Исследование двигательной сферу учащихся с аутизмом.
статья по теме

Плаксунова Эльвира Викторовна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ УЧАЩИХСЯ С АУТИЗМОМ

Э.В. Плаксунова

Ключевые слова: учащиеся с аутизмом, двигательная сфера, методы исследования, типологические группы.

Введение. Проблема изучения особенностей двигательной сферы учащихся с аутизмом на сегодняшний день является значимой и актуальной. Известно, что сниженный психофизический тонус детей с аутизмом оказывает негативное влияние на их физическое развитие и двигательные способности. Изучение состояния двигательной сферы учащихся с аутизмом не вызывает сомнений.

Целью исследования было изучение физического развития и двигательных способностей учащихся младших классов с аутизмом.

Методика исследования. Исследование проводилось на базе ГОУ  ЦПМССДиП департамента образования г. Москвы. Полученные результаты  сравнивались со средними показателями учащихся массовой школы (по данным А.А. Дмитриева, 2004).

Для оценки физического развития и двигательной сферы использовались следующие методы исследования:

  1. Измерение параметров физического развития – длины, массы тела, жизненной ёмкости лёгких (ЖЕЛ), окружности грудной клетки (ОГК)   общепринятыми методами.
  2. Измерение силы правой и левой кистей рук с помощью кистевого динамометра ДК – 25. Регистрация становой силы с помощью станового динамометра ДС – 200.
  3. Определение силовой выносливости мышц рук по количеству сгибаний-разгибаний рук в упоре лёжа от гимнастической скамейки.
  4. Определение уровня развития быстроты по максимальной частоте шагов в беге на месте за 5 с. Испытуемый выполняет бег на месте находясь  между двух стоек, высота подъёма колен ограничивается шнуром.
  5. Определение уровня развития скоростно-силовых качеств по показателям прыжков в длину с места и метанию набивного мяча массой в 1 кг. обеими руками сидя из-за головы. Каждый испытуемый выполняет по 3 попытки в каждом тесте, лучший результат фиксируется в протоколе.
  6. Определение функции  статического равновесия по времени удержания равновесия стоя на левой ноге. Отсчёт времени начинают после того, как испытуемый примет устойчивое положение. От испытуемого требуется удержать заданную позу с закрытыми глазами.
  7. Определение статической выносливости мышц спины по времени удержания ног параллельно полу, лёжа на скамейке лицом вниз. Тазобедренные суставы при этом находятся на краю скамейки.

Все измерения проводились после соответствующей подготовки испытуемого, которая включала в себя 10-12 минутную разминку, проводимую в среднем темпе.

Результаты исследования и их обсуждение.

По результатам исследования учащиеся распределялись на типологические группы (по методике А.А. Дмитриева, 2004):

  • 1-й типологической группе соответствуют  показатели выше среднего на 1 сигму; 1,5 сигмы; 2 сигмы (что соответствует 8,9,10  баллам);
  • 2-й типологической группе соответствуют показатели ниже среднего на 0,5 сигмы; средняя величина; показатели выше среднего на 0,5 сигмы (что соответствует 5,6,7 баллам);
  • 3-й типологической группе соответствуют показатели ниже среднего на 1 сигму; 1,5 сигмы; 2 сигмы (что соответствует 2,3,4 баллам);
  • 4-й типологической группе соответствую показатели меньше 2 сигм (1 балл); а так же не выполненные тестовые задания (0 балла).

Показатели

Распределение учащихся с аутизмом 8-10 лет (n=16) по типологическим группам

1 группа

2 группа

3 группа

  1. группа

Длина тела (см)

9 человек  (56%)

7 человек (44%)

-

-

Масса тела (кг)

14 человек (88%)

1 человек (6%)

1 человек (6%)

-

ЖЕЛ (мл)

1 человек (6%)

3 человека (19%)

12 человек (75%)

Экскурсия грудной клетки (см)

-

1 человек (6%)

2 человека (12,5%)

13 человек (81,5%)

Сила правой кисти (Н)

-

-

-

16 человек (100%)

Сила левой кисти (Н)

-

-

1 человек (6%)

15  человек (94%)

Становая сила (Н)

1 человек (6%)

1 человек (6%)

-

14 человек (88%)

Количество сгибаний-разгибаний рук в упоре лёжа

-

-

-

16 человек (100%)

Количество шагов в беге на месте за 5 с

2 человека (12,5%)

2 человека (12,5%)

1 человек (6%)

11 человек (69%)

Прыжок в длину с места (см)

-

-

1человек (6%)

15 человек (94%)

Бросок набивного мяча весом 1 кг. (см)

-

2 человека (12,5%)

4 человека (25%)

10 человек (62,5%)

Статическое равновесие на левой ноге (с)

1 человек (6%)

-

3 человека (19%)

12 человек (75%)

Статическая выносливость мышц спины (с)

-

5 человек (31,5%)

1 человек (6%)

10 человек (62,5%)

