Методическая разработка по гимнастике
методическая разработка по физкультуре (9 класс) на тему

Шабунина Татьяна Петровна

Развитие гибкости и координации у учеников 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_-_gimnastika.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

ГБОУ Кадетская школа Санкт-Петербурга

                           

                             МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                   для проведения учебных занятий по гимнастике

         

                                    г.Санкт-Петербург 2014 г.

                                       С О Д Е Р Ж А Н И Е:

                                                                                              Стр.

  1. Вводная часть                                                               3

2.      Организация и методика проведения подгото-          5

         вительной   части занятия

  1. Основная часть занятия                                               8

4.      Заключительная часть занятия                                   13    

                                      1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

     Основой практической подготовки кадет являются учебно-тренировочные занятия, которые направлены на:

- развитие у обучаемых силы, силовой выносливости, ловкости и гибкости, устойчивости к укачиванию и перегрузкам;

- воспитание настойчивости и  упорства, смелости и решительности;

- формирование военно-прикладных навыков;

- совершенствование строевой выправки и подтянутости.

     Учебно-тренировочные занятия по гимнастике организуются и проводятся по методике, включающей совокупность методов и методических приемов обучения, развития и воспитания кадет.

     Обучение гимнастическим упражнениям и приемам включает: ознакомление, разучивание и совершенствование.

     Ознакомление способствует созданию у обучаемых правильного представления об изучаемом упражнении. Для ознакомления необходимо: назвать упражнение, образцово его показать, объяснить технику выполнения упражнения и его предназначение (при необходимости показать упражнение еще раз по частям или по разделениям с попутным объяснением техники).

     Разучивание направлено на формирование у кадет новых двигательных навыков. В зависимости от степени подготовленности занимающихся применяются следующие способы разучивания: в целом, по частям, по разделениям, с помощью подготовительных упражнений.

     Совершенствование направлено на закрепление у обучаемых двигательных навыков и умений. Совершенствование кадет в выполнении гимнастических упражнений, в развитии физических и специальных качеств обеспечивается постоянной физической тренировкой.

     Физическая нагрузка и плотность занятия по гимнастике должны соответствовать уровню подготовленности и возрасту кадет. Повышение

нагрузки и плотности занятия достигается: сокращением времени на перестроение, краткостью и ясностью объяснений, увеличением количества повторений, быстроты выполнения, массы отягощений, регулирования продолжительности отдыха, выполнения упражнений всеми занимающимися одновременно или потоком, применение круговой тренировки и соревновательного метода, целесообразным использованием тренажеров, оборудования и инвентаря.

     Предупреждение ошибок, возникающих в процессе обучения гимнастическим упражнениям, обеспечивается четким показом и объяснением техники выполнения упражнений, правильным первоначальным разучиванием, использование подготовительных упражнений, качественной и своевременной помощью и страховкой.

     Предупреждение травматизма на занятиях по гимнастике обеспечивается: четкой организацией и соблюдением методики обучения, высокой дисциплины кадет, хорошим знанием ими приемов страховки и самостраховки, правил предупреждения травматизма, своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря, систематическим контролем за соблюдением установленных правил и мер безопасности со стороны преподавательского состава. Кроме того, необходимо организовать помощь и страховку при выполнении прыжков и упражнений на снарядах, контроль за техническим состоянием снарядов (растяжек, карабинов и т.д.)

     Учебно-тренировочные занятия по гимнастике в кадетском корпусе состоят из трех частей:

- подготовительной (7 – 10 минут)

- основной (30 минут)

- заключительной (3 – 5 минут)

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ            ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ЗАНЯТИЯ

     В подготовительной части учебно-тренировочного занятия решаются следующие задачи: организация занимающихся, общее укрепление и подготовка организма к более напряженной работе в основной части занятия.

     Организация занимающихся включает построение и организацию обучаемых, объяснение содержания занятия, воспитание строевой выправки и осанки.

