Психологическая оценка особенностей базовых убеждений личности обучающихся средней общеобразовательной школы
статья по физкультуре на тему

Гуторова Лариса Ивановна

В материале говорится о безопасности личности в общеобразовательном учреждении,которую подстерегают различные внутришкольные угрозы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gutorova_l.i.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая оценка особенностей базовых убеждений личности обучающихся средней общеобразовательной школы

Л.И. Гуторова

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47», Курск

Понятие "безопасность" определено как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.  Одной из составляющих национальной безопасности является психологическая безопасность. Ее включают в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность подразумевает поддержание определенной стабильности между отрицательным воздействием на человека окружающей его среды и его толерантностью, которая заключается в способности преодолевать подобные воздействия собственными резервами или при помощи защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неразделимы. Они  представляют из себя модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой [1, с. 127].

Образовательная среда школы - часть жизненной среды человека. Школа - социальный институт общества, являющийся субъектом безопасности. Отсюда, важность изучения вопросов психологической безопасности личности в образовательной среде основывается на том, что учебное заведение, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, в состоянии  выстроить свою локальную систему безопасности, используя при этом такие средства как: обучение,  воспитание, решение задач развития [2, с. 34].

Для сохранения и укрепления здоровья участников образовательной среды, построения  в образовательном учреждении безопасных условий труда и учебы, защиты от всех форм дискриминации необходима, так называемая психологизация образовательной среды. Которая может быть выдвинута в альтернативу агрессии социальной среды, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний. Обеспечение психологической безопасности в педагогической практике является важным условием снижения числа стрессовых ситуаций при  взаимодействии участников образовательной среды.

Участники образовательной среды зачастую подвергаются различным  внутренним и внешним угрозам.  Внутренние угрозы личностного уровня – это внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, нарушение и нестабильность ее психического здоровья и развития. Внешние — неустойчивость к психологическим воздействиям со стороны других людей и условий образовательной среды, неудовлетворенность ее психологическими характеристиками.  Основными внутренними угрозами на уровне образовательной среды являются: нарушение порядка и спокойствия в образовательном учреждении, трудности в общении ее участников и их негативное отношение к образовательной среде. К внешним угрозам часто относят криминализацию общественных отношений и чрезвычайные ситуации в технической, социальной и экологической сферах [2, с. 84].

Целью исследования состояла в определение особенностей базовых убеждений личности обучающихся МБОУ «СОШ №47» г. Курска.

Методы исследования: эмпирический (использовался опросник Р. Янова-Бульмана), статистический (анализ полученных данных), аналитический (сравнение полученных собственных результатов с имеющимися).

В качестве рабочей методики использовалась шкала базовых убеждений Ронни Янова-Бульмана.

В таблице 1 представлены сводные данные по диагностике количественного анализа результатов исследования трех категорий ядра субъективного мира базовых убеждений обучающихся:

1. вера в то, что в мире больше добра, чем зла  (отношение к окружающему миру и отношение к людям);

2. убеждение, что мир полон смысла. Обычно люди склонны верить, что события происходят не случайно, а контролируются и подчиняются законам справедливости;

3. убеждение в ценности собственного "Я". Здесь основные значения имеют три аспекта: самоценность, самоконтроль, оценка собственной удачливости.

Таблица 1. Сводные результаты исследования особенностей базовых убеждений личности обучающихся МБОУ «СОШ №47» г. Курска

Категория базовых убеждений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 ±Δx

Благосклонность окружающего мира

3,29

4,17

3,31

3,42

4,24

4,11

3,29

3,42

3,46

3,63±0,13

Общее отношение к осмысленности мира

3,52

4,24

3,79

3,33

4,21

3,91

2,76

3,42

3,17

3,59±0,16

Собственная ценность, способность управлять событиями, везение

3,43

4,18

4,12

3,69

5,0

4,12

3,46

3,57

3,73

3,92±0,16

Общая сумма баллов

10,24

12,59

11,22

10,44

13,45

12,14

9,51

10,41

10,36

11,15±0,43

Среднестатистические показатели базовых убеждений группы школьников говорит о том, что образовательная среда учебного заведения в целом психологически не травматична для них. У обучающихся отмечена норма показателей по всем шкалам больше  3,5 баллов. Данные результаты свидетельствуют об оптимистичном отношении школьников к окружающему миру, людям и самому себе. Это благоприятствует большей психологической стабильности и успешности в повседневной жизни. и самоконтроле у студентов данной группы.

В тоже время не стоит забывать и о полученных индивидуальных результатах тестируемых школьников, которые нуждаются в более детальном исследовании их психического состояния на предмет душевных переживаний и низкой самооценки.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник.-М., 2001.- 479 с.
  2. Богданов Е. Н., Тюмасева З. И. Образовательные системы и системное образование. – Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2003.- 284 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА "Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Промышленновская средняя общеобразовательная школа № 3»

Программа «Система оценки качества образования Муниципального общеобразовательного учреждения  «Промышленновская средняя общеобразовательная школа №3» разработана на основе Программы «Созда...

Лингводидактические особенности обучения чтению на английском языке с использованием различных систем упражнений на базовом уровне средней общеобразовательной школы

В работе представлены виды чтения, а также обширная система упражнений при работе с текстами на базовом уровне средней общеоьразовательной школы в условиях требований ФГОС нового поколения....

Система оценки качества образования в МКОУ "Озерская средняя общеобразовательная школа"

Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя....

Методическая разработка. Средства и методы силовой подготовки обучающихся средних общеобразовательных школ.

В процессе физического воспитания силовой подготовке обучающихся должно уделяться особое внимание. Так как любая физическая деятельность связана с проявлением мышечных усилий.Однако, данные многочисле...

ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРУННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТАЛЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПОЛОЖЕНИЕО ВНУТРУННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИКАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯМУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТАЛЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»...

Циклограмма внутренней системы оценки качества образования БОУ г. Омска Средняя общеобразовательная школа в 2019 - 2020 учебном году

Циклограмма внутренней системы оценки качества образования БОУ г. Омска Средняя общеобразовательная школа в 2019 - 2020 учебном году...

Циклограмма внутренней системы оценки качества образования БОУ г. Омска Средняя общеобразовательная школа в 2019 - 2020 учебном году

Циклограмма внутренней системы оценки качества образования БОУ г. Омска Средняя общеобразовательная школа в 2019 - 2020 учебном году...