Выводы. Анализируя показатели физического развития и двигательной сферы учащихся с аутизмом установлено:

  1. По антропометрическим показателям большинство учащихся с аутизмом относятся к 1-й и 2-й типологическим группам. По длине тела 44% испытуемых соответствуют возрастной норме, а 56% превышают её. При этом 88% учащихся с аутизмом превышают возрастную норму по показателям массы тела. Более глубокое изучение росто-весовых показателей с помощью центильных таблиц (М.В.Чичко, 1990) показало, что все испытуемые имеют дисгармоничное развитие, 69% страдают избытком массы тела I и II степени.  
  2. Изучение функциональных показателей дыхательной системы показало низкий уровень её развития и соответствие большинства испытуемых 4-й типологической группе (75% испытуемых имеют низкие показатели жизненной ёмкости лёгких; 81,5% испытуемых низкие показатели экскурсии грудной клетки). В процессе обследования учащиеся затруднялись сделать вдох и выдох не только в трубку спирометра, но и во время измерения окружности грудной клетки на вдохе и выдохе.
  3. Изучение силовых показателей показало очень низкий их уровень:  100% испытуемых относятся к 4 типологической группе по силе правой кисти и «Сгибанию-разгибанию рук в упоре лёжа» (данный тест вообще оказался не доступным для учащихся); 94% по силе левой кисти; 88% по становой силе (7 испытуемых вообще не смогли выполнить данное задание).
  4. Быстрота движений страдает у 11 испытуемых (69%) - они относятся к 4-й типологической группе, 6 человек вообще не смогли выполнить «бег на месте».
  5. Скоростно-силовые качества в прыжке в длину резко снижены у 15 испытуемых, что составляет 94%; в броске набивного мяча испытуемые распределились на три группы – 12,5% соответствуют 2-й группе, 25% третьей и большинство (62,5%) – 4-й типологической группе. Вместе с тем, больший процент правильно выполненного задания отмечается в тесте «Бросок набивного мяча» по сравнению с «Прыжком в длину», т.к. он  проще в координационном плане, не требует от детей принятия сложной позы и удержания равновесия как при прыжке в длину.
  6. Статическое равновесие страдает у 75% испытуемых, при этом 5 человек смогли удержать стойку на одной ноге только с открытыми глазами.
  7. Статическая выносливость грубо нарушена у 62,5% испытуемых, при этом 10 человек совсем не смогли выполнить задание «Удержание ног параллельно полу, лёжа на скамейке лицом вниз». Вместе с тем, наибольших процент (31,5% испытуемых) именно в этом тесте относится ко второй типологической группе, соответствующей средним величинам возрастной нормы.

Таким образом, исследование физического развития и двигательной сферы учащихся с аутизмом показало низких уровень их развития по сравнению со здоровой возрастной популяцией. Большинство испытуемых по показателям двигательных способностей относятся к 4-й типологической группе, у них отмечаются низкие силовые, скоростно-силовые и координационные способности. Требуется дальнейшее исследование проблемы психофизической сферы учащихся с аутизмом, в частности изучение влияния степени аутизации испытуемых на проявление их двигательных и психомоторных способностей.  

Литература:

  1. Дмитриев А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 224 с.
  2. Плаксунова Э.В. Характеристика нарушений двигательной сферы у детей с аутизмом. Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития», №2, 2008. С. 50-62.
  3. Плаксунова Э.В. Исследование психомоторики детей с аутизмом. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. - №4. – С. 78-79.
  4. Плаксунова Э.В. Влияние занятий по программе адаптивного физического воспитания «Моторная азбука» на двигательное и психомоторное развитие детей с расстройствами аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития – 2009. – №4. – С. 67-72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коррекция двигательной сферы у детей с ОВЗ

Системный подход к работе по коррекции двигательных нарушений...

Развитие эмоционально-волевой и двигательной сферы ребёнка в процессе игры с куклой

В статье рассказывается о развивающих возможностях обыкновенной, казалось бы, игры с куклой: развитие мелкой моторики, творческого воображения, речи, коммуникативных навыков, социализации, элементарны...

Уроки ЛФК как эффективное средство коррекции и развития двигательной сферы учащихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы интерната VIII вида.

Статья для учителей ЛФК, содержит методичесие рекомендаци  по организации занятий ЛФК в коррекционной щколе VIII  вида....

Движение -это жизнь, жизнь есть движение. Исследование двигательной активности учащихся.

Темп современной жизни очень высок, каждому подростку многое  хочется узнать, всему научиться. В  школьной программе  появились  новые  предметы: экол...

Доклад: Коррекция двигательной сферы учащихся во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК).

Доклад на тему: «Коррекция  двигательной сферы учащихся во время занятий лечебной физической культурой (ЛФК)»....

Исследование влияния теоретических знаний на овладение двигательными навыками учащихся средних классов

Исследование влияния теоретических знаний на овладение двигательными навыками учащихся средних классов...