Особенности формирования компенсаторной компетенции обучающихся в аудировании на старшей ступени обучения
статья по английскому языку (11 класс) на тему

Волга Людмила Анатольевна

В данной статье рассматриваются этапы формирования компенсаторной компетенции в аудировании, наиболее эффективные компенсаторные стратегии и представлена возможная диагностика уровня сформированности компенсаторной компетенции в аудировании у старших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕНСАТОРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АУДИРОВАНИИ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ

                                                                                            Волга Л.А.

МОУ гимназия № 14,

Волгоград

          Поиск путей повышения эффективности обучения иностранным языкам, по нашему убеждению, является одним из актуальных направлений психолого-педагогических исследований. Россия активно участвует в жизни мирового сообщества, расширяются международные связи, что повышает статус иностранного языка как учебного предмета и ставит перед дидактикой новые задачи. Так, при адаптации документов Совета Европы к реалиям отечественной методики расширился состав иноязычной коммуникативной компетенции. Набор компетенций, который лёг в основу новых стандартов по иностранным языкам для полной средней школы [1, c. 45] был дополнен компенсаторной компетенцией. Компенсаторная компетенция занимает определяющее положение в составе коммуникативной компетенции, присутствует и взаимодействует с каждой компетенцией на любом уровне владения иностранным языком. Поэтому, видится целесообразным, изучить особенности её формирования и диагностирования на разных этапах обучения. Актуальность такой постановки вопроса становится очевидной при отсутствии контрольно-измерительных материалов, позволяющих отследить развитие компенсаторной компетенции в разных видах речевой деятельности. Целью данной работы является сформулировать критерии сформированности компенсаторной компетенции в аудировании на старшей ступени обучения для разных видов контроля (входной, промежуточный, итоговый).  Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

-  выделить компенсаторную компетентность владения иностранным языком как одну из основных в составе коммуникативной компетенции;

- определить этапы формирования компенсаторной компетенции в аудировании;

-  описать критерии сформированности компенсаторной компетенции в аудировании на старшей ступени обучения.

     Изменение состава коммуникативной компетенции вызвано необходимостью поиска новых методов, вариантных решений, потребностью дать учащимся набор универсально применимых основных компетенций, которые были бы не только результатом процесса обучения, но стали бы источником дальнейшего их развития. Так появилось понятие компенсаторной компетенции. По мнению И.Л. Бим [2, c. 4], которая ввела этот термин, основная функция компенсаторной компетенции сводится к умению компенсировать дефицит языковых средств (И.Л. Бим, Т.М. Фоменко, А.Л. Тихонова, М.Р. Коренева и др.). Речь идёт о сложном умении находчиво выражать задуманную мысль, с учётом коммуникативной достаточности, а не языковой точности. В зарубежной науке такая компетенция называется «стратегическая».

          Обучение аудированию является неотъемлемым средством развития компенсаторной компетенции обучающихся. 

          Формирование компенсаторной компетенции в аудировании проводится по трём этапам [3, c. 25]: вводно-корректирующий (повышение мотивации обучающихся к овладению модулем по формированию компенсаторной компетенции, осознание обучающимися необходимости овладения универсальными учебными действиями по развитию речевого слуха для успешного понимания прослушанных текстов на иностранном языке); 2) формирующий (актуализация и углубление знаний обучающихся о компенсаторных ресурсах, накопление примеров и расширение личного опыта по их применению в  условно-речевых упражнениях, формирование психологических механизмов смыслового восприятия); 3) обобщающий (обзор применяемых компенсаторных ресурсов при аудировании текстов разных жанров, диагностика сформированности компенсаторной компетенции).
          На вводно-корректирующем этапе целесообразно учитывать интересы и проблемы, волнующие современных школьников. Это проявляется, прежде всего, при отборе аутентичного текстового материала, в выборе тем для последующего обсуждения, в привлечении актуального аудио-, видео материала.

          В соответствии с основными критериями отбора материалов используемых в процессе обучения аудированию [3, c.20], наиболее эффективными для формирования компенсаторной компетенции, на наш взгляд, являются следующие ресурсы:

  • Разножанровые серии подкастов

(http://www.bbc.co.uk/russian/; http://www.bbc.co.uk/russian/learning_english/; http://www.098880.com/2006/10/university_podc.html; http://www.biblioclub.ru/podcast.php; http:/m.7ya.ru/podcast/)

  • Обучающие видео ролики

http://englishgu.ru/tag/audirovanie/

http://englishgu.ru/learn-english-video-subtitles/

http://www.bbc.co.uk/nature/collections

http://russian-crafts.com/russian-folk-tales.html

http://www.magickeys.com/books/index.html

http://englishmylife.ucoz.ru/index/audirovanie/0-29

коллекция Extra English http://video.yandex.ru/users/knight9393/collection/3/

          На этапе актуализации и углубления знаний обучающихся о компенсаторных ресурсах  предполагается обучение  компенсаторным стратегиям [6, c. 17] а аудировании. Компенсаторные стратегии могут быть кооперативными (в решении проблемы помогает собеседник) и некооперативными (обучаемый пытается самостоятельно справиться с возникшей проблемой). Это подразумевает перекодировку, подгонку под формы, перевод слов, описание вместо называния, словотворчество, переструктурирование, мимику, жесты и т.п. При использовании стратегий извлечения информации из памяти обучающийся не может сразу найти нужное языковое средство, поэтому пользуется такими стратегиями, как ожидание, пользование семантическим полем, пользование другими языками. Вообще, говоря о стратегиях, можно выделить две большие группы: – основные стратегии: а) стратегии, в основе которых лежат механизмы человеческой памяти (установление ментальных связей, тщательное повторение, применение действий);  б) когнитивные стратегии (практика, обмен сообщениями, анализ и рассуждение, структурирование получаемого и сообщаемого); в) компенсаторные стратегии (догадка, основывающаяся на рассуждении, преодоление трудностей, связанных с недостатком знаний, при говорении и письме); – вспомогательные стратегии: а) метакогнитивные стратегии (акцентирование внимания на обучении, организация и планирование обучения, оценка хода и результата обучения); б) эмоциональные, аффективные стратегии  (эмоциональный настрой); в) социальные стратегии (обращение с вопросами, кооперирование).

