Общая физическая подготовка как средство укрепления состояния здоровья учащихся
статья по физкультуре (5 класс) на тему

Куделина Любовь Андреевна

Здоровье не является постоянной величиной, данной человеку раз и навсегда, на всю жизнь. Не секрет, что сегодняшних школьников всё труднее приобщать к занятиям физической культурой и спортом.Ещё труднее это сделать с детьми, чьё здоровье ослаблено. В своей статье я делюсь опытом организации занятий с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общая физическая подготовка  как средство укрепления состояния здоровья учащихся

Куделина Любовь Андреевна, учитель физической культуры МБОУ СОШ №15, г. Нерюнгри, РС(Я)

Часто в СМИ сообщается о состоянии здоровья детей России. Тональность сообщений разная, цифры тоже разные, в сфере внимания это дети, которые посещают детские сады и школы.  По некоторым,  данным, детей с ослабленным здоровьем сейчас в школах около 90% от общего числа учащихся. А это значит, что школа в ответе и за их образование и за их здоровье.

Здоровье не является постоянной величиной, данной человеку раз и навсегда, на всю жизнь. Оно обуславливается в значительной мере рациональным двигательным режимом: сна, питания, условием внешней среды, социальными факторами. Без регулярных  специально организованных физических упражнений в наше время, даже дети,  унаследовавшие от родителей хорошее здоровье и развитие, живущие в хороших условиях не достигают достаточной физической подготовленности. Без движения невозможна нормальная жизнедеятельность организма. Естественная потребность человека в движении, физическом труде является жизненной необходимостью, особенно в молодом возрасте.

Не секрет, что в настоящее время все труднее становится приобщать детей к занятиям физической культуры и спортом. Телевидение, компьютерные игры, видео, вредные привычки – вот главные соперники здорового образа жизни.

Учить наукам нездоровых детей - дело непростое, улучшить их здоровье в условиях современной школы - трудно.

Что делать?

Педагоги давно поняли, что школа нуждается не  только в инновациях и концепциях, а в реальной помощи, прежде всего материальной и научно-методической стабильности, основательности.

Как  заинтересовать ребят с ослабленным здоровьем в необходимости занятий физкультурой и спортом не только во время учёбы в школе, но и на всю жизнь? Приходиться надеяться только на себя и на своё мастерство, свою инициативу. А пока эти проблемы обобщить  и просто обозначить чтобы «миром обмозговать», да решить как лучше (а не как всегда). Получается, что в школе надо вводить и внедрять с самым широким охватом проверенную ОФП - общую физическую подготовку.

Уроки уроками (о требованиях, базовых программах, количестве и выражении результатов - особый разговор, сейчас не об этом), а всё что «сверх» - вариативная часть, внеклассная, дополнительная, кружковая, секционная и др., объединить всё в одну обширную, продуманную, а главное недорогостоящую программу - систему ОФП.

Поэтому сейчас зарождаются в школах  новые методики преподавания, новые соревнования, праздники, нестандартное (самодельное) оборудование с привлечением всех детей  и конечно с ослабленным здоровьем, ведь их большинство.

Педагогический стаж моей работы 43 года, последние 10 лет особое внимание уделяю на уроке ребятам с ослабленным здоровьем или отклонениями в здоровье. Дети здоровые и с ослабленным здоровьем  работают на уроке вместе, но подход в обучении индивидуален. Какой бы раздел программы не проходили – гимнастика, лёгкая атлетика, волейбол, баскетбол, плавание и т.д., - везде, на каждом уроке я внедряю элементы общей  физической подготовки или атлетической гимнастики. Перед тем как включить общую физическую подготовку в образовательный процесс и правильно спланировать учебный процесс я интересуюсь общим состоянием каждого ребёнка, знакомлюсь с листом здоровья и личной мед. картой.

Сравнительный анализ состояния здоровья ежегодно дают мне возможность проследить за ростом физического развития и функционального состоянии моих ребят в течение многих лет, а самое главное при необходимости провести коррекцию развития.

Диаграмма приемов тестов физического развития по этапам в течение года, анализ работы в течение многих лет, дают мне возможность проанализировать свою работу и решить ряд вопросов в динамике физического развития учащихся.

Срез знаний, умений и навыков, проводимых в учебном процессе тестирование уровня физического развития дифференцированно подойти к проблеме обучения и физического развития учащихся.

Положительной работой я вижу здесь то, что именно те ребята, что нуждаются в реабилитации своего состояния здоровья и улучшения физического развития, им уделено особое внимание.

