Методическая разработка зачитана на заседании тренерского совета спортивной школы "Психологический настрой каждого игрока команды в целом на достижение высоких результатов"
методическая разработка по физкультуре на тему

Мурачаева Галимат Пашаевна

В данном материале описаны приемы психологического настроя членов команды на достижение высоких результатов на собственных примерах автора

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГУ «РСДЮСШОР по теннису настольному и теннису» Госкомспорта КБР

Методическая разработка

«Психологический настрой каждого игрока и
команды в целом на достижение высоких

результатов»

Прочитан на заседании тренерского совета спортивной школы

17 мая 2013 года.

Учитель физической культуры, высшей категории,
Тренер-преподаватель по настольному теннису - Мурачаева Г.П.

г. НАЛЬЧИК, 2013 год

План:

  1. Введение
  2. Понятие о возрастной психологии
  3. Основа психологии обучения
  4. Заключение

Введение.

Чтобы одержать победу над своими будущими соперниками, одной техники мало, нужен обязательно психологический настрой на игру. Стараться объективно анализировать действия соперника и свои и делать правильные выводы. Помнить, что противник так же хитер, как и ты, и тоже хочет выиграть. Уметь сдерживать свои чувства, в любых игровых ситуациях оставаться собранным и спокойным.

«Не зря говорят, прежде чем победить других, сумей победить свои слабости». Очень важно морально быть готовым на игру. Уметь бороться до конца, не сдавать позиций ни при каких обстоятельствах, даже если твой соперник намного сильней тебя.

Демократизация современной школы требует всестороннее изучение личности ребенка с тем, чтобы к каждому найти ключик, открывающий его душу и сердце. Вся современная теория методики образования строится на таком подходе.

Ни возрастная, ни педагогическая психология не претендует на то, чтобы давать готовые рецепты и жесткие рекомендации для построения педагогического процесса Необходимо помнить слова К.Д. Ушинского. «Мы не говорим педагогам поступать, так или иначе, но говорим им, изучайте законы тех психологических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступай те сообразно с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить».

Понятие о возрастной психологии.

По современным представлениям, школьный возраст реально включает три периода: младший школьный возраст, что соответствует интервалу от 6-7 до 9-10 лет, средний школьный возраст - от 10-11 до 13-14 лет и, наконец, старший школьный возраст, период юношества (от 15 лет).

В каждом из этих периодов отмечаются значительные перемены в развитии организма, созревают их анатомо-морфологические структуры, совершенствуются взаимосвязи между отдельными системами и органами, изменяются функции желез внутренней секреции, развиваются нервная система и мозг. Увеличивается рост тела, меняются его пропорции. Одновременно происходят существенные перемены в психическом развитии.

Дети с возрастом меняются. Нужно отметить, что сложная картина психических изменений, хотя бы по крупным периодам, от ребенка к подростку, к юноше, далеко не у всех протекает одинаково и в полной координации с возрастом. Точно установлено, что развитие психики - это не только эволюционный процесс ему свойственны качественные скачки, и эти скачки особенно привлекают внимание учителей и родителей и составляют предмет их заботы.

Процесс психологического развития предполагает активное усвоение подрастающими поколениями социального опыта. Наиболее эффективной формой такого усвоения признается в современном обществе рационально организованная система обучения и воспитания - школа. Было бы неправильно понимать передачу социального опыта, как его дозированную «пересадку» в юные головы. Приходится учитывать два необходимых условия. Первое: материальный субъект психики мозг - должен на разных стадиях процесса передачи социального опыта достичь того уровня зрелости, который необходим для усвоения того, что передается.

Уровень зрелости субъекта психики, степень его подготовленности определяется не только... его спонтанным созреванием, но и его сформировавшейся готовностью, воспринять, которая может - до определенной степени ускорить и само развитие.

Второе усвоение должно быть подготовлено всем содержанием того, что впитал подрастающий человек из предшествующего опыта своей жизни и деятельности, каким кругом понятий и представлений он овладел, какой эмоциональный опыт им накоплен. Без взаимодействия этих двух условий эффективной передачи социального опыта не произойдет.

Это свидетельствует о том, что актуальной является научная разработка проблемы периодизации психического развития. Эта периодизация в частности должна показать, когда фаза относительно без заметных качественных сдвигов развития приводит к скачку проявлению в психике новых структурных образований и к изменению растущего организма.

