеборью

для занятий с детьми 13-18 лет 

Составил: учитель физической культуры

Сендин Дмитрий Георгиевич

2011 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Пояснительная записка
  2. Раздел 1. Организация учебно-тренировочного процесса.
  3. Раздел 2. Учебно-тематический план.
  4. Раздел 3. Теоретическая подготовка.
  5.  Раздел 4. Общая физическая подготовка.
  6.  Раздел 5. Специальная физическая подготовка.
  7.  Раздел 6. Психологическая подготовка.
  8.  Раздел 7. Подготовка и участие в соревнованиях.
  9.  Раздел 8. Восстановительные мероприятия.
  10. Раздел 9. Врачебный контроль.
  11.  Библиографический список.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость реализовывать более полно идею индивидуализации обучения, готовить детей к жизни в обществе, развивать их здоровье и физические качества.

Программа по силовому троеборью предусматривает силовое развитие ребенка, используя упражнения с отягощением.  Основная ее направленность заключается в создании благоприятных условий для всестороннего развития и укрепления физического и психического здоровья обучающихся, а так же социальной адаптации и  формирование привычки вести здоровый образ жизни.

Особенность  программы состоит в том, что формируется  спортивно-оздоровительная группа детей в возрасте от 13 до 18 лет,  которая на начальном этапе своего обучения познает азы  мира  спорта и  простейшие технические действия.  При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, и осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.  

 При составлении данной программы соблюдались следующие принципы:

-        принцип комплексности, который предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, и восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля);

-        принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юных спортсменов вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи;

  • принцип научности (в основу программы положены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке, научные и методические разработки по троеборью отечественных и зарубежных тренеров-преподавателей и специалистов, применяемые в последние годы для подготовки спортсменов массовых разрядов и высококвалифицированных спортсменов);
  • принцип результативности (в программе четко указано, что должен освоить занимающийся на протяжении каждого этапа обучения).

В качестве основного принципа организации учебно-тренировочного процесса предлагается спортивно-игровой принцип, предусматривающий широкое использование (особенно на первом этапе обучения) специализированных игровых комплексов и тренировочных заданий, позволяющих одновременно с разносторонней физической подготовкой подвести обучающихся к пониманию сути троеборья. В этом случае, учебный процесс строится с учетом естественно и постепенно     повышающихся тренировочных требований, по мере реализации которых  решаются задачи укрепления здоровья обучающихся, развития у них  специфических качеств, необходимых в троеборье, ознакомления  их          с техническим арсеналом видов троеборья, привития  любви к спорту  и устойчивого интереса к дальнейшим занятиям  троеборьем.

Цель образовательной программы - содействие полноценному физическому развитию обучающихся, сохранению и укреплению их здоровья средствами силового троеборья, достижению спортивного мастерства в данном виде спорта.

Задачи:

  • привлекать детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
  • формировать необходимые знания в области физической культуры и спорта;
  • формировать устойчивый интерес к ведению здорового образа жизни через занятия троеборьем;
  • развивать двигательные качества обучающихся: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость, координацию движений;
  • формировать жизненно важные двигательные умения и навыки, необходимые в быту и труде, для достижения более высоких результатов;
  •  готовить спортсменов для участия в районных и областных соревнованиях;
  • способствовать воспитанию нравственно-волевых черт личности.


РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Распределение учебных часов в учебно-тематическом  плане осуществляется на основные разделы подготовки по годам обучения в соответствии с конкретными задачами тренировки. В зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юных троеборцев, программа предусматривает вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на подготовку троеборцев и  спортивный результат.

В содержании программы предусматривается тесная взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (физической, технико-тактической, психологической и теоретической подготовок), воспитательных мероприятий, педагогического и медицинского контроля. Определяется последовательность изложения программного материала по этапам обучения. В группах спортивно-оздоровитльной и начальной подготовки первого года обучения тренировки проводятся три раза в неделю по два часа. В группе начальной подготовки второго года обучения тренировки проводятся три – четыре раза в неделю по два часа.

Программный материал для обучающихся групп  дается в виде тренировочных занятий. Имеет конкретные педагогические и воспитательные задачи, содержание занятий (комплекс упражнений, последовательность их выполнения, интенсивность, количество повторений, продолжительность и характер пауз, отдыха и др.), методические указания (возможные ошибки при выполнении упражнений и способы их устранения), организационные указания (место проведения занятий, необходимый инвентарь и оборудование), В основной части занятия  вводятся упражнения конкретной преимущественной направленности.


1.1.Особенности проведения учебно-тренировочных занятий

Важным требованием к учебно-тренировочному занятию является обеспечение дифференцированного подхода. Организация занятий, выбор форм, средств и методов обучения, дозирование нагрузки обусловлены особенностями развития организма юных троеборцев.

Подготовка обучающихся осуществляется строго в соответствии с возрастными данными, которые включают в себя анатомические, физиологические и психологические особенности. В зависимости от условий своей деятельности педагог может сам подбирать упражнения и игры.

Основными формами учебно-тренировочной работы являются:

  • теоретические и групповые практические занятия;
  • тренировки по индивидуальным планам;
  • календарные соревнования;
  • медицинский контроль;
  • восстановительно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • инструкторская и судейская практика.        

Методы обучения:

  1. Словесный
  2. Наглядный
  3. Игровой метод
  4. Соревновательный метод

Методы  организации занятия:

  1. Фронтальный
  2. Групповой
  3. Индивидуальны

Оборудование:

  1. Станки для жима
  2. Гимнастические маты
  3. Стойки для приседа
  4. Штанги
  5. Гантели
  6. Гири
  7. Аптечка

1.2. Предполагаемые результаты и способы их проверки

Физическая подготовленность определяется по результатам выполнения нормативов по физической подготовке и технико-тактической подготовке троеборцев, а также по результатам соревновательной деятельности.

На начальном этапе обучения:

По теоретической подготовке:

Знать и уметь применять на практике программный материал, соответствующий году обучения.

По общей  физической подготовке:

В течение года в соответствии с планом годичного цикла сдавать нормативы, соответствующие возрасту и году обучения (контрольные нормативы представлены в нормативной части программы).

По специальной физической подготовке:

Выполнение специальных упражнений троеборца и сдача контрольных нормативов в соответствии с требованиями каждого года обучения.

По технико-тактической подготовке:

Знать и уметь выполнять основные элементы техники и тактики в соответствии с программным материалом.

Выполнить технически правильно упражнения в соответствии с программным материалом каждого года обучения.

Уметь выполнять движения по заданию и установке тренера.

По психологической подготовке:

Соблюдение режима дня. Ведение дневника самоконтроля.

Выполнение упражнений различной трудности, требующих проявления волевых качеств.

