«Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся в процессе игровой деятельности»
методическая разработка

Выступление на педагогическом совете «Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся в процессе игровой деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalno-volevoy_sfery.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

1.   Тема выступления: «Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся в процессе игровой деятельности»

Исаева Тамара Петровна

Умственно отсталые школьники, особенно ученики младших классов, весьма слабо контролируют свои эмоциональные проявления, а часто и не пытаются это делать.

Развитие эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности обучающегося, опыт которого непрерывно обогащается.

2.   Особенности эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличаются, как уже было сказано:

  • Незрелостью эмоционально-волевой сферы.
  • Органическим инфантилизмом.
  • Нескоординированностью эмоциональных процессов.
  • Гиперактивностью.
  • Импульсивностью.
  • Склонностью к аффективным вспышкам.

3.   Задачи воспитателя в группе продленного дня:

  •   Снизить эмоциональное напряжение у воспитанников.
  •   Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого.
  •   Развить способности понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.
  •   Снять эмоциональное напряжение, уменьшить тревожность.
  • Повысить самооценку.

4.   Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью— процесс постепенный. Нужно научить детей выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение. Причем лучше всего делать это с помощью игры, ведь игра — это не только веселое времяпрепровождение, но и мощный воспитательный инструмент.

Именно в игре воспитанники проявляют присущие только им личностные качества и обнажают эмоциональные переживания. В игре они учатся проявлять свои эмоции, учатся адекватному их выражению.

5.   «Игра – это искра, зажигающая в детях огонек пытливости. Мы, взрослые, часто забываем о том, что может помочь нам в воспитании детей, научить нас знать и понимать друг друга. Чему только не учат ребенка, но редко кто из педагогов учитывает то, что путь к душе растущего человека лежит через игру». Высказывание В.А. Сухомлинского.

6.Функции игры очень многоплановы и разнообразны:

Обучающая: в педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта.

Коммуникативная – игра вводит учащихся в реальный контекст сложных человеческих отношений, способствует освоению общения.

Развлекательная – основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес.

Самореализация – игра важна как сфера реализации себя как личности. Процесс игры – это пространство самореализации.

Социализация – воспитание и формирование личности, полноправного члена коллектива.

Терапевтическая – игра может быть использована для преодоления трудностей, возникающих в общении, в учении.

Диагностическая – самопознание в процессе игры.

Коррекционная – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей.

7. В работе воспитателя группы продленного дня для развития эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) мы используем следующие игры:

Сюжетно-ролевые. Дидактические. Настольные. Подвижные. Театрализованные. Спортивные. Строительные. Игры-забавы. Самостоятельную игровую деятельность воспитанников.

8. Большинство умственно отсталых школьников сталкиваются в жизни с проблемами, которые кажутся неразрешимыми. Но проигрывая их так, как им хочется, воспитанники могут постепенно научиться справляться с ними. Наиболее доступными для умственно отсталых детей являются сюжетно-ролевые игры. Эти игры уточняют представления детей о предметах быта и их предназначения, способствуют формированию навыков самообслуживания, пробуждают интерес к бытовому труду людей. Содержание бытовых игр дает возможность учащимся овладеть элементарными моральными отношениями: ЗАБОТА, ВНИМАНИЕ И ВЗАИМОПОМОЩЬ.

9.Настольные Помимо развлекательной функции практически все настольные игры приносят пользу, способствуя развитию личностных качеств и способностей воспитанников. Как правило, настольные игры подразумевают участие нескольких игроков. Взаимодействуя между собой в процессе игры и подчиняясь ее правилам, учащиеся учатся правильно общаться друг с другом, терпеливо ожидать своей очереди, чтобы сделать ход, сопереживать соперникам и достойно переживать как победу, так и поражение.

Сочетая в себе игру и обучение, настольные игры — это прекрасное образовательное средство для обучающихся с умственной отсталостью.

10.Подвижные игры – одно из самых любимых занятий воспитанников. Они являются комплексным средством физического воспитания, способствующим полноценному развитию растущего организма, снятию эмоционального напряжения, эмоциональному раскрепощению, способствуют смене видов деятельности, произвольности действий, умению действовать синхронно с партнером.

11.Игры-забавы – помогают преодолению эмоционального напряжения.

12.Самостоятельная игровая деятельность способствует освоению воспитанниками опыта человеческой деятельности, что служит становлению психики ребенка, его личности.

13.Особо хочу остановиться на Театрализованной деятельности.

В этом учебном году в группе продленного дня были поставлены 2 сказки: экологическая сказка «Что случилось, когда животные стали вести себя как люди» и «Доктор Айболит». 

14.Театрализованная деятельность значительно отличается от других игр. Учащиеся должны понять содержание постановки, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться, учитывая, что герои сказки имеют разное настроение, характер, поведение.

15.В постановках воспитанники учатся понимать жесты, мимику героев и воспроизводить их, передают с помощью специфических движений характер персонажа.

 

Таким образом, целостное, взаимосвязанное применение принципов эффективной организации игровой деятельности может гарантировать развитие эмоционально-волевой сферы у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоционально-волевой и двигательной сферы ребёнка в процессе игры с куклой

В статье рассказывается о развивающих возможностях обыкновенной, казалось бы, игры с куклой: развитие мелкой моторики, творческого воображения, речи, коммуникативных навыков, социализации, элементарны...

Особенности развития Эмоционально-волевой сферы у обучающихся с ОВЗ

Особенности развития Эмоционально-волевой сферы у обучающихся с ОВЗ...

Урок направленный на развитие эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с низким уровнем развития эмоционально-волевой сферы

Очень часто среди обучающихся с диагнозом ММД, встречаются ученики со сложными внутренними конфликтами. Они не умеют осознать и граммотно выразить свои чувства, из-за проблем в объласти адаптации к ус...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с элементами сказкотерапии «СКАЗОЧНЫЙ МИР» (Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся)

Цель программы гармонизировать эмоционально-волевую сферу детей младшего школьного возраста, испытывающих внутреннюю дисгармонию.Разработана на основе работ Т. Зинкевич-Евстигневой и Ткач Р.М....

Презентация «Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся в процессе игровой деятельности»

Презентация к педагогическому совету «Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся в процессе игровой деятельности»...

«Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

Формирование эмоциональной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями является одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоции являются «центральным звеном» психической жи...

Результаты освоения обучающимися (воспитанниками) программы по коррекции и развитию эмоционально-волевой сферы

В данных отчетах представлены мониторинги по следующим показателям: 1. уровень самооценки 2. Уровень тревожности 3. Уровень агрессивности, враждебности. Цель мониторинга— достижен...