Оптимизация учебно-тренировочного процесса детей инвалидов в художественной гимнастике на основе внедрения новых технологий и нестандартных методик.
методическая разработка по физкультуре на тему

Адлер Марина Юрьевна

Проблема физической реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов в современном обществе  весьма актуальна. Это доказано исследованиями многих специалистов. Чтобы повысить уровень здоровья, помочь им комфортно чувствовать себя в обществе здоровых людей, инвалидам необходимо не только восстановительное лечение в реабилитационных центрах, но и значительное повышение двигательной активности за счет занятий различными видами спорта, и, в частности, художественной гимнастикой. Решение данной проблемы возможно только при совершенствовании учебно-тренировочного процесса на основе внедрения новых педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_proekta.ppt2.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Адлер М.Ю Старший тренер-преподаватель по художественной гимнастики Нефтеюганское городское муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва «Сибиряк» Инновационный проект «Оптимизация учебно-тренировочного процесса детей-инвалидов на основе внедрения новых педагогических технологий и нестандартных методик »

Слайд 3

Объект исследования - тренировочный процесс детей-инвалидов в учреждении. Предмет исследования - показатели физического состояния и психологической комфортности занимающихся в учреждении детей с ограниченными возможностями. Гипотеза исследования - предполагается, что использование современных нетрадиционных методик и здоровье сберегающих технологий в тренировочном процессе детей-инвалидов позволит улучшить их физическое состояние, а следовательно повысить здоровье и возможность адаптироваться в социуме. Цель - повышение эффективности тренировочного процесса детей-инвалидов за счет применения новых методик и здоровье сберегающих технологий тренерским составом учреждения.

Слайд 4

Новизна проекта заключается в: определении модельных показателей детей-инвалидов с различными отклонениями в здоровье; В подборе и апробации нетрадиционных комплексов восстановительно-стимулирующих и восстановительно-релаксационных средств с избирательным воздействием на функциональное состояние организма занимающегося, позволяющие более полно реализовать его адаптационные возможности, повышающиеся под воздействием тренировочных нагрузок; - разработке эффективной методики применения нетрадиционных средств восстановления, которые усиливают тренировочный эффект от выполненной интенсивной и объемной нагрузки, что приводит к улучшению спортивных результатов у детей-инвалидов.

Слайд 5

Теоретическая значимость работы заключается в определении путей и возможностей применения современных нетрадиционных методик и здоровье сберегающих технологий, подтвержденных экспериментально обоснованными данными, в тренировочном процессе детей-инвалидов. Практическая значимость работы заключается в оптимизации учебно-тренировочного процесса детей-инвалидов на основе внедрения новых педагогических технологий и нестандартных методик, интенсифицирующих подготовку детей-инвалидов, расширяющих адаптивные возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивающих повышение здоровья, их физического состояния и возможностей адаптации в социуме.

Слайд 6

Предоставление ребенку: необходимого пространства, -выбора форм и способов деятельности, партнера; -возможности для удовлетворения потребностей, возможностей; возможности для самосовершенствование возможности для принятия самостоятельных решений проблем с Ф.Р.; -возможности для сотрудничества р+р.инвалид. Активные формы и методы обучения, имеющие для детей смысл Особая организация жизнедеятельности ребенка Предметная (практическая и познавательная деятельность) Деятельность, направленная на развитие взаимоотношений с людьми разных физических возможностей Особая организация среды

Слайд 7

Участие семьи Родитель - субъект процесса образования Вовлечение (участие и помощь) Включение (разделение ответственности за развитие ребенка) -Родитель – помощник, -Выстраивание ИТР ребенка; -Лист семейных увлечений и интересов; -Совместное тематическое планирование; -Отчет о достижениях ребенка. ФОРМЫ РАБОТЫ

Слайд 8

Сетевое взаимодействие Спортивные школы и общеобразовательные учреждения Школьник, Ребенок с ограниченными возможностями Образцы «Социальный объем» Учреждения во взаимодействии по проекту Социум ТР. СПЕ РО АДМ Прогимназия «Сообщество» СДЮСШОР «Сибиряк" Прогимназия «Сообщество» Начальная школа - детский сад №24 Разнообразные социальные отношения, связи с целью взаимовыгодного обмена Пр.

Слайд 9

3 .Итоговое тестирование с целью определения степени овладения гимнастическим навыком. 1. Теоретический предполагает сообщение сведений о роли и значении занятий спортом в жизни человека, о влиянии занятий им на организм детей, правил безопасности в спортивном зале и тренажерном зал. 2. Практический раздел направлен на преодоление барьера занятий спортом детьми-инвалидами 7-9 лет, повышение общего уровня функциональных показателей и физических способностей, необходимых для успешного освоения двигательных навыков в художественной гимнастики, и обучение облегченным способам гимнастическим элементам.