1.3. Основные формы подведения итогов реализации программы

•        Тестирование (2 раза в год).

Тестирование проводится с целью определения эффективности занятий по выбору педагога.

•        Результативность в соревновательной деятельности.

Участие в соревнованиях осуществляется по годовому календарю спортивно-массовых мероприятий.


РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(по годам обучения)

п/п

Разделы программы

Этапы обучения

СОГ

НП -1

НП-2

1 год обуч.

2 год обуч.

3 год обуч.

1

Теоретическая подготовка

12

12

14

2

Общая физическая подготовка

152

152

158

3

Специальная физическая подготовка

46

46

68

4

Технико-тактическая подготовка

72

72

128

5

Психологическая подготовка

10

10

10

6

Соревновательная подготовка

4

4

12

7

Инструкторская и судейская практика

-

-

4

8

Приемные и переводные испытания

12

12

8

9

Восстановительные мероприятия

-

-

10

10

Врачебный и медицинский контроль

4

4

4

11

Общее количество часов

312

312

416

12

Количество часов в неделю

6

6

8

13

Количество занятий в неделю

3

3

3-4

14

Наполняемость группы

12

12

12

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

ЭТАП СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

На  данный этап зачисляются учащиеся коррекционных школ, желающие заниматься оздоровительными физическими упражнениями и троеборьем.

Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:

  • достижение занимающимися такого уровня здоровья и физической подготовленности, который обеспечивал бы полноценную жизнедеятельность гармонически развитой личности;
  • адаптация организма к физическим нагрузкам в процессе тренировочных занятий;
  • обеспечение физического совершенства, высокого уровня
    здоровья и работоспособности человека для подготовки его к
    любой общественно полезной деятельности и позволяющей достигнуть совершенства памяти, мышления, любых профессиональных знаний и умений.

ЭТАП  НАЧАЛЬНОЙ  ПОДГОТОВКИ  (1 и 2 года обучения)

На данный этап  зачисляются учащиеся школы, желающие заниматься троеборьем и имеющие  разрешение врача-педиатра.

Цель, задачи и преимущественная направленность этапа:

— привлечение детей к занятиям физической культурой и спортом и формирование у них устойчивого интереса к систематическим занятиям троеборьем;

—        укрепление здоровья и улучшение физического развития детей и подростков;

  • овладение основами техники выполнения физических упражнений и формирование основ выполнения базовых упражнений в троеборье;
  • приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятии различными видами физических упражнений;
  • выявление задатков и способностей детей, определение вида спорта для последующих занятий, отбор и комплектование учебных групп;
  • подготовка и выполнение требований по общей и специальной физической подготовке соответствующей возрастной группы.


РАЗДЕЛ 3.   ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

1-ый год обучения

Тема 1. Физическая культура и спорт в РФ. (1 час)

Тема 2. Троеборье в РФ.(1 час)

Тема 3. Влияние занятий троеборьем на строение и функции организма спортсмена (1час) Тема 4. гигиена, закаливание, питание и режим троеборца (1 час)

Тема 5. Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях троеборьем (2 часа)

Тема 6. Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж (1 час)

Тема 7. Основы техники и тактики троеборья  (1 час)

Тема 9. Моральная и психологическая подготовка троеборца (1 час)

Тема 10, Физическая подготовка троеборца (1 час)

Тема 13. Правила соревнований по троеборью. Планирование, организация и проведение соревнований (1 час)

Тема 14. Оборудование и инвентарь для занятий троеборьем (1 час)

2-ой  год обучения  

Тема 1. Физическая культура и спорт в РФ. (1 час) Тема 2. Троеборье в РФ.(1 час)

Тема3. Влияние занятий троеборьем на строение функций организма спортсмена (1 час)

Тема 4. Гигиена закаливания, питание и режим троеборца (1 час)

Тема5. Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях по троеборью (2 часа)

Тема 6. Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж (1 час)

Тема 7. Основы техники и тактики троеборья (1час)

Тема 9. Моральная и психологическая подготовка троеборца (1 час)

Тема10.  Физическая подготовка троеборца (1 час)

Тема 13 Правила соревнований по троеборью. Планирование, организация и проведение соревнований (1 час)

Тема 14. Оборудование и инвентарь для занятий троеборью (1 час)

3-ий год  обучения

Тема 1. Физическая культура и спорт в РФ (1час)

Тема 2. Троеборье в России (1 час)

Тема3. Влияние занятий троеборьем на строение и функции организма спортсмена (1 час)

Тема 4. Гигиена, закаливание, питание и режим троеборца (1 час)

Тема 5. Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях по троеборью. (2 часа)

Тема 6. Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный мaccаж (1 час)

Тема 7. Основы техники и тактики по троеборью. (1 час)

Тема 8. Основы методики обучения и тренировки троеборца (1 час)

Тема 9. Моральная и психологическая подготовка троеборца (i час)

Тема 10. Физическая подготовка троеборца (1 час)

Тема 12. Планирование и контроль тренировки троеборца (1 час)

Тема13. Правила соревнований по троеборью. Планирование, организация и проведение соревнований (1 час)

Тема 14. Оборудование и инвентарь для занятий троеборьем (1 час)

 


РАЗДЕЛ 4.  ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

(для всех годов обучения)

В этом разделе приводятся упражнения, знакомство с которыми начинается в группах начальной подготовки и продолжается на протяжении всех лет занятий троеборью.

4.1. Общеподготовительные упражнения

Строевые и порядковые упражнения: общие понятия о строевых упражнениях и командах. Действия в строю, на месте и в движении; построение, расчет, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, размыкания и смыкания строя, перемена направления движения, остановка во время движения, шагом и бегом, переход с шага на бег и с бега на шаг, изменение скорости движения.

Ходьба: обычная, спиной вперед, боком; на носках, пятках, наружном крае стопы, разворачивая стопу (внутрь, наружу); в полуприседе. приседе; ускоренная; спортивная; с выпадами; на коленях, на четвереньках, скрещивая ноги выпадами; перекатами с пятки на носок; приставным шагом в одну и другую сторону и др.

Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений; на средние и длинные дистанции; по пересеченной местности (кросс), с преодолением различных препятствий по песку, воде; змейкой; вперед, спиной вперед, боком; с высоким подниманием бедра, касаясь пятками ягодиц, с поворотом на носках; в равномерном и переменном (с ускорениями) темпе; мелким и широким шагом; с изменением направления и др.

Прыжки: в длину и высоту с места и с разбега; на одной, и двух ногах, со сменой положения ног; с одной ноги на другую; с двух ног на одну: с одной ноги на две; вперед, назад, боком, с поворотами, с вращением; выпрыгивание на возвышение разной высоты; спрыгивание с высоты; в глубину; черен скакалку; опорные через козла, коня и др.

