Лекция по ФК - Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств, систем дыхания и кровообращения
статья по физкультуре


Предварительный просмотр:

Лекция на тему:

 «Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств, систем дыхания и кровообращения»

Физической подготовкой спортсмена принято называть воспитание его физических качеств, проявляющихся в двигательных способностях, необходимых в спорте. Специфическое содержание физической подготовки составляет воспитание силовых, скоростных способностей и выносливости, а также гибкости и ловкости.


       В целом эта сторона спортивной подготовки в большей мере, чем другие, характеризуется физическими нагрузками, воздействующими на морфофункциональные свойства организма и направляющими тем самым его физическое развитие. Физическая подготовка является в этом отношении основополагающей стороной содержания спортивной тренировки.

Физическая подготовка - это процесс, в ходе которого достигается тот или иной уровень физической подготовленности.

Физическая подготовка. Это процесс воспитания физических качеств и овладения жизненно важными движениями. Термин «физическая подготовка» подчеркивает прикладную направленность физического воспитания к трудовой или иной деятельности. Различают общую физическую подготовку и специальную.

Общая физическая подготовка направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности.

Специальная физическая подготовка
 — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид спорта), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека.

Результатом физической подготовки является физическая подготовленность, отражающая достигнутую работоспособность в сформированных двигательных умениях и навыках, способствующих эффективности целевой деятельности (на которую ориентирована подготовка).

Главная черта, характеризующая высокий уровень общей физической подготовленности – это умение сознательно владеть движениями своего тела, достигая наибольших результатов в кратчайшие сроки при наименьшей затрате сил.

СИЛА

      Физиологические механизмы развития силы

  развитие силы зависит от

    1. Внутримышечные факторы   

 - физиологического поперечника (наибольший для перистых мышц), который увеличивается при силовой тренировке.

   - состав мышечных волокон, который заложен генетически:  красные – медленные, белые – быстрые волокна.

    - Миофибриллярная гипертрофия мышцы – т.е. увеличение мышечной массы, которая развивается при силовой тренировке. (плечо – до 80см, бедро – 95см и более).

2.  Нервная регуляция обеспечивает развитие силы за счет

   - Увеличение частоты нервных импульсов, обеспечивающих переход от слабых одиночных сокращений их волокон к мощным титаническим.

    - Синхронизация ДЕ – одновременное сокращение возможно большего числа ДЕ  резко увеличивает силу тяги мышцы.

    Межмышечная координация – сила мышцы растет при одновременном расслаблении ее антогонитса.

Все это улучшается при силовой тренировке

 

БЫСТРОТА

Физиологические механизмы развития быстроты Быстрота зависит от следующих факторов:

1. Лабильность  - скорость протекания возбуждения в нервных, мышечных клетках,

2. Подвижность нервных процессов – скорость смены в коре больших полушарий возбуждения и торможением и наоборот.

3. Соотношение быстрых и медленных мышечных волокон в скелетных мышцах.

4. Пропускная способность мозга – количество перерабатываемой информации в единицу времени.

Результатом тренировки является улучшение этих показателе, но все же  в большей степени они заложено генетически.

ВЫНОСЛИВОСТЬ

Общая выносливость зависти от доставки кислорода работающим мышцам и главным образом, определяется функционированием  кислороднотранспортной системы: сердечно-сосудистой, дыхательной и системой крови.

     Развитие общей выносливости обеспечивает разносторонне перестройки в дыхательной системе:

- Происходит увеличение легочных объемов (на 10-20%)  и емкостей (ЖЕЛ до 6-8 литров), тогда как у не тренированных людей  ЖЕЛ составляет 3,5-5 литров

 - у тренированных лиц во время выполнения работы увеличение потребления кислорода происходит, в больше степени, за счет увеличения глубины дыхания до 50-55% от ЖЕЛ, тогда как у не тренированных  - за счет частоты дыхания. Т.е. при развитии выносливости  при одной и той же нагрузке частота дыхания уменьшается, а глубина дыхания увеличивается.

- увеличивается диффузная способность легких, что обусловлено увеличением альвеолярной поверхности и объема крови в легких.

- увеличивается мощность и выносливость дыхательных мышц, что приводит к увеличению объема вдыхаемого воздуха.

 Все эти изменения способствуют  экономизации дыхания: большему поступлению  кислорода в кровь при меньших величинах легочной вентиляции. Происходит повышение возможности более выгодной работы за счет аэробных источников энергии и позволяет спортсмену дольше не переходить к энергетически менее выгодному использованию  анаэробных источников, т.е. повышает вентиляционный порог анаэробного обмена.

   Развитие выносливости приводит к  перестройкам сердечно-сосудистой системе:

- увеличение объема сердца и утолщение сердечной мышцы – спортивная гипертрофия,

-  рост сердечного выброса (увеличение ударного объема крови)

 - замедление ЧСС в покое до 40-50 уд.мин – спортивная брадикардия,(у не тренированных людей нормой считается 60-80 уд.мин) что облегчает восстановление сердечной мышцы и последующую ее  работоспособность

- снижение АД в покое (ниже 105 мм.рт.ст.) – спортивная  гипотония.

При хорошей  спортивной подготовленности у спортсмена во время выполнения работы систолическое давление увеличивается, а диастолическое давление понижается, тем самым увеличивается пульсовое давление (т.е. разница между систолическим и диастолическим давлением). Если же диастолическое давление во время работы повышается - это говорит о плохой тренированности.

   В системе крови происходит увеличение циркулируемой крови, увеличение общего количества эритроцитов, гемоглобина, уменьшение содержания молочной кислоты.

    В скелетных мышцах -  накопление миоглобина, гликогена, становится богаче капиллярная сеть, увеличивается число митохондрий, которые отвечают за тканевое дыхание.

 Мышечные волокно включаются по сменно, восстанавливая свои ресурсы во время отдыха.

    В ЦНС -  работа на выносливость сопровождается формированием стабильных рабочих доминант, которые обладают высокой помехоустойчивостью.

ЛОВКОСТЬ

Ловкость зависит от:

1.ориентации в  вероятной среде

2. быстроты реакции на движущийся объект

3. высокого уровня лабильности и подвижности нервных процессов.

4. умения легко управлять различными мышцами.

ГИБКОСТЬ

Гибкость зависит от морфофункциональных особенностей, а именно:

- вязкости мышц

- эластичности мышечного аппарата

- состояния межпозвоночных дисков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов по предмету: "Физическая культура"

Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьников формируются жизненно важные умения и на...

Влияние подвижных игр на развитие основных физических качеств у младших школьников

Развитие основных физических качеств с помощью подвижных игр...

Развитие основных физических качеств на уроках физической культуры

Развитие основных физических качеств на уроках физической культуры...

Технологическая карта урока физической культуры Развитие основных физических качеств

Технологическая карта урока физической культурыучителя МБОУ СШ № 9 г.Гуково Абдукадыровой Елены Евгениевны Учебный предметФизическая  культураКласс3БАвтор УМКМатвеев А. П. Физическая культур...

Методическая разработка круговой тренировки для развития общей физической подготовки учащихся 5-9 классов по предмету: «Физическая культура»

Пояснительная записка. Круговая тренировка включает в себя различные комплексы упражнений, которые являются в свою очередь основными средствами физического воспитания, с помощью которых у школьни...