Развитие эмоционально-волевой и двигательной сферы ребёнка в процессе игры с куклой
статья на тему

В статье рассказывается о развивающих возможностях обыкновенной, казалось бы, игры с куклой: развитие мелкой моторики, творческого воображения, речи, коммуникативных навыков, социализации, элементарных представлений об окружающем мире ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_emotsionalnoy_sfery_rebyonka.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционально-волевой и двигательной сферы ребёнка в процессе игры с куклой

или

Одежды много не бывает!

Наталья Сергеевна Прищепёнок, методист

 МОАУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества города Кирова»

г. Киров

Часто можно слышать сетования занятых мам и бабушек, стоящих у прилавков магазинов игрушек: «Жаль, что для этих красивых кукол не продают отдельно дополнительной одежды!». Это очень «продвинутые» мамы и бабушки. Потому что они знают, что маленьким (да и постарше) детям обязательно надо в ходе игры с куклой её переодевать, меняя наряды, застёгивать-расстёгивать пуговки, снимать-надевать обувь, завязывая шнурочки на кукольных ботиночках.

Талант на кончиках пальцев

Так развивается мелкая моторика ребёнка, а  этот процесс напрямую связан с развитием мозга, мышления, способностей человека. Недаром ведь говорят, что талант человека — на кончиках пальцев! Формирование одной из двигательных функций ребёнка — тонких движений рук — происходит в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Так как основным видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте является игра, очень мудро и эффективно применять игровые действия  для развития как можно большего количества столь необходимых для маленького человека качеств.

Дополнительные комплекты одежды для кукол — это не дань моде, и не пережиток общества потребления. Это необходимый элемент развития ребёнка в процессе игры с куклой.

Развивающая роль кукольного гардероба

При игре с участием кукольного гардероба развивается не только вкус маленькой хозяйки куклы, но и логическое мышление, формируются элементарные представления об окружающем мире, этике и эстетике. Куклы как люди — у них тоже должен быть гардероб на разную погоду и случаи жизни. На примере куклы малыш учится одеваться по сезону и по погоде. Начиная играть с куклой, ребёнок отождествляет себя с ней, кукла «повторяет» действия маленького человека, она вместе со взрослым, заинтересованным в развитии и воспитании ребёнка, может научить его многим положительным, необходимым в жизни качествам. Разнообразные сюжеты игры, где незаменима кукольная одежда, помогают привить детям важные умения — одеваться, правильно ухаживать за одеждой, стирать её, гладить, складывать и развешивать в шкафу. А если вдруг случайно, в процессе увлекательной игры потерялась пуговка — ребёнок научится чинить одежду. Одевая и раздевая куклу, ребёнок тренирует движения запястья,  которые у маленьких детей пока ещё недостаточно развиты. Тренировке движений рук способствует и игра с куклами, которые ходят. Рука куклы — это такой своеобразный рычаг, с помощью которого ребёнок должен передать кукле свою энергию, и тогда кукла пойдёт с ним рядом. Наблюдения за учениками начальных классов, проведённые в процессе экскурсий на кировскую фабрику игрушек, показали, что очень небольшой процент детей может свободно водить куклу. У них в большинстве случаев отсутствует опыт управления каким-либо предметом с помощью своей руки. Таким образом, игра с куклой становится игрой лишь внешне — на самом деле это такой отличный тренинг для развития движений рук, для воображения, речи!..

Казалось бы, просто игра

Т акая привычная и простая, на первый взгляд, игра в куклы на самом деле даст фору многим занятиям по охвату различных образовательных областей. Вот, например, образовательная область «Познание». В процессе игры с куклой и её одеждой расширяется и обогащается знание детей о видах одежды и обуви. Они могут затем узнавать эти предметы на картинках и знают, как последовательно одевать куклу и, соответственно, себя. А это знание уже может быть отнесено и к образовательной области «Социализация». Сюда же входит воспитание бережного отношения к одежде и обуви, а ещё оказание взаимопомощи разными детьми детьми друг другу при одевании — когда уровень умений ещё сильно различается у тех, кто младше и тех, кто уже подрос.