     Построение, проверка кадет сосредотачивает их внимание и способствует укреплению дисциплины строя. Объяснение задач повышает активность обучаемых, а общая четкая организация занятий позволяет создать хороший эмоциональный фон и повысить эффективность обучения. В подготовительную часть включаются строевые приемы, ходьба, бег и упражнения в движении, упражнения на внимание, для развития быстроты и точности реакции, на гимнастической стенке и скамейке, для закрепления навыков выполнения наскока и доскока, вольные упражнения и комплексы вольных упражнений на 16 счетов.

     Строевые упражнения (приемы и действия) выполняются в течение всего занятия. В соответствии со Строевым уставом ВС РФ выполняются повороты, движения шагом или бегом, повороты в движении, построения и перестроения, размыкания и смыкания.

     Ходьба и бег выполняются в колонне по одному. Для движения по границам площадки или зала подается команда: «Взвод в обход площадки (зала) шагом – марш», по которой подразделение двигается с захождением правым плечом без дополнительной команды и с поворотом под прямым углом.

     В подготовительной части занятия рекомендуется проводить не более

2 – 3 способов ходьбы и бега и 3 – 4 упражнения во время ходьбы и бега, к которым можно отнести ходьбу и бег с различными положениями (на пояс, в стороны, к плечам, за голову, вверх, вперед, перед грудью и т.д.) и в движении (сгибанием и разгибанием, подниманием и размахиванием, с наклонами и поворотами туловища и т.д.) рук. При этом следует подбирать так, чтобы они оказывали разностороннее воздействие на организм обучаемых.

     При подведении тех или иных упражнений во время ходьбы и бега необходимо сначала добиться правильного их выполнения, а затем повышать трудность и нагрузку путем увеличения скорости, темпа и усложнения условий выполнения.

     На занятиях по гимнастике применяются следующие разновидности ходьбы и бега: ходьба строевым шагом, ходьба и бег на носках, на пятках, на наружных и внутренних краях стоп, с поочередным подниманием прямых ног вперед, назад и в стороны, с подниманием согнутых ног вперед (с высоким подниманием бедра) и назад (с захлестыванием голени), ходьба и бег боком, приставным шагом и скрестно, спиной вперед, пригнувшись, в полуприсяде и в полном присяде («гусиным шагом»), ходьба ускоренным шагом, бег с постепенным ускорением, прыжки из стороны в сторону, с одной ноги на другую, с подпрыгиванием на одной и обеих ногах.

     При выполнении упражнений показ и объяснение необходимо делать, не останавливая подразделение, ДВИГАЯСЬ ЕМУ НАВСТРЕЧУ.

     Изученные упражнения выполняются без предварительного показа, по распоряжению руководителя. Например: «На каждый шаг левой ногой – руки к плечам, на каждый шаг правой ногой – руки вверх». Затем, по команде «Взвод упражнение начи-НАЙ» обучаемые, продолжая движение, выполняют упражнение. Исполнительная команда подается под левую ногу. Обучаемые делают шаг правой ногой и с  последующим шагом левой начинают выполнять упражнение, для окончания которого подается команда «Упражнение – ЗАКОНЧИТЬ» (вместо последного счета – под правую ногу). После этого, обучаемые продолжают движение шагом или бегом.

     При проведении упражнений на быстроту действий (падение, вскакивание и т.п.) руководитель объясняет порядок их выполнения и указывает сигналы, по которым они будут выполняться.

     Перестроение взвода для проведения вольных упражнений проводится согласно Строевого устава, по команде «НАЛЕВО ПО ТРИ (ПО ЧЕТЫРЕ) – МАРШ», указанной в НФП-87. По этой команде первая тройка (четверка) обучаемых поворачивается налево и двигается через середину площадки (зала). Последующие тройки (четверки) поворачиваются налево через середину без дополнительной команды. Размыкание по фронту и в глубину проводится по указанию руководителя: «Интервал, дистанция – столько-то шагов».

