Дополнительное образование
план-конспект занятия по физкультуре на тему

Шатова Юлия Игоревна

За время работы, команды ГБОУ школы №655 твердо удерживаются в числе сильнейших команд Приморского района, обучающиеся участвуют и побеждают в соревнованиях районного и городского уровня по спортивному ориентированию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Занятие по ориентированию41 КБ

Предварительный просмотр:

                План-конспект практического занятия  

по спортивному ориентированию

педагога дополнительного образования Шатовой Ю.И.

Тема занятия: «Способы определения точки стояния» 

Цели и задачи:  

  • охарактеризовать тактико-технические способы определения точки стояния на карте;  
  • научить школьников определять свое местонахождение относительно выбора различных ориентиров;
  • повторить с учащимися приемы ориентирования карты;
  • пропагандировать среди школьников здоровый образ жизни;
  • совершенствовать умственное и физическое развитие учащихся.

Оборудование: карты, компасы.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Проверка присутствующих.  

2. Сообщение учителем целей и задач предстоящего занятия.  

3. Проверка усвоения полученных ранее знаний.

- Назовите приемы ориентирования карты.

(Приемы ориентирования карты бывают по линейным ориентирам  и по направлению).

- Охарактеризуйте  прием ориентирования карты по линейным ориентирам.

(Данный прием ориентирования карты применяется в том случае, когда точка стояния ориентировщика находится на одном из линейных ориентиров – тропинка, ручей, дорога и т. д.).

- Каков принцип выполнения приема ориентирования карты по направлению?

- Чтобы выполнить прием ориентирования карты  по направлению, нужно:

1) определить точку стояния;  

2) выбрать на местности и карте надежный ориентир;

3) наложить компас на карту так, чтобы продольный край планки соединил на карте точку стояния и выбранный ориентир;

4) ориентируя карту, расположить ее так, чтобы линия планки компаса, соединяющая две исходящие точки на карте, совпала с направлением выбранного ориентира на местности.    

4. Объяснение теоретического материала.

- Способы определения точки стояния на карте бывают следующие:  

1-ый способ:  отождествление карты с местностью. Он применяется в том случае, если определяемая точка стояния находится около ярко выраженных, хорошо читаемых ориентиров на карте, которые позволяют при беглом сличении карты с местностью быстро и с необходимой точностью определить на карте точку стояния.

2-ой способ: визуальное определение по ближайшим ориентирам. Данный способ считается целесообразным, если в районе предполагаемой точки стояния имеется несколько близко расположенных ориентиров и точное визуальное определение расстояний до них не составляет особого труда.  Вначале ориентируют карту по компасу, а затем поочередно определяют расстояние до близко расположенных ориентиров и на основе полученных данных вносят необходимые поправки в предварительное определение точки стояния.

3-ий способ: измерение длины пройденного расстояния. Он применяется в том случае, когда необходимо найти точку стояния на одном из линейных ориентиров. Карту ориентируют по компасу и определяют ярко выраженный надежный ориентир (пересечение тропинки с дорогой, канавой, ручьем и т. д.). Затем при движении к этому ориентиру измеряют длину пройденного отрезка шагами, откладывают полученный результат измерения в масштабе карты по линейному ориентиру от конечной точки стояния и быстро находят свое местоположение на карте.

5. Практическая часть.

Задание 1.

Руководитель раздает детям карты района предстоящего занятия. В течение 3-5 минут  учащиеся знакомятся с картой, ориентируя ее по компасу. Далее определяют точку стояния группы, т. е. место старта. Район карты содержит в себе ряд надежных ориентиров, позволяющих быстро и верно определить точку стояния группы.  

Если при определении своего местонахождения у членов кружка все же возникнут затруднения, руководитель задает им наводящие вопросы относительно выбора тех или иных ориентиров, которые могут быть использованы для определения точки стояния.  

Занимающиеся должны дать полное и подробное описание местоположения старта и на основе полученной  характеристики найти данные ориентиры на карте. После того как ребята опознают и покажут на карте названные ориентиры, руководитель просит их ответить, каким способом  можно определить точку стояния.  

Задание 2.  

Группа делится на две команды. Одна из них решает данную задачу, а вторая проверяет правильность решения. Например, в районе старта находится несколько надежных, хорошо читаемых на карте и местности  ориентиров. Первая команда предлагает свое решение в определении точки стояния двумя взаимно дополняющими друг друга  способами: отождествлением карты с местностью и определением на глаз расстояния до указанных ориентиров. Найдя на основе полученных результатов предполагаемую точку старта, первая команда показывает  ее на карте. Вторая команда получает задание проверить правильность проделанной работы, т. е. определить, насколько точно первая команда нанесла на карту точку стояния. Руководитель делает необходимые замечания и поправки о качестве проделанной работы. В случае неправильного определения точки стояния он дополнительно объясняет и показывает в строгой последовательности, как выполняется вся работа.

Задание 3.

Выход на учебную дистанцию. Руководитель объясняет ребятам, что при прохождении учебной дистанции они должны внимательно следить по карте за направлением движения группы, с тем чтобы быть готовыми по его указанию определить точку стояния.

Учитель напоминает школьникам  отдельные технические приемы, которые они могут использовать для оперативного и точного определения места стояния:

  • ориентирование карты и определение направления движения по ней;  
  • постоянное сличение карты с местностью при движении по учебной дистанции;
  • определение пройденного расстояния шагами или по времени;
  • приблизительное определение точки стояния по встречающимся ориентирам.  

6. Самостоятельная работа.

Упражнение 1. В небольшом по площади районе, ограниченном четкими линейными ориентирами, на характерных точках устанавливают 10-12 КП  (видимость каждого КП максимальная). Задача состоит в том, чтобы, перемещаясь в различных направлениях, за определенное время (10-15 минут) найти максимальное количество КП и нанести их местоположение на карту. Победитель определяется по числу найденных и правильно нанесенных на карту КП.  

Упражнение 2. Руководитель готовит маркированную трассу длиной не более 2 км, устанавливает 5-8 КП. Ребятам нужно пройти (или пробежать) трассу и нанести КП на карту. За ошибку в 2 мм дается штраф, равный 1 минуте.

7. Подведение итогов занятия. Руководитель дает характеристику проведенного занятия, отмечает лучших учащихся, определяет план работы на следующее занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...