Творческий отчет
материал по физкультуре на тему

Скворцов Павел Иванович

Повышение уровня физической подготовленности учащихся среднего и старшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание творческого отчета:

1. Введение.

1.1 Информационная справка…………………………………………………………...3

1.2. Актуальность темы………………………………………………………………….3

2. Глава I .

1.1. Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных способностей……………………………………………………………………………..7

1.2. Социально – педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста……………………………………………………………….10

1.3. Основные организационные формы физического воспитания учащихся в школе……………………………………………………………………………...............12

1.4. Физические качества, средства и методы их развития у школьников…………16

3. Глава II.

3.1. Из опыта работы…………………………………………………………………...26

4. Заключение………………………………………………………………………….32

5. Приложения.

1. Результативность обучения учащихся за 3 года.

2. Мониторинг состояния здоровья учащихся школы.

3. Мониторинг физической подготовленности учащихся школы.

4. Блок уроков по физической культуре.

5. Спортивно-массовая работа.

6. Достижения учащихся школы по физической культуре.

8. Деятельность учителя по распространению опыта работы.

6. Используемая литература.

                                Введение

                                           «Для соразмерности красоты  и здоровья                              

                                     требуется не только образование в области наук и                                                                                                            искусства, но  и занятия  всю жизнь физическими упражнениями  и  гимнастикой»             (Платон)

  1. Информационная справка.

С 2004 года  я работаю по программе «Комплексная программа физического воспитания для учащихся 1-11 классов», автор д.п.н. В.И.Лях, под редакцией к.п.н. А.А.Зданевич.

Образовательная программа по физической культуре соответствует основным принципам государственной политики российского образования, изложенным в Законе РФ «Об образовании».

В 5-9, 10-11 классах ведется трехчасовое преподавание физической культуры. Третий час физической культуры ведется  за счет часов школьного компонента Базисного учебного плана.

Данная программа позволяет мне грамотно планировать учебную деятельность, гибко и эффективно использовать третий час школьного  компонента, существенно повышать двигательную подготовленность учащихся и обучать их самостоятельно тренировать недостающие или слабо развитые двигательные способности.

Обучение ведется с учетом возрастных особенностей  учащихся.

Физическую культуру преподаю в  5 - 11  классах.

Обучение детей  по данной программе  дало высокие результаты: знания учащихся подтверждаются успешной сдачей экзаменов по физической культуре, занятые призовые места учащихся на предметных олимпиадах, районной Спартакиаде школьников.

1.2. Актуальность темы.

Модернизация образования на всех уровнях требует нового подхода к педагогической деятельности. Сегодня основной целью физического образования является обеспечение гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.

На ближайшие годы первостепенным станет совершенствование  действующих форм школьной физкультуры, повышение их эффективности, организационного уровня и результативности всех составляющих программу компонентов.

Конечным результатом влияния физической культуры на всем протяжении обучения, развития и воспитания с 1-11 класса должен быть «физически совершенный» человек.

        За последние годы вопросы физического воспитания все больше и больше привлекают внимание педагогической, медицинской и родительской общественности. И это не случайно. Известно, какое большое значение имеет хорошо организованное физическое воспитание для укрепления здоровья учащихся, физического развития, повышения работоспособности их организма и расширения функциональных возможностей.

В настоящее время достаточно четко определены основные формы организации физического воспитания учащихся (урок физической культуры, физкультурно-оздоровительные формы занятий физическими упражнениями в режиме дня школьника,  внеклассные и внешкольные формы занятий), установлены общие требования к содержанию и методике занятий физическими упражнениями с детьми разного школьного возраста.

 В связи с этим я стремлюсь решить в своей педагогической деятельности целый ряд важных и актуальных вопросов физического воспитания учащихся. Особое место отвожу физическому воспитанию,  определяю конкретные пути развития  учащихся к самостоятельным занятиям по физической культуре.

Среди актуальных проблем физического воспитания является развитие двигательных качеств, они определяют отдельные стороны двигательных возможностей человека. Применительно к физической культуре используют термин «физические качества» и обычно разделяют их развитие и воспитание. Развитие характеризует долговременный, но естественный процесс изменения качества средствами физических упражнений. Воспитывая учащихся на своих занятиях,  предусматриваю направленное воздействие на рост показателей того или иного качества средствами физических усилий, фиксируя показатели физической подготовленности и физического развития.

Рассматривая двигательную деятельность учащихся, мы наблюдаем ее в различных по форме движениях, в которых проявляются в той или иной мере быстрота, сила, ловкость, выносливость или сочетание этих качеств. Степень развития физических качеств и определяет качественную сторону двигательной деятельности учащихся, уровень их общей физической подготовленности. Сочетая занятия физической культурой с общей физической подготовкой, я стремлюсь осуществить процесс всесторонней физической подготовки, который имеет большое оздоровительное значение.

Проведенные мною исследования уровня физической подготовленности учащихся, показали, что идет тенденция  снижения уровня здоровья учащихся, увеличения хронических заболеваний, ухудшения физической подготовленности. Это и определило актуальность темы «Повышение уровня физической подготовленности учащихся среднего и старшего школьного возраста».

Целью моей работы является определение уровня физической подготовленности учащихся Муниципального бюджетного образовательного учреждения  «Охтеурская общеобразовательная средняя школа».

Для выполнения этой цели  я определил следующие задачи:

  1. Изучить состояние  уровня физической подготовленности учащихся средних и старших классов.
  2. Провести анализ физической подготовленности учащихся среднего и старшего школьного возраста.