     Вольные упражнения проводятся в такой последовательности:

- потягивающие упражнения (поднимание на носках с прогибанием и разведением рук в стороны вверх);

- упражнения для мышц рук и плечевого пояса (разведение и поднимание рук, круговые движения руками);

-  упражнения для мышц туловища (наклоны и повороты с разведением рук в стороны);

- упражнения для мышц ног (приседания и выпады);

- упражнения для мышц всего тела (упоры присев и лежа, различные повороты);

- упражнения вдвоем;

- упражнения в прыжках.

     Для проведения вольных упражнений руководитель выбирает место перед строем на возвышении или становится там, откуда было бы хорошо видно его всем обучаемым. При проведении отдельного упражнения на месте и в движении начинается с исходного положения, которое, принимается по команде: «Исходное положение – ПРИНЯТЬ». Простые или ранее изученные упражнения рекомендуется объяснять не показывая. Например: «Из исходного положения – ноги на ширине плеч, на «РАЗ» - присесть, руки – вперед, на «ДВА» - встать, И.П.; выполнить 8 раз. УПРАЖНЕНИЕ НАЧИ-НАЙ».

     Сложные по координации упражнения разучиваются по разделениям. На первом этапе разучивания, когда обучаемые еще не знакомы с упражнением, в предварительной команде следует делать краткие указания, например: «Наклониться вперед, руки назад, делай – РАЗ; выпрямиться и  присесть, руки вперед, делай – ДВА; встать – руки в стороны, делай – ТРИ; строевая стойка, делай – ЧЕТЫРЕ. При повторном выполнении можно ограничиваться предварительной и исполнительной командами: «По разделениям упражнение делай – РАЗ, делай – ДВА» и т.д.

     При неточном выполнении отдельных упражнений или движений необходимо делать замечания.

     Для окончания выполнения упражнения на предпоследнем счете руководитель вместо последнего счета подает команду: «СТОЙ».

     Если обучаемые неправильно выполняют упражнение на какой-либо счет, руководитель подает команду «ОТСТАВИТЬ», по которой они прекращают выполнение упражнения и возвращаются в предыдущее положение. Сделав обучаемым нужные указания, руководитель подает команду для выполнения упражнения.

                            ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

     Задачами основной части являются: овладение основными двигательными и прикладными навыками и их совершенствование; развитие физических, специальных и психологических качеств; воспитание способности применять приобретенные навыки в сложных условиях.

     Содержание основной части включает: упражнение на перекладине и брусьях, опорные и безопорные прыжки, лазанье, поднимание и переноска тяжестей, акробатические упражнения, игры, эстафеты и комплексные тренировки.

     Основная часть по гимнастике проводится в течение 30 – 35 минут.

     Как правило, организуется на нескольких учебных местах. При этом обучение организуется в двух формах: групповой и фронтальной.

     Групповое обучение предлагает деление взвода на две половины. Когда преподаватель и командир взвода работают со своими отделениями на учебных местах. По окончании подготовительной части преподаватель подает следующие команды: «ВЗВОД – РАЗОЙДИСЬ», «КО МНЕ», «В КОЛОННУ ПО ДВА – СТАНОВИСЬ». Затем он указывает места занятий и командует: «ВЗВОД, К МЕСТАМ ЗАНЯТИЙ ШАГОМ (БЕГОМ) – МАРШ». Гимнастические отделения двигаются кратчайшим путем к снарядам (чтобы они находились слева) и обозначают шаг на месте. После команды: «СТОЙ, НАЛЕ-ВО» и «К ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ – ПРИСТУПИТЬ» командиры отделений делают шаг вперед, поворачиваются лицом к строю, называют изучаемое упражнение и подают команду: «ОТДЕЛЕНИЕ, ГИМНАСТИЧЕСКУЮ СТОЙКУ ПРИНЯТЬ».

     При фронтальной форме обучение проводится в составе учебной группы с последовательным переходом подразделения от одного места к другому.

