Анализ проведения 3 -го урока физкультуры
методическая разработка по физкультуре (5 класс) на тему

Афанасьева Ольга Андреевна

 

В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Эти процессы год от года прогрессируют, что усугубляется чрезмерной учебной нагрузкой, предлагаемой школьникам на общеобразовательных уроках. Хронический дефицит двигательной активности подростков, сложная экологическая обстановка тормозят их нормальное физическое развитие, угрожают здоровью. Наиболее типичным  для школьников является нарушения опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп, различные формы сколиоза), органов зрения, а также негармоничное физическое развитие.Правительство страны обратило на это определённое внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Физической  культуры  в школе

   

СПб  ГБОУ  СОШ  № 503  Кировского  района

 Учитель физической культуры: Афанасьева Ольга Андреевна

Г.    САНКТ -- ПЕТЕРБУРГ

2 0 1 4

Введение

В последние годы отмечается ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности учащихся общеобразовательной школы. Эти процессы год от года прогрессируют, что усугубляется чрезмерной учебной нагрузкой, предлагаемой школьникам на общеобразовательных уроках. Хронический дефицит двигательной активности подростков, сложная экологическая обстановка тормозят их нормальное физическое развитие, угрожают здоровью. Наиболее типичным  для школьников является нарушения опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп, различные формы сколиоза), органов зрения, а также негармоничное физическое развитие.

Правительство страны обратило на это определённое внимание. Законом РФ « Об образовании » от 10.07.1992 г. № 3266 – 1 ст. 14, 15 и приказом Министерства образования и науки РФ  889 от 30.08.10 с 2011 года, урок физической культуры претерпел значительные изменения. Одно из них - рекомендовано в образовательных учреждениях проведение третьего дополнительного часа урока физкультуры.

Введение третьего урока физической культуры в систему физического воспитания учащихся средней общеобразовательной школы позволит:

- снизить негативные последствия учебной нагрузки;

- укрепить здоровье учащихся;

- увеличить уровень двигательной активности;

- обучить школьников основам знаний по методике

  самостоятельных занятий оздоровительными физическими  

   упражнениями

В комплексной программе физического воспитания под редакцией  В.И. Ляха и А.А. Зданевича (2008 г. ) утверждённой Минобразованием и науки РФ, на стр. 3  говорится « слагаемыми физической культуры являются крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания, навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы ( умения ) осуществлять физкультурно–оздоровительную и спортивную деятельность. Поэтому введение третьего урока - не только благородный призыв, но вынужденная социальная потребность государства ».

 Основная цель нововведения – формирование здорового образа жизни и повышение двигательной активности детей. Дети должны двигаться, потому что они сейчас в основном сидят: компьютеры, уроки,  телевизор.   А здесь они двигаются, и это благо для детей.

Я считаю, что введение 3-го урока физкультуры - дело хорошее, но сначала надо было  бы обеспечить школы хорошими спортзалами, просторными раздевалками, спортинвентарём, современным спортивным    оборудованием,    тренажерным   залом,   спортивными

 площадками. При их ограничении и нехватки этих условий  со временем пропадает интерес у большинства школьников и, что греха

-- 1 --

таить,  и  у преподавателей физкультуры, а следовательно снижается

качество урока  и двигательная активность учащихся.

Поднять интерес к занятиям физкультурой, здоровому образу жизни и спортивной деятельности - выполнить эту задачу при двух уроках физкультуры в неделю невозможно. Использование  дополнительного  времени  позволяет,  как расширить  содержание  учебных программ, так  и  разнообразить  формы  проведения занятий.

Но на  их  выбор  влияет  учёт  особенностей  конкретной  школы, возможности  учителей  и учащихся, а также  наличие  материальной базы в школе, количество и разнообразие спортинвентаря, место проведения  занятия (зал или спортивная площадка).

-- 2 --

Особенности проведения дополнительного третьего урока физкультуры в моей школе.

        Школа  539  имеет  свои  особенности,  отличающиеся  от многих  школ  Кировского района.  Она  считается малокомплектной.  Классов  немного  и детей в классах по 25 человек.   Всего  в  школе  19 классов.  Преподавателей  физкультуры  в школе  работают  двое.  Их  нагрузка  сделана по  максимуму,  исходя из возможностей  спортзала  и  преподавателя.  Расписание   составлено  так,  что  бы   параллели  были  приближены  друг  с другом.  Школа  работает  по  шестидневной  рабочей недели  по 6 уроков в  день ( старшие  по 7 уроков ).

        Начальная  школа  работает  по программе  двух  часов физической культукы в неделю,  средняя – три  часа,   старшие  10–11 классы –  три часа в неделю.  Больше  учителя  физкультуры  не  в  состоянии  взять  часы,  сетка  часов  не позволяет  войти в рамки  расписания  школы. Занятия проходят по два класса в зале.  