3.          Повысить  уровень физической подготовленности каждого учащегося.

Для этого использовались следующие методы и формы работы:

  1. Анализ научно-методической литературы.
  2. Контрольные тесты-упражнения по физической подготовленности.
  3. Педагогические наблюдения за проведением занятий по физической культуре.

При определении уровня физической подготовленности я придерживался следующих  положений:

1) объективность оценивания уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.

2) оценочные нормативы тестовых упражнений, используемые на сегодняшний день в программах, были рекомендованы для учебных заведений и доступны каждому обучающемуся;

3) для повышения мотивации, при выполнении тестовых заданий, учитывались индивидуальные способности обучающихся.

Таким образом, рациональное соотношение средств воспитания физических качеств и обучения двигательным умениям и навыкам на уроках физической культуры  позволяет повысить уровень физической подготовленности обучающихся.

ГЛАВА I

1.1. Анатомо-физиологические особенности и развитие двигательных способностей.

Человек растет и развивается с первых дней жизни. Каждый возраст имеет свои характерные особенности.

Социально-педагогическое значение направленного использования средств физической культуры в школьном возрасте заключается в следующем:

  • создание прочного фундамента всестороннего развития личности;
  • укрепление здоровья занимающихся;
  • физкультурное образование и воспитание;
  • обеспечение высокого уровня физической и умственной работоспособности.

        Школьный возраст-это период жизни и развития детей, продолжительностью 9-12 – 13-17 лет и охватывающий время обучения в общеобразовательном учреждении.

Система использования средств физической культуры исключительно важна, так как именно в эти периоды продолжается интенсивное развитие форм и функций организма. Недостаток двигательной активности (гиподинамия) неизбежно приводит к невосполнимым потерям в физическом развитии детей, к ослаблению защитных сил организма, к нарушениям здоровья, к снижению умственных способностей, к падению работоспособности в целом.

        Учет возрастных особенностей играет важную роль в развитии двигательных качеств.

Младший школьный возраст является благоприятным для развития многих физических способностей. Антропометрические данные мальчиков и девочек в этот период практически одинаковые. Именно в этом возрасте дети способны к длительному выполнению циклических упражнений умеренной и большой мощности, но в результате высокой подвижности нервной системы преобладают эмоциональные порывы, поэтому не следует увлекаться большими нагрузками и однотипностью упражнений. Выполняемые упражнения в этот период должны быть разнообразны и строиться от простого к сложному, через игру  и развитие естественных форм движений. Наиболее интенсивно к 11-12 годам развиваются скоростные и координационные способности, связанные с естественными движениями. В младшем школьном возрасте легче развивать такие качества, как гибкость и ловкость. Развитие гибкости связано с хорошей подвижностью суставов и эластичностью связок. Силовые возможности в 7-11 лет у мальчиков и у девочек одинаковые, они обладают сравнительно низкими показателями мышечной силы. Силовые (статические) упражнения вызывают у детей быстрое утомление. Упражнения на силу нужно выполнять с использованием собственного веса тела: прыжки, лазание, перелезание, висы, упоры, приседания. В этом возрасте у детей еще слабо развита устойчивость внимания. Им свойственна высокая эмоциональность, сильно развита потребность в движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. Сопротивление утомлению осуществляется у младших школьников за счет движений, которые являются защитной физиологической реакцией на перенапряжение. В этом случае никакие запреты и замечания учителя не помогут. Помогут только упражнения. Развитие всех физических качеств должно строго фиксироваться, даже незначительное улучшение должно быть отмечено: у ребенка вырабатывается стимул стремления вперед.

Средний школьный возраст характеризуется как сложный и противоречивый в плане развития и воспитания. Особенностью этого периода является бурное изменение антропометрических данных: рост конечностей, доформирование и изменение внутренних органов, половое созревание, изменение показателей ЧСС, ЖЕЛ, АД, динамической и становой силы. Проявляются анатомо-морфологические и психофизиологические различия между мальчиками и девочками. Девочки опережают мальчиков в росте, у них больше размеры сердца и грудной клетки, выше показатели ЧСС и ЖЕЛ. Изменение физиологических систем (центральной нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной) может привести к неблагоприятным отклонениям в состоянии здоровья. Поэтому необходима точная дозировка физических и умственных нагрузок,  медицинский контроль  за  здоровьем и физическим развитием.

В среднем школьном возрасте у девочек и у мальчиков целенаправленно и эффективно развиваются такие способности:

  • скоростно - силовые (к 11-12 годам);
  • скорость двигательной реакции (к 11-12 годам);
  • выносливость в зоне максимальной интенсивности (к 14-16 годам).

В этом возрасте у девочек эффективно развиваются координационные способности (11-13 лет) и гибкость (11-15 лет). Все это связано с бурным развитием половой системы, подвижностью таза и позвоночника. Поэтому девочкам очень полезны упражнения для брюшного пресса.

        Средний школьный возраст связан с интенсивным ростом и развитием конечностей, поэтому особое внимание нужно уделять осанке, выполняя упражнения для формирования мышц скелета.

        Старший школьный возраст характеризуется завершением формирования, роста и развития систем организма. У юношей в этот период наблюдается активный рост мышечной ткани, увеличение грудной клетки, нормализуется работа сердечно - сосудистой и дыхательной систем (увеличивается устойчивость к нагрузкам). У юношей развиваются способности: собственно-силовые, скоростно-силовые, силовая выносливость. Они обладают вестибулярной устойчивостью и максимальной скоростью двигательных действий. В этом возрасте полезны следующие упражнения: кроссы по пересеченной местности, бег в горку и с горки, плавание, ходьба на лыжах, упражнения в сопротивлении, упражнения с различными отягощениями, спортивные игры.