Метания: теннисного мята, гранаты, набивного мяча, камня, вперед из-за головы, из положения руки внизу, от груди; назад; толкание ядра, набивного мяча и других отягощений.

Упражнения без предметов:

Упражнения для рук и плечевого пояса.. Одновременные, переменные и последовательные движения в плечах, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание, разгибание, отведение, приведение, повороты, маховые движения, круговые движения); сгибания и разгибания рук в упоре лежа (ноги на полу, на гимнастической скамейке, с опорой ногами о стену) и др.

Упражнения для туловища: упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны из различных исходных положений и с различными движениями руками); дополнительные пружинистые наклоны; круговые движения туловищем, прогибания лежа лицом вниз с различными положениями и движениями руками и ногами; переходы из упора лежа в упор лежа боком, в упор лежа спиной; поднимание ног и рук поочередно и одновременно; поднимание и медленное опускание прямых ног; поднимание туловища, круговые движения ногами (педалирование) и др.

Упражнения для ног:  в положении стоя различные движения прямой и согнутой ногой; приседания на двух и на одной ноге; маховые движения; выпады с дополнительным и пружинистыми движениями; поднимание на носки; различные прыжки на одной и на двух ногах на месте  и в движении; продвижение прыжками на одной и на двух ногах и др.

Упражнения для рук, туловища ног:  в положении сидя (лежа) различные движения руками и ногами; круговые движения ногами; разноименные движения руками и ногами на координацию; маховые движения с большой амплитудой; упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук; отталкивания обеими руками и одной рукой от стены, пола; наклоны и повороты туловища, упражнения для развития гибкости и на расслабление и др.

Упражнения для формирования правильной осанки: стоя спиной возле вертикальной плоскости, согнуть ногу, выпрямить и отнести в сторону; то же с подниманием на носки; наклоны туловища вправо, влево, не отрываясь от плоскости; из основной стойки, прижавшись затылком, плечами, ягодицами, пятками к вертикальной плоскости, отойти на несколько шагов вперед, сохраняя строго вертикальное положение, и вернуться в исходное положение; поднимание рук в стороны, вверх, прижавшись спиной к вертикальной плоскости; то же в приседе; удержание груза (150—200 г) на голове; в основной стойке, руки на поясе, поднимание на носки и опускание на всю стопу; в том же и.п. пройти заданное количество шагов по коридору, обозначенному на полу нитями (скалками), то же с приседаниями; ходьба по линии с касанием пальцами пяток; передвижение боком по гимнастической стенке; ходьба по рейке гимнастической скамейки, руки за головой, плечи развернуты; стоя на одной ноге, другую поднять вперед, отвести в сторону и назад, согнуть, подтянуть к себе; ходьба с различной постановкой стопы (ноги прямые, руки за головой) — ходьба но обручу, гимнастической палке, канату; захват мелких предметов сводом столы.

Упражнения на расслабление: из полунаклона туловища вперед — приподнимание и опускание плеч с полным расслаблением, свободным покачиванием и встряхиванием рук; из положения руки вверх, в стороны — свободное опускание, покачивание и потряхивание расслабленных рук; из полунаклона туловища в стороны — встряхивание свободно висящей расслабленной руки и кисти; махи свободно висящими руками при поворотах туловищу; из стойки на одной ноге на скамейке — махи, свободные покачивания, встряхивания другой ноги; из основной стойки или стойки ноги врозь, руки сверху, расслабление мышц рук, туловища и ног до положения присев согнувшись и др.

Дыхательные упражнения, синхронное чередование акцентированного вдоха (короткого, энергичного, шумного) с выдохом (с частотой — вход в секунду); повороты головы с одновременным вдохом; покачивания головы влево-вправо с одновременным вдохом; движения головы вверх-вниз с одновременным вдохом; движения головы
вверх-вниз с одновременным вдохом; движения согнутых в локтях рук перед грудью с касанием разноименных плеч ладонями и одновременным вдохом; наклон туловища вперед с одновременным вдохом; ритмичные акцентированные вдохи при наклоне туловища вперед и его выпрямлении; перенос веса туловища с акцентированными вдохами на каждое движение, с одной ноги на другую (ноги широко расставлены в стороны); шаги на месте с вдохом на каждый подъем ноги; выпады в стороны); шаги на месте с вдохом на каждый выпад; повороты туловища в стороны с вдохом на каждое движение и др.

Упражнения с предметами:

Со скакалкой:  прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на одной и обеих ногах, с ноги на ногу, с поворотами, в приседе и полуприседе; два прыжка на один оборот скакалки; с двойным вращением скакалки; со скрещиванием рук; бег со скакалкой по прямой и по кругу; прыжки в приседе через скакалку, сложенную вдвое, вчетверо; те же прыжки в стойке; прыжки через скакалку, вращаемую одним концом по кругу; опускание скакалки за спину, не сгибая рук; эстафет со скакалками и др.

 С гимнастической палкой: наклоны и поворот туловища, держа палку в различных положениях; маховые и круговые движения руками; переворачивание, выкручивание и вкручивание; переносы ног через палку (перешагиванием и прыжком); подбрасывание и ловля палки; упражнения вдвоем с одной палкой (с сопротивлением); упор палкой в стену — поворот на 360"; переворот вперед с упором палкой в ковер (с разбега и без разбега); кувырки с палкой (вперед, назад

 лежа) одной и двумя руками; ловля мяча, отскочившего от стенки; перебрасывание мяча на ходу и при беге; метание мяча в цель (мишень) и на дальность (соревновательного характера).

Упражнения с набивным мячом (вес мяча I —2 кг): вращение мяча пальцами; сгибание и разгибание рук; круговые движения руками; сочетание движении руками с движениями туловищем; маховые движения; броски и ловля мяча с поворотом и приседанием; перебрасывание по кругу и друг другу из положения стоя (стоя на коленях, сидя, лежа на спине, на груди) в различных направлениях, различными способами (толчком от груди двумя руками, толчком от плеча одной рукой, двумя руками из-за головы, через голову, между ногами); броски и подкидывание мяча одной и двумя ногами (в прыжке); эстафеты и игры с мячом; соревнования на дальность броска одной и двумя руками (вперед, назад) и др.

Упражнения с гантелями (вес до 1 кг): поочередное и одновременное сгибание рук; наклоны и повороты туловища с гантелями в вытянутых руках; приседания с различными положениями гантелей; вращение гантелей, захваченных за ручки, за головки в положении руки внизу, вверху, впереди, в стороне, поднимание гантелей вверх одновременно и попеременно через стороны, впереди, от плеч; встречные движения гантелями вверх-вниз (вправо, влево, кругами; «удары» руками с гантелями перед собой; наклоны и повороты туловища с гантелями в руках (руки за головой, в стороны, впереди, вверху); жонглирование гантелями — броски и ловля за ручку (головку) без вращения, с вращением в полете (0,5—2 оборота), с вращением из руки в руку и др.        

