Статья «Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания химии»
статья по химии

«Жизнь всегда предъявляла к педагогу высокие требования. Но сейчас учитель должен быть не только профессионально грамотным, владеть новейшими средствами и методиками обучения, но и осознавать суть глубоких перемен, которые идут в обществе».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ «ЗВЁЗДНЫЙ»

Методическая  тема:

« Формирование основных образовательных компетенций через различные формы преподавания химии»

Преподаватель химии высшей категории

Н.Б. Скворцова

Санкт-Петербург

2019

«Жизнь всегда предъявляла к педагогу высокие требования. Но сейчас учитель должен быть не только профессионально грамотным, владеть новейшими средствами и методиками обучения, но и осознавать суть глубоких перемен, которые идут в обществе».

В свете современных требований образования, помимо знаний и умений учащихся, важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т. е. сформированность того, что называется компетенциями. Решить такую задачу позволяет  компетентностный  подход. Такой подход становится одним из важных средств повышения качества преподавания химии.

В рабочей программе по всем учебным дисциплинам имеются требования к результатам обучения, в которых отражены все общие(ключевые) компетенции.

При написании данного документа по своей дисциплине каждый педагог кроме  ЗУНов  указывает  КОДы  компетенции, которые должны быть сформированы при изучении того или иного предмета.

В чём заключается сущность понятия компетенции? Можно ли отождествлять понятие компетенции и ЗУНы.  Компетенция – способность, готовность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области.

В образовательной науке и практике России понятия компетенции ранее широко не использовалось. В основном преобладал “Зуновский” подход(знания, умения, навыки).

Эти 2 понятия имеют “родственную” основу, но имеют различие в том, что понятие компетенция базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе обучения, но кроме того включает в себя ещё и личностные качества (инициативность, целеустремлённость, ответственность, толерантность, социальную адаптацию), умение работать как самостоятельно, так и в коллективе, планировать свою работу, соотносить результаты свой деятельности с потребностями общества,  а также опыт профессиональной деятельности.

ЗУНы и компетенции рассматриваются как самостоятельные компоненты. ЗУНы по-прежнему применяются в учебных заведениях для характеристики планируемых результатов, освоения изучаемых дисциплин, а компетенции, которых меньше в рабочих программах по количеству, чем ЗУНов, характеризуют обучение в целом и фактически являются средством связи между образованием и становлением личности.

В концепции модернизации образования заложен  компетентностный подход, разработчиками которого являются ведущие деятели педагогики Болотов В.А., Сериков В.В. . И это не случайно, причин для этого несколько: основная причина – необходимость усиления ориентации учебного заведения на изменившиеся условия жизни современного общества и сферы труда.

Новые подходы к развитию образования обусловлены тем, что в современном мире учащиеся уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным замкнутым социумом: учитель, семья, друзья.

Учащиеся имеют доступ к информационным ресурсам сетей, возможность подбора необходимого материала в дополнение к  имеющемуся в учебнике. Задача педагога состоит в том, чтобы за годы обучения сформировать ключевые компетенции, научить отбирать сведения, оценивать их качества.

Актуальность  компетентностного  подхода заключается в следующих моментах действительности:

1) Ускорение научно-технического развития, внедрение компьютерных и иных технологий в повседневную жизнь, глобализация экологических, социально-экономических задач требуют не только повышения профессионализма, но и специалистов нового качества. Обществу сегодня нужен не просто грамотный исполнитель, обладающий некой суммой знаний, но работник, способный принимать верные самостоятельные решения в быстро меняющихся условиях, способный  к самообразованию в течение всей жизни, обладающий высокой культурой мышления.

2) Отличительные для конца XX, начала XXI века изменения в характере образования, его направленности (от образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь), целях, содержании всё более явно ориентируют его на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность.

Ряд российских учёных  (Н.А. Гришанова, А.В. Хуторский)  говорят о необходимости различать понятия-синонимы: “компетенция” и “компетентность”

Компетенция – отчуждённое, заранее социальное требование (норма) к образованию подготовке ученика, необходимое для его продуктивной деятельности в определённой сфере.

Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности, то есть компетентность – уже состоявшееся качество личности.

По мнению академика А.В. Хуторского введение компетенции в нормативную практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для учебных заведений, когда ученики могут хорошо владеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использование этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.