Необходимо знать о своевременности обучения ребенка.

Ребенок 6-7-ми, а иногда и 8-ми лет-это далеко еще не сформировавшийся представитель человеческого рода. Еще не окрепла его мышечная система, кости скелета. Так, окостенение кисти руки заканчивается лишь к 10-ти годам, что от части может зависеть от того насколько рука подвергалась тренировке в деятельности.

Материальный субстракг психики также не созрел. Выносливость младшего школьника сравнительно не велика. Он сохраняет свою работоспособность только на непродолжительный отрезок времени. Вместе с вниманием ослабевает его восприимчивость.

Невысоки возможности саморегуляции младшего школьника, т.е. осуществления действий необходимых для достижения цели. Так как ребенок в этом возрасте очень хорошо запоминает, то, увидев технику выполнения учителем, он тут же схватывает ее, а тренеру - учителю надо только скорректировать движения. Труднее воспитать психическую саморегуляцию.

Саморегуляция предполагает пусть не всегда полное, но обязательно осознание ребенком своего поведения, выполняемой деятельности. Однако нужно иметь в виду, что важна не просто саморегуляция, а стимулируемая и побеждаемая какими - то уже сложившимися у ребенка, не навязанными ему извне, а его собственными мотивами. Нужно то, что называют внутренней самодисциплиной.

Младший школьник готов к такой саморегуляции. У начинающих теннисистов во время соревнований чувство спортивного соперничества не возникает, они при малейшей трудности легко отказываются от спортивной борьбы.

На моих тренировках я постоянно сталкиваюсь с тем, что ученики младшего возраста, играя, на счет и, проиграв, одну партию опускают руки и перестают сопротивляться и естественно, проигрывают сопернику. И только тот, кто по настоящему любит данный вид спорта и по-настоящему хочет достигнуть больших спортивных результатов, борется за каждое очко в игре. Сосредоточившись на игре, повторяет про себя «Я ухожу в игру весь с головой», «Все мое внимание поглощается игрой»; который не слишком бурно выражает свои эмоции - ведь это мешает игре, сказывается на результатах игры. Знать правило, что прежде чем победить других, сумей победить свои слабости. В случае неудачи не возлагай вину на других, ищи причину только в себе. Будь сильным, умей признавать себя побежденным, и не роняй своего достоинства.

Все дети, которые занимаются, в младшей группе не могут занимать первые места. В этой связи хочу выделить одного воспитанника, который занимается уже один год и подает большие надежды. Это Богатырев Зубер. Он четко выполняет мои советы по поводу психического настроя на игру. Не пропускает тренировок, а если пропускает, то только в связи с простудными заболеваниями. Причем, занятия спортом ему совершенно не мешают в учебе.

В отличие от других детей, которые ходят ко мне на занятия. Ведь родители некоторых детей ставят условия, если не исправишь оценку по математике, не будешь ходить на занятия по настольному теннису. Как будто физкультура и спорт мешают этому. На примере Зубера могу отметить. Что это далеко не так. Тем более что детям есть на кого ровняться в этом виде спорта и в этой школе. Возьмем моего воспитанника. Который занимается уже пятый год. Сейчас он лучший не только среди школьников города по своему году, но и занимает призовые места во всероссийских соревнованиях. Кстати, с первого класса он учится на отлично. Его мама никогда не жаловалась на то, что он не успевает на уроках, наоборот, она всегда бывает с ним на спортивных соревнованиях и поддерживает его морально. Прихожу к выводу, что талант надо открывать и мне это, можно сказать, удалось, конечно, только при поддержке родителей.

Дети младшего возраста на меня смотрят с большой доверчивостью и вниманием. И я несу ответственность за своих воспитанников, я имею в виду тех детей, которые обладают такими качествами, как трудолюбие, скромность, чувство собственного достоинства.

В этом возрасте ребята хотят походить на взрослых, и я с помощью бесед рассказываю им на кого надо равняться. Возьмем нашу школу, в этой школе учился и тренировался будущий чемпион Европы 1984г. Кушхов Мулид, т.е. получал первые азы, кстати, начинали мы с ним вместе, ведь мы учились в одной школе. И я помню, каким упорством был наделен этот мальчик. А в городе у нас к этому времени уже была чемпионка Европы 1972 года в этом виде спорта Батырова Фатима, так что Мулиду было на кого ровняться

Подростковый возраст, отрочество.