Жонглирование: бросить гирю и поймать другой рукой; то же, но поймать той же рукой без вращения, вращая дужкой от себя вверх, от себя в сторону, к себе внутрь, к себе вниз; то же, но поймать гирю после вращения разными способами другой рукой; бросить гирю и поймать донышком ни ладонь; жонглирование в парах и др.

Упражнения па гимнастических снарядах:

а) на гимнастической скамейке, упражнения на равновесие — в стойке на одной ноге махи другой ногой, вращение рук в различных направлениях, вращение туловища; прыжки на двух ногах, с одной на другую, на одной ноге с поворотом па 40°, 180°, 360°, сидя на скамейке, поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног; сидя верхом на скамейке, поочередные наклоны к правой и левой ногами; наклоны к ноге, поставленной на скамейку; сидя на скамейке, прогибаясь, коснуться головой г/мата  и вернуться в и.п.; поднимание и опускание ног в сед углом на скамейке; сидя на скамейке с зафиксированными ногами, наклоны назад (ноги закреплены за другую скамейку, за нижнюю перекладину гимнастической стенки или удерживаются партнером); лежа на спине, садиться и ложиться на скамейку; а том же и.п. сгибаясь, доставать ногами скамейку за головой): прыжки через скамейку на двух (одной) ногах, стоя к ней лицом, спиной, боком; ходьба и бег но наклонной скамейке (скамейку закрепить за репку гимнастической стенки); лежа на наклонной скамейке ногами вверх, руки за головой, сгибание и разгибание туловища; лежа на спине на наклонной скамейке головой вверх, держась руками за рейку, сгибаясь, доставать ногами до рейки; поднимание скамейки группой и преставление ее в другую сторону (группа в колонне, по одному, боком к скамейке) и др.;

б) на гимнастической стенке: передвижение и лазанье с помощью и без помощи ног, стоя на разной высоте; прыжки вверх с рейки на рейку одновременным толчком руками и ногами, прыжки в стороны, сверху вниз, подтягивания на верхней рейке в висе лицом к стенке, спиной к стенке: в race на верхней рейке поднимание ног до касания рейки; угол в висе; раскачивания в висе; вис на стенке ноги в сторону, хватом за рейки на разной высоте («флажок»); соскоки из виса спиной к стенке, лицом к стенке (выполняются с толчком и без толчка ногами); из виса вниз головой спиной к стенке, сгибаясь, коснуться ногами пола; из упора хватом сверху за 4—6 рейку снизу (на расстоянии более 1 м от стенки) коснуться грудью пола и вернуться в и.п. (руки и ноги во время упражнения не сгибать); сидя спиной к стенке (хват за рейку над головой), прогнуться, не сгибая рук, выйти в стойку и вернуться в и.п.; стоя лицом к стенке (хват рейки на уровне груди), махи ногой с возможно большей амплитудой; стоя лицом к стенке, коснуться ногой рейки как можно выше, прыжки на другой ноге (ногу отставлять от стенки возможно дальше); стоя лицом к стенке на расстоянии 1—2-х шагов (хват рейки па уровне плеч), махи ногой назад одновременно с Наклоном вперед и др.;

Подвижные игры и эстафеты: с элементами бега, прыжков, ползания, лазания, метаний, кувырков; с переноской, расстановкой и собиранием предметов; переноской груза; с сохранением равновесия; со скакалками, набивными мячами, элементами спортивных игр; комбинированные - эстафеты с применением перечисленных элементов в различных сочетаниях.

4.2. Специально-подготовительные упражнения

Общая разминка

Общая разминка необходима для подготовки к работе всего организма и в принципе является одинаковой для всех четырех описываемых видов спорта. Во время разминки повышается температура в мышцах, ускоряются все биохимические процессы, мышцы и связки становятся эластичнее, улучшается двигательная реакция.

Проведение разминки - одно из важнейших условий предупреждения травм. Продолжительность разогрева зависит не только от подготовленности атлета, но и от многих других условий: температуры окружающей среды, самочувствия, одежды и т.д. В среднем на разминку отводится до 15 минут.

Желательно включать в разминку бег, велотренажер или беговую дорожку, упражнения на гибкость (растяжку) для различных участков тела (рук, ног, туловища), координацию.

Упражнения на гибкость, или, как их принято называть в литературе на Западе, стретчинг, являются одним из основных компонентов общей разминки.

Гибкость - это способность к движению с большой амплитудой.

Гибкость может быть активной - за счет мышц, пассивной - за счет внешних сил, например партнера, и комбинированной.

Опытом многих тренеров установлено, что упражнения на гибкость (растяжка) ускоряют рост мышц.

Чтобы не допустить закрепощения мышц, силовые упражнения нужно выполнять с максимальной амплитудой. Однако наибольшей гибкости можно достичь только с помощью специальных упражнений.

Необязательно растягивать все мышцы перед каждой тренировкой, можно уделить внимание только тем, которые задействованы в данной тренировке. Причем растяжку следует делать не только в начале всей тренировки, но и перед каждым новым упражнением и между подходами. Растяжке может быть посвящена вся тренировка.

К растяжке можно приступать только после основательной разминки,  разогрева мышц и связок (неподготовленные мышцы легко травмируются!). Она не должна быть слишком динамичной, упражнения на растяжку нужно выполнять в медленном темпе, до появления легкой болезненности, с задержкой на 6-15 секунд. Каждое растягивающее движение делать по 2-3 раза.

Особенно внимательно необходимо отнестись к разминке кистей рук, которая рефлекторно ускоряет процесс разогревания всех органов и систем.

Разминка не должна доводить до утомления, а наоборот — вызывать прилив сил.

Основным сигналом к окончанию общей разминки является ощущение тепла во всем теле и появление пота.


Вып. упр со штангой  гирями гантелями

Одной из важнейших задач на этапе начальной подготовки является освоение комплекса общеподготовительных и специальных упражнений троеборцев, овладение основами техники упражнений. В связи с этим формы занятий, их построение в группах начальной подготовки должны быть похожи по своей сути на «большую разминку», охватывающую большую часть каждого урока и занятий в целом, Благодаря этому достигается постепенное повышение требований к психической сфере, личностным и физическим качествам учащихся, обеспечивающее введение их в круг все возрастающих с годами специфических требований, спортивного троеборья.

С учетом этого разминка троеборца должна состоять из двух частей: общей (включающей в себя разнообразные общеподготовительные упражнения) и специальной (включающей в себя специально-подготовительные упражнения).

