Психологическая оценка особенностей базовых убеждений личности обучающихся средней общеобразовательной школы
статья по физкультуре на тему

Гуторова Лариса Ивановна

В материале говорится о безопасности личности в общеобразовательном учреждении,которую подстерегают различные внутришкольные угрозы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gutorova_l.i.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая оценка особенностей базовых убеждений личности обучающихся средней общеобразовательной школы

Л.И. Гуторова

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47», Курск

Понятие "безопасность" определено как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.  Одной из составляющих национальной безопасности является психологическая безопасность. Ее включают в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность подразумевает поддержание определенной стабильности между отрицательным воздействием на человека окружающей его среды и его толерантностью, которая заключается в способности преодолевать подобные воздействия собственными резервами или при помощи защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неразделимы. Они  представляют из себя модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой [1, с. 127].

Образовательная среда школы - часть жизненной среды человека. Школа - социальный институт общества, являющийся субъектом безопасности. Отсюда, важность изучения вопросов психологической безопасности личности в образовательной среде основывается на том, что учебное заведение, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, в состоянии  выстроить свою локальную систему безопасности, используя при этом такие средства как: обучение,  воспитание, решение задач развития [2, с. 34].

Для сохранения и укрепления здоровья участников образовательной среды, построения  в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защиты от всех форм дискриминации необходима, так называемая психологизация образовательной среды. Которая может быть выдвинута в альтернативу агрессии социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Обеспечение психологической безопасности в педагогической практике является важным условием снижения числа стрессовых ситуаций при  взаимодействии участников образовательной среды.

Участники образовательной среды зачастую подвергаются различным  внутренним и внешним угрозам.  Внутренние угрозы личностного уровня – это внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, нарушение и нестабильность ее психического здоровья и развития. Внешние — неустойчивость к психологическим воздействиям со стороны других людей и условий образовательной среды, неудовлетворенность ее психологическими характеристиками.  Основными внутренними угрозами на уровне образовательной среды являются: нарушение порядка и спокойствия в образовательном учреждении, трудности в общении ее участников и их негативное отношение к образовательной среде. К внешним угрозам часто относят криминализацию общественных отношений и чрезвычайные ситуации в технической, социальной и экологической сферах [2, с. 84].

Целью исследования состояла в определение особенностей базовых убеждений личности обучающихся МБОУ «СОШ №47» г. Курска.

Методы исследования: эмпирический (использовался опросник Р. Янова-Бульмана), статистический (анализ полученных данных), аналитический (сравнение полученных собственных результатов с имеющимися).

В качестве рабочей методики использовалась шкала базовых убеждений Ронни Янова-Бульмана.

В таблице 1 представлены сводные данные по диагностике количественного анализа результатов исследования трех категорий ядра субъективного мира базовых убеждений обучающихся:

1. вера в то, что в мире больше добра, чем зла  (отношение к окружающему миру и отношение к людям);

2. убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости;

3. убеждение в ценности собственного "Я". Здесь основные значения имеют три аспекта: самоценность, самоконтроль, оценка собственной удачливости.

Таблица 1. Сводные результаты исследования особенностей базовых убеждений личности обучающихся МБОУ «СОШ №47» г. Курска

Категория базовых убеждений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 ±Δx

Благосклонность окружающего мира

3,29

4,17

3,31

3,42

4,24

4,11

3,29

3,42

3,46

3,63±0,13

Общее отношение к осмысленности мира

3,52

4,24

3,79

3,33

4,21

3,91

2,76

3,42

3,17

3,59±0,16

Собственная ценность, способность управлять событиями, везение

3,43

4,18

4,12

3,69

5,0

4,12

3,46

3,57

3,73

3,92±0,16

Общая сумма баллов

10,24

12,59

11,22

10,44

13,45

12,14

9,51

10,41

10,36

11,15±0,43

Среднестатистические показатели базовых убеждений группы школьников говорит о том, что образовательная среда учебного заведения в целом психологически не травматична для них. У обучающихся отмечена норма показателей по всем шкалам больше  3,5 баллов. Данные результаты свидетельствуют об оптимистичном отношении школьников к окружающему миру, людям и самому себе. Это благоприятствует большей психологической стабильности и успешности в повседневной жизни. и самоконтроле у студентов данной группы.

В тоже время не стоит забывать и о полученных индивидуальных результатах тестируемых школьников, которые нуждаются в более детальном исследовании их психического состояния на предмет душевных переживаний и низкой самооценки.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник.-М., 2001.- 479 с.
  2. Богданов Е. Н., Тюмасева З. И. Образовательные системы и системное образование. – Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003.- 284 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА "Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»

Программа «Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения  «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №3» разработана на основе Программы «Созда...

Лингводидактические особенности обучения чтению на английском языке с использованием различных систем упражнений на базовом уровне средней общеобразовательной школы

В работе представлены виды чтения, а также обширная система упражнений при работе с текстами на базовом уровне средней общеоьразовательной школы в условиях требований ФГОС нового поколения....

Система оценки качества образования в МКОУ "Озерская средняя общеобразовательная школа"

Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя....

Методическая разработка. Средства и методы силовой подготовки обучающихся средних общеобразовательных школ.

В процессе физического воспитания силовой подготовке обучающихся должно уделяться особое внимание. Так как любая физическая деятельность связана с проявлением мышечных усилий.Однако, данные многочисле...

Циклограмма внутренней системы оценки качества образования БОУ г. Омска Средняя общеобразовательная школа в 2019 - 2020 учебном году

Циклограмма внутренней системы оценки качества образования БОУ г. Омска Средняя общеобразовательная школа в 2019 - 2020 учебном году...

Циклограмма внутренней системы оценки качества образования БОУ г. Омска Средняя общеобразовательная школа в 2019 - 2020 учебном году

Циклограмма внутренней системы оценки качества образования БОУ г. Омска Средняя общеобразовательная школа в 2019 - 2020 учебном году...

Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ

Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в за...