В первую очередь это возраст полового созревания. За несколько месяцев, часто за одно лето, меняется внешний вид подростка: увеличивается его рост, а главное - тело приобретает новые пропорции. У мальчиков увеличивается масса мышц, они крепнут, меняется их лицо. Нередко нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы - рост сосудов отстает от роста сердца. Эта несоразмерность проявляется и в работе головного мозга: в преобладании возбуждения над торможением, в неуравновешенности нервных процессов.

Мозг быстро истощается, часто на смену повышенной двигательной и умственной активности приходит апатия, вялость.

Этот возраст в целом характеризуется возрастанием произвольности. Нельзя не видеть отдельных вспышек стихийного поведения, когда подросток словно теряет управление собой и совершает такие поступки, которые далеки от его подлинных установок, идут в разрез с его сокровенными устремлениями. Объяснить их можно проявлением недисциплинированности, но вряд ли это будет единственным и исчерпывающим объяснением одной из причин неуправляемого поведения является еще несбалансированная деятельность мозга. В целом, чем выше достигнутый в воспитании уровень саморегуляции, самодисциплины, тем больше шансов, что подобных вспышек не будет.

Подросток переходит к новой и высшей форме интеллектуальной деятельности - к мышлению в понятиях. Жадное стремление к овладению логическими формами - одно из характерных черт этого возраста. У подростка расширяется кругозор, он стремится упорядочить тот поток информации, который обращен к нему. Этот период - время серьезных качественных сдвигов в психическом развитии. В это время нужно стремиться создать такую обстановку, которая нс толкает подростка на изоляцию от взрослых. Подростку нужно оказывать всяческую ненавязчивую поддержку, а вместе с тем призывать его самостоятельность. Ребенок ищет уважение со стороны взрослых. Если вчера взрослые не считали нужным прислушиваться к мнению подростка, то сегодня он не прислушивается к взрослым!

Чтобы не оказаться в одиночестве, ищет и нередко находит компанию близкую ему, если не по возрасту, то по установкам, где господствует раскованность и отсутствует принуждение.

Так он становится «трудным», неконтактным, неуправляемым.

Занятия же физкультурой и спортом отвлекают ребенка от сомнительных компаний. А если он показывает хорошие показатели, то и вообще забывает о нехороших товарищах, ведь ему некогда.

У своих воспитанников я стараюсь воспитывать силу воли. А именно, в этом возрасте каждый подросток пытается быть самостоятельным, вырабатывается сила воли. А чтобы это сделать нужно, преодолевать трудности. Уметь правильно оценить свои возможности, говоря себе: «Я могу!», надо поверить в свои силы. Большое значение для воспитания силы воли имеет совместная работа в команде.

Целеустремленный, работоспособный тренировочный коллектив (команда), всегда положительно влияет на школьника, воспитывая его волю. Ведь от команды нельзя отставать, а воспитанник поступает так, как и его товарищи: подражает лучшим, вырабатывает у себя те волевые черты характера, которые ценятся высоко в команде.

Если в младшей группе положение в команде зависит от успеваемости, поведения и общественной коллективности, т.е. как ребенок выполняет требования взрослых, то для подростков наиболее важным становятся другие достоинства – качество человека и друга, сообразительность и знание, смелость, умение владеть собой.

В этой группе занимается Сибеков Кантемир, которому удалось ощутить вкус победы. То психологическое состояние, которое возникает у него в результате успеха, является вследствие своих особенностей, положительным, благотворным, как осуществление цели спортивной тренировки. Оно характеризуется приятными ощущениями (легкость движения, радость и вместе с ней смех) и ведет к повышению уровня притязаний в будущей деятельности к росту общей работоспособности. Под влиянием успеха улучшался также результат в тестах на внимание. У моего воспитанника чередуются победы и неудачи. И это нормально в этом возрасте. Потому что регулярно повторяющиеся успехи таят в себе определенную опасность: ведь мальчик может очень быстро привыкнуть к успешной роли. Его притязания находятся по сравнению с обычными соперниками на очень высоком уровне. У него может появиться завышенная самооценка. Чем регулярнее и интенсивнее эмоциональное и психологическое состояние в результате одерживаемого успеха, чем выше уровень притязания спортсмена, тем глубже и интенсивнее будет субъективный конфликт спортсмена при неудаче, в том случае сам факт, что успех достигается значительно тяжелее, чем предполагалось, будет для него такой психической трудностью, в условиях которой ему не удается показать и свой привычный результат. Мальчик  учится на одни пятерки.