4.3. Специальная разминка троеборца

Применяется непосредственно перед выполнением того или иного упражнения и имеет имитационный характер. Специальная разминка не ограничивается разогревом рабочих групп мышц, а служит также средством для оттачивания техники движений в конкретном упражнении. Выполняется с небольшими отягощениями (30-40 % от разового максимума) и в среднем по 12-15 повторений.

Специальная разминка  способствует достижению спортсменом максимального результата. Она состоит из двух частей — общей разминки и специальной, — проведенных по особой, энергосберегающей схеме (растирка, разогревающий массаж). Для каждого из видов она имеет свои особенности.

В троеборье используется следующая схема разминки:

- общая разминка,

- растирка,

-  разогревающий массаж,

-  упражнения со штангой - имитация с грифом; 4-5 подходов со следующими весами: 30 % максимального веса- 6-8 повторений, 50 % максимального веса - 4-5 повторений, 70 % - 3 повторения, 80-85 % - 2 повторения, 90-95 % - 1 повторение.

4.4. Развитие физических качеств в троеборье

Развитие ловкости

Ловкость — комплексное качество, отличительной чертой которого является проявление находчивости в выборе оптимального способа решения двигательной задачи и путей ее реализации в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. В связи с этим развитие ловкости предлагает специальную тренировку с использованием следующих методических приемов:

а)        необычных исходных положений;

б)        зеркального выполнения упражнений;

в)        изменения скорости, темпа движений и их пространственных границ;

г)        смены способа выполнения упражнений;

д)        изменения противодействия занимающихся при групповых и парных упражнениях.

Физиологический режим выполнения упражнений: количество и интенсивность упражнений лимитируется величиной пульса 140 уд/мин, время отдыха — восстановлением пульса до 90 уд/мин, ориентировочное время непрерывного выполнения упражнения —-10—20с.

В тех случаях, когда тренировка ловкости предшествует на занятиях изучению техники, то целесообразно заканчивать КТ  игровой формой, которая одновременно с развитием ловкости обеспечивает хорошую подготовку суставов.

Аналогично составляются комплексы для учащихся второго года обучения путем включения разнообразных упражнений, подобных приведенным, и с учетом от меченных выше требований.

Развитие быстроты

В силу того, что перенос качества быстроты существует только в одинаковых по координационной структуре движениях, при подборе упражнений следует выполнять следующие требования:

  1. упражнения должны соответствовать биомеханическим параметрам тренируемого движения;
  2. техника тренировочного упражнения должна быть относительно проста и хорошо освоена;
  3. темп выполнения упражнений должен быть максимальным:
    продолжительность выполнения одного упражнения не должна превышать 10—15 с.; с уменьшением темпа и скорости движения тренировку нужно прекращать;
  4. время отдыха между упражнениями (или сериями одного упражнения) должно обеспечивать практически полное восстановление организма (для этого используются сходные по структуре движения малой интенсивности).

Реализация программы тренировки, построенной с учетом вышеприведенных рекомендаций, как правило, приводит к резкой активизации быстрых мышечных волокон, чего нельзя добиться при обычной тренировке.

Развитие силы.

В процессе силовой подготовки необходимо решить следующие основные задачи:

а)        обеспечить разностороннее развитие или сохранение в необходимой мере силовых способностей, создающих предпосылки для специфических проявлений их в троеборье, а также для успешного освоения технико-тактических действий;

б)        обеспечить развитие специфических для троеборья  силовых способностей, необходимых для успешного освоения двигательных действий, составляющих основу соревновательных движений.

Первая задача решается в ходе так называемой общей силовой подготовки, в процессе которой применяют широкий состав общеподготовительных упражнений на основе использования механизма положительного переноса физических качеств, в результате чего создаются предпосылки эффективного проявления развивающих качеств в избранном виде спорта.

Вторая задача составляет основу специальной силовой подготовки, направленной на формирование структуры силовых качеств (собственно силовых, скоростно-силовых, силовой ловкости и силовой выносливости), применительно к специфике спортивного троеборья  и поэтому средства, применяемые в этом случае, выбираются таким образом, чтобы режим работы мыши, и характер мышечных напряжений был близок к соревновательному. Для этого необходимо соблюдать следующие требования:

а)        подбирать силовые упражнения, близкие по амплитуде и направлению соревновательным упражнениям;

б)        делать акцент максимума усилий на рабочем участке амплитуды движения;

в)        подбирать силовые упражнения по величине динамического усилия в соревновательном упражнении;

г)        подбирать силовые упражнения по скорости нарастания усилия в соревновательных упражнениях.

Развитие выносливости.

Для развития специальной выносливости используются специализированные игровые комплексы, специально-подготовительные упражнения. Силовая выносливость характеризуется способностью организма сопротивляться утомлению при относительно длительных и больших силовых нагрузках (более 30 % от показателей индивидуальной максимальной силы). Силовую выносливость можно определить по наибольшему количеству повторений какого-то движения или по максимально возможному времени противодействия (удержания) внешним сопротивлениям.


РАЗДЕЛ 5. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

(для всех годов обучения)

5.1. Техника выполнения приседаний со штангой на плечах.

Приседание со штангой на плечах первое соревновательное упражнение.

Любая техника выполнения физических упражнений во многом зависит от технических правил. Поэтому перед рассмотрением техники выполнения соревновательных упражнений в троеборье, ознакомимся с требованиями технических правил к этим упражнениям.

Итак, первое соревновательное упражнение – приседание со штангой на плечах.

Приседание (правила и порядок выполнения).