        У девушек в этот период начинает увеличиваться масса, расширяется грудная клетка, таз. Поэтому целесообразно развивать собственно-силовые способности, выносливость средней интенсивности, гибкость, координационные способности. Особенно важно укреплять мышечный корсет позвоночника, формировать осанку, добиваться полной подвижности суставов.

1.2. Социально – педагогическое значение и задачи физического воспитания детей школьного возраста.

           Значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

          Основные физические способности и функциональные возможности можно эффективно повысить именно в школьном возрасте. Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться, выполнять освоенные движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

           Рациональное использование досуга, в котором элементы физической культуры являются эффективным средством против пассивного времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда антисоциальных поступков (хулиганство, употребление наркотиков, алкоголя и т. п.)

           Направленное использование физической культуры в воспитании детей школьного возраста предусматривает решение следующих задач:

  Оздоровительные

  1. Укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
  2. Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного развития физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, акцент делают на воспитание координационных способностей, а также быстроты движений.
  3. Повышение сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды - закаливание. При любой возможности занятия проводить на свежем воздухе, а не в зале.
  4. Повышение общей работоспособности и привитие гигиенических навыков: ежедневное выполнение физических упражнений.

Образовательные

  1. Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков. Необходимо формировать у школьников основные группы двигательных умений и навыков:

а) умения и навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве (ходьба, бег, ходьба на лыжах);

б) навыки управления статическими позами и положениями тела (стойки, позы, строевые упражнения);

в) умения и навыки выполнять различные движения с предметами;

г) навыки управления движениями рук и ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты, висы);

д) умения выполнять комплексные движения (прыжки опорные, лазание, прыжки в длину и высоту).

  1. Формирование необходимых знаний в области физической культуры и спорта:

а)  условия и правила выполнения физических упражнений;

б) влияние занятий физическими упражнениями на основные системы организма.

Воспитательные

  1. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья.
  2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных), содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления) в ходе двигательной деятельности.            

   Перечисленные задачи играют роль ориентировочных установок для всех сторон направленного использования физической культуры в период школьного возраста.

1.3. Основные организационные формы физического воспитания учащихся в школе.

Физическое воспитание детей и подростков в общеобразовательных школах включает сдачу норм, характеризуется разнообразием организационных форм, активным вовлечением во внеклассные и внешкольные спортивно-массовые мероприятия, широким использованием физических упражнений в повседневной жизни школьников.

Организация и содержание физического воспитания учащихся школ регламентируются учебной программой по физкультуре, программой по внеклассной и секционной работе со школьниками, программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, положениями о коллективе физической культуры в школе.

Организационные формы физического воспитания школьников включают уроки физкультуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школьников, внеклассную и внешкольную спортивно-массовую работу, самостоятельные занятия физическими упражнениями в семье, на пришкольном участке,  дворовых  площадках,   стадионах.

Урок физкультуры — основная форма физического воспитания, охватывающая всех школьников. При проведении уроков физкультуры,  должны соблюдаться следующие гигиенические требования: соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся. Урок физической культуры должен быть построен методически грамотно, с выделением отдельных структурных частей и созданием оптимальной моторной плотности занятия и физиологической нагрузки. Выполнение физических упражнений должны содействовать  укреплению здоровья и формированию правильной осанки, соблюдению последовательности занятий, правильному  сочетанию с другими уроками в расписании учебного дня и недели.  Проводятся занятия в специальном помещении (спортивном зале), на специально оборудованном пришкольном участке, стадионе, лыжной трассе.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия включают проведение гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр и физкультурных упражнений на переменах, а также ежедневные занятия физкультурой и спортом (спортивный час) с учащимися групп продленного дня.

Гимнастика до учебных занятий активизирует обменные процессы перед началом занятий и способствует повышению работоспособности на уроках. Проведение гимнастики на открытом воздухе закаливает организм и повышает его сопротивляемость простудным заболеваниям. Продолжительность гимнастики не должна превышать 6-7 мин для всех школьников, за исключением начальных классов (5-6 мин).

Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус школьников, снижают статические нагрузки и предупреждают нарушения осанки. Они проводятся в классе в течение 1-2 мин. Время начала физкультминутки определяется педагогом, ведущим урок; наиболее целесообразно проводить ее, когда у учащихся появляются первые признаки утомления.

Подвижные игры на переменах являются эффективным средством профилактики переутомления учащихся, сохранения у них высокого уровня работоспособности на протяжении всего учебного дня. Они организуются  классными руководителями, специально подготовленными физоргами и проводятся преимущественно на открытом воздухе. Подвижные игры малой и средней интенсивности необходимо заканчивать за 5-6 мин до начала следующего урока.

Успех подвижных игр и проведения физкультурных упражнений на переменах во многом зависит от подготовки мест занятий и наличия спортивного инвентаря   (мячи,  скакалки,  обручи,  эстафетные  палочки   и пр.).

Спортивный час в группах продленного дня проводит воспитатель, пользуясь консультацией учителя физкультуры. Основу занятий составляют подвижные игры и спортивные развлечения. Должны учитываться следующие гигиенические рекомендации: постепенное повышение физической нагрузки и снижение ее к концу занятия. Необходимо учитывать возраст учащихся, состояние их здоровья и физическую подготовленность.

