Особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья по информатике и икт на тему

Малышкина Ольга Николаевна

В данной статье описываются особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с ЗПР, рассматриваются задачи коррекционно–развивающего обучения обучающихся с ОВЗ в основной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Малышкина Ольга Николаевна,

учитель математики и информатики

Особенности преподавания  информатики  для учащихся с ОВЗ

Введение

С каждым годом растет количество детей, которые испытывают стойкие трудности при обучении в массовой школе. Причины трудностей усвоения учебной программы могут быть различными. Одной из них является задержка психического развития у учащихся.

Задержка психического развития – это различные по происхождению и клиническим проявлениям состояния лёгкой интеллектуальной недостаточности, характеризующиеся замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Данная категория была выделена в связи с резким повышением числа стойко неуспевающих детей, вызванным переходом школы на новые, усложнённые программы обучения. Комплексное и системное изучение задержки психического развития началось в отечественной дефектологии в 60-е годы XX века и продолжается до сих пор. Одним из вопросов первостепенной значимости является определение критериев дифференциации ЗПР от лёгких вариантов умственной отсталости.

Принципиальными в этом плане являются следующие факторы:

  1. Парциальность психического недоразвития: у детей с ЗПР, наряду с нарушенными либо незрелыми психическими функциями, обнаруживаются и сохранные, в то время как для умственной отсталости характерна тотальность психического недоразвития.
  2. Способность к обучению по общеобразовательным программам: дети с ЗПР могут усвоить  учебный материал в объёме общеобразовательной средней школы при условии разумного распределения нагрузки, организации специального режима занятий и учёта индивидуальных особенностей.
  3. Достаточно высокая восприимчивость к помощи: обучающиеся с ЗПР, как правило, способны воспользоваться опосредованной помощью со стороны учителя в виде наводящих вопросов, уточнения задания, предваряющих упражнений, организации учебной деятельности.

Умственно отсталым детям в случае затруднения обычно требуется непосредственный показ способа действия, поскольку оказания опосредованной помощи им недостаточно.

  1. Способность к логическому переносу усвоенных знаний и приобретённых навыков на новые условия: дети с ЗПР могут пользоваться усвоенным способом действия в изменившихся условиях, в то время как умственно отсталыми даже незначительное изменение внешних условий воспринимается как совершенно новая, незнакомая ситуация.

Следовательно, несмотря на существенные недостатки в интеллектуальном и личностном развитии, у детей с задержкой психического развития сохранны предпосылки для усвоения учебного материала по общеобразовательным программам при условии индивидуального и дифференцированного подхода к ним. Однако для реализации этого условия необходимо учитывать, что «задержка психического развития» - понятие, объединяющее весьма разнообразные состояния. Таким образом, актуальной становится проблема адаптирования  стандартной общеобразовательной программы для учащихся с проблемами в развитии с учетом их образовательных потребностей и возможностей.

Особенности  коррекционно-развивающего обучения обучающихся с ОВЗ

        Считается, что благодаря специфике, зависящей от организации в целом системы коррекционно-развивающего обучения, дети с ЗПР способны преодолеть негативные особенности своего развития и освоить базовый уровень стандарта образования.

        Основное (базовое) образование (II ступень) обеспечивает условия для становления и формирования личности учащегося, его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. Оно закладывает фундамент общего образования, который необходим для получения ребёнком различных видов среднего образования и полноценного вхождения в общественную жизнь. В дополнение к основным предметам, составляющий обязательный минимум содержания основного общего образования, могут вводиться новые учебные предметы, факультативные курсы и различные формы внешкольных занятий, а также предметы по выбору, ориентированные на более полное развитие способности учащихся.

Как уже говорилось выше, основное (базовое) образование является обязательным и даёт учащимся право продолжить обучение в средних учебных заведениях III ступени, в профессиональных и средних специальных учебных заведениях различного типа, а также в вечерних общеобразовательных учебных заведениях.

Задачи, которые стоят перед педагогическим коллективом в отношении школьников с трудностями в обучении, систематизируются в зависимости от итогов предшествующего периода.

Если ученика после начальных классов переводят на массовые формы обучения, он всё так же продолжает нуждаться в педагогической поддержке психолога, классного руководителя, учителей – предметников, социального педагога.