В докладе международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века “образование – сокрытое сокровище, которое основывается на четырёх столпах: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе и научиться жить”. Советом Европы было принято определение пяти ключевых компетенций, которые должны рассматриваться как желаемый результат образования: политические и социальные компетенции; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, связанные с владением устной и письменной коммуникацией; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества; компетенции, связанные со способностью учиться в течение всей жизни.

Один из разработчиков  компетентностного подхода в образовании А.В. Хуторский  включает в перечень основных ключевых компетенций следующие: ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую, личностную.

Для реализации формирования ключевых компетенций необходимо выполнять следующие ведущие принципы:

1) Принцип  гуманизации (создание наиболее благоприятных условий для всестороннего раскрытия интересов, творческих возможностей каждого ученика, обеспечение реальной заботы о его психологическом комфорте через создание доверия и успеха)

2) Принцип демократизации (свободное сотрудничество всех субъектов образовательных процессов: учителя и ученика; решительный отход от авторитарной жёсткости; ученик – личность, духовно равная учителю)

3) Принцип дифференциации (осуществление индивидуального подхода к учащимся с учётом их особенностей, возможностей, интересов и потребностей)

4) Принцип обучающего воспитания (обучение – не доминирующий абсолют, а составная часть развития и воспитания)

5) Принцип проблемности (создание под руководством учителя проблемных и поисковых ситуаций, активизирующих мыслительную деятельность учащихся, развивающих их творческую самостоятельность)

Компетенции формируются по средствам содержания образования, применения педагогических технологий, характером взаимодействия между учителями и учащимися и между самими учащимися в учебном процессе.

Общими рекомендациями по формированию компетенции в процессе обучения химии могут являться:

- преобладание самостоятельной и познавательной деятельности учащихся

- использование индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности

- создание учениками собственного индивидуального образовательного проекта (свой способ решения, своё видение проблемы)

- целенаправленное развитие познавательной, социальной, психологической рефлексии учеников

- использование технологий, позволяющих организовывать субъективную оценку деятельности учащихся

- организация презентаций и защита своих познавательных результатов достижений

- при изучении химии, как и любого другого предмета, используются различные методы и приёмы обучения, которые формируют соответствующие компетенции.

Методы и приёмы обучения

Формируемые компетенции

Проблемная беседа,

диспут, дискуссия

Коммуникативные, информационные

Демонстрация способов деятельности

учителем

Образовательная

Организация работы учащихся

консультантов

Коммуникативные, социально-трудовые

Метод проектов

Проблемные, образовательные, информационные

Лабораторный опыт

Исследовательские, проблемные

Создание ситуации успеха

Компетенции личностного самосовершенства

Методы самоконтроля

Компетенции личностного самосовершенства,

образовательные

Что ученик больше всего помнит с уроков химии? Конечно, то, что проделали сами.

Химический эксперимент снимает накопившуюся усталость, но при этом повышает внимание, усиливает мыслительную деятельность и способствует мотивации учебной деятельности учащихся. Можно с уверенностью сказать, что химический эксперимент – это эффективное средство формирования исследовательской компетенции, а также и других ключевых компетенций. Он предполагает сотрудничество и партнёрство педагога и учащегося, что способствует созданию психологического комфорта в ученическом коллективе.

Важное значение при компетентностном подходе имеет осуществление связей химии с другими учебными дисциплинами. Осуществление межпредметных связей способствует развитию ключевых образовательных компетенций, а особенно помогает формированию мировоззрения и углублению познавательного интереса. В  обучении    химии  важно активно использовать разнообразные межпредметные расчетные задачи. Некоторые из наиболее распространенных типов: на определение состава минеральных удобрений, сырья и материалов, применяемых в производстве, расчеты на составление растворов, используемых промышленности, медицине, сельском хозяйстве, быту; термохимические и энергетические расчеты; расчеты на основании газовых законов, расчеты по электрохимии, на распознание веществ и их состава на основе качественных реакций. Необходимо осуществлять перенос и применение предметных и общепредметных приемов практической работы для формирования обобщенных исследовательских умений; обращаться к жизненному опыту учащихся; ставить межпредметные вопросы и вести поиск правильных ответов на уроках других дисциплин.