                                        ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Внеклассная спортивно-массовая работа в школе включает организацию занятий в спортивных секциях, а также проведение дней здоровья и спорта. Данная работа осуществляется учителями физической культуры и администрацией школы. Основным критерием оценки работы спортивных секций является их массовость. В связи с этим создаются различные секции и устанавливаются удобные для школьников графики работы,  продолжительность работы секции не более 2 ч.

Во всех школах предусматриваются ежемесячные дни здоровья и спорта, цель которых — способствовать укреплению здоровья учащихся, обеспечивать активный отдых школьников и повышать у них интерес к регулярным занятиям физкультурой и спортом.

Ежегодно в школе (как правило, в начале учебного года) проводится медицинский осмотр всех школьников.

Медицинский осмотр предусматривает определение сдвигов в состоянии здоровья и физическом развитии школьников, учет эффективности занятий физкультурой, а также решение вопроса об установлении медицинской группы (основная, подготовительная, специальная).

Первоклассников до поступления в школу осматривают либо в дошкольном учреждении, либо в детской поликлинике. В процессе осмотра обращают внимание на их физическое развитие, состояние здоровья и функциональное состояние организма, решается вопрос о допуске их к занятиям физкультурой и определяется медицинская группа. Все данные фиксируются в индивидуальной карте школьника, которая передается затем в школу.

В течение учебного года при необходимости проводятся дополнительные врачебные осмотры (после перенесенных заболеваний, травм, перед участием в соревнованиях).

Результаты медицинского осмотра должны быть  в обязательном порядке доведены до сведения преподавателей физкультуры и родителей учащихся. Преподаватель физкультуры должен знать, кто из учащихся отнесен к подготовительной и специальной группам и по какой причине назначена та или иная группа.

Состав подготовительной и специальной групп может быть изменен, так как в течение учебного года некоторые учащиеся могут быть переведены из одной группы в другую (после дополнительного или очередного медицинского осмотра).

При посещении занятий обращают внимание на санитарное состояние и содержание мест проведения занятий, спортивную одежду учеников и преподавателя, на наличие и качество спортивного инвентаря и оборудования, а также на вовлечение учащихся подготовительной группы к выполнению физических упражнений.

Предварительно ознакомившись с программой, поурочным планом и схемой построения урока, медицинский работник дает оценку правильности построения урока, соответствию физических упражнений половым и возрастным особенностям, состоянию здоровья учащихся и их подготовленности.

В течение урока необходимо следить за тем, какие упражнения включает преподаватель для коррекции осанки, дает ли рекомендации, как правильно дышать, правильно ли дозирует нагрузку для учащихся подготовительной группы.

Учащиеся, временно освобожденные от занятий физкультурой, должны находиться на уроках.

Школьники, отнесенные к специальной медицинской группе физического воспитания, должны заниматься  лечебной гимнастикой. Последняя делится на собственно лечебную и корригирующую. Корригирующая гимнастика назначается детям с теми или иными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Она включает общеукрепляющие и общеразвивающие упражнения.

Для занятий лечебной (корригирующей) гимнастикой комплектуют группы (не более 15 человек) с учетом возраста детей. Занятия проводит преподаватель физкультуры, прошедший специальную подготовку, при непосредственном врачебном руководстве и контроле.

Учебные занятия со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, выносятся за сетку часов основного учебного времени, но обязательно планируются при составлении расписания — 2 занятия в неделю продолжительностью по 45 мин каждое или 3 занятия по 30 мин каждое.

1.4. Физические качества, средства и методы их развития у школьников.

Одной из основных задач, решаемой в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфо-функциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

Применимо к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

Развитие физических качеств теснейшим образом связано с формированием двигательных навыков, закреплением и совершенствованием двигательных умений. Недопустимо изучать технику упражнений без достаточного развития физических качеств. Учителю необходимо знать периоды, в которых происходят наиболее значительные приросты показателей различных физических качеств.

Установлено, что в возрасте от 7до 10 лет наиболее успешно развиваются быстрота, координация движений, ловкость, гибкость; в 10-14 лет – скоростно-силовые качества; от 15-17 лет – сила, выносливость, скоростная выносливость. Физическая нагрузка в любом возрасте должна повышаться постепенно с учетом подготовленности занимающихся и индивидуальных способностей.

1.4.1. Сила и методы ее развития.

Под силой человека понимают комплекс психофизических свойств человека, позволяющий преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. В первом случае человек стремится придать ускорение неподвижному объекту (спортивному снаряду — при метаниях, собственному телу — при прыжках и гимнастических упражнениях), во втором, наоборот, стремится сохранить в исходном положении тело или его части при действии сил, нарушающих статику. Такими силами могут быть внешние воздействия, например, удар соперника в боксе, а также вес собственного тела или его части — удержание угла в висе.

Психофизиологические механизмы этого качества связаны с регуляцией напряжения мышц и с условиями режима их работы. Напряжение мышцы зависит от степени волевого усилия, прилагаемого человеком, и от работы центрально-нервных и периферических отделов двигательной системы. В частности, от сигналов, поступающих к мышце из нервных центров, и от функционального состояния самой мышцы. Виды силовых способностей различаются по характеру сочетания режимов напряжения мышц. Выделяют собственно-силовые способности, проявляемые в статических режимах и медленных движениях, и скоростно-силовые способности (динамическая сила), проявляемые при быстрых движениях. Это так называемая взрывная сила, то есть способность проявлять наибольшую силу за наименьшее время. В прыжках, например, она проявляется в прыгучести.

