Сферы деятельности для создания условий развития личности в школе (в соответствии с требованиями ФГОС к личностным образовательным результатам) через различные формы физической культурой и спортом.
методическая разработка по физкультуре

Ганьшин Иван Юрьевич

Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Сегодня мы поговорим о воспитательной деятельности  через призму физической культуры во всех ее проявлениях и формах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_i_sport.docx154.04 КБ

Предварительный просмотр:

Сферы деятельности для создания условий развития личности в школе (в соответствии с требованиями  ФГОС к личностным образовательным результатам) через различные формы физической культурой и спортом.

Физическое воспитание - это организованный процесс воздействия на человека посредством физических упражнений, гигиенических мероприятий и естественных сил природы с целью формирования таких качеств и приобретения таких знаний, умений и навыков, которые отвечают требованиям общества и интересам личности.

Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Сегодня мы поговорим о воспитательной деятельности  через призму физической культуры во всех ее проявлениях и формах.

РОДИНА, ГРАЖДАНИН, ДОЛГ. Всё более очевидной становится необходимость для государства и общества в возрождении патриотизма как важного социально-нравственного ценностного ориентира, направленного на становление российской государственности. Тема патриотизма, патриотического воспитания приобрела в наши дни особое значение.      

Воспитание этого чувства начинается,  прежде всего, с семьи, школы и без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. В своей работе  планируем формирование  гражданской позиции  у  детей  через  общешкольные спортивно - патриотические мероприятия.  Считаем,  такие  мероприятия  наилучшим образом будут формировать  патриотическое воспитание наших школьников с самого юного возраста.

ТРУД, ПРОФЕССИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентируют  на подготовку к предстоящей жизнедеятельности, формируют  стрессоустойчивость (преодоление трудностей)  и помогают обучающимся в выборе профессии.

Занятия  профессионально-прикладными упражнениями повышают  способность к длительной умственной и физической деятельности.        Дети, которые занимаются физической культурой и спортом легче переносят усталость и быстрее восстанавливаются.

Физическая культура и спорт -  являются сильнейшим инструментом для воспитания работоспособности и трудолюбия, что может положительно влиять на учебные успехи и определять жизненную позицию в будущем.

ЗНАНИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА. Вовлечение обучающихся в нестандартные формы проведения занятий, таких как интеграция различных  предметов, связь науки со спортом, проектно - исследовательские работы в области спорта – все это формирует  мировоззрение, познавательный интерес к  уровню развития науки и спорта, с учетом многообразия современного мира.

Проведение таких  мероприятий как  «Состязание с наукой», которые  интегрируют физкультуру с другими предметами (физика, биология, математика, литература, русский язык) – воспитывают  интерес к активной двигательной деятельности и  повышают мотивацию к изучению отдельных предметов.  Проведение уроков такой направленности уже реализуются в нашей работе и планируются в дальнейшем.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ЕДИНСТВО, ВЗАИМОПОНИМАНИЕ.  Именно на уроках  учитель воспитывает  дружбу, взаимопонимание и поддержку, командный дух и честную борьбу. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть отзывчивым, терпимым,  уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки и уважение себя и окружающих.

Хорошим средством для воспитания толерантности и единства на уроках физической культуры, являются командные игры (спортивные и подвижные), которые мы применяем на уроках и в других формах физкультурно-оздоровительной направленности.  Играя  командой,  учащиеся учатся слышать другого и договариваться,  сопереживать и поддерживать своих игроков, помогать друг другу в трудных игровых ситуациях, находить единые  решения,  быть одним целым.

Этот процесс длительный  и местами  непростой, но эффективный в плане достижения командного результата и уважение всех  участников игры.

ЗАКОН, ДОЛГ, ПРАВИЛА, УПРАВЛЕНИЕ. Безусловно, обеспечение безопасности школьников на уроках физической культуры — важнейшее направление работы учителя. Считаем, что правильно организованный урок или мероприятие гарант безопасности и успешности его проведения.

Воспитание дисциплины и привитие знаний техники безопасности  на уроках физической культуры является обязательным условием, так как в отличие от других предметов существует риск  получения  травмы, а как мы знаем главная задача наших занятий – сохранить здоровье детей.  Значит, учебный процесс невозможен без порядка. Изучение правил игры  по различным видам спорта позволяет безопасно и без спорных моментов проводить учебные игры и соревнования.

Как мы решаем данную задачу:

1. Систематически доводим до обучающихся  инструкцию техники безопасности по каждой теме.

2. Планируем упражнения с минимизацией ситуации, которые могут привести к травмам.

3. Обучаем правильной техники выполнения упражнения.