     Для организации фронтального обучения после завершения подготовительной части занятия и команды: «СЛЕВА, В КОЛОННУ ПО ОДНОМУ, В ОБХОД ПЛОЩАДКИ ШАГОМ – МАРШ». Целесообразно, не останавливая подразделение, указать первое место и скомандовать: «К МЕСТУ ЗАНЯТИЯ – МАРШ» (БЕГОМ – МАРШ).

     Действия и передвижения у снаряда должны отличаться четкостью и организованностью, выполняться строевым шагом.

     К таким действиям относятся: выход из строя, подход к снаряду, отход от него и возвращение в строй.

     Выход правофлангового из строя на исходное положение  для выполнения упражнения производится по команде: «КАДЕТ ИВАНОВ. НА ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ШАГОМ (БЕГОМ) – МАРШ».

     Кадет, услышав свою фамилию, принимает строевую стойку и отвечает: «Я, после команды произносит «ЕСТЬ», а затем строевым шагом или бегом выходит на исходное положение, повернувшись лицом к снаряду, принимает гимнастическую стойку.

     По команде «К СНАРЯДУ» кадет принимает строевую стойку, приставляя правую ногу к левой, и строевым шагом подходит к снаряду. Одновременно с этим, очередной, приняв строевую стойку, выходит на исходное положение, а выполнивший упражнение, строевым шагом возвращается в строй. Места вышедших из строя не занимаются.

     Прыжки, акробатические упражнения (кувырки) выполняются по команде «ВПЕРЕД».

     Во время выполнения простых (силовых) упражнений обучаемые могут подходить к снаряду потоком. Для поточного выполнения упражнений с правого фланга строя вызываются на исходное положение один или несколько обучаемых. Взвод может оставаться на месте или по команде поворачиваться направо в колонну по одному, или же выстраиваться в затылок правофланговым (на исходном положении). После отдачи предварительного распоряжения о количестве повторений и порядке возвращения в строй подается команда: «ОТДЕЛЕНИЕ (ВЗВОД), ПОТОКОМ ПО ОДНОМУ (ПО ДВА) – К СНАРЯДУ». По этой команде, обучаемые выполняют упражнения один за другим (или пара за парой) и возвращаются в строй. Для проведения прыжков и акробатических упражнений потоком, подается команда: «ОТДЕЛЕНИЕ (ВЗВОД), ПОТОКОМ, ДИСТАНЦИЯ … ШАГОВ – ВПЕРЕД».

     Выполнение упражнений на перекладине и брусьях начинается с наскока. Для наскока на снаряд нужно с движением рук назад – в стороны сделать присед, колени врозь; не задерживаясь, со взмахом рук вперед подпрыгнуть и принять исходное положение на снаряде; ноги вместе, носки вытянуты, спина прогнута, голова прямо.

     После соскока со снаряда или после прыжка, приземление проводится на носки с быстрым переходом на всю ступню в положение полуприседа (доскок); пятки вместе, носки и колени врозь, руки вперед – в стороны, ладони внутрь. При выполнении некоторых соскоков с брусьев или низкой перекладины, обучаемые принимают точно такое же положение, придерживаясь одной рукой за снаряд. Обозначив указанное положение, занимающийся встает в строевую стойку и отходит от снаряда на 2 шага вперед, поворачиваясь лицом к руководителю и, находясь в строевой стойке, выслушивает его указания.

     Для смены мест занятий отделения выстраиваются в одну шеренгу в гимнастической стойке. Затем следуют команды: «СМИРНО», «НАПРА-ВО», «ДЛЯ СМЕНЫ МЕСТ ЗАНЯТИЙ ШАГОМ (БЕГОМ) – МАРШ».

     При первой смене указывается порядок перехода. Например: «С БРУСЬЕВ НА ПРЫЖОК, С ПРЫЖКА НА ПЕРЕКЛАДИНУ, ДЛЯ СМЕНЫ МЕСТ ЗАНЯТИЙ ШАГОМ – МАРШ».

     Все команды при проведении занятий подаются неторопливо, четко и ясно, с правильным ударением и разделением, паузой на протяженную (предварительную) и короткую (исполнительную).