С помощью советов, которые необходимо знать, чтобы выступить на соревнованиях плюс аутогенной тренировки – ученик достигает высоких результатов. Опять же, если он владеет такими качествами: трудолюбие, дисциплинированность, скромность, сознательность. Этот воспитанник обладает всеми качествами и к тому же он талантлив. Если  он выступает в командных соревнованиях, то команда равняется на него. Понимая, что все зависит от него.

Опыт показал, что начинать заниматься этим видом спорта необходимо в возрасте 7-8 лет не позже, ведь ставится цель вырастить и настроить психологически игрока на достижение высоких результатов. И только начиная с младшего школьного возраста, когда ты являешься большим авторитетом для этой группы детей можно подготовить его морально и в этом возрасте они легко усваивают технику упражнения.

А в юношеском возрасте невозможно добиться высоких результатов, т.е. ученики котором очень нравится этот вид спорта, могут научиться играть. Но в основном они являются моими помощниками на тренировке.

Учитель, преподаватель, тренер, должен очень бережливо обращаться к ребенку в любом возрасте, дабы не поранить его психику. Только доброе отношение к детям может принести определенный результат в процессе учебных занятий.

Основа психологии обучения

К.Н. Станиславский писал: «После того как вы научились приглядываться к окружающей вас жизни и искать в ней творческий материал, вам надо обратиться к изучению наиболее нужного нам материала, на котором главным образом основано наше творчество. Я говорю о тех эмоциях, которые мы получаем от личного непосредственного общения - из души в душу- с живыми объектами, т.с. с людьми...» Добыча этого материала трудна, потому что он невиден, неуловим, неопределен и лишь внутренне ощутим..» Люди редко распахивают и показывают свою душу такой, какова она на самом деле.

В большинстве случаев они прячут свои переживания, и тогда внешняя личина обманывает, не помогает наблюдателю и ему становиться еще труднее угадать скрываемое чувство.

Когда внутренний мир наблюдаемого вами человека вскрывается через его поступки, мысли, порывы, под влиянием предлагаемых жизнью^ обстоятельств, следите внимательно за этими поступками и изучайте обстоятельства, сопоставляйте те и другие, спрашивайте себя: «Почему человек поступил, так или иначе? Что у него в мыслях?» Выводите из всего этого соответствующие заключения, Определите ваше отношение к наблюдаемому объекту и с помощью всей этой работы старайтесь понять склад его души».

Сущность процесса обучения заключается в том, чтобы снять напряжение, которое естественно помешает ученику выступая на соревнованиях достичь высоких результатов.

Практика спорта показывает, что спортсмены, как правило, плохо владеют своим эмоциональным состоянием. Они не справляются с отрицательными эмоциями, стихийно возникающими у них в процессе той или иной смены спортивных ситуаций, не всегда могут правильно, использовать положительные эмоции. Общеизвестны случаи, когда чрезмерный характер положительных эмоций также приводил спортсмена к потере контроля над своими действиями. Поэтому необходимо учиться управлять своими эмоциями. Всякую эмоцию мы переживаем как определенное субъективное состояние, выражающееся в чувстве удовлетворения (приятное) или неудовлетворения (неприятное), в их различной степени и характере (качестве). Но одновременно всякое эмоциональное состояние связано с целым рядом определенных изменений в деятельности организма.

Сюда относят:

а)        мимическое и пантомическое проявление эмоций;

б)        вегетативные проявления эмоций;

в)        изменение в деятельности эндокринных органов.

Саморегулирование эмоций основывается на возможности воздействия, на все эти группы эмоциональных проявлений в организме ученика.

Известно, что человеку свойственно проявлять мимические и пантомические проявления эмоций: в нужных случаях он способен воздержаться от плача или от бурных внешних проявлений радости (громкий смех) таким образом, скрыть от окружающих охватившую его эмоцию.