Конечно же, говоря о сюжетно-ролевых играх с куклами и их разнообразными костюмами, нельзя не сказать об образовательной области «Коммуникация». В игре развивается речь как средство общения. В активный словарь детей вводятся слова, относящиеся и к процессу одевания-раздевания, и непосредственно к кукольному гардеробу, особенно если он принадлежит к разным видам по стилю (разные сезоны, профессиональная одежда — у кукол по профессиям и т. д.): одежда, снаружи, внутри, изнанка, лицо, спереди, сзади.  В игре с куклой и её одеждой формируется и правильная речь: вот скажите, много вы знаете взрослых и детей, которые правильно употребляют глаголы надеть — одеть? Я — нет. А в игре можно наглядно объяснить ребёнку, что НА куклу одежду НАдевают, а КУКЛУ — Одевают. В игре с куклой и её одеждой необходимо обязательно поощрять детей высказывать свою точку зрения на то, правильно ли одевается кукла, аккуратная ли у неё одежда.
Маленький человек в игре, связанной с переодеванием куклы, привыкает к аккуратности, у него развивается чувство вкуса. Наличие у куклы дополнительной одежды вносит разнообразие в игровые сюжеты, развивает творческое воображение ребёнка. На примере кукольных нарядов можно изучать правила этикета: в чём кукла пойдёт в гости, в какой одежде будет заниматься спортом, а в чём можно и на прогулку отправиться. Куклы помогут сформировать чувство стиля у ребёнка, они «расскажут» и, главное, покажут, что такое деловой стиль, и что обозначает по-русски непонятное иностранное слово кэжуал, и куда в этом будет правильным ходить. Дополнительная одежда для кукол - это не просто мода, это уже дидактика.

А может, это призвание?

Заботливые мамы и бабушки никогда не упустят шанс ещё и ещё раз использовать игру с куклой для развития умений и способностей своего ребёнка. Да, в магазине при кировской фабрике игрушек есть разная дополнительная одежда для кукол. Но на её основе можно придумать и создать и свою одежду! Нафантазировать идею, смоделировать фасон, сконструировать выкройку, подобрать ткань, раскроить и сшить — всё это вполне может сделать ребёнок под руководством заботливого взрослого — родителя или педагога. Вспомните своё детство, с каким увлечением мы создавали модели для своих кукол и пупсиков! В детском театре моды «Вдохновение» Кировского областного Дворца творчества детей и молодёжи даже запланировали провести конкурс моделей одежды для кукол Кировской фабрики игрушек «Весна», где этих замечательных друзей ребёнка выпускается более 500 разных видов. И, да — дополнительная одежда там есть почти для всех этих кукол.

Развитие мелкой моторики рук в процессе шитья, вязания; формирование художественного вкуса, увлечение любимым делом, которое впоследствии может вырасти в профессиональную деятельность — всё это может дать ребёнку обычная, казалось бы, игра в переодевание куклы. Пользуйтесь моментом, пока они ещё играют — развивайте детей этим чудесным способом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ.

Эмоции - постоянные спутники человека, оказывающие влияние на его мысли и деятельность. И именно неуместность, несвоевременность эмоциональных проявлений затрудняют установление контакта между индивид...

Тренинг "Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей с нарушением слуха"

Направления работы по эмоционально-воловой сфере в рамках семейного воспитания и формированию эмоциональной лексики: Стимулирование интереса детей к эмоциональной составляющей собственного состоя...

Урок направленный на развитие эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы

Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус...

Игра, как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ.

Рекомендации по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ. Особеннности и приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей. Игры предназначаются: учителям-дефектологам, учителям-логопеда...

«Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся в процессе игровой деятельности»

Выступление на педагогическом совете «Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся в процессе игровой деятельности»...

Презентация «Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся в процессе игровой деятельности»

Презентация к педагогическому совету «Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся в процессе игровой деятельности»...