     Приступая к обучению тому или иному упражнению, командир отделения сначала должен назвать и показать его. После образцового показа следует кратко объяснять технику выполнения упражнения, указать его влияние на организм и прикладное значение. При этом преподаватель акцентирует внимание на наиболее важных деталях, от которых в первую очередь зависит успех усвоения упражнения.

     В конце основной части занятия проводится комплексная тренировка, целью которой является совершенствование у обучаемых физических, специальных, психических качеств и военно-прикладных двигательных навыков. Ее упражнения составляют комплексные упражнения игры и эстафеты.

      Комплексные упражнения включают в себя: бег в различных сочетаниях, прыжки через препятствия и снаряды, лазанье и перелазанье, переноску груза. Комплексные упражнения могут проводиться одновременно со всеми занимающимися (или поочередно), потоком, с применением круговой тренировки. Для начала выполнения упражнения могут подаваться следующие команды: «ВПЕРЕД», «К СНАРЯДУ», «УПРАЖНЕНИЕ НАЧИ-НАЙ», «МАРШ». При проведении упражнений поточным способом дополнительно указывается количество потоков и дистанция.

     Например: «ПОТОКОМ ПО ТРИ, ДИСТАНЦИЯ ПЯТЬ ШАГОВ – «ВПЕРЕД», ПОТОКОМ ПО ТРИ, ДИСТАНЦИЯ ПЯТЬ ШАГОВ – «ВПЕРЕД», «ПОТОКОМ ПО ЧЕТЫРЕ – К СНАРЯДУ».

     Заканчиваются комплексные упражнения по командам: «СТОЙ», или «УПРАЖНЕНИЕ – ЗАКОНЧИТЬ».

     Игры и эстафеты проводятся для снятия психического напряжения, повышения эмоционального фона занятия, воспитания у обучаемых чувства коллективизма, взаимопонимания, настойчивости и целеустремленности. Для начала и завершения игр и эстафет применяют перечисленные выше команды. Кроме этого, возможно использование и других заранее обусловленных сигналов.

     

     

                              ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ

     Заключительная часть учебно-тренировочного занятия решает следующие задачи: приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние, приведение в порядок мест занятий и инвентаря, подведение итогов.

     Упражнения включают: первое – в глубоком дыхании, которое выполняются во время ходьбы в медленном темпе; второе – для расслабления мышц, которые выполняются на месте, стоя, сидя или лежа на полу.

     При подведении итогов преподаватель отмечает, достигнута ли цель занятия, как решены учебно-воспитательные задачи, какие упражнения усвоены обучаемыми и какие требуют доработки; оценивают практическую подготовленность кадет, выделив «лучших», «худших»; указывает пути и средства устранения имеющихся недостатков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. АРТИКУЛЯТОРНАЯ ГИМНАСТИКА ЗВУКА Р

Артикуляторная гимнастика для звука Р в игровой форме....

Методическая разработка по гимнастике.

Разработка предназначена для обучающихся 6 класса....

Методическая разработка Тема. Гимнастика и самомассаж для людей творческих профессий

Работа посвящена проблеме недостаточной двигательной активности студентов колледжа искусств и способам ее решения.  Автор достаточно подробно описывает нарушения состояния здоровья, возникающие и...

Методическая разработка по гимнастике

Методика обучение технике выполнение опорных прыжков...

Методическая разработка "Оздоровительная гимнастика как форма самостоятельных занятий физической культурой студентов с ослабленным здоровьем"

В данной методической разработке раскрывается одна из форм самостоятельных занятий студентов – оздоровительная гимнастика. Представлены специальные упражнения при различных заболеваниях, составляющие ...

Методическая разработка "Партерная гимнастика"

Методика выполнения партерной гимнастики в рамках программы "Основы хореографии"....

Методическая разработка. Зрительная гимнастика "Федорино горе"

На основе приложения PowerPoint создана зрительная гимнастика для детей по лексической теме "Посуда" на материале произведения К.И. Чуковского "Федорино горе".(методика  зрите...