4. Создаем благоприятный эмоциональный фон на занятиях во избежание  конфликтных ситуаций.

Интересные случаи мне приходится наблюдать на уроках, особенно в начальной школе. Перевозбуждённым детям в начале урока приходится применять следующий подход: «Вы сейчас не готовы внимательно меня слушать, сделайте несколько упражнений, чтобы успокоиться». И дети сами стали придумывать упражнения, чтобы успокоить себя. Через минуту-другую все они успокоились, привели себя в норму. Порядок на уроке был обеспечен. Такие  подходы  воспитывают в детях внутреннюю дисциплину,  уверенность в успехе при соблюдении правил  и строгой организации любого дела.

ЦЕННОСТИ, НРАВСТВЕННОСТЬ, МОРАЛЬ, ВЫБОР, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.     В процессе целенаправленных воспитательных воздействий в ходе учебных занятий и других форм учебно-тренировочной работы происходит становление нравственности, ответственности  перед своим коллективом, благодарности своему учителю, самоутверждение среди товарищей благодаря установленным ценностям, ответственности перед родителями, школой, государством. Возвращаясь к воздействию на личность спортивных и подвижных игр, можем утверждать, что в воспитании коллективного духа  необходимо формировать ценностные ориентации, собственные цели не должны разнится с  командными,  в любой сложной ситуации, необходимо понимание и ответственность за командный результат. Победа не любым путём, а с соблюдением установленных правил воспитывает мораль и нравственность игрока. Оценка и выбор своих возможностей для достижения поставленного результата, ответственность в соблюдении техники безопасности.

    Формирование  нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам является одним из главных направлений  нашей работы.

ОБЩЕНИЕ, ДИАЛОГ, ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СОТРУДНИЧЕСТВО. Общение и диалог в спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности – это связь участников между собой и учителем с целью взаимного обмена информацией и эмоциями.  В своей работе мы уделяем большое внимание умению договариваться, находить точки соприкосновения между всеми участниками образовательного процесса, искусственно создаем ситуации (пример-  решение игровых задач в группах), когда  приходится для достижения цели общаться и сотрудничать. Доводим до сознания обучающихся, что конечный результат во многом зависит от данных способностей.  Основной акцент уделяем контактам в формате ученик-ученик, ученик – группа учеников и ученик-учитель.

   В будущем планируем работу, направленную на формирование  коммуникативной среды  между детьми старшего и младшего возраста - в формате контроля  различных физических упражнений и судейства на школьных соревнованиях.

ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЗОЖ. Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. Охрана и укрепление здоровья обучающихся, является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Большое внимание уделяем теоретической подготовке – доносим до сознания обучающихся влияние ЗОЖ на успешное достижение учебных задач в процессе обучения (влияние сна , питания, физических упражнений и т.д.).Прекрасно знаем, что многие наши дети не высыпаются, у них не сбалансировано питание, имеется малая физическая активность в течении дня. Исходя из этого, необходимо  усилить  работу в этом направлении, необходимо научить детей самим заботиться о своем здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни.

Внутреннее осознание влияния ЗОЖ  будет  помогать ребенку, а в последующим взрослому человеку избежать ненужных негативных последствий.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ, СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ. Здоровая экология – это и здоровый человек. В  школьном возрасте вырабатываются и закрепляются привычки и принципы уважительного отношения к природе. Дети не любят сидеть на одном месте, они постоянно хотят чего-то нового и неизвестного. Вот тут- то и приходит на помощь физическая культура.

На уроках физической культуры задаем вопросы:

-  как с помощью природных факторов закалять свой организм (солнце, воздух, вода);

- как    улучшается работа всех органов и систем в экологически чистой среде.

Экологические игры помогают ответить на эти вопросы и дать детям установку на правильное поведение в природе. Соревнуясь между собой в игровых ситуациях, ребята познают окружающую природу, при этом реализуют свои творческие способности и потребности.

Эстафеты: «сбор мусора», «собери урожай», «знаки» и т.д., повышают интерес и показывают ребенку, что мало обладать сильными мышцами, надо еще уметь думать и грамотно применять свои знания об экологии. Туристические походы по изучению природы также являются  практической  деятельностью в  решении жизненных ситуациях.

СЕМЬЯ, СЕМЕЙНЫЕ РОЛИ, УВАЖЕНИЕ, ЗАБОТА. Важной задачей учителя физической культуры (руководителя спортивной секции) в решении проблемы повышения роли и значения физического воспитания учащихся на уроках и во внеурочное время является организация работы по взаимодействию педагога с родителями. Родители и педагоги - две мощнейшие силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. Совместная деятельность учителей и родителей только тогда будет продуктивной, когда семья и школа действительно будут строить взаимоотношения на основе доверия и общей заинтересованности, четко представляя  пользу  такой работы для наших ребят.