Методы развития силы

1. Метод непредельных отягощений с предельным числом повторений.

При этом методе используют силовые упражнения со средними отягощениями, выполняемые до отказа и упражнения чередуются для различных групп мышц, частей тела. Темп средний, не высокий. Интервал отдыха 2 минуты. Силовые упражнения сочетаются с упражнениями для развития гибкости и расслабления мышц. На первых порах применяют отягощение, равное 40% от максимальной силы. Этот метод считается основным для воспитания силы у учащихся так как:

  1. упражнения с непредельными силовыми напряжениями позволяют хорошо контролировать технику движений, что важно для начинающих.
  2. позволяет избегать травм
  3. большой объем выполняемой работы естественно вызывает большие сдвиги в объеме веществ, что приводит к функциональной гипертрофии мышц и росту силы. Большая степень энергозатрат может быть полезна при занятиях с оздоровительной направленностью, перед началом упражнения – при этом дополнительно увеличивается внутреннее давление. Рекомендуется производить вдох и выдох в середине силового упражнения.

2. Метод круговой тренировки. Этот метод обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения выполняются в определенной последовательности, по станциям, со строгим соблюдением величины нагрузки и продолжительности отдыха. Их подбирают таким образом, чтобы каждое последующее силовое упражнение включало в работу новую группу мышц. По окончании каждого круга у учащихся следует проверять пульс. Отдых между каждым повторением комплекса не менее 2-3 минут. Метод круговой тренировки имеет три разновидности:

        - непрерывно-поточный метод – упражнения выполняются слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха, комплексное развитие всех физических качеств, мощность работы 60%

        -поточно-интервальный метод – мощность работы 50%, отдых минимальный на каждой станции. Цель – сокращение контрольного времени до 1-2 кругов развивает выносливость.

                - интенсивно-интервальный метод  –  используют с ростом физической подготовленности занимающихся. Мощность его задания 75% от максимальной и достигается за счет увеличения интенсивности и сокращения производительности работы. Цель- сокращение производительности. Развивается взрывная сила, силовая выносливость.

6.  Игровой метод – метод предусматривает воспитание силовых способностей в игровой деятельности, где различные игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма. Например, игра «Всадники», «Перетягивание каната», эстафеты с переноской.

1.4.2. Быстрота и методы ее развития

Быстрота – комплекс психофизических свойств человека, позволяющий перемещать тело или отдельные его звенья за минимально короткий отрезок времени (не более 20 секунд).

        Воспитание быстроты движений тесно связано с воспитанием других физических качеств – силы, гибкости, владение техникой. К средствам воспитания быстроты движения относятся упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью. При этом продолжительность их должна быть 5-20 секунд.

Возрастные особенности существенно ограничивают возможности развития быстроты движений. Наиболее благоприятным является возраст 11-12 лет у девочек и 12-13 лет у мальчиков.

 В младшем школьном возрасте используют разнообразные упражнения, требующие быстрых кратковременных перемещений и локальных движений. Это упражнения с короткой и длинной скакалкой (вбегание и выбегание), эстафеты с бегом, упражнения с бросками и ловлей мяча и т. п.

В среднем школьном возрасте все большее место должны занимать скоростно-силовые упражнения: прыжки, многоскоки, спрыгивания и выпрыгивания в темпе, переменные ускорения в беге, метания. Следует также включать повторное преодоление коротких дистанций (от 30 до 60 м) с максимальной скоростью. В старшем школьном возрасте применяется комплекс собственно скоростных, скоростно-силовых упражнений и упражнений для развития скоростной выносливости. Продолжают использоваться и спортивные игры, эстафеты. Дистанция бега для развития скорости увеличивается до 80-100 м.

        Воспитание быстроты наиболее эффективно при оптимальном возбуждении нервной системы, поэтому упражнения на быстроту производятся в начале урока, после хорошей разминки. Им не должна предшествовать утомительная работа.

        На уроках физического воспитания в школе быстроту развивают с помощью разнообразных упражнений, требующих быстрого реагирования на заранее обусловленные сигналы (например, свободный бег с остановками или изменением направления по сигналу учителя). Хорошим средством развития быстроты реагирования являются спортивные игры.

        Различают простые и сложные двигательные реакции, а также частоту (темп) движения. Простая реакция характеризуется выполнением определенного движения на заранее известный, но внезапный сигнал. К сложным двигательным реакциям относятся реакции выбора и реакции на движущийся объект. Например, при приеме волейбольного мяча надо оценить направление и скорость его передвижения и принять решение, как действовать. Скорость одиночного движения определяется временем, затраченным на выполнение одиночного движения (удар в боксе, в теннисе). Частота (темп) движений – это число движений в единицу времени (число шагов за 10 секунд).

Методы воспитания быстроты

1. Повторный метод – отдых до полного восстановления, отдых активный – бег трусцой.

2. Интервальный метод – дается жесткое время на восстановление. Объем беговых повторений 250-270 метров. Плотность небольшая, отдых 1 минута.

3. Соревновательный метод        

  1. Выносливость и методы ее развития.

Под выносливостью понимают способность человека длительно выполнять работу без снижения  ее интенсивности и эффективности.

Развитие выносливости - это в значительной мере развитие биохимических процессов, способствующих более длительному выполнению работы, а также устойчивости нервной системы к возбуждению большой интенсивности.

