Привитие навыков физического самосовершенствования
статья по физкультуре на тему

Костяева Анна Михайловна

Познавательный материал для учащихся с 1 по 11 класс на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon privitie_navykov_fizicheskogo_samosovershenstvovaniya.doc547 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 2067 ТиНАО г. Москвы

Всероссийский интернет конкурс

Беседа для учащихся 1-11 классов

«Привитие навыков физического самосовершенствования»

Выполнила учитель физического воспитания

ГБОУ Школа 2067 г. Москвы

Костяева Анна Михайловна

Ноябрь  2014 г.

ПРИВИТИЕ НАВЫКОВ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

ФИЗИОЛОГО – ЗДРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ

Неуклонный рост объема знаний, которыми необходимо овладеть учащимся в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно без вреда для здоровья, делает необходимыми поиски новых методик преподавания.

При построении учебно – воспитательного процесса нельзя не учитывать фактор – состояние здоровья, физического развития учащегося.

Оздоровительная работа в учебное и вне учебное время, предполагает реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Осуществляется оздоровление детей и взрослых  средствами физической культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены, социально – психологической коррекции и реабилитации. Естественным средством разрешения проблемы сохранения здоровья является использование в учебном процессе всего многообразия движений. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова показали, что движения человека возникают как рефлекторный акт под влиянием внутренних (голод, жажда) или внешних (зрительных, звуковых, температурных) стимулов и теснее чем какая – либо функция, связаны с деятельностью центральной нервной системы и ее важнейшим отделом – корой головного мозга. В учебно – воспитательном процессе необходимо использовать режим двигательной активности, нейтрализующий утомляемость, использовать в работе здоровьеукрепляющую методику доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.

В качестве ключевой идеи здоровьесбережения может выступать гуманистический подход, когда система образования строится на основе гуманистических принципов.

Продолжительное пребывание детей в положении сидя как раз может оказаться тем фактором, накладывавшем существенные ограничения на развитие функциональных возможностей ребенка, таких систем как сердечно – сосудистая, органов дыхания, органов пищеварения. Даже кратковременные воздействия статистических напряжений являются фактором, ограничивающим микроциркуляцию и гемодинамику и угнетающим подвижность нервных процессов и вегетативных функций. Целесообразным считается использовать динамическую позу в учебном процессе – педагог планирует построение урока с таким расчетом, чтобы в процессе занятий дети несколько раз организованно переводились из положения сия в положение стоя. Количество подъемов и продолжительность однократного пребывания в положении стоя зависит от характера урока. Удобно поднимать учащихся, когда они слушают объяснения педагога либо отвечающего ученика.

Повышать эффективность восприятия и потенциал зрительной системы рекомендуется за счет построения занятий в режиме объектов и зрительных горизонтов. С целью «разгрузки» сенсорно – психогенных напряжений учащихся надо использовать физкультпаузы, физкультминутки различного содержания и тренажеры для зрения.

Результатом здоровьесберегающего образования является индивидуальное здоровье учащегося, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленной на самосовершенствование и здоровый образ жизни.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, закаливание, отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков).

C:\Users\Юлия\Desktop\статьи для сайта\стирка.jpg

Суточный режим – целесообразно – организованный, соответствующий возрастным особенностям и профессиональной деятельности распорядок суточной деятельности, повторяющийся изо дня в день. Это способствует созданию оптимальных условий для деятельности и восстановлению организма, повышает работоспособность.

  • Подъем в 7-00
  • Зарядка и закаливающие процедуры
  • Завтрак
  • Трудовая деятельность либо учеба
  • Обед
  • Трудовая деятельность либо учеба
  • Полдник
  • Учебно-тренировочные занятия или занятия любимым дедом
  • Душ
  • Ужин
  • Отдых, культурные развлечения
  • Прогулка
  • Сон

Зарядка включает в себя 8-9 упражнений по 8-10 раз повторений, каждое длится в течение 10-15 мин. Летом при открытом окне или на балконе, зимой при открытой форточке выполняется в легкой спортивной одежде. Заканчивается спортивной ходьбой и дыхательными упражнениями. После выполняется одна из закаливающих процедур.

