Особенности развития Эмоционально-волевой сферы у обучающихся с ОВЗ
презентация к уроку по психологии на тему

Рыбаков Анатолий Николаевич

Особенности развития Эмоционально-волевой сферы у обучающихся с ОВЗ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon na_ovz.ppt691.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. Она помогает внутренней регуляции поведения: через переживание положительной или отрицательной эмоции выражается оценка события, явления. Эмоции могут служить способом познания мира , общения с другими , кроме того, они насыщают человеческую жизнь красотой и богатством переживаний.

Слайд 3

Развитие эмоционально-мотивационной сферы в онтогенезе В раннем детстве импрессия (способность отразить эмоции других людей) развивается раньше, чем экспрессия (выраженность собственных эмоций). Дети лучше регулируют положительные эмоции, нежели отрицательные. Исходным моментом для развития мотивационной сферы выступает так называемая «социальная ситуация развития ребенка» (Выготский) – уникальная, характерная только для данного возраста система отношений между ребенком и средой.

Слайд 4

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции ( память , внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставился только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода оставались признаки недоразвития психических функций, то говорили уже о конституциональном инфантилизме или об умственной отсталости. Неблагоприятным фоном для формирования эмоционального неблагополучия у детей с ЗПР является органическое поражение центральной нервной системы .

Слайд 5

У детей с нарушениями интеллекта эмоциональное развитие задержано: они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие. они более, чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства. Важным и нередко определяющим фактором, предрасполагающим ребенка с ЗПР к эмоциональному неблагополучию, являются неадекватные родительские установки и дисгармоничный стиль семейного воспитания.

Слайд 6

Эмоциональная сфера при ЗПР конституционального происхождения Эмоциональная сфера у этих детей как бы находится на более ранней ступени развития. Их эмоции отличаются живостью, наблюдаются преобладания эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций, легкая внушаемость.

Слайд 7

Эмоциональная сфера при ЗПР соматогенного происхождения Эмоциональное развитие обусловлено рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей физической неполноценности .

Слайд 8

Эмоциональная сфера при ЗПР психогенного происхождения Развитие эмоций характеризуется многообразием и зависит от этиологического фактора. при явлениях гипоопеки отмечаются черты незрелости эмоционально- волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости ; в условиях гиперопеки у детей отсутствуют черты самостоятельности, инициативности, ответственности.

Слайд 9

Эмоциональная сфера при ЗПР церебрально-органического генеза Отмечаются: слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний; пониженный фон настроения, нерешительность, безынициативность, боязливость.

Слайд 10

Коррекционная работа Прием Цель Мимические и пантомимические игры и упражнения Выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, вязанных с переживанием телесного и психологического удовольствия и неудовольствия. Осознание детьми пространства собственного тела для выработки умения управлять им. Игры на выражение отдельных черт характера Выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (доброта, жадность, честность), их моральная оценка. Обучение детей навыкам самоконтроля, перевода агрессивных реакций в социально приемлемые формы с помощью игровых приемов. Игры, имеющие психотерапевтическую направленность Коррекция настроения и отдельных черт характера. Развитие умения чувствовать чужое настроение и эмоционально откликаться на него. Психомышечная тренировка Снятие психоэмоционального напряжения, обучение детей навыкам произвольного расслабления. Формирование адаптивных форм поведения Развитие навыков совместной деятельности, закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций. Приобщение детей к народной культуре Развитие патриотических качеств личности. Обогащение чувственного и эмоционального опыта детей. Организация театрализованной деятельности Обучать детей навыкам партнерства в игре. Продолжать формировать у детей желание участвовать в совместной деятельности. Учить детей регулировать свои эмоциональные проявления и чувства. Снятие психоэмоциональной зажатости.

Слайд 11

В заключение можно отметить, что не существует плохих или хороших эмоций, и педагог во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться к доступному для ребенка уровню организации эмоциональной сферы, способствовать аффективной регуляции ребенка, оптимальным способам социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования компенсаторной компетенции обучающихся в аудировании на старшей ступени обучения

В данной статье рассматриваются этапы формирования компенсаторной компетенции в аудировании, наиболее эффективные компенсаторные стратегии и представлена возможная диагностика уровня сформированности ...

Особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье описываются особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с ЗПР, рассматриваются задачи коррекционно–развивающего обучения обучающихся с О...

«Особенности деятельности педагога с обучающимися с низкой мотивацией учения».

В последние годы становится закономерностью тот факт, что в учреждения НПО,СПО традиционно поступают подростки с заниженными социальными ожиданиями, отрицательной мотивацией к учёбе. Большинство из ни...

Основные трудности и особенности усвоения геометрических знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

1. .. Основные трудности и некоторые особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.. 3 2. .. Основные средства, методы и приемы изучения гео...

Психологическая оценка особенностей базовых убеждений личности обучающихся средней общеобразовательной школы

В материале говорится о безопасности личности в общеобразовательном учреждении,которую подстерегают различные внутришкольные угрозы....

Особенности нарушения чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Нарушение чтения у детей является одной из  самых актуальных тем логопедии. Данное нарушение особенно часто встречается у обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида и оказывает отриц...

" Особенности психологического сопровождения учащихся, обучающихся в школе - интернате VIII вида"

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе Министерства образования России, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очер...