  1. После снятия штанги со стоек (ассистенты на помосте могут оказать помощь атлету в снятии штанги) атлет, продвигаясь назад, становится в исходное стартовое положение лицом к передней части помоста. При этом гриф должен лежать горизонтально на плечах атлета, пальцы рук должны обхватывать гриф, а верх грифа должен находиться не ниже, чем толщина самого грифа от верха внешних частей плеч. Кисти рук могут находиться на грифе в любом месте между втулками, до касания с их внутренней стороной.
  2. Как только атлет принял неподвижное положение с выпрямленными в коленях ногами и вертикально расположенным туловищем, и штанга находится в правильной позиции, старший судья должен подать сигнал для начала приседания. Сигналом служит движение руки вниз вместе с отчетливой командой “присесть” (“сквот”). До получения сигнала для начала упражнения атлету разрешено делать любые движения, не влекущие за собой нарушения правил, для принятия стартовой позиции. В целях безопасности старший судья может попросить атлета вернуть штангу на стойки, подав отчетливую команду “вернуть” (“риплэйс”) с одновременным движением руки назад, если по истечении пяти секунд после снятия штанги со стоек он не смог принять правильную стартовую позицию для начала упражнения.
  3. Получив сигнал старшего судьи для начала упражнения, атлет должен согнуть ноги в коленях и опустить туловище так, чтобы верхняя часть поверхности ног у тазобедренных суставов была ниже, чем верхушка коленей. Разрешена только одна попытка сделать движение вниз. Попытка считается использованной, если колени атлета были согнуты.
    Во время выполнения упражнения допускается движение грифа из стартового положения вниз вдоль спины атлета, но не более чем на толщину (диаметр) самого грифа.
  4. Атлет должен самостоятельно вернуться в вертикальное положение с полностью выпрямленными в коленях ногами. Двойное вставание (подскакивание) из нижнего положения приседа или любое движение вниз запрещены. Когда атлет примет неподвижное положение (несомненно, завершив движение), старший судья должен дать сигнал вернуть штангу на стойки.
  5. Сигнал вернуть штангу на стойки состоит из движения руки назад и отчетливой команды “стойки” (“рэк”). Тогда атлет должен сделать движение вперед и вернуть штангу на стойки. В целях безопасности атлет может попросить помощь у ассистентов вернуть штангу на стойки. При этом штанга должна оставаться на плечах у атлета.

Причины, по которым поднятый в приседании вес не засчитывается.

  1. Ошибка в соблюдении сигналов старшего судьи при начале или завершении упражнения.
  2. Двойное вставание (подскакивание) из нижнего положения приседа или любое движение вниз во время вставания.
  3. Ошибка в принятии вертикального положения с полностью выпрямленными в коленях ногами и в начале и в конце упражнения.
  4. Шаги назад или вперед, хотя боковое горизонтальное движение подошвы и покачивание ступней между носком и пяткой разрешаются.
  5. Ошибка в сгибании ног в коленях и опускании туловища до такого положения, когда верхняя часть поверхности ног у тазобедренных суставов находится ниже, чем верхушка коленей, как показано на приведенном ниже рисунке.
  6. Всякое перемещение грифа из стартового положения вниз вдоль спины атлета более чем на толщину (диаметр) самого грифа во время выполнения упражнения.
  7. Касание штанги или спортсмена страхующими (ассистентами) между сигналами старшего судьи для облегчения выполнения приседания.
  8. Касание ног локтями или плечами; разрешается легкое касание, если оно не помогает подъему штанги.
  9. Любое бросание или сваливание штанги на помост после завершения приседания.
  10. Несоблюдение любого из требований, содержащихся в описании правил приседания.

5.2.Техника выполнения жима лежа на скамье.

Жим лёжа – одно из самых популярных соревновательных движений. Спортсмены многих видов спорта в своих тренировках в подготовительном периоде используют жим лёжа.

Жим лёжа – второе соревновательное упражнение, поэтому очень важно, чтобы спортсмен в этом упражнении смог дальше развить успех, начатый в приседаниях. Если ему удаётся успешно решить эту задачу, то, как правило, это является залогом победы в троеборье.

Рассматривать технику выполнения второго соревновательного упражнения жима лежа на скамье, начнем (так же как и в приседании) с технических правил.

Жим лежа на скамье (правила и порядок выполнения)

  1. Скамья должна быть расположена на помосте передней (головной) частью параллельно или под углом не более 45 градусов относительно передней стороны помоста.
  2. Атлет должен лежать на спине, плечами и ягодицами соприкасаясь с поверхностью скамьи. Подошва и каблуки его обуви должны соприкасаться с поверхностью помоста или блоков. Пальцы рук должны обхватывать гриф, лежащий на стойках. При этом большие пальцы рук располагаются "в замке" вокруг грифа. Это положение тела должно сохраняться во время выполнения упражнения.
  3. Для обеспечения твердой опоры ног атлет может использовать ровные плиты или блоки не выше 30 см от поверхности помоста. На всех международных соревнованиях должны быть предоставлены блоки высотой 5, 10, 20, и 30 см для подкладывания под ступни ног. Разрешены легкие или очень незначительные движения ступней, находящиеся на помосте или на блоках.
  4. Во время выполнения жима на помосте должно находиться не более трех и не менее двух страхующих (ассистентов). После того, как атлет самостоятельно займет правильное положение для старта, он может попросить ассистентов помочь ему снять штангу со стоек.В этом случае штанга подается на прямые руки.
  5. Расстояние между руками на грифе, которое измеряется между указательными пальцами, не должно превышать 81 см (оба указательных пальца должны быть внутри отметок 81 см). В случае, когда атлет имеет старую травму или анатомически не может захватить гриф на одинаковом расстоянии обеими руками, он должен заранее предупреждать об этом судей перед каждым подходом. При этом, в случае необходимости, гриф штанги будет соответственно помечаться перед каждым подходом атлета. Использование обратного хвата запрещено.
  6. После снятия штанги со стоек с помощью или без помощи ассистентов атлет должен ждать сигнала старшего судьи с полностью выпрямленными ("включенными") в локтях руками. Сигнал к началу жима должен быть дан сразу же, как только атлет примет неподвижное положение и штанга будет находиться в правильной позиции. В целях безопасности старший судья может попросить атлета вернуть штангу на стойки, подав отчетливую команду "вернуть" ("риплэйс") с одновременным движением руки назад, если по истечении пяти секунд после снятия штанги со стоек он не смог принять правильную стартовую позицию для начала упражнения.
  7. Сигналом для начала упражнения служит движение руки вниз вместе с отчетливой командой "старт" ("стат").
  8. После получения сигнала атлет должен опустить штангу на грудь и выдержать ее в неподвижном положении на груди с определенной и видимой паузой. Неподвижное положение означает остановку. Рекомендуется применять "правило одной секунды", т.е. держать штангу на груди на счет "один". Затем атлету подается команда «жим»  и он  должен выжать штангу вверх на прямые руки, причем выпрямление рук в локтях может сопровождаться перекосом грифа штанги, главное , чтобы движение было только вверх. После фиксации штанги в этом положении старший судья должен дать отчетливую команду "стойки" ("рэк") с одновременным движением руки назад.

Причины, по которым поднятый в жиме лежа на скамье вес не засчитывается.

  1. Ошибка в соблюдении сигналов старшего судьи при начале или завершении упражнения.
  2. Любое изменение в исходном положении во время выполнения упражнения, т.е. любой подъем (отрыв) плеч, ягодиц от скамьи или ступней от поверхности помоста (блоков), или передвижение рук по грифу. Допускаются легкие или незначительные движения ступней ног. Носки и каблуки должны оставаться на поверхности помоста (блоков).
  3. Поднятие и опускание, подскакивание или движение вниз (вдавливание в грудь) штанги после того, как она была зафиксирована в неподвижном положении на груди таким образом, что это помогает атлету.
  4. Любое движение штанги вниз во время выполнения жима.
  5. Отсутствие выжимания штанги на полностью выпрямленные руки при завершении упражнения.
  6. Касание штанги или спортсмена страхующими (ассистентами) между сигналами старшего судьи для облегчения подъема штанги.
  7. Любое касание ступнями ног атлета скамьи или ее опор.