          На третьем этапе предполагается проведение диагностики сформированности данной компетенции. Уровни сформированности компенсаторной компетенции были чётко определены в работе Горанской М.Н. [4, c. 24].   Но, так как речь шла о письменной речи обучающихся, видится целесообразным, взяв за основу предложенную схему, сформулировать уровни сформированности компенсаторной компетенции в процессе обучения аудированию и  определить их как удовлетворительный 53% - 68%; достаточный 69% - 84%; оптимальный 85% - 100%.

     Для аудирования с полным пониманием (задания группы В1) данные уровни можно проследить по следующим критериям:

- Когнитивный критерий (метод диагностики: альтернативный тест, тест множественного выбора, тест дополнения или восстановления).

На удовлетворительном уровне - частичное понимание прослушанного текста, поверхностные представления о стратегиях выхода из затруднительной ситуации при восприятии речи на слух.

На достаточном уровне - понимание основного смысла прослушанного текста, использование некоторых компенсаторных механизмов.

На оптимальном уровне – полное понимание прослушанного текста с использованием лингвистических и паралингвистических компенсаторных стратегий)

- Деятельностный критерий (метод диагностики: тесты на завершение, парафраз, группировку, сопоставление, интерпретацию, исправление, систематизацию).

На удовлетворительном уровне – недостаточное понимание общего смысла прослушанного текста для последующей работы с полученной информацией.

На достаточном уровне понимание основного смысла прослушанного текста с возможностью использования данной информации для анализа, систематизации, заполнения таблиц, схем с последующим выходом в монологическую и диалогическую речь.

На оптимальном уровне полное понимание прослушанного текста с возможностью использования данной информации для анализа, систематизации, сравнения, заполнения таблиц, схем с последующим выходом в монологическую и диалогическую речь.

- Мотивационно-ценностный критерий (метод диагностики: письменное анкетирование).

На удовлетворительном уровне готовность использования английского языка только в учебных целях, относительная гибкость в использовании компенсаторных стратегий в других видах речевой деятельности.

На достаточном уровне готовность использования английского языка в личных и в учебных целях, достаточная гибкость в использовании компенсаторных стратегий в других видах речевой деятельности.

На оптимальном уровне готовность использования английского языка как средства саморазвития  в личной, учебной и профессиональной сферах, высокая вариативность и гибкость в использовании компенсаторных стратегий.

          Разработанная комплексная диагностика, учитывающая когнитивный, деятельностный и мотивационно-ценностный компоненты призвана определить условный уровень сформированности компенсаторной компетенции в аудировании у обучающихся. Условность объясняется возможностью количественного оценивания только когнитивного и деятельностного компонентов, мотивационно-ценностный компонент оценивается качественно с помощью описания характеристик и признаков. Такой подход позволяет определить исходный, промежуточный и итоговый уровни сформированности компенсаторной компетенции в процессе аудирования у каждого обучающегося, проследить динамику её развития, основанную на сравнении с предыдущими результатами, осуществить индивидуализацию учебного процесса.

Список литературы

1. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2005. – 45 с.

2. Бим И. Л. К проблеме уровня обученности иностранным языкам выпускников полной средней школы / И. Л. Бим, А. А. Миролюбова // Иностранные языки в школе. 1998.  № 4. - 3 с.

3. Бим И.Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования (ИЯ) Электронный ресурс. / Режим доступа :
http://www.flsmozaika.ru/Archive/INO_08-05v.pdf, 2005.

4. Горанская М.Н. Диагностика уровня сформированности компенсаторной компетенции в письменной деловой речи //Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена.2011. №129. – 35 с.

5. Молчанова Ю.А. Методика обучения студентов неязыкового вуза профессиональной терминологии на основе компенсаторной компетенции. Электронный ресурс. / Режим доступа :
Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике 
http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya

6. Папикян А.В. Формирование компенсаторной компетенции как средства упреждения и преодоления социокультурной интерференции. Электронный ресурс. / Режим доступа : Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/formirovanie-kompensatornoi-kompetentsii-kak-sredstva-uprezhdeniya-i-preodoleniya-sotsiokult#ixzz2ZyENGYe2




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)

ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...

«Совершенствование навыков аудирования на основе аутентичных текстов в классах средней и старшей ступени обучения»

«Совершенствование навыков аудирования на основе аутентичных текстов в классах средней и старшей ступени обучения» - методические рекомендации, которые я использую в своей работе....

Формирование ключевых компетенций обучающихся посредством использования технологии проблемно-диалогического обучения на уроках математики

Использование методов технологии "Проблемного диалога" Е.Л. Мельниковой позволяет организовать учебный диалог на уроке и реализовать системно-деятельностный подход...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...

Формирование языковой компетенции в процессе реализации проектной технологии на старшей ступени обучения иностранному языку

Формирование языковой  компетенции в процессе реализации проектной технологии на старшей ступени обучения иностранному языку...

Развитие компенсаторных навыков и умений у учащихся на старшей ступени обучения и в период подготовки к ЕГЭ

Компенсаторное умение - это речевое действие по использованию определённых иноязычных языковых/неязыковых средств для компенсации трудностей, возникающих при несовершенном владении языком....