Задача саморегуляции эмоции состоит том, чтобы научить ученика, иногда подавлять, а иногда сохранять на оптимальном уровне три группы проявления эмоций в организме ученика.

Мы с моими учениками с помощью аутогенной тренировки подавляем все негативные явления. Этот метод доступен каждому ученику.

Аутогенная тренировка представляет собой набор упражнений. Позволяющих контролировать и направлять взаимодействие нервной системы, мышечной сис- темы и внутренних органов ученика.

Как система психофизического саморегулирования, она служит надежной основой для поддержания и укрепления здоровья, самочувствия и общего тонуса. Это самовнушение в самом широком смысле, методика мотивированного психологического воздействия ученика на самого себя посредством формы самовнушения в состоянии релаксации, цель которого - благотворное влияние на свое настроение. Чувства, намерения, волю.

Ключевым ее моментом является умение достигнуть аутогенного погружения - своего рода полудремоты, в которой образные, эмоционально окрашенные положительные представления оказывают влияние на вегетативную систему. Она состоит из двух частей - успокаивающей и мобилизующей. Это занимает немного времени 10-20 минут каждый день.

Перед началом занятий примите удобное положение (кресло, диван, стул, скамейка) принять позу кучера. Ноги полусогнуты и раздвинуты в стороны на пол шага, опущенные руки свисают между коленями, туловище и голова наклонены вперед. Закрыть глаза. Дышать неглубоко.

Успокаивающая часть психорегулирующей тренировки.

  1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
  2. Внимание на моем лице.

3. Мое лицо спокойно.

  1. Губы и зубы разжаты.
  2. Расслабляются мышцы лба... глаз... щек...
  3. Расслабляются мышцы затылка и шеи.
  4. Лицо начинает теплеть.

8. Теплеют затылок и шея.

  1. Мое лицо полностью расслабленное... спокойное...

неподвижное...

  1. Мое внимание переходит на руки.

11. Мои руки начинают расслабляться и теплеть.

  1. Мои пальцы и кисти расслабляются и теплеют.
  2. Мои предплечья и локти расслабляются и теплеют.
  3. Мои плечи и лопатки расслабляются и теплеют.
  4. Руки полностью расслаблены...теплые...неподвижные.
  5. Все внимание на моих теплых пальцах.
  6. Все внимание переходит на лицо.
  7. Мое лицо полностью расслаблено...теплое...... спокойное... неподвижное.
  8. Мое внимание переходит на ноги.
  9. Мои ноги начинают расслабляться и теплеть.
  10. Мои подошвы и голеностопы расслабляются и теплеют.
  11. Мои голени и колени расслабляются и теплеют.
  12. Мои бедра и таз теплеют и расслабляются.
  13. Мои ноги полностью расслаблены ... теплые... неподвижные.
  14. Все внимание на теплых голеностопах.
  15. Все внимание переходит на лицо.
  16. Лицо полностью...расслаблено...теплое... спокойное... неподвижное.
  17. Все внимание переходит на туловище
  18. Мое туловище полностью расслабленное и теплое
  19. Все внимание на груди
  20. Мое дыхание спокойное... свободное… легкое
  21. Мое внимание на сердце
  22. Мое сердце бьется спокойно...ровно… хорошо
  23. Оно отдыхает
  24. Весь мой организм отдыхает
  25. Все внимание на лице
  26. мое лицо полностью расслабленное теплое… спокойное... неподвижное
  27. Я отдыхаю
  28. Я отдохнул (ла) успокоился (лась).
  29. Самочувствие хорошее. Или самочувствие отличное!

Для того чтобы два раза осмыслить все 40 формул, требуется около двадцати минут. Постепенно мы переходим к сокращению числа формул до семи - на них уходит в среднем 3 минуты.

  1. Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
  2. Мое лицо, мои руки и ноги полностью расслаблены.. .теплые... неподвижные
  3. Все мое туловище полностью расслабленное и теплое.
  4. Мое дыхание спокойное...свободное...легкое.
  5. Мое сердце бьется спокойно...ровно...хорошо
  6. 6.. Я отдохнул (ла) успокоился (лась).

7. Самочувствие хорошее.

