Особенности изучения литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
статья по литературе

Руднева Анна Васильевна

Изучение курса литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (глухих и слабослышащих)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Особенности преподавания литературы у слабослышащих »

В России насчитывается 190т. Инвалидов по слуху (портал Милосердие.ru) и с каждым годом их число растет.

Возникает потребность для создания благоприятных условий обучения, доступности образования, в том числе и профессионального.

Так в чем же сложность обучения данной категории учащихся?

  1. Уровень языкового развития таких ребят достаточно разнороден: от свободно говорящих (но таких единицы) и хорошо понимающих речь окружающих, с неплохим лексическим запасом, до почти неговорящих и совсем не понимающих устную речь.
  2. Одни носят слуховые аппараты (но слышат плохо) , другие же не носят их совсем.

В результате образовательный процесс, который базируется на передаче информации  через устную речь , представляет серьезные трудности для обеих сторон учебного процесса.

Чтение художественной литературы (все ее жанры), пересказ, анализ и др. виды работ на уроках . ,«объемые тексты» и незнакомые слова «пугают» слабослышащих учащихся. Порою вызывая отторжение и нелюбовь к предмету.

Речь у них сформирована на основе зрительного восприятия. Поэтому упор следует делать на этом аспекте, на эмоции,учить образному восприятию (например, при изучении лирических произведений).

Каждый урок литературы – это «открытие» ,постоянное  пополнение лексического запаса.

Можно использовать следующий алгоритм:

Новое слово Стрелка: небольшой изгибиллюстрация Стрелка: небольшой изгиб «поиск жеста» Стрелка: небольшой изгибзапоминание

Подготовка к уроку требует тщательной выборки материала.

Устная речь преподавателя должна быть понятна. Немаловажную роль играет «сработанность» учителя и сурдопереводчика, его жестовый и лексический запас, качество перевода. Большой удачей  будет для всех, если рабочий тандем состоится.

Слабослышащие учащиеся должны уметь вести «диалог» и производить анализ текста.

На уроках литературы можно использовать тестирование. Например, при изучении теоретического материала.

Цель каждого урока – получение представления об уровне подготовки самостоятельной связной речи, уровне их грамотности, объеме лексики, о способности самостоятельного продуцирования логически обоснованных высказываний.

Уроки литературы должны способствовать воспитанию публичности (например, жестовое чтение лирических произведений, пересказ).

Это качество необходимо для будущей работы и жизни в коллективе, умение устно конструктировать тексты.

Преподавателям, работающим с такими учащимися, следует знать специфику проведения занятий и общения.

  1. При разговоре преподавателю следует находится перед ними достаточно близко, чтобы они видели лицо говорящего.
  2. Желательно, чтобы у них были слуховые аппараты.
  3. Наличие сурдоперевода.
  4. Наглядность.
  5. Дозированность подачи информации
  6. Много писать на доске, пользоваться письменной речью.

Личность педагога, который работает со слабослышащими очень важна. Ему необходимо учитывать всю социально-биологическую картину личности «исключительного» ребенка и понимать, что он имеет дело с особенными детьми.

Постоянная работа над собой неизбежна и в смысле приобретения теоретической и практической подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: « Особенности профилактической работы в образовательном учреждении интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В докладе отражена роль трудового воспитания и образования в профилактике правонарушений учащихся с  ограниченными возможностями здоровья...

Особенности развития познавательной сферы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Умственная отсталость влечёт за собой неравномерное изменение у ребёнка различных сторон психической деятельности. ...

Особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье описываются особенности преподавания информатики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с ЗПР, рассматриваются задачи коррекционно–развивающего обучения обучающихся с О...

Основные трудности и особенности усвоения геометрических знаний обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

1. .. Основные трудности и некоторые особенности усвоения геометрических знаний обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.. 3 2. .. Основные средства, методы и приемы изучения гео...

«Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное время с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»

laquo;Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное времяс обучающимися,  имеющими ограниченные возможности здоровья»...

Особенности изучения лирических произведений на занятиях литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности изучения лирических произведений на занятиях литературы у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...

«Особенности обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственной интеллектуальной отсталостью)»

В настоящее время проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – детей с ОВЗ) привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и являетс...