5.3. Техника выполнения становой тяги

Тяга  - третье соревновательное упражнение

Силовое упражнение, при выполнении которого, в соответствии с правилами соревнований, штанга одним непрерывным движением должна быть поднята с помоста до полного выпрямления ног и туловища, с отведением плеч назад.

Техническая сложность выполнения тяги и основное структурное отличие ее от жима и приседания заключается в том, что отсутствует уступающий режим работы, и атлету необходимо сразу же включить максимальный силовой потенциал. В начальной фазе движения акцент делается на разгибании ног при строго зафиксированном положении спины, или, сказав по-другому, вертикальная скорость движения таза не должна превышать скорость движения плечевого пояса - это основное техническое условие выполнения тяги. Если это условие нарушается, то нагрузка переносится на мышцы спины и сила ног используется не полностью.

Тяга состоит из трех взаимосвязанных и последовательно выполняемых частей:

  • старт;
  • подъем штанги;
  • фиксация.

На старте определяющим является положение ног. Наиболее рациональным считается такое, при котором ступни устанавливаются так, что голень слегка касается грифа штанги. Расстояние между ступнями может быть различным и зависит от анатомических особенностей и физической подготовленности. При слабой спине и относительно длинных ногах рекомендуется широкая постановка ступней. При слабых и коротких ногах - узкая.

Применяется два вида захвата: разнохват,  односторонний, когда обе кисти обращены ладонями к себе, и когда одна кисть обращена ладонью к себе, другая от себя.

При выполнении тяги положение головы такое же, как и при приседании.

Тяга (правила и порядок выполнения)

  1. Атлет  берет штангу удобным ему способом и принимает стойку для поднятия штанги. Судья дает команду «поднять», сопровождая команду  движением рукой вверх    
  2. После поднятия и фиксации атлетом штанги подается команда опустить или вниз, команда так же сопровождается движением руки вниз

Причины, по которым поднятый вес в тяге не засчитывается:

  1. штанга была поднята по бедрам ног;
  2. недостаточное разведение плеч при фиксации штанги;
  3. падение штанги при подъеме;
  4. бросок штанги на помост  после подъема.


РАЗДЕЛ 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

для всех годов обучения

Психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, психологических функций и психомоторных качеств. Педагогу, работающему с юными спортсменами, следует использовать все имеющиеся средства и методы психологического воздействия на детей, необходимые для формирования психически уравновешенной, полноценной, всесторонне развитой личности, способной в будущем блеснуть спортивным мастерством.

Основными задачами психологической подготовки является:

  • привитие устойчивого интереса к занятиям спортом;
  • формирование установки на тренировочную деятельность;
  • формирование волевых качеств  спортсмена;
  • совершенствование эмоциональных свойств личности:
  • развитие коммуникативных свойств личности;
  • развитие и совершенствование интеллекта спортсмена.

К числу главных методов психологической подготовки относятся беседы, убеждения, педагогическое внушение, методы моделирования соревновательной ситуации через игру. В программу занятий следует вводить ситуации, требующие преодоления трудностей.

В спортивной психологии выделяют объективные и субъективные трудности.

Объективные трудности -  трудности, связанные с развитием физических качеств силы, выносливости, быстроты, ловкости и гибкости, а также, связанные с функциональной подготовкой в избранном виде спорта;

  • трудности, связанные с освоением способов выполнения (техники) двигательного действии в избранном виде спорта. Эго знания, умения и навыки в дифференцировке пространственных, временных и динамических параметров движения;
  • трудности, связанные с планированием и организацией своих действий (тактикой) на тренировке и соревнованиях. Очень важно развить способности в оперативном и тактическом мышлении спортсмена;
  • трудности, связанные с условиями учебно-тренировочной деятельности. Это могут быть недостаточно хорошие места тренировок (залы, стадионы, бассейны), метеоусловия, в том числе состав группы (женский или мужской), психологический климат в спортивной группе, индивидуальный или командный вид спорта и др.;
  • трудности, связанные с соревновательной деятельностью в избранном виде спорта. Это могут быть новые, незнакомые места соревнования, другой часовой пояс, другое место над уровнем моря, внезапное изменение расписания соревнований, судейство, характер жеребьевки, метеоусловия, действия спортивного соперника и др.

Субъективные трудности связанные с личным переживанием спортсменом успеха или неуспеха своей спортивной деятельности, с личным отношением спортсмена к своей спортивной деятельности. Это могут быть индивидуальные ценности спортсмена (интересы), потребности, мотивы и цели спортивной деятельности как тренировок в том или ином виде спорта, так и соревнования.

Основным методом воспитания волевых качеств является метод постепенного усложнения задач, решаемых в процессе тренировочных занятий и соревнований.

К методам словесного воздействия относятся разъяснение, критика, одобрение, осуждение, внушение, примеры авторитетных людей и др.

Методы смешанного воздействия включают поощрение, выполнение общественных и личных поручений, наказание.

Во вводной части тренировочного занятия используются методы словесного и смешанного воздействия, направленные на развитие различных свойств личности, сообщается информация, способствующая развитию интеллекта и психических функций.

В подготовительной части — методы развития внимания, сенсо-моторики и волевых качеств.

В основной части занятия совершенствуются специализированные психические функции и психомоторные качества, эмоциональная устойчивость, способность к самоконтролю.

В заключительной части совершенствуется способность к саморегуляции и нервно-психическому восстановлению.

Следует отметить, что акцент в распределении средств и методов психологической подготовки в решающей степени зависит от психических особенностей юного спортсмена, задач и направленности тренировочного занятия.

Оценка эффективности психолого-педагогических воздействии в учебно-тренировочном процессе осуществляется путем педагогических наблюдений, измерений, анализа различных материалов, характеризующих личность юного спортсмена. Полученные данные сравниваются с исходными показателями и используются для внесения корректив в учебно-тренировочный процесс, планирование воспитательной работы и психологической подготовки юного спортсмена.


РАЗДЕЛ 7. ПОДГОТОВКА И УЧАСТИЕ  В СОРЕВНОВАНИЯХ

Занимающиеся могут участвовать в течение года не более чем в 2-х областных,  в 2-х районных (первенство города) и в 2-х внутришкольных соревнованиях.