Различают два вида выносливости: общую и специальную. Общей выносливостью называют способность продолжительно выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы,   и  высокие  требования  предъявляющие к сердечно-сосудистой и дыхательной системам. Такая работа выполняется, например, в кроссовом беге, гребле, плавании, беге на лыжах. Общая выносливость- основа для воспитания всех разновидностей проявления выносливости.

Выносливость по отношению к определенной деятельности называют специальной (скоростной, силовой и т. д.).

Выносливость развивается только в том случае, когда во время занятий преодолевается утомление. Здесь необходимо следить за ритмичным глубоким дыханием, строго согласовывать дыхание с движением, регулировать нагрузку по показателям пульса.

Развивая выносливость на уроках физической культуры дифференцированно регулировать продолжительность и скорость бега, ориентироваться на показатели пульса, дыхание и самочувствие учащихся. Во время медленного бега, ЧСС не превышает 140 ударов в минуту, при кроссе 150-160 ударов в минуту.

Силовая выносливость развивается при многократном выполнении, например, таких упражнений, как сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивании из виса, виса лежа, приседание на одной и двух ногах, упражнений с использованием резиновых амортизаторов (эспандеры), гантелей и других отягощений. При выполнении таких упражнений пульс может достигать 130-180 ударов в минуту.

Методы развития выносливости

1. Метод равномерного упражнения - продолжительное выполнение циклических движений (плавание, передвижение на лыжах и т.д.) в равномерном темпе. Скорость бега 60-70% от  максимальной. Пульс 130 ударов в минуту. После бега ЧСС через 2-3 минуты возвращается к норме. Этот метод доступен для всех учащихся.

2. Метод переменного упражнения – непрерывное передвижение, но с изменением скорости на отдельных участках.

3. Интервальный метод – повторное пробегание отдельных отрезков со строго определенным временем отдыха. Интервалы заполняются ходьбой или медленным бегом. Длина отрезков дистанции 80-200метров для девушек и 100-300 метров для юношей, скорость 75-80% от максимальной. ЧСС до 160-180 ударов в минуту.

  1. Гибкость  и методы ее развития.

Гибкость – это морфофункциональное свойство двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев, способность выполнять движение с большей амплитудой. Термин «гибкость» более приемлем, если имеют в виду суммарную подвижность в суставах всего тела. А применительно к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», например, подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных суставах. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как  ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

По форме проявления различают гибкость активную и пассивную. При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п. Пассивная гибкость всегда больше активной и является резервом для увеличения последней. Наибольший эффект  для развития гибкости  дает сочетание активных движений с пассивными.

По способу проявления гибкость подразделяют динамическую и статическую. Динамическая гибкость проявляется в движениях, а статическая – позах.

Выделяют так же общую и специальную гибкость. Общая гибкость характеризуется высокой подвижностью (амплитудой движений) во всех суставах (плечевом, локтевом, голеностопном). Специальная гибкость – амплитудой движений, соответствующей технике конкретного двигательного действия.

Проявление гибкости зависит от ряда факторов. Главный фактор – анатомический. Ограничителями движений являются кости. Форма костей во многом определяет направление и размах движений в суставе: сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинация, пронация, вращение.

Гибкость обусловлена центрально-нервной регуляцией тонуса мышц, а так же напряжением мышц – антагонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движение, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации.

На гибкость существенно влияют внешние условия: время суток (утром гибкость меньше, чем днем и вечером); температура воздуха; продуктивная разминка (эластичность мышц).  

Фактором, влияющим на подвижность суставов, является так же общая функциональное состояние организма в данный момент: под влиянием утомления активная гибкость уменьшается (за счет снижения способности мышц к полному расслаблению после предшествующего сокращения), а пассивная увеличивается (за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению).

Урок физической культуры способствует развитию гибкости, красоте внешнего вида, культуре движения, пластике выполнения упражнений, помогает росту и развитию организма, развивает координационные способности. Это качество необходимо развивать с самого раннего детства, лучший возраст для развития этого качества начальная школа.

Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, отрицательные психические факторы и утомление ухудшают показатели этого качества.

Подвижность в суставах у девочек примерно на 20-25% выше, чем у мальчиков.

  1. Повторный метод.
  2. Соревновательный метод.
  3. Метод круговой тренировки.
  1. Координационные способности и методы ее развития.

Координационные способности – комплекс психофизических свойств, позволяющих человеку быстро, правильно, точно, рационально перестраивать свою деятельность в соответствии с внезапно изменившейся обстановкой.

        Выделяют общие и специальные координационные способности. Общие координационные способности  определяются готовностью человека к оптимальному управлению и регулированию различными двигательными действиями. Специальные координационные способности – это возможности человека по оптимальному управлению и регулированию сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями.

        Ценным средством воспитания координационных способностей служат подвижные игры, эстафеты, спортивные игры. Значительное место отводится акробатическим упражнениям, комбинациям вольных упражнений, ОРУ с предметами и без предметов, упражнения на гимнастических снарядах, главным образом: упражнения, которые содержат элементы новизны.

Фундаментальные координационные способности:

  • способность к ориентированию (на месте, в пространстве);
  • способность к равновесию
  • способность к ритму;
  • способность к произвольному расслаблению.

Методы  развития координационных способностей

  1. Метод повторный
  1. Метод соревновательный
  2. Метод переменный (со сменой скорости)
  3. Метод круговой

ГЛАВА  II

Из опыта работы

Организация исследования:

1 этап: врачебный контроль

Мониторинг состояния здоровья учащихся.