В процессе обучения химии одним из основных видов подачи теоретического материала являются лекции. Рассмотрим некоторые виды лекции.

Лекция-диалог проводится на основе прямого диалога учитель-ученик. Здесь нет пассивного восприятия, так как ученик включён в действия.

Вводная лекция даёт первое целостное представление об объекте изучения, знакомит с задачами по теме, достижениями науки. Так при изучении Периодического закона ведётся рассказ учителя или учащихся с заранее подготовленными выступлениями о Д.И. Менделееве, его этапах жизни, открытиях в разных областях наук.

На лекции-дискуссии используется не только элементы фронтальной беседы, но и свободный обмен мнениями.

Лекция-консультация даёт возможность после краткого изложения задать вопросы учителю.

Проблемная лекция предполагает достижение трёх целей:

- усвоение теоретического материала

- развитие критического мышления

- формирование познавательных интересов

Примеры проблемных лекций на уроках химии:

1) Является ли вода универсальным растворителем?

2) Можно ли водород считать топливом будущего?

Несомненно, при обучении химии применяются уроки-практикумы. Главным назначением практикумов является:

- повышение уровня мотивации учащихся к изучению химии

- сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретённых теоретических знаний

- развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия

- развитие навыков самостоятельной работы

- приобретение необходимых навыков работы с литературой

Обширен список знаний, умений и навыков, которые формируются на уроках-практикумах:

- химические свойства неорганических и органических веществ

- признаки и условия химических реакций

- химическую номенклатуру

На практикумах также производятся расчёты по формулам и уравнениям, определения формул соединений, растворимости вещества, энтальпии веществ и переход от одного способа выражения концентрации к другому.

Несомненно, урок-практикум можно расценить как динамичный “тренинг”, но при этом иметь убеждение, что практикум – это весомый рычаг для формирования разных компетенций.

Одной из важнейших компетенций является информационная. Данная компетенция – это владение современными средствами информации. На уроках химии для развития данного вида компетенции проводятся:

- использование словарей-справочников

- подготовка презентаций и дальнейшее применение их в учебной деятельности

- анализ и отбор необходимой информации

- использование Интернет-ресурсов, СМИ при подготовке докладов, презентаций, сообщений, рефератов

При выполнении таких заданий у учащихся будет формироваться не только информационная компетенция, но и накапливаться определённый жизненный опыт.

Одной из важнейших компетенций является коммуникативная. Для формирования этой компетенции можно использовать следующие формы обучения химии:

- решение задач, запись уравнений реакций с комментированием

- устное рецензирование и обсуждение ответов других учащихся

- сдача зачёта в устной форме

- работа в группах, парах : учащиеся совместно изучают определённую тему, решают задачи, обсуждают, спорят, приходят к определённому мнению/результату и высказывают своё суждение другим

- ролевые игры

-использование метода проектов, который подразумевает работу в группе, где у каждого обучающегося есть своя деятельность

Говоря о формировании компетенции на уроке химии нельзя не остановиться на роли самостоятельных работ. Организация самостоятельной работы на уроке - сложная и ответственная работа для учителя. Учитель должен научить учащихся самостоятельно овладевать знания, формировать своё мировоззрение и, главное, научить применять полученные знания.

Самостоятельная работа должна иметь минимум шаблонности, так как одной из её задач является различие познавательных способностей, инициативы и творчества.

Виды самостоятельных работ:

- работа с книгой : рисунок, таблица, график; поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа по тексту, обобщение по теме, работа с первоисточниками

- упражнения : ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные задания

- проверочные работы , тесты

- доклады и рефераты

Каждая самостоятельная работа направлена на формирование системы знаний. В целом все самостоятельные работы содержат конкретный материал, способствуют развитию умений и навыков, а значит формированию компетенции.

