Создание условий на уроках физической культуры и во внеурочное время для развития мотивации успеха учебно-познавательной деятельности
материал по физкультуре на тему

Лукашова Нина Алексеевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2010g._doklad_k_pedsovetu_lukashova_n.a.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий на уроках физической культуры и во внеурочное время для развития мотивации успеха учебно – познавательной деятельности.

    Много лет преподавание уроков физической культуры в школе велось узко, однобоко. Целью уроков физической культуры было воспитание физических способностей школьников, достижение спортивных результатов, спортивные победы. Существовало мнение, что учитель физической культуры в первую очередь должен заботиться о физическом развитии школьников и в зависимости от возрастных этапов искать средства и методы для максимального развития их возможностей.  В такой теории целенаправленного воспитания гораздо меньше внимания уделяется всестороннему развитию личности, когда согласуются аспекты физического, психического, душевного и социального здоровья, воспитывается потребность в здоровом образе жизни, формируются мотивы и навыки физической активности, которые сохранились бы по окончании школы до самой старости, то есть стали бы нормой жизни личности. Узкоспециальный взгляд на значение физической культуры и физического воспитания не способствовал поддержанию престижа данного предмета у общественности, формировал пренебрежительное отношение к нему. Это, возможно, и предопределило сегодняшнее состояние здоровья жителей нашей страны (в частности, школьников). Научные исследования подтверждают ежегодное ухудшение здоровья школьников и их недостаточное физическое развитие.

Сегодня основная цель системы образования страны - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себя и воплотить в жизнь свои стремления. Изменилась и цель физической культуры как учебного предмета: всем школьникам по возможности развивать и реализовывать свой физический, психический, душевный и общественный потенциал, формировать и укреплять навыки физического самовоспитания.

Таким образом, сейчас недостаточно "натаскивания", цель которого - только увеличить уровень физической подготовленности школьников. Сегодняшняя школа должна не только развивать у детей физические способности, но и формировать навыки самостоятельных физических занятий, сознательного укрепления своего тела физическими упражнениями. Очень важно уметь правильно подбирать формы физической активности в зависимости от потребностей своего организма и состояния здоровья. Иначе говоря, сегодня от школьника требуются активность, творчество и самовоспитание.

Одним из основных факторов, определяющих активность и потребность в самовоспитании школьников, является их отношение к причинам результатов своей деятельности (ответственность за происходящее с ними). Поэтому, формируя мотивы физической активности школьников и навыки физического самовоспитания, данному фактору необходимо уделить максимум внимания.

Было решено провести в школе небольшое исследование с учащимися 2 – 9 классов. Первое, что мы провели с учащимися - это задали вопросы:

Нравятся ли  тебе уроки физкультуры, которые проводятся в нашей школе?

класс

2 (6ч.)

3 (8ч.)

4 (6ч.)

5 (6ч.)

6 (7ч.)

7 (2ч.)

8 (8ч.)

9 (8ч.)

ДА

6

8

6

6

7

2

8

8

НЕТ

-

-

-

-

-

-

-

-

Всегда ли ты с желанием посещаешь уроки физкультуры?

класс

2 (6ч.)

3 (8ч.)

4 (6ч.)

5 (6ч.)

6 (7ч.)

7 (2ч.)

8 (8ч.)

9 (8ч.)

ДА

6

8

6

6

7

2

8

8

НЕТ

-

-

-

-

-

-

-

-

Цель исследования - установить и оценить, как школьники понимают причины успеха и неудачи на уроках физической культуры. Данное исследование планировалось, основываясь на гипотезе, что отношение школьников к причинам успеха и неудачи на уроках физической культуры может зависеть от возраста, пола и условий социальной среды.

Методы исследования. Для оценки отношения к причинам успеха и неудачи на уроке физической культуры мы применяли разработанный нами тест - опросник. В него кроме блока вопросов о причинах успеха и неудачи, классифицированных на основе теории Вейнера, вошли и несколько стандартизированных вопросов о частоте и продолжительности занятий школьников физическими упражнениями во внеурочное время, мотивации этой деятельности, а также другие связанные с нею вопросы

Группы исследуемых

Сколько уроков физкультуры в неделю вы поставили бы в расписание

 Нужны ли для проведения уроков физкультуры спаренные уроки?