На первом этапе (сентябрь) учащиеся МБОУ ОСШ с. Охтеурье на основе показателей медицинского осмотра были разделены на медицинские группы, в соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем физической подготовленности и тренированности детей школьного возраста: основная – 87  учащихся (79,8 %), подготовительная – 18 учащихся (16,5%), специальная медицинская – 4 учащихся (3,6%).  

Основная медицинская группа. В нее включают детей и подростков без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе я использую обязательные виды занятий в соответствии с учебной программой.

Подготовительная медицинская группа. В нее включают детей и подростков, имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе я использую те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму.

Специальная медицинская группа.  В нее включают учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке. Данные учащиеся посещают занятия ЛФК, которые вынесены за рамки академического школьного расписания и сдают теоретические задания по пройденному учебному материалу на уроках физической культуры.

2 этап: определение уровня физической подготовленности

Мониторинг состояния физической подготовленности учащихся.

С целью получения объективной оценки уровня физической подготовленности учащихся  провожу тестирование по программе «Президентские состязания» в начале и в конце учебного года. Согласно, оценочной таблицы все результаты перевожу в очки, таким образом, определяя степень подготовленности учащегося и класса в целом. По сумме шести тестов распределяю учащихся на индивидуальные уровни физической подготовленности (высокий, выше среднего, ниже среднего, низкий) и осуществляю направленную работу с каждым обучающимся.

        

       Индивидуальные уровни физической подготовленности

№п/п

Тестируемые качества

Оцениваемое физическое качество

Содержание теста

1

общая выносливость

кардио-респираторная выносливость

бег 1000м с возможным переходом на ходьбу

2

силовая выносливость

силовая выносливость мышц рук

силовая выносливость мышц живота

1.сгибание и разгибание рук в упоре лежа

2.подтягивание из виса на перекладине

3. поднимание туловища из положения лежа за 30сек.

3

максимальная сила

скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места

4

быстрота

скоростные качества

Бег 30м

5

гибкость

Подвижность в позвоночнике и тазобедренных суставах

Наклон туловища вперед из положения сидя

Хочу так же отметить, что двигательная подготовленность учащихся напрямую зависит от физического развития ребенка, с учетом его типа телосложения (астеничный, мышечный, дигестивный), медицинской группы, морфофункциональных показателей (комплексная оценка роста, веса, окружности груди, ЧСС, АД). Исследования моей работы показали, что детям с высокими и вышесредними уровнями физического развития чаще свойственны высокие показатели двигательной подготовленности. У школьников  с низким и ниже средним уровнем физического развития чаще  встречаются невысокие показатели двигательной подготовленности. Из этого следует, что от учащихся, у которых низкий и ниже средний уровень физического развития, нельзя требовать высоких и выше средних показателей двигательной подготовленности. А к школьникам с высоким и выше среднего уровнем физического развития надо предъявлять более высокие требования.

Так же выявлена прямая зависимость двигательной подготовленности от степени полового созревания и перенесенных заболеваний.

После проведенных мною исследований лучшие результаты  прыжков в длину с места  и поднимании туловища из положения лежа  за 30 секунд, отстает силовой показатель. Поэтому, на уроках физической культуры, для повышения качества силы, я использую набивные мячи, упражнения в парах с сопротивлением партнера, подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, различные висы и упоры, статические упражнения.

Для того чтобы  повысить уровень физической подготовленности учащихся веду работу по следующим направлениям:

  1. Создаю условия психологического комфорта на занятиях по легкой атлетике:

Провожу деление учащихся на группы по психологической совместимости. Выставляю  отметки учащимся только за показанный ими собственный результат. За эталон отметки принимаю предыдущий показатель. При таком подходе снимается комплекс и страх перед трудновыполнимым нормативом. Устраняется психологический барьер, потому что учащемуся предстоит улучшить тот результат, который он сам выполнил. Несмотря на такую простоту подхода, этот метод дает положительные результаты.

  1. Применяю  задания с учетом индивидуальных способностей учащихся:

Например, контрольный тест бег 1000 м. Как показывает опыт, длина дистанции пугает многих учеников, они испытывают страх перед выполнением данного задания, особенно ослабленные дети или дети с избыточным весом.  Я предоставляю им возможность самим решать, как распределить силы на дистанции.  Ходьба вовсе не исключается, главное показать свой результат. 

    3. Применяю дифференцированный подход:

 После проведенного тестирования, в начале года, провожу деление учащихся по уровням: высокий, средний, низкий. Даю нагрузку с учетом этих уровней. Например:  при выполнении прыжков  со скакалкой  за одну минуту   учащиеся с высоким уровнем выполняют -  150 прыжков,  со средним -  130-120 прыжков,  с низким - 70-50 прыжков.

 Использую различные средства в секции по легкой атлетике:        

1) гимнастика:

  • ОРУ без предметов на месте и в движении;
  • ОРУ с предметами: юноши с набивными мячами 3-5 кг, гантелями до 8 кг, упражнения на тренажерах; девушки – с обручами, скакалкой.
  • упражнения на параллельных брусьях и перекладине (юноши), упражнения на разновысоких брусьях (девушки);
  • опорные прыжки через гимнастического коня;
  • акробатические упражнения: юноши – длинный кувырок через препятствие высотой до 90 см, стойка на руках, переворот боком с места и с разбега; девушки - сед углом, стойка на лопатках, «мост» из положения стоя, кувырки вперед и назад;
  • эстафеты, игры, полосы препятствий с использованием гимнастического инвентаря.