В своей работе я  использую технологию В.В.Фирсова «Уровневая дифференциация образования» на основе обязательных результатов, основным условием является систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов, а пересдача зачётов для учащихся дает возможность им проявлять творческую активность , индивидуальность, оценить самого себя и работать над самовоспитанием благодаря приобретенным знаниям, умениям и навыкам. Контроль, самоконтроль, выполнение домашних заданий – всё это положительно сказывается на учебно-воспитательный процесс.

На занятиях физической культуры с ребятами с ослабленным здоровьем при выборе физических упражнений строго учитывается анатомо-физиологические и психологические особенности учащихся, точное нормирование нагрузки, контроля и самоконтроля  исходя из физиологических возможностей каждого, чтобы организм получил от занятий пользу, а не вред.

Атлетическая гимнастика, общая физическая подготовка, применяемая на уроке - это кузница освоения, укрепления и развития основных мышечных групп с учетом возрастных особенностей учащихся. В процессе занятий физические упражнения воздействуют на определенные группы мышц, суставов, связок, которые делаются крепкими, развивают гибкость суставов, мышцы со временем увеличиваются в объеме, повышается их растяжимость, сила и скорость сокращений. Усиленная мышечная деятельность  вынуждает работать с повышенной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы тела и организма в целом. В связи с этим идет развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости) и совершенствовании их комплексных проявлений, например, скоростной силы и силовой выносливости и др.

При этом развитие морфологических показателей сопровождается функциональными сдвигами в организме.

В своей практике часто применяю метод круговой тренировки, ценная черта  её состоит в том, что в ней удачно сочетаются точное нормирование нагрузки для группы и индивидуально для каждого, учет и систематическая оценка достижений. Примерно так же происходит при прохождении остальных видов программного материала. Из трёхчасовых занятий в неделю стараюсь менять темы (разделы) занятий.  Например, понедельник - лёгкая атлетика, среда - атлетическая гимнастика, пятница - плавание и т.д. с обязательным включением в раздел программы элементы ОФП и атлетической гимнастики.

Результаты работы виден сразу (рис. 1). Параллель учащихся 4 классов (2012,2013,2014гг.), график показывает спад в процентном отношении показатель ослабленных и детей с отклонениями в здоровье.

Улучшается общее состояние здоровья, ребята активны, они показывают неплохие результаты при сдаче учебных нормативов, сдачи комплексов ЭРЭЛ, принимают активное участие не только во внутришкольных, но и городских спортивных мероприятиях.

Улучшается и уровень физического развития (рис.2). Диаграмма уровня физического развития показывает с каждым годом уменьшение низкого и увеличение среднего и высокого уровня. Помимо улучшения физического состояния активизировались их умственные способности, повысилась успеваемость в классах.

Таким образом, сформированные на протяжении многих лет знания, умения и навыки регулярно заниматься физическими упражнениями для укрепления здоровья помогут ребятам поддерживать высокий уровень физической подготовленности в течение всей жизни.

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Литература.

Спорт в школе: 2011-2014гг.; Физическая  культура №5(1999г.),№7(2002г.),№5(2009г.); В.В.Фирсов «Уровневая дифференциация образования»; Региональная комплексная программа физического воспитания учащихся  1-11 классов образовательной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование индивидуального стиля здорового образа жизни в процессе изучения биологии как средство укрепления личного здоровья».

Перед современной школой стоит множество задач, которые зачастую вступают в противоречие с существующим положением дел. С одной стороны – интенсификация учебного процесса, с другой – прогрессирующее у...

Лекция для родителей "Воспитание стрессоустойчивости у детей как средство укрепления их здоровья"

Цельданной лекции охарактеризовать родителям синдром хронической усталости , предложить профилактические мероприятия депрессии и неврозов, разработать стратегию и тактику воспитания стрессоустойч...

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ для аттестации выпускников основной школы по физической культуре, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе

В пособие представлены примерные вопросы и ответы теоретической и практической части экзамена по физической культуре. Материал подготовлен как самим автором, так и при помощи ресурсов интернет....

« ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В СТРУКТУРЕ УРОКА МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ».

В практике преподавания музыки в школе арттерапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, арттерапевтические методики, широко используемые психотерапевтами...

Мониторинг состояния здоровья учащихся

Работа классного руководителя...

Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС

Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС...

Методическая разработка "Использование социальных сетей как средства формирования общей культуры и их влияние на здоровье учащихся"

Данная методическая разработка представляет собой презентацию по теме "Использование социальных сетей как средства  формирования общей культуры и их влияние на здоровье учащихся", поднимает пробл...