Формулы активизации в отличие от успокаивающих формул, мысленно проговаривайте, постоянно убыстряя, с нарастающей бодростью, с интонацией, направленной на достижение желаемого состояния высокой активности. Для настроя на предстоящую игру перед соревнованием.

Мобилизующая часть психорегулирующей тренировки.

  1. Возникает чувство легкого озноба.
  2. Состояние как после прохладного душа.
  3. Из всех мышц уходит чувство тяжести и расслабленности.
  4. В мышцах начинается легкая дрожь.
  5. Озноб усиливается.
  6. Холодеют голова и затылок.
  7. По телу пробежали мурашки.
  8. Кожа становится гусиной.
  9. Холодеют ладони и столы.
  10. Дыхание глубокое, учащенное.
  11. Сердце бьется сильно энергично, учащенно.
  12. Озноб еще сильнее.
  13. Все мышцы легкие, упругие, сильные.
  14. Я все бодрее и бодрее!
  15. Открываю глаза.
  16. Смотрю напряженно, предельно сосредоточенно.
  17. Я приятно возбужден.
  18. Я полон энергии.
  19. Я как сжатая пружина.
  20. Я полностью мобилизован!
  21. Я готов действовать!

Эти мобилизующие формулы лучше использовать сразу после успокаивающих.

Эти тренировки помогают не только улучшить технику игры, но и побеждать себя и своих соперников.

Для достижения важного результата нужно знать еще несколько советов, которые обязательно помогут вам в дальнейшем.

Совет первый - не пугайтесь неудач. Не думайте о проигрыше. Настраивай себя только на победу. Старайся играть также смело, как и на занятиях.

Совет второй игранiс в свою игру. Навязывай ему тот тактический план игры, который был бы ему неудобен.

Совет третий - будьте внимательны играя на счет. Следи не только за мячом, но и за действиями своего соперника.

Совет четвертый - во время игры будьте спокойны, собраны.

Настольный теннис это очень эмоциональная игра. Чрезмерная радость, как и огорчение, сказывается на результатах игры. Умейте сдерживать свои чувства, в любых ситуациях оставайтесь спокойным и собранным. Недаром говорят: «Прежде чем победить других, нужно победить свои слабости» Только горячее сердце и холодный ум помогут вам управлять игрой и одерживать победы.

Совет пятый - проиграв игру, не возлагайте вину на других и не оправдывайте себя. Слабый игрок вместо того, чтобы разобраться в действительных причинах поражения, часто пытается кого - то или что-то обвинить в своем проигрыше: стол, ракетку, зрителей и т.п. Будьте мужественны. Умейте признавать себя побежденным, держитесь с достоинством.

Совет шестой - оставайтесь доброжелательным к побежденному. Нельзя принижать достоинства соперника. Если он сегодня оказался слабее, это не значит, что вы выиграете у него позже.

Совет седьмой - уважайте соперника и изучайте каждого из них. Если в ходе розыгрыша первых очков вы поняли, что соперник слабее вас, не позволяйте себе играть невнимательно, не надейся на легкую победу. Уважайте соперника даже если он слабее вас. Играйте с ним в полную силу. Подыгрывание в таких случаях не всегда полезно. Если соперник играет немного сильнее вас, играйте, боритесь за каждое очко до конца.

Совет восьмой - не повторяйте своих ошибок. Каждая победа и поражение нас чему-то учат. Старайтесь объективно анализировать действия свои и соперника, ищите новые пути к выигрышам. Сделай свою игру для него неожиданностью.

Заключение

В своей работе я воздействую на детей беседой и примером. Дети включаются в активную работу. Слушают, наблюдают, выполняют необходимые действия. Играя на счет, готовят себя морально и анализируют свои ошибки. Одновременно у них развивается мышление, закаляется воля и характер, психическая готовность к соревнованиям.

Литература:

  1. Рудик П.А., Медведев В.В., , Родионов А.В. Психология и современный спорт. М., 1973.
  2. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта, М.,. Просвещение, 1985.
  3. . Возрастная и педагогическая психология под ред. Петровского А.В., М., 1981.
  4. Станкин М.И. Психолого-педагогические основы физического воспитания. М., 1987.
  5. Гуревич К.М., Индивидуально - психологические особенности школьников. М., 1988.
  6. Барчуков Г.А. Настольный теннис. М.,. 1989.