Гимнастические упражнения являются эффективным средством развития кондиционных и координационных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости).

          2) легкая атлетика:

  • бег с высокого и низкого старта (10-60 м) ;
  • бег с ускорением (0-50 м ) ;
  • бег в равномерном темпе: мальчики – до 20 мин; девочки – до 15 мин;
  • кросс;
  • прыжки в длину;
  • прыжки в высоту с разбега с 6-8 шагов способом «перешагивание»;
  • метание малого мяча на дальность с разбега;

3) лыжная подготовка:

  • передвижения на лыжах различными классическими ходами:

( попеременным двухшажным, одновременным бесшажным, одновременным двухшажным);

  • подъемы на лыжах в гору;
  • спуски с гор на лыжах;
  • торможения при спусках;
  • повороты на лыжах в движении;
  • прохождение дистанций (1, 2, 3, 5 км).

            4) спортивные игры:

  • баскетбол, волейбол – по своему воздействию являются комплексным и универсальным средством физического воспитания. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, оказывают многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося

     ( восприятие, внимание, память, быстрота и рациональность мышления).

5.  Провожу спортивно-массовую работу:

Легкоатлетические кроссы в начале и в конце года, спортивные праздники, конкурсно – игровые программы,  дни здоровья, школьную спартакиаду, занятия в секциях по волейболу, баскетболу и легкой атлетике, соревнования по лыжным гонкам, соревнования по национальным видам спорта.    

Учащиеся нашей школы  выступают на районной Спартакиаде школьников, являлись неоднократными призерами данных соревнований.

Заключение.

Изучение современных подходов к организации физического воспитания учащихся среднего звена, направленных на повышение уровня физической подготовленности, позволило мне определить пути решения данной проблемы. Результаты, выявленные мною в процессе тестирования, определили дальнейшую работу по повышению  уровня физической подготовленности учащихся.

Сравнительный анализ физической подготовки учащихся показывает, что общий уровень физической подготовленности  выше среднего. Уровень подготовленности повысился, по сравнению с 2009 -2010 учебным годом. Так же повысился уровень подготовленности по каждому виду испытаний. Хочу отметить, что развитие физических качеств на уроках физической культуры должны носить комплексный характер и применяться с учетом физических и антропометрических данных каждого ученика. Это позволит в дальнейшем повысить уровень физической подготовленности.

Общеизвестно, что дополнением к физическому совершенствованию учащихся является организация физкультурных мероприятий в режиме дня. Они в себе несут не только развивающий, но и оздоровительный эффект, об этом  свидетельствуют результаты состояния здоровья учащихся.

Таким образом, системный подход к организации уроков физической культуры учащихся, направленных на комплексное развитие физических качеств и формирование двигательных умений и навыков, усиление образовательной направленности учащихся за счет  третьего урока физкультуры, позволяет мне повысить качество обучения и уровень двигательной активности учащихся.

В нашей школе созданы все условия, с учетом местных возможностей и интересов, для сохранения и  укрепления здоровья обучающихся.

В современном мире, полном губительных разрушений и могучих возможностей, физическая культура может и должна стать школой благородства и нравственной чистоты.

Используема литература

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по физической культуре.
  2. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. Сборник нормативных документов по физической культуре, М.: «Дрофа», 2007г
  3. В.И.Лях,  А.А.Зданевич. «Комплексная программа физического воспитания

 1-11классы», М.: «Просвещение», 2004г.

  1. Ю.И.Курпан. «Физическое воспитание учащихся I – XI классов с направленным развитием двигательных  способностей». Журнал «Физическая культура в школе»,  1994г., № 6
  2. Б.Н.Минаев, Б.М.Шиян. Основы методики физического воспитания школьников  М.: «Просвещение», 1990г.
  3. З.И. Кузнецова. Развитие двигательных качеств школьников.

М.: «Просвещение»,1967г.

  1. В.Д. Сонькин. Растем сильными и выносливыми.  М.: Знание, 1987.
  2. Под ред. Г.Б. Мейксона. Физическая культура. Учебник  2-е изд.

 М.: «Просвещение» ,1997г.

  1.  Б.И. Мишин. Настольная книга учителя физической культуры. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий отчет учителя математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Творческий отчет подготовлен мною по итога работы за 2008-2011 учебные годы, преподавая математику детям с ограниченными возможностями здоровья....

Творческий отчет по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных логопедических занятиях средствами ИКТ».

Из опыта работы учителя – логопеда Чернопятовой Надежды Геннадьевны по теме самообразования «Изучение методов формирования коммуникативной компетентности младших школьников на уроках, индивидуальных л...

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

творческий отчет по теме "Развитие творческого потенциала учащихся в условиях модернизации образования"

Творческий отчет учителя математики образвитиии  творческого потенциала учащихся 5-9 классов сельской школы...

Творческий отчет "Развитие творческих способностей через игровую деятельность"

Дополнительное образование относится к сфере свободного времени, но не перестает быть образованием, т.е. областью развития личности. Именно в дополнительном образовании можно использовать игровые техн...

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....

Сценарий творческого отчета рок-группы «Оболочка» творческого обьединения «Альянс»

В данном материале представлен сценарий творческого отчета  рок-группы "Оболочка" МБУДО "Центр дополнительного образования "Радуга  г.Тайшета, 2017г....


 

Комментарии

Пукович Виктория Сергеевна

Спасибо, мне пригодилось)