2 класс

6

6 раз в неделю

(по одному уроку в день)

_

3 класс

8

6 раз в неделю

(по одному уроку в день)

_

4  класс

6

6 раз в неделю

(по одному уроку в день)

_

5 класс

6

6 раз в неделю

(по одному уроку в день)

_

6 класс

7

8 раз в неделю:

по одному уроку в день

в школе и 2 урока в плавательном бассейне

Да (в разделах  лыжной подготовки, плавании)

7 класс

2

8 раз в неделю:

по одному уроку в день

в школе и 2 урока в плавательном бассейне

Да (в разделах  лыжной подготовки, плавании)

8 класс

8

8 раз в неделю:

по одному уроку в день

в школе и 2 урока в плавательном бассейне

Да (в разделах  лыжной подготовки, плавании)

9  класс

8

8 раз в неделю:

по одному уроку в день в школе и 2 урока в бассейне

Да (в разделах лыжной подготовки, плавании)

Таблица 1. Распределение ответов школьников о причинах успеха на уроках физической культуры

Группы исследуемых

Причины успеха

легкость задания

способности к спорту

собственные старания

случайность

2 класс

мальчики

2

1

2

-

девочки

4

-

4

-

3 класс

мальчики

4

2

4

-

девочки

3

3

3

-

4  класс

мальчики

-

-

3

-

девочки

1

-

3

-

5 класс

мальчики

3

-

3

-

девочки

3

-

3

-

6 класс

мальчики

1

2

1

-

девочки

1

-

1

-

7 класс

мальчики

-

1

1

-

девочки

1

-

1

-

8 класс

мальчики

3

5

6

-

девочки

-

2

2

-

9  класс

мальчики

5

3

6

-

девочки

2

-

2

-

Результаты исследования. В процессе исследования мнения школьников о причинах успеха на уроках физической культуры были замечены различия между мальчиками и девочками. Так, 56,3 % мальчиков и   44 %девочек эти причины склонны объяснять лёгкость задания. 41% мальчиков и 59 % девочек думают, что у них есть способности к спорту.

79 %  мальчиков и 21 % девочек всё-таки отдают предпочтение собственным стараниям в своих спортивных успехах. Случайных успехов в занятиях не бывает, по мнению учащихся и это нас педагогов радует, т.к. дети понимают, что только труд даёт положительные результаты.

Несколько другие данные были получены при исследовании указанных школьниками причин неудачи на уроках физической культуры.

Мне не везёт – мальчики - 8,8  %

                          девочки – 2,9 %

Сложное задание – мальчики – 2,9 %

                                   девочки – 2,9 %

Недостаточно способен –  мальчики - 4,6 %

                                               девочки – 20.6 %

Недостаточно усилий – мальчики – 8,8 %

                                           девочки – 23,5 %

Таблица 2. Распределение ответов школьников о причинах неудачи на уроках физической культуры

Группы исследуемых

Причины неудачи

Мне не повезло

Сложное задание

Недостаточно способен

Недостаточно усилий

2 класс

мальчики

-

-

-

-

девочки

-

-

-

-

3 класс

мальчики

-

-

-

-

девочки

-

-

-

-

4  класс

мальчики

1

-

1

-

девочки

-

1

2

1

5 класс

мальчики

-

-

-

-

девочки

-

-

1

-

6 класс

мальчики

2

-

1

-

девочки

1

-

1

-

7 класс

мальчики

-

-

-

1

девочки

-

-

1

-

8 класс

мальчики

-

-

-

-

девочки

-

-

2

1

9  класс

мальчики

-

-

1

1

девочки

-

-

-

-

Обсуждение результатов исследования. Эксперименты и наблюдения, позволили предположить, что некоторые учащиеся всю ответственность за происходящее с ними в жизни возлагают на себя (свои старания и способности), а другие склонны считать ответственными за все происходящее с ними либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. Эта концепция о двух типах ответственности в настоящее время в психологии называется теорией локуса контроля .

Говоря о локусе контроля личности, обычно имеют в виду склонность человека видеть источник управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе. Людям, которые склонны приписывать ответственность внешним факторам: другим людям, случайности, окружающей среде, - свойственна внешняя локализация ответственности (экстернальный локус контроля). Внутренняя локализация ответственности (интернальный локус контроля) свойственна тем, кто события своей жизни склонен объяснять своим поведением, характером, способностями. Поэтому они верят, что все в жизни зависит от их собственных усилий и поведения, а не от случайных обстоятельств или других людей.

Результаты исследования показали, что большинство школьников (59% мальчиков и 79% девочек) причины успеха видят в самих себе. То же самое можно сказать и о причинах неудач: 8,8 % мальчиков и 23,5 % девочек как на причину неудачи указали на недостаточность собственных усилий. Это позволяет утверждать, что большая часть исследуемых школьников довольно ответственно относится к результатам, показанным на уроках физической культуры, главной причиной своего успеха или неудачи считая свои собственные усилия. Таким образом, большинству из них свойствен интернальный (внутренний) локус контроля. Вместе с тем установлено, что подростки с интернальным локусом контроля более позитивно относятся к учителям, более уверенны в себе, более спокойны и доброжелательны. Кроме того, существует положительная тенденция между этим позитивным качеством и наличием смысла в жизни: чем больше субъект верит, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере он находит в жизни смысл и цели.

Результаты исследования выявили мнение мальчиков и девочек об уроках физической культуры в целом. Мальчикам и девочкам нравятся заниматься на уроках физкультуры и приходят на занятия с большим желанием заниматься.