       В начальной школе третьим часом проводятся занятия по ритмике.

        Физкультура  в   школе   проводится  по рабочей  программе  В.И. Ляха, А.А.  Зданевича  2012 г..

 Третий  час  в  средних  классах  распределён  таким  образом, чтобы  было  больше  уроков  с  игровым  уклоном. В  этом  есть  свои  особенности.  В  школе  есть спортивный  зал  24 х 12 м.,  отремонтированная  спортивная площадка (футбольное поле, баскетбольная площадка,  снаряды : брусья  и  перекладина ).

 К сожалению, в спортивном  зале из  спортоборудования   имеются  только 5 переносных перекладин, волейбольная  сетка,  4 баскетбольных щита, 8 матов.  Из спортинвентаря  только  баскетбольные  и волейбольные мячи и то в небольшом количестве, скакалки, обручи  и  всё…….. И  учитель должен  придумывать  такие  занятия,  исходя  из  спортоборудования  и спортинвентаря,  чтобы детям  было более менее интересно. При таком положении дел приходится проявлять  чудеса изобретательности. Так, например, мы используем обыкновенную резинку. Она оказалась очень выгодным  и  универсальным  снарядом. С помощью  её  можно  разнообразить  количество  упражнений  для всех категорий классов (прыжки в  высоту (вместо планки), различные  другие  прыжковые  упражнения, подползания,  игры  через  резинку ). Детям очень нравится.

Тематическое  планирование уроков физкультуры для всех классов  составлено  с  учётом  спортоборудования  и  количества  спортинвентаря  в  школе.  И  спланировано  таким  образом,   чтобы  дети  в основном  играли в подвижные  и  спортивные  игры.

        На брусьях  и перекладине  можем  заниматься только на улице в тёплое  время  года.  

                                                         -- 3 --

Поэтому  программа по  гимнастике  свернулась  до  предела  строевых  упражнений,   упражнений  на матах,  и  гимнастической  стенке.  Программа по  лёгкой  атлетике  тоже претерпела  изменения.  

Отменили бег  на    100  м,  так как нет  у  спортивной    площадки   таких    размеров,  нет  прыжков  в  длину   с разбега  из-за проблем  прыжковой  ямы. И у  программы  спортивных  игр  тоже  есть  свои  проблемы  из-за количества  мячей для  обучения. А  лыжная  подготовка  в  школе  уже  не проводится  лет  пять.

 Если  подводить  итоги  общей  программы  по  физической  культуре  в  школе, то ей  можно  следовать  и  использовать  только на  60 %  от общих  задач  и целей  по  физкультуре.

       3  урок  физкультуры  даёт   детям  дополнительную физическую нагрузку и удовлетворяет потребность в двигательной активности.  Моё  мнение,  надо  не  выращивать  олимпийских  чемпионов, на  это есть  спортивные  школы,  а сделать так, чтобы  детям  было  интересно  на уроке,  был  необходимый  заряд  бодрости  на  целый  день  и  постараться еще  без  травм.   Спортивные же  показатели  дают  школе  те дети, которые  дополнительно  занимаются  в спортивных  секциях.

     Урок физкультуры для ребенка должен быть уроком радости от ощущения себя в развитии, оттого, что у него что-то неплохо получается. Ведь, например, кому-то отжаться двадцать раз не проблема, а для другого и несколько отжиманий – уже победа над собой. 

 Интерес  к  физкультуре,  к  сожалению,  падает  с  возрастом.  В начальной  школе   им  мало  и трёх уроков,  а  уже  к  восьмому классу  три  урока  уже  в тягость, а в старших  они  уже  и не  просят

дополнительный  урок.  Проблемы еще заключаются  в  том,  что  ношение  спортивной  формы  для  старшеклассников  составляют  трудности.  Раздевалки  для  двух  классов  просто  не приспособлены. А  умывальник  и туалет  один  на  весь зал, и те  в  плачевном  состоянии.  

Сегодня невозможно провести урок по единому плану для всего класса, так как  половина детей в школе по уровню здоровья ограничены в возможностях выполнять те или иные нормативы или  упражнения. Чуть ли не у каждого ребенка есть противопоказания:  одному бегать нельзя, другому прыгать, третьему на улице нежелательно заниматься и так далее. Кроме того,  с каждым годом увеличивается количество справок об освобождении  от физических нагрузок, которые  нам несут дети. И чем заниматься  детям освобожденным от физкультуры? Приходится выкручиваться: одних - я  привлекаю к судейству, другие по силе и  возможности занимаются с мячом. А как было бы хорошо, если в  школе был настольный теннис или комната для игры в шахматы.