В соответствии федеральным государственным стандартом второго поколения ученик – это человек, осознанно выполняющий основы здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Термин “здоровьесбережение”   применяется. Здоровьесберегающая компетенция – это часть ключевой компетенции личного самосовершенствования. Эффективными технологиями для формирования данной компетенции являются:

- использование элементов технологии дифференциированного обучения, то есть строить уроки с учётом индивидуальных возможностей и способностей каждого учащегося

- использование парной работы, где сильный ученик объясняет материал слабому, тем самым создаётся благоприятный климат на уроке

- соблюдение принципа разумного использования компьютера

- для снятия эмоционального напряжения применять на уроке игровые технологии

- на разных этапах урока использовать химические кроссворды, загадки, ребусы, стихотворения

В рамках предметной недели проводить мероприятия следующей тематики:

- Семинар “Спирты. Друзья и враги человечества”

- Конференции “Химия погубит или спасёт мир”, “Планета в опасности”

- Круглый стол “Вредные привычки”, “Здоровый образ жизни”

Темы презентаций:

- Фрукты или пакетированные соки

- Витамины

- Пищевые добавки

- Рациональное питание

- Питание студентов

- Здоровый образ жизни

- Фаст-фуд тебе не друг

Систематическое включение в обучение химии элементов здоровьесберегающих  технологий делает процесс обучения интересным, занимательным, создаёт рабочее настроение, усиливает интерес к предмету химии, приучает к дисциплине и заботе о своём здоровье

Каковы требования к учителю, который реализует компетентностный подход

к обучению?

Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся, подчас не замечая этого. Для успешной реализации данной педагогической концепции необходимы следующие профессиональные качества:

- владение теми компетенциями, которым он обучает

- умение мотивировать учащихся, включать их в разнообразные виды деятельности, вести занятие в режиме диалога и дискуссии, создавать условия для творческой самореализации учащихся

- высокий уровень интеллекта, эрудиции, владение исследовательским и проектным мышлением

- владение компьютерными технологиями и умение использовать их в учебном процессе

- психологическая грамотность (знания основ возрастной психологии обучения)

- способность к критическому самоанализу, к саморефлексии, готовность и желание совершенствовать свою педагогическую деятельность

Для полноценного формирования компетенции успешной педагогической деятельности каждый педагог должен быть знаком со следующими полезными советами, которыми следует руководствоваться:

1) Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с обучением предмету.

2) На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

3) Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности.

4) Необходимо чаще использовать вопрос “Почему?”, чтобы научить мыслить.

5) Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

6) Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

7) Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.

8) Использовать схемы, таблицы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

9) В процессе обучения обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.

10) Поощрять исследовательскую работу учеников.

11) Объясняйте ученикам, что каждый человек найдёт своё место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации своих жизненных планов.

Формирование компетентностей – сложный, целенаправленный процесс. Основу его составляет умение учителя организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и грамотно управлять ею. Сегодня мы наблюдаем переориентацию педагога из передатчика знаний в активного организатора образовательного процесса.

                Литература:

  1. Компетентностный подход в педагогическом образовании / Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. – С-Пб, 2004.
  2. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA –2000. – М., 2005.
  3. В.А. Трайнев. И. В. Трайнев. "Информационные коммуникационные педагогические технологии. М. 2005 г.
  4. Л. И. Кузнецова "Новая технология преподавания химии" Методика преподавания химии. специальностям. Москва. "Просвещение". 1984Научно - методический журнал "Химия в школе"

5.      Аргунова М.В. Ключевые образовательные компетенции. ХвШ,  2009, №3  

6 .Белов П.С. Из опыта формирования химических компетенций учащихся. ХвШ,  2009, № 10

7.  Габриелян О.С., Краснова В.Г. Компетентностный подход в обучении химии.         ХвШ, 2007, № 2.

8. Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций. ХвШ,    2010, № 8, с. 11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Формирование ключевых образовательных компетенций на уроках географии на основе проектной деятельности."

“Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет” – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентностно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынк...

Статья.«Формирование ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС через проектно-исследовательскую деятельность.»

Исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в соврем...

Статья "Формирование иноязычной коммуникативной компетенции через проектную деятельность духовной тематики"

В статье затрагивается актуальная проблема необходимости повышения уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся средней школы. Так как коммуникативная компетенция является очевидной пр...

Формирование экологической культуры школьников через различные формы и методы естественнонаучного образования

Выступление на семинаре "Эффективные практики организации экологических мероприятий с обучающимися"...

Сферы деятельности для создания условий развития личности в школе (в соответствии с требованиями ФГОС к личностным образовательным результатам) через различные формы физической культурой и спортом.

Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Сегодня мы поговорим о воспитательной деятельности  через призм...