обучение сеточным методам
статья по физкультуре (5 класс) на тему

Бачаев Игорь Борисович

Применение сеточного метода при обучении футбольным игровым схемам

Заставить юных футболистов играть на своих позициях является одним из самых трудных моментов тренировочного процесса. Проходит немного времени и вы видите, как все снова толпятся около мяча в неуклюжих попытках нанести по нему удар. Даже игроки старшего возраста могут терять концентрацию и создавать огромные свободные зоны для соперников, через которые можно прорваться к воротам.

Обучение, основанное на сеточном методе (футбольное поле с помощью конусов разбивается на ячейки — Прим. SoccerCoach), решает эту проблему. Сначала футболисты получают представление о ключевых принципах командного построения и его поддержании. Затем дается серия упражнений, которые развивают у игроков понимание того, что они должны делать, где находиться и почему. В результате они привыкают играть на своих позициях и улучшаются навыки игры в пас и владения мячом.

Ниже приводится фрагмент из книги «Обучение схеме игры 4-2-3-1», в котором говорится о второй фазе обучения, когда добавляется сопротивление.

Пассивное сопротивление

Этап 1 — Конусы

Добавление пассивного сопротивления призвано смоделировать ситуацию, которая может возникнуть во время игры, но проходит под контролем и позволяет игрокам лучше понять задачу. Поставьте конусы между ячейками, которые делят поле на зоны защиты, полузащиты и нападения. Когда вы почувствуете, что ваша команда может выполнять передачи не задевая конусы, добавьте конусы между каждой ячейкой (см. рис.). Это усложнит задачу и заставит игроков двигаться для получения мяча.

Конусы заменяют соперников и главное здесь делать передачи не задевая их. Это усиливает движение, потому что для получения мяча игроки должны перемещаться для создания прямой линии передачи. Выполняя это, они также учатся открываться «под игрока с мячом». Так же это помогает футболистам лучше видеть соперников и увеличивает угол обзора. Теперь большое значение имеет позиция игрока, зависящая от места нахождения мяча.

Достижение хорошего движения даст хорошие шансы для сохранения мяча и выхода из под прессинга. Это хорошо подходит для начального этапа обучения и дает вашим футболистам возможность научиться спокойно контролировать мяч в отсутствии мчащихся на них защитников.

Этот тип пассивного сопротивления отлично подходит в случаях, когда вы хотите поработать над командным построением, но на тренировке недостаточное количество игроков. Это подобно игре с тенью, которая позволяет игрокам закрепить паттерны движений и распознавать их. Это поможет им чувствовать себя уверенно, когда они увидят подобный сценарий во время матча.

Футбольное поле, разбитое конусами на ячейки

Этап 2 — Живые соперники

При желании вы можете сразу перейти к этому этапу. Сначала игроки действуют пассивно. Уберите конусы, имитирующие защитников и добавьте вместо них 3-5 живых игроков, одного в зону атаки, двух в зону полузащиты и одного или двух в зону защиты. Работа защитников заключается в перекрывании траектории передач без вступления в единоборства. Но они могут совершать перехваты. Все игроки должны поддерживать движение, быстро открываясь под игрока с мячом, чтобы тот мог принять быстрое решение и избавиться от мяча.

Футбольное поле, разделенное на зоны

 

  • Правый крайний защитник принимает мяч дальней ногой.
  • Защитник располагается лицом в поле, чтобы видеть всю картину.
  • Соперники из зон центрального защитника, центрального полузащитника и атакующего полузащитника начинают смещаться к нему. Их задача оказывать давление и сужать пространство вокруг него.
  • Пока мяч движется к правому защитнику, центральные защитники смещаются назад в ячейки сзади них. Один опорный полузащитник опускается вниз, а второй поднимается вверх, чтобы в случае получения мяча первым опорником у того была возможность сыграть вперед. Атакующий полузащитник также смещается, чтобы у крайнего защитника было четыре варианта для передачи (см. рис.).
  • Правый крайний защитник должен быстро принять решение, основываясь на позициях игроков. Затем, в зависимости от того, кому была сделана передача, игроки снова начинают перемещения, чтобы снова создать варианты для владеющего мячом игрока.
  • Несмотря на то, что правый крайний защитник теперь открыт, не рекомендуется возвращать ему мяч, так как продолжение игры на ограниченном пространстве может привести к потере владения. В этой ситуации предпочтительными являются варианты 3 и 4, поскольку оба эти игрока могут принять мяч дальней ногой и быстро перевести игру на другой фланг, чтобы выйти из под прессинга и начать атаку.

Схема движения футболистов на футбольном поле

Варианты передач мяча футболистом

 

Это всего лишь небольшой фрагмент книги, который показывает как постепенно обучать команду пониманию и применению игровой схемы 4-2-3-1. Эта информация является ценной, даже если ваша команда играет по другой схеме, потому что принципы сеточного метода могут быть использованы при обучению любым командным построениям. Он поможет научиться вашим футболистам двигаться и лучше играть в командный футбол.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД на уроках математики.

Проблемное обучение и метод проектов как современные технологии обучения и формирования УУД  на уроках математики....

Метод обучения грамоте - метод целых слов

Один из методов обучения детей грамоте - метод целых слов....