В режиме дня надо предусмотреть время для приема пищи. Питаются за 1,5 – 2 часа  до занятий упражнениями и до сна. Сон  9-10 часов в сутки для восстановления организма.

Уход за телом – мытье рук предупреждает инфекционные и кишечные заболевания. Чистая кожа учувствует газообмене организма. Мытье ног и смена носков предупреждают грибковые заболевания кожи, гнойничковые образования. Необходимо мыть руки перед едой, после посещения туалета, грязной работы. Стричь коротко ногти на ногах и руках, чтобы не скапливались микробы. Раз в неделю надо мыться в бане, принимать душ. Нательное белье меняется ежедневно. Чисть зубы утром и вечером. Мыть волосы рекомендуется еженедельно.

C:\Users\Юлия\Desktop\статьи для сайта\стирка зубы расчетка.gif.jpg

ЗАКАЛИВАНИЕ

Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди не простужаются. Закаливание повышает не специфическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции. Закаливание имеет огромное прикладное значение, становясь порой жизненно необходимым.

Наилучшим способом достижения положительных эмоций при закаливании детей и подростков является введение в закаливающую процедуру элементов веселой игры. Каждая закаливающая процедура должна проходить на положительном эмоциональном фоне, должна доставлять радость и удовольствие.

C:\Users\Юлия\Desktop\статьи для сайта\закалка.gif

Виды закаливания:

  • Закаливание воздухом
  • Закаливание водой (классическое, закаливание замедленным охлаждением, поочередное воздействие сначала водой, затем воздушной процедурой, контрастный способ)
  • Закаливание солнцем

Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

  • Систематичность (закаливание будет эффективным, когда осуществляется не от случая к случаю, а ежедневно);
  • Постепенность (повышать силу закаливающего воздействия и продолжительность процедуры нужно постепенно);
  • Учет индивидуальных особенностей человека – при закаливании надо принимать во внимание возраст, пол, состояние семьи и климатические условия и привычные температурные режимы);
  • Сочетание общих и местных закаливающих процедур;
  • Активный двигательный режим;
  • Разнообразие средств и форм закаливающих процедур;
  • Самоконтроль при закаливании;
  • Комплексность – закаливание будет эффективным если используются все естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

Черты характера, способствующие развитию заболеваний

Более часто простужаются, болеют гриппом и другими резисторными заболеваниями люди, обладающие следующими чертами характера:

  • Упрямство и негибкость характера;
  • Чувство вины и самобичевания;
  • Мизантропия (по отношению к себе тоже);
  • Разочарование и подозрительность;
  • Злопамятность и неспособность прощать;
  • Ранимость и обидчивость;
  • Озабоченность и неуверенность;
  • Ослабленный контроль за своими чувствами;
  • Нестабильность и агрессивность.

Закаливающие факторы природы: солнце, воздух, вода (обтирание, обливание, душ, купание, обмывание стоп, полоскание горла).

САМОКОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Самоконтроль – простейшие наблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физкультурой.

В процессе самоконтроля регистрируются показатели: самочувствие, сон, оценка работоспособности, аппетит.

Самочувствие складывается из ряда признаков: ощущение бодрости или усталости, вялости, наличие болей или неприятных ощущений в каком-либо органе. Самочувствие оценивают по пяти бальной шкале:

5 – отличное, 4 – хорошее, 3 – посредственное, 2 – плохое, 1 – очень плохое.

Сон обычно характеризуется быстрым (в течение 5-10 минут) засыпанием и легким пробуждением с ощущением бодрости и свежести.

Если сон беспокойный, с перерывами, с головными болями, после сна остается ощущение вялости — это признак переутомления.

Аппетит – ухудшение или отсутствие аппетита может указывать на утомление или начинающее заболевание.

Работоспособность – оценивается по пяти бальной шкале как и самочувствие.

Из объективных показателей состояния организма в процессе самоконтроля регистрируют частоту пульса, массу тела, динамометрию кисти, потоотделение.

Тест ЧСС:

110-130 ударов в минуту – зона низкой интенсивности движений

130-160 ударов в минуту – зона средней умеренной интенсивности

160-170 ударов в минуту – зона большой интенсивности

170-175 ударов в минуту – зона высокой интенсивности

C:\Users\Юлия\Desktop\статьи для сайта\чсс.jpg

Масса тела измеряется один раз в неделю.