Формы и методы работы по взаимодействию с родителями разнообразны - это и родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, привлечение и активное участие родителей в школьных мероприятиях физкультурно-оздоровительной направленности.

На наш  взгляд следующие  мероприятия должны стать систематическими в разных формах и проявлениях:

  1. Спортивные семейные праздники   «Спортивная семья-здоровые дети»,  
  2. Матчевые встречи по разным видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол и т.д.) с активным участием детей и родителей.
  3. Формирование  спортивных секций для родителей.

 Уровень физического воспитания у членов всей семьи будет выше, если родители будут активно пропагандировать здоровый образ жизни, личным примером показывать заинтересованность к физической культуре и спорту, вести активный образ жизни.

КРАСОТА, ИСКУССТВО, ЭСТЕТИКА. Правильное телосложение, гармонически развитая мускулатура, стройность и изящество осанки, пластическая выразительность тела вызывают положительное эстетическое восприятия красоты  физического облика человека. Именно к этим параметрам мы стремимся,  преподавая свой предмет и показывая обучающимся возможные результаты  их работы над собой. Хочется подметить  мальчиков  и девочек в подростковый период, когда они хотят выглядеть красиво и нравится окружающим. Они готовы заниматься физической культурой и спортом для формирования красоты своего тела. И в этом вопросе мы всегда будем помощниками и проводниками.

Большое  внимание уделяется музыкальному  сопровождению. Уроки,  подвижные  перемены  и праздники проходят под музыку, что придает более красочные оттенки внутреннему состоянию детей и эмоциональной составляющей.  Физическая  культура  и спорт  являются сильнейшим инструментом для воспитания красоты – физической и душевной.

Делая вывод к  вышесказанному, определяем основную цель в воспитании  обучающихся – создание  активной, интересной, мотивирующей  физкультурно-оздоровительной среды в школе, которая будет вовлекать  детей во все наши проекты и мероприятия.

Инструментом для создания такой среды могут быть:

1. Уроки с учетом интересов детей, где   главное  действующее лицо – ученик.

2. Популяризация спорта в школе (использование кинозала для просмотра фильмов про спорт, встречи с известными спортсменами, яркие анонсы спортивных  мероприятий, качественное проведение соревнований и праздников).

3. Расширенный выбор спортивных секций, в которых ребенок может быть успешен с учетом своих способностей.

4. Вовлечение родителей  в среду физкультурно-оздоровительной работы  – это участие вместе с детьми в спортивных праздниках и соревнованиях, создание и посещение  спортивных секций для родителей.

5. Уважение, почет и внимание лучшим спортсменам  школы.  Отмечать   и награждать семьи, которые активно популяризируют ЗОЖ и систематически принимают участие в наших мероприятиях.

6. Расширить проведение интегрированных  уроков  и  метапредметных  мероприятий с участием предмета - физическая культура.

7. Поддерживать  и развивать интерес у детей к динамическим переменам и другим формам физкультурно-оздоровительным работы в течение учебного дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание положительных личностных качеств школьников в процессе занятий физической культурой и спортом»

В работе говорится о формировании личности в условиях учебно-тренировочном прцесса, развитии морально-волевых качеств.  Также описаны игровой и соревновательный методы физического воспитания....

Доклад «Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков»

В данном докладе рассматривается влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков, роанализированы возможности преодаления тревожности, агрессии, разв...

«Создание и использование нестандартного оборудования в организации и обеспечении учебно-воспитательного процесса на уроках (и внеурочной формы) физической культуры»

Целью данного мастер-класса было повысить желание педагогов к использованию нестандартного оборудования в работе с учениками. Поставленные задачи были выполнены полностью....

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки освоения итоговых образовательных результатов дисциплины ОГСЭ.05 Физическая культура

Комплект контрольно-оценочных средствдля оценки освоения итоговых образовательных результатовдисциплиныОГСЭ.05 Физическая культураобразовательной программы среднего профессионального образования...

Статья «Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания химии»

laquo;Жизнь всегда предъявляла к педагогу высокие требования. Но сейчас учитель должен быть не только профессионально грамотным, владеть новейшими средствами и методиками обучения, но и осознавать су...

Внеурочная деятельность как важнейшее условие развития личности: воспитание культуры общения старшеклассников

Воспитание культуры общения старшеклассников во внеурочное время- составная часть учебно-воспитательного процесса в школе.Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного, среднег...