Слайд 10

Предложенная методика состоит из 15 занятий, в течение которых дети-инвалиды овладевали гимнастическим навыками и облегченными способами овладения гимнастическими элементами. Основной формой организации по гимнастике является занятие продолжительностью 40 мин (подготовительная часть - 10 мин, основная часть - 25 мин, заключительная - 3-5 мин). Занятия с каждой группой проводились 2 раза в неделю дополнительно к урокам по физической культуре, предусмотренным школьным расписанием. Основными средствами решения задач обучения детей –инвалидов облегченным способам овладения гимнастическим элементам были следующие упражнения: на развитие физических качеств, на освоение пластики, на дыхание, на артистизм, владение предметами, на овладение простейшими элементами гимнастики, на гибкость. Важным воспитательным мероприятием выступало привитие необходимых гигиенических навыков и самостоятельности при занятиях художественной гимнастикой.

Слайд 11

1.Доступность предлагаемого материала обеспечивалась сочетанием применения наглядных пособий и элементов идеомоторной тренировки, дополнительных ориентиров, тактильной речи с выразительной артикуляцией. 2. Преодоление детьми-инвалидами барьера занятий спортом, а также исключения возникновения критических ситуаций. 3. Пользоваться речью: повторять за тренером объяснение (сейчас будем выполнять разминку), проговаривать счет во время общих развивающих упражнений, проговаривать название упражнений, читать вслух текст табличек (названия предметов, упражнений и т. д.). Для осмысления заданий в занятиях использовалось проговаривание хором и индивидуально. 4. Игровая форма в обучении детей- инвалидов навыкам художественной гимнастики.

Слайд 12

Эффективность опыта с точки зрения полученных результатов Практический результат изменений на уровне учреждения: В учреждении созданы условия для повышения эффективности тренировочного процесса детей-инвалидов на основе применения нетрадиционных методик и здоровье сберегающих технологий: -обучено 100% педагогов, работающих в данном направлении с данной категорией воспитанников, в результате чего произошло становление новых профессиональных компетентностей у педагогов: 1).умение применять нетрадиционные методики и здоровье сберегающие технологии в образовательном процессе; 2).умение проектировать с детьми проблемные задачи и диагностировать результаты обучающихся; 3).умение проектировать образовательные пространства, включающие в себя коммуникативное, учебное, инициативное пространство; -нетрадиционные комплексы и методики восстановительно-стимулирующих и восстановительно-релаксационных средств с избирательным воздействием на функциональное состояние организма ребенка, позволяющие более полно реализовать его адаптационные возможности применяют 90% тренеров. Показатели, характеризующие эффективность опыта: повышение уровня профессионально-педагогических качеств педагогов позволил добиваться устойчивых положительных результатов в обучении детей данной категории. по данным мониторинга рост всех показателей у детей-инвалидов значительно улучшился. Количество детей-инвалидов в учреждении увеличилось на 10 человек. апробированные методики и формы работы приняты 100% педагогов и переведены в режим функционирования.

Слайд 13

Практический результат изменений на уровне обучающихся: В результате применения в тренировке в качестве таких восстановительных средств, как тренажерное устройство Агашина, комплекс специальных упражнений магнитокоррекция, развивающих гибкость, цветомузыкальное сопровождение и ароматерапия, у детей-инвалидов произошли достоверные улучшения исследуемых параметров. Так, ширина диапазона снижения ЧСС в пределах цикла - «нагрузка - отдых» стала оптимальной, что является важным показателем восстановительных реакций спортсменов-инвалидов. Методика применения нетрадиционных средств восстановления, которая усиливает тренировочный эффект от выполненной интенсивной и объемной нагрузки способствовали развитию антропологических данных и улучшению здоровья у детей-инвалидов; Тесная связь с родителями (законными представителями) занимающихся позволила внедрить в образовательный процесс новые формы работы, которые в большей степени способствуют адаптации ребенка в коллективе. 90% детей владеют навыками общения и поведения в соответствии с нормами, включающими коммуникативные умения и навыки саморегуляции.

Слайд 14

Опыт работы по проекту и методические материалы в рамках заявленного опыта были представлены: на педагогическом совете учреждения; на заседании методического объединения тренеров-преподавателей школы; на городском семинаре-практикуме. Формы распространения инновации: проведение мастер-классов для педагогов учреждения и города; обобщение опыта; создание методического сборника по теме проекта. В ходе реализации проекта были разработаны и опубликованы в сборнике «Практические советы педагогу-тренеру» следующие материалы: -комплекс нетрадиционных методик по работе с детьми-инвалидами; - комплекс восстановительно-стимулирующих и восстановительно-релаксирующих средств; -программно-методическая разработка «Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат детей-инвалидов»; -практические рекомендации тренеру-преподавателю по организации образовательного процесса с детьми-инвалидами. -комплекс восстановительных упражнений .

Слайд 15

Выводы на ребенка: 1.Абсолютные показатели физического развития в двигательной подготовленности спортсменок в возрастном диапазоне 11-16 лет значительно выше , чем у школьников и школьников с ограниченными возможностями, что объясняется влиянием многолетних занятий художественной гимнастикой. 2. Возрастная динамика развития соматических и функциональных показателей у спортсменок, школьников и школьников с ограниченными возможностями имеет достоверные различия. У спортсменов обоего пола величины годовых приростов больше, а возрастные зоны наибольших темпов прироста на 1 год позже, чем у школьников и школьников с ограниченными возможностями. 3. Учитывая высокую степень подобия динамики созревания морфофункциональных показателей у девочек и мальчиков с 11 до 16 лет ( девочки опережают мальчиков на 1,5 – 2 года), планирование и содержание тренировочных программ для девочек в этом возрастном диапазоне должны коренным образом отличаться отличаться от мальчиков .