В учебных и контрольных соревнованиях совершенствуются знания правил соревнований; формируются качества и навыки, необходимые для планирования и реализации техники выполнения упражнений, вырабатываются индивидуальные подходы к разминке и настройке перед выполнением упражнения.

РАЗДЕЛ 8. ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного троеборья. Быстрой адаптации спортсменов к воздействию высоких тренировочных и соревновательных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия. Кроме того, от них во многом зависит сохранение и укрепление здоровья юных троеборцев, их спортивное долголетие, повышение физической работоспособности, уменьшение спортивного травматизма.

Система восстановления включает организационные формы ее реализации, подбор адекватных средств восстановления и контроль за их эффективностью.

Восстановительные мероприятия делятся на четыре группы средств: педагогические, психологические, гигиенические и медико-биологические.

Педагогические средства являются основными, так как стимуляция восстановления  и повышения спортивных результатов возможны только при рациональном построении тренировки, соответствии величины нагрузки функциональному состоянию троеборцев.

Педагогические средства предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, их системы в микроциклах и на отдельных этапах тренировочного цикла. В процессе учебно-тренировочной работы необходимо широко варьировать нагрузку и условия проведения занятий, регулярно переключаться с одного вида деятельности на другой, вводить в ходе тренировки упражнения для активного отдыха. Для юных троеборцев старших возрастов следует планировать специальные восстановительные циклы.

Психологические средства способствуют снижению психологического утомления, обеспечивают устойчивость и стабильность психического состояния, создают лучший фон для реабилитации, оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов. Если такие психотерапевтические приемы регуляции психологического состояния, как аутогенная и психорегулирующая тренировки, требуют участия квалифицированных психологов, то средства внушения, специальные дыхательные упражнения, отвлекающие факторы следует широко использовать педагогическому  коллективу спортивных центров.

Система гигиенических факторов включает следующие разделы:

  • оптимальные социальные условия микросреды, быта, учебы и трудовой деятельности;
  • рациональный распорядок дня;
  • личная гигиена;
  • специализированное питание и рациональный питьевой режим;
  • закаливание;
  • гигиенические условия тренировочного процесса;
  • специальные комплексы гигиенических мероприятий при тренировке борцов в сложных условиях (климат, пониженная температура, климатовременные факторы и т.д.)

В комплексной реализации на всех этапах подготовки принимают участие педагоги дополнительного образования, медицинские работники и сами спортсмены.

Оптимальные социально-гигиенические факторы микросреды проявляются во взаимоотношениях и влиянии людей, окружающих спортсменов (родители, родственники, товарищи, члены учебного и спортивного коллективов). Их постоянное влияние может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на психическое состояние спортсмена, его морально-волевую подготовку, спортивные результаты.

Педагоги должны знать и постоянно контролировать состояние спортсмена, его морально-волевую подготовку, спортивные результаты.

Педагоги должны хорошо знать и постоянно контролировать состояние микросреды, а также принимать все меры для ее улучшения, используя различные средства и методы педагогических и других воздействий.

Особенности учебной деятельности юных троеборцев необходимо учитывать при всех видах планирования тренировочного процесса. В периоды напряженной учебной деятельности уровень тренировочных и соревновательных нагрузок несколько снижается.

Личная гигиена - это рациональный распорядок дня, уход за телом, отказ от вредных привычек и др.

Рациональный распорядок дня позволяет:

  • создавать оптимальные условия для учебной и спортивной деятельности;
  • повышать спортивную работоспособность;
  • воспитывать организованность и сознательную дисциплину;
  • выполнять различные виды деятельности в определенное время;
  • Правильно чередовать учебу, тренировочные занятия и отдых;
  • выбирать оптимальное время для тренировок;
  • регулярно питаться;
  • соблюдать режим сна

Выбор времени для проведения тренировочных занятий устанавливается с учетом суточной динамики спортивной работоспособности, конкретных задач данного периода подготовки, времени проведения предстоящих соревнований и других факторов.

Питание юных троеборцев необходимо строить с учетом этапов подготовки, динамики тренировочных и соревновательных нагрузок и индивидуальных особенностей спортсменов.

РАЗДЕЛ 9. ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ

Врачебный контроль осуществляется два раза в год:  в начале и в конце учебного года. По результатам врачебного осмотра определяется возможность ребенка  заниматься силовыми видами спорта (троеборьем). Перед тем как ребенок начнет заниматься в группе, тренеру необходимо ознакомится с результатами медицинского осмотра. Это необходимо для применения  индивидуального дифференцированного подхода во время занятий.


  Используемая педагогом литература:

  1. Атлетизм. Научно – методический сборник, 1990.
  2. Всестороннее руководство по развитию силы, Фредерик К. Хэтфилд, 288 стр, Красноярск, 1992.
  3. Избранные главы «Современная силовая тренировка, теория и практика» Ю. Хартманн и Х. Тюннеманн. Издательство Шпортферлаг, Берлин, 1988.
  4. Муравьев В.Л. , Пауэрлифтинг. Путь к силе. Москва, 1998.
  5. Пауэрлифтинг – путь к абсолютной силе., Москва, 1987.
  6. Пауэрлифтинг. - М.: Терра-Спорт, 2003. Гузеев П., Пеганов Ю.

Рекомендуемая литература для детей и родителей:

1. Сборник «Атлетизм», 2002.

2.Силовые единоборства. Атлетизм, культуризм, пауэрлифтинг, гиревой спорт. Дворкин Л. С., Серия "Хит сезона", 2001.

3.Стань стальным! - Учебно-методическое пособие по основам пауэрлифтинга, книга 3. Глядя С. А., Старов М. А., Батыгин Ю. В.

4.Тренировка силы, Бельский И.В. Мн.: ООО Вида-Н, 2002. - 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия".

Конспектлогоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением "Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия". Учитель-логопед Белорукова В.Н.Тема: Овощи. Фрукты.«Веселое ...

Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста

  Я работаю педагогом-психологом в МДОУ №13 городского округа Отрадный Самарской области. Каждый год в сентябре я провожу «Раннюю диагностику умственного развития детей»  Е.А.Стребе...

"Пальчиковые игры" Сборник упражнений для занятий с детьми на музыкальных занятиях

В сборник собраны игры, помогающие в освоении ритма, в работе над развитием дыхания, вокальных навыков, дикции, а так же упражнений, направленные на развитие мышечной активности и раскрепощение рук....

Методы силовой тренировки, применяемые с детьми и подростками

Особенности развития силовых способностей у детей и подростковМетоды силовых тренировок для детей и подростковСредства развития силовых способностей у детей и подростков...

Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми в ТЖС, а также с детьми с тревожным эмоциональным фоном

Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми в ТЖС, а также с детьми с тревожным эмоциональным фоном...

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР

Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма музыкальных занятий с детьми с ЗПР...