Задачи коррекционно–развивающего обучения обучающихся с ОВЗ в основной школе, в целом сводятся к такому перечню:

  1. Формирование социально-нравственного поведения детей, обеспечивающего успешную адаптацию к новым условиям обучения: осознание изменившихся условий, собственных недостатков (неумение общаться, умственная пассивность, неумение строить межличностные отношения и др.), развитие потребности преодолеть их, вера в успех, осознание необходимости самоконтроля.
  2. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность, произвольность), формирование самостоятельности, гибкости мышления.
  3. Формирование и закрепление умений и навыков планирования деятельности, самоконтроля, развитие умений воспринимать и использовать информацию из разных источников (межпредметные связи, радио, телевидение, литература, факультативные занятия)  в целях успешного осуществления учебно–познавательной  деятельности.
  4. Индивидуальная коррекция недостатков в зависимости от актуального уровня развития учащихся и их потребности в коррекции индивидуальных отклонений (нарушений) в развитии (повторение ключевых вопросов программы начальной школы, отработка основных умений и навыков).
  5. Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребёнка: предупреждение психофизических перегрузок, эмоциональных срывов; создание климата психологического комфорта, обеспечение хороших результатов во фронтальной и индивидуальной работе школьников -  физическое закаливание, занятия спортом, общеукрепляющая и лечебно – профилактическая медикаментозная терапия.
  6. Создание благоприятной социальной среды, которая обеспечивает соответствующее возрасту развитие подростка, стимуляцию его познавательной деятельности, коммуникативных функций речи, активное воздействие на формирование общеинтеллектуальных и общедеятельностных умений.
  7. Системный разносторонний контроль за развитием подростка с помощью специалистов (классный руководитель, психолог, социальный педагог). Осуществление постоянной взаимосвязи с родителями ребёнка, другими членами его семьи.
  8. Обеспечение учебно–методического оснащения, необходимого для успешного освоения общеобразовательных (коррекционных) программ в соответствии с требованиями образовательного стандарта к знаниям и умениям учащихся (индивидуальные дидактические пакеты по предметам, адаптированные учебники, программы, методические рекомендации по изучению наиболее трудных разделов программ).
  9. Социально – трудовая адаптация учащихся (развитие зрительно–моторной координации, темпа деятельности, формирование общетрудовых, организационных и конструктивно – технологических умений и др.).            

Особенности преподавания информатики для обучающихся с ОВЗ

        Рабочая программа должна быть построена с учетом развития учащихся с ЗПР, которые имеют рад особенностей по сравнению с нормально-развивающимися детьми (нарушение восприятия и внимания, ослабленная память, небольшой объем психических процессов, быстрая утомляемость и пресыщаемость, недостаточно развитые процессы мышления и пр.).

        Для эффективности работы с учащимися с ЗПР большое внимание следует уделять следующим моментам.

  1. Тщательный отбор базового материала, который осуществляется в соответствии с принципом доступности. Материал должен быть по содержанию и объему посильным для учащихся,
  2. Небольшой объем новой информации на занятии. Учителю необходимо разбивать учебный материал на небольшие части, контролировать усвоение каждой.
  3. Объяснение учащимся всех понятий, необходимых для усвоения учебного материала.
  4. Подбор и использование разнообразной наглядности (рисунки, плакаты, диаграммы, схемы, раздаточный материал и пр.) для опоры на ведущий (у большинства учащихся) зрительный анализатор.
  5. Оборудование каждого урока должно обеспечивать учащимся возможность для работы различных анализаторов (зрительного, слухового, двигательного).
  6. Использование дидактических игр для повышения интереса подростков к изучаемому материалу и лучшего усвоения материала.
  7. Преобладание практических действий на уроке, так как  у подавляющего числа учащихся снижено слуховое восприятие и слабая познавательная активность.
  8. Постоянное комментирование действий на уроке, работа по образцу и по четкой инструкции.
  9. Дифференцированный подход, что предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика (использование разноуровневых заданий, учет темпа деятельности).
  10. Развитие на уроках психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, учитывая специфику и коррекционную направленность учебного заведения.
  11. Частая смена деятельности на занятиях для поддержания внимания к теме и профилактики утомления и пресыщения.
  12. Различные формы контроля: фронтальный опрос, блиц-опрос, опрос-«вертушка», работа в парах, тестирование, самостоятельная работа, которая обязательно должна проверяться и оцениваться на уроке.
  13. Оценивание работы учащихся на каждом уроке. В течение урока каждый ученик получает несколько отметок, что способствует поддержанию у детей веры в свои силы и возможности. Общую оценку целесообразно выставлять в конце урока, чтобы удержать внимание учащихся в течение всего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: « Особенности профилактической работы в образовательном учреждении интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В докладе отражена роль трудового воспитания и образования в профилактике правонарушений учащихся с  ограниченными возможностями здоровья...

Особенности развития познавательной сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. ...

Особенности занятий по информатике с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на занятиях и уроках будет являться одним из таких средств. Компьютер развивает не только перечисленные выше познавател...

Основные трудности и особенности усвоения геометрических знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

1. .. Основные трудности и некоторые особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.. 3 2. .. Основные средства, методы и приемы изучения гео...

Особенности изучения литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Изучение курса литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих и слабослышащих)...

«Особенности обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственной интеллектуальной отсталостью)»

В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и являетс...