Решая  задачу третьего  дополнительного урока,   учитывая  потребности  детей  и исходя  из наличия  спортоборудования    и  инвентаря  для  полноценного  проведения урока, школой принято решение  реализовать  программу  третьего  дополнительного   урока

-- 4 --

физкультуры в следующем направлении  - различные спортивные игры.

Для  мальчиков –  футбол,   для  девочек – волейбол.  Для  мальчиков  урок  проводим  преимущественно  на  открытом  воздухе. В играх ребята быстро развиваются физически  и  вырабатывается командный  дух. Им нравится соревноваться, и идут они на них с удовольствием  - это радует.

Эти  игровые уроки  наиболее  эмоционально  выдержаны  и   физическая  нагрузка  распределена  для  ребёнка  индивидуально,  в  зависимости  от  желания  ребёнка   получить  необходимую  для  себя  нагрузку. 

Школа имеет спортивную площадку – это уже положительный момент. Благодаря  сделанной  спортивной  площадке,   мы  получили   очень  хорошее  дополнительное  место  для  проведения  уроков. А  ещё  3  года  назад,  её  практически  не   было. Благодаря,  этой  площадки  решаются  многие  проблемы  проведения  уроков  физкультуры,  продлённого  дня,  и  внеклассной  работы.  

Я считаю, в принципе хорошо было бы проводить третий урок физкультуры,  считаясь  с  интересами  класса. Каждый класс занимался бы и в бассейне, и на тренажерах, и игровыми видами спорта по выбору..

                                           

             

                       

-- 5 --

                   

                                     Заключение

Уроки физкультуры  вносят свою лепту в укрепление здоровья школьника. И третий урок с его игровой направленностью - немаловажный фактор, влияющий на состояние здоровья и работоспособность растущего организма. Конечно, в идеале школьник должен начинать свой день с зарядки - именно с этого формируется привычка к здоровому образу жизни. Но и дополнительный час физической нагрузки поможет улучшить ситуацию.

Дополнительный  урок  физкультуры  считаю  одним  из положительных  изменений  в  программе   физической  культуры. При  всех  её  минусах, третий урок  даёт   толчок   для  ребёнка, который   любит   заниматься  физкультурой  и  спортом,  а  таких  детей  всё  таки  у  нас больше,  и надеюсь,  станет  ещё  больше.  Но чтобы  этот  дополнительный  урок  приносил  успех  надо  не  только  менять программу,   но  и  создавать  условия  его  проведения.

                                                             -- 6 --

             

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

**************************

  1. Настольная  книга  учителя  физической  культуры

/  авт. Сост.  Г.И.  Погадаев ;  по  ред.  Л.Б. Кофмана

М. Физкультура  и спорт,  1998 – 496 с.

  1. Комплексная  программа  физического  воспитания

учащихся  В.И.  Ляха,  А.А.  Зданевича   /  авт. – сост.

А.Н. Каинов,  Г.И. Курьерова. - Изд.2 - е  2012. - 171 с.

  1. Физкультура.  Календарно – тематическое

     планирование  по  трёхчасовой   программе

 5 -- 11 классы  /  авт. – сост. В.И. Виненко,

 Изд. 2 - е  2012. - 254 с.

  1. Варианты  планирования  уроков  Физической  

культуры  в  образовательных  учреждениях  

Санкт – Петербурга.  Е.В. Попова,  О.В. Старолавникова

2012 – 182 с.

-- 7 --

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения и анализа урока физкультуры в школе

Подборка материала для начинающего учителя по подготовке, проведению и анализу урока физкультуры....

Меры безопасности при проведении урока физкультуры

МЕРЫ   БЕЗОПАСНОСТИ  НА  УРОКЕ   ФИЗИЧЕСКОЙ  КУЛЬТУРЫ1.  В  водный  инструктаж  по  ОХРАНЕ  ТРУДА  для  уащихся  по  предмету...

Анализ введения третьего урока физкультуры.

Анализ введения третьего урока физкультуры в ГБОУ СОШ№143 Красногвардейского района с углублённым изучением английского языка»....

Методические разработки по проведению уроков физкультуры. Влияние физической культуры на правопорядок в обществе

Правопорядок- состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение законаи иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка....

«Особенности подготовки к сдаче норм ГТО на уроках физкультуры через изучение раздела «Баскетбол» и проведение урока по теме «Обучение технике передач двумя руками от груди на месте и в движении»

В настоящее время неуклонно сокращается количество детей, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, а доля отнесенных к подготовительной и специальной медицинским группам увеличи...

Анализ внедрения 3 урока физкультуры

Введение третьего урока физкультуры оздоровительной направленности ,не нарушая отработанный и оправдавшей себя программы физического воспитания,берет на себя значительную долю функций вариативной част...