Динамометрия позволяет определить силу мышц кисти и спины.

Потоотделение – нормальная реакция организма на интенсивность нагрузки.

Умеренное потоотделение – отсутствие капель на лбу, влажности в подмышечной области.

Значительное – капли пота на лбу и ладонях.

Чрезмерное – струящийся в подмышечной области пот и появление крупных капель на лбу, груди, спине.

Признаки утомления:

Допустимое утомление – лицо слегка розовое, потоотделение умеренное, мимика лица не искажена, движения координированные, мышцы не напряжены.

Недопустимое – мимика лица искажена, лицо красное, потливость чрезмерная, движения нарушены, в мышцах возникают судороги, потеря ориентации.

ВЛИЯНИЕ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ И ЗДОРОВЬЕ

Занятия физическими упражнениями регулируют работу всех органов и систем организма человека (сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную) приводят к повышению уровня окислительно – восстановительных процессов. Укрепляются мышцы, суставы. Связки, улучается рост костей. Мышцы сердца сокращаются сильнее, повышается выброс крови в сосуды, что способствует лучшему питанию мозга и тканей кислородом, повышается фагоцитарная функция крови.  У тренированных людей сердце работает более экономно, уменьшается частота сердечных сокращений. Скорость кровотока работающих мышц увеличивается в 20 раз и тем самым увеличивается интенсивность обмена веществ.

Развиваются дыхательные мышцы, увеличивается ЖЕЛ, дыхание становится более редким и глубоким, что способствует профилактике возможных заболеваний, увеличивается число альвеол в легких, что способствует совершенствованию дыхательного аппарата.

Занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию ЦНС, которая обладает высокой степенью приспособленности к новым требованиям и меняющимися условиями внешней среды. Возрастает подвижность нервных процессов в коре головного мозга, совершенствуются процессы торможения и возбуждения.

Большое влияние физическая культура оказывает на вегетативную нервную систему, управляющую функцией внутренних органов.

Увеличивается мышечная масса человека, сила и объем мышц, повышается содержание белка в них, значительно повышается эластичность мышц, повышается содержание в них белка, повышается эластичность мышц, расширяется сеть капилляров и улучшается кровообращение. Мышцы регулируют и активизируют работу внутренних органов.

Тренированный организм более устойчив к неблагоприятным условиям внешней среды: охлаждению, перегреванию, колебанию атмосферного давления, инфекциям. У тренированного организма повышается клеточный иммунитет.

Физические упражнения оказывают влияние на жировой обмен, уровень жировых веществ в крови снижается, уменьшается содержание холестерина в крови, что уменьшает риск возникновения инфаркта миокарда, нарушение мозгового кровообращения, сосудистых заболеваний.

Физические упражнения улучшают работоспособность человека. Необходимо чередовать умственную работу с физическими упражнениями.

C:\Users\Юлия\Desktop\статьи для сайта\разминка.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привитие навыков самообслуживания детям с умственной отсталостью в семье.

Появление в семье ребенка - одна из самых больших радостей жизни. Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит его родителей пере неожиданными проблемами. Какую же педагогическую раб...

Применение методов продуктивного способа обучения с целью привития навыков самодеятельности учащихся на уроках литературы (М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита")

Применение методов продуктивного обучения, способствующих привитию навыков самодеятельности учащихся, позволит разрешить противоречия: между стремлением личности ученика к саморазвитию между увеличен...

Психофизическое развитие обучающихся 1 класса. Способы привития навыков здорового образа жизни на занятиях спортивного кружка

Доклад о создании оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка младшего школьного возраста. Рассматриваются ...

Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Уход за посудой. Правила мытья посуды»

Задачи:-знакомить с правилами мытья посуды, моющими средствами и их назначением;- формировать умения мыть посуду, пользоваться моющими средствами;- корригировать речемыслительную деятельность;- воспит...

Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе(ГУО) по теме «Использование бытовой техники при стирке белья»

Задачи:- закреплять знания правил ручной стирки, знакомить с правилами пользования стиральными машинами активаторного и барабанного типа; познакомить с правилами ТБ,- корригировать рече-мыслител...