Слайд 16

Становление новых профессиональных компетентностей: 1) умение четко формулировать и диагностировать результаты обучающихся; 2) умение проектировать с детьми проблемные задачи; - умение проектировать образовательные пространства, включающие в себя коммуникативное, учебное, инициативное пространство посредством: - коллективных форм учебной работы; -поддержки детских инициатив, направленных на поиск средств и способов достижения учебных целей; -социальных практик обучающихся и приобщения их к общественно значимым делам. Результаты проекта На уровне тренерско-преподавательского состава

Слайд 17

На уровне учреждения: Создан продукт: Мониторинг нового типа в ОУ Все методики апробированы, откорректированы Мониторинг переведён в режим функционирования Создан банк методик мониторинга, состоящий из 8-и методик Выделены надпредметные показатели развития воспитанников, их перечень уточнён и скорректирован в ходе проведения мониторинга Мониторинговой группой организована аналитическая деятельность Выпущено 4 Сборника описания и обобщения опыта создания и прохождения Мониторинга в ОУ Создан сборник просветительских мероприятий «Растём вместе», включающий в себя направления: - Психолого-педагогическое просвещение педагогов по проблемам, мониторинговой деятельности. - Обучение педагогов диагностическому методу наблюдений - Диагностика повышения профессионального уровня педагогов

Слайд 18

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: 1. Организация тренировочного процесса детей-инвалидов требует наличия систематического контроля за функциональным состоянием их организма, строгой регламентации объема и интенсивности нагрузок, четко регламентированных пауз отдыха, а также применение комплекса восстановительных мероприятий. В связи с этим, методика тренировки спортсменов-инвалидов должна иметь специфичный характер, отличающийся от методики здоровых спортсменов. 2. В тренировке на специальную выносливость при чрезмерном увеличении частоты сердечных сокращений рекомендуется использовать методику магнитотерапии, предусматривающую прикрепление дополнительных магнитов на мини-каналы кистей рук. В дни отдыха следует увеличить время выполнения упражнений с тренажерным устройством Агашина. 3. С целью повышения тренировочной активности занимающихся следует широко использовать ритмическую музыку и динамические зрительные образы с красно-желтой цветовой гаммой. 4. При использовании тренажерного устройства не рекомендуется тренироваться с превышением допустимых усилий, когда груз устройства жестко стучит по крышкам, т.е. не допускать сильных колебаний груза. Это создает опасность при эксплуатации и теряет терапевтический эффект.

Слайд 19

Апанасенко Г.Л. «Здоровье, которое мы выбираем»; Бойко В.В. «Целенаправленное развитие двигательных способностей человека»; С.М. «Книга-тренера»; Под редакцией В.В.Васильевой «Физиология человека»; Властовский В.Г. «Акселерация роста и развития детей»; Мильнер Е.Г. «Формула жизни»; Волков В.М. «К проблеме развития двигательных способностей». Агашин Ф.К. « Тестирование индивидуальных двигательных характеристик и коррекционный курс оздоровительно-развивающих занятий с биомеханическими тренажерами». Евсеев С.П. учебное пособие «Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов». Аванесов, В.У. «Экспериментальное обоснование системы использования средств восстановления работоспособности в учебно-тренировочном процессе ». Научная школа, направление, конкретные научные работы, на которые ориентируется и опирается инновационный опыт (при наличии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).

Обобщение опыта учителя литературы по использованию технологии уровневого анализа текста....

Оптимизация учебно-тренировочного процесса пловцов-инвалидов на основе внедрения новых педагогических технологий и нестандартных методик"

Чтобы повысить уровень здоровья, комфортно чувствовать себя в обществе здоровых людей, инвалидам необходимо не только восстановительное лечение в реабилитационных центрах, но и значительное повышение ...

Оптимизация процесса преподавания русского языка и литературы на основе использования новых технологий (Уровневый анализ текста).

Создание условий для развития души ученика, погружение его в художественный мир писателя с целью познания себя и мира, обретения духа с помощью использования новых технологий....

Организация образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья на основе применения дистанционных технологий на уроках русского языка.

Необходимо, чтобы целью общего образования признавалось достижение всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждение своей социальной значимости. Основной проблемой в рамках модернизац...

[9] п.3.5 ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО–ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА, МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ.

МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ. Спортивная аэробика – молодой вид спорта, который гармонично сочетает различные движения под музыку в зажигательном ритме, акробатические элементы...

[9] п.3.5 ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНО–ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА. СПЕЦИФИКА ВЫПОЛНЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКУ «КАЗАК» В СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ.

Спортивная аэробика - достаточно сложная и своеобразная, включает в себя сочетание хореографии и различных элементов структурных групп сложности, которые требуют общей физической подготовки, специальн...