Обеспечение здоровьесберегающей образовательной среды школы в соответствии с требованиями ФГОС НОО
методическая разработка по физкультуре по теме

Андреев Александр Борисович

В Концепции модернизации Российского образования определена  важнейшая задача деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является сохранение здоровья участников образовательного сообщества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon andreeva-statya.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 159.942.5                                                                                   Андреева Т.В., Андреев А.Б.

Обеспечение здоровьесберегающей образовательной среды школы

в соответствии с требованиями ФГОС НОО

Россия, Самарская обл.,

Похвистневский район, с.Кротково

ГБОУ СОШ с.Кротково

e-mail: krotkovo-1977@mail.ru

В Концепции модернизации Российского образования определена  важнейшая задача деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является сохранение здоровья участников образовательного сообщества. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.   С целью формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта,  в ГБОУ  СОШ с.Кротково разработана программа «Школа – территория здоровья».

При определении задач  деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Задачи программы:

1.Создание оптимальных условий организации учебно-воспитательного процесса.

2.Формирование устойчивой мотивации учащихся  в  здоровом образе жизни.

3.Разработка системы мер по оздоровлению школьников.

4.Реализация  здоровьесберегающих   и здоровьеформирующих технологий  в  учебном   процессе.

5.Проведение пропагандистской  работы в вопросах формирования здорового образа жизни.

6.Организация мониторинга состояния здоровья обучающихся.

Программа опирается на основополагающие принципы: 

1. Принцип системности.

2. Принцип преемственности.

3. Принцип психологической комфортности.

4. Принцип вариативности.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты:

- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;

- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;

- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.

          Метапредметные результаты: 

- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;

- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;

- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;

- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.

Реализация  программы  ведется в нескольких направлениях.

Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения:

- соответствие состояния и содержания здания и помещений ОУ санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

- заключение договора  между ОУ и органами здравоохранения: МБУ Похвистневской ЦРБГР;

- 100% охват учащихся горячим  питанием;

- наличие в школе спортивного зала и оборудованной спортивной площадки;

- получение  в рамках государственного контракта комплекта  спортивного инвентаря;

- загруженность  спортивного зала в течение всего дня.

Рациональная организация учебной   и внеурочной деятельности:

- пятидневная  продолжительность   учебной   недели;

- проведение учебных  занятий в первую смену;

- аудиторная учебная нагрузка учащихся не превышает максимально допустимую аудиторную учебную нагрузку;

- равномерное распределение образовательной недельной нагрузки в течение учебной недели;

-  отдельное расписание внеурочной деятельности;

- оптимальное распределение часов внеурочной деятельности учащихся начальных  классов;

- введение  3-х часов физической культуры;

- соблюдение гигиенических критериев рациональной организации урока;

- соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения;

- учет индивидуальных особенностей развития учащихся;

- оптимальный объем домашних заданий по всем предметам;

- создание условий для обучения учащихся    с ограниченными возможностями здоровья.

Организация физкультурно-оздоровительной работы:

- 100% охват учащихся системой внеурочной деятельности,  физкультурно-спортивным направлением - 72%, в школе постоянно действуют спортивные кружки и секции: «Настольный теннис», «Будь здоров!», «Подвижные игры», «Азбука ДД», «Юные знатоки ПДД», «Туризм»;

- заключение договоров о внешнем сотрудничестве;

- организация физкультурно-оздоровительной работы во второй половине дня: «Дни здоровья», «Веселые старты», «Рыцарские турниры», «Зарница», «Смотр строя и песни», «Туристические слеты» и др.;

- участие школьников в спортивных соревнованиях различных уровней;

- оздоровление  обучающихся в школьном лагере с дневным пребыванием «Дружба»,  детских лагерях области и Черноморья,  санаториях.

Вся система физического воспитания в школе направлена на реализацию потребностей учащихся:  

- здоровьеформирующая деятельность – формирование компетентности в вопросах ЗОЖ;

- здоровьеразвивающая деятельность – самоопределение по отношению к нормам ЗОЖ;

-здоровьесберегающая деятельность – самореализация в процессе ценностных отношений, составляющих культуру ЗОЖ.

Просветительско–воспитательная работа с учащимися, педагогами и родителями:

- проведение общешкольных и классных родительских собрания по вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей;

- проведение мероприятий по формированию ЗОЖ с учетом возраста и потребностей учащихся;

- организация работы с детьми группы риска;

- организация мероприятий по предупреждению детского травматизма, ДТП;

- организация работы по профилактике экстремизма;

- методическая работа и самообразование педагогов школы.

Профилактика и мониторинг состояния здоровья обучающихся:

- анализ  и учет состояния здоровья учащихся;

- распределение учащихся по группам для занятий по физической культуре;

- мониторинг уроков, пропущенных по болезни;

- мониторинг   физических достижений учащихся.

 Результаты реализации  программы:

1.Улучшение условий в школе  для занятия физкультурой и  спортом, в том  числе занятиями  по лыжной подготовке.

2.Повышение интереса   и доли обучающихся, участвующих  в спортивных мероприятиях разного  уровня.

3.Сформированность осознанного отношения участников образовательного процесса  к состоянию здоровья.

4.Повышение качества профилактической работы.

5.Отсутствие  у   100%  младших школьников  навыков вредных  привычек.

6.Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости по  «школьным болезням».

7.Создание Банка данных о динамике здоровья обучающихся.

Можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ); владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.

Педагог должен уметь:

1) анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;

2) владеть основами здорового образа жизни;

3) устанавливать контакт с коллективом учащихся;

4) наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;

5) прогнозировать развитие своих учащихся;

6) моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;

7) личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье  окружающих людей.  

           Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем средств, методов и приемов здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе при работе со школьниками, вовлекая учащихся в систему работы в условиях  здоровьеформирующей педагогики.                                                    

                                           

Литература

1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Безобразова В.Н.. «Здоровьесберегающая школа» Москва, Педагогический университет «Первое сентября». 2006 г.

2. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1 – 5 классы. ВАКО, 2007.

3. Зенова Т.В. Материалы для подготовки комплексно-целевой программы «Школа здоровья»//Практика административной работы в школе. – 2006.-№1.

4. Савинов Е. С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва . «Просвещение», 2012.

5. Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе. Ростов-на-Дону, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектирование урока химии в основной школе в соответствии с требованиями ФГОС"

Выступление на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии ЮЗАО и ТиНАО...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной и средней школе в соответствии с требованиями ФГОС

Современный динамично изменяющийся мир оказывает непосредственное влияние на образовательный процесс, который постоянно усложняется и, как следствие, требует от детей все большего нервно-психического ...

Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС

Конструирование технологической карты урока английского языка в 7 классе по теме: « Деятельность на разных предметах в британской школе» в соответствии с требованиями ФГОС...

о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.

ОТЧЕТ учителя английского языка Хертек Ульяны Домур-ооловны о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС....

Организация образовательного процесса в старшей школе в соответствиями с требованиями ФГОС СОО

Об изменениях в содержании, в  образовательных технологиях, системе оценки, учебных результатах компетенциях педагогов при реализации ФГОС СОО...

Сферы деятельности для создания условий развития личности в школе (в соответствии с требованиями ФГОС к личностным образовательным результатам) через различные формы физической культурой и спортом.

Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Сегодня мы поговорим о воспитательной деятельности  через призм...