Дополнительная образовательная программа "БиБаскет"
рабочая программа по физкультуре по теме

Никенин Андрей Иванович

БиБаскет - разновидность баскетбола, не требующая наличия большой площадки для игры, большого количества игроков в команде. Следовательно, создать команду и провести качественные соревнования возможно даже в малокомплектной школе с маленьким спортивным залом или летней спортивной площадкой. Здесь представлена образовательная программа, рассчитанная на 1 учебный год (6 часов в неделю)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ ДОД ДЮСШ Павлово-Посадского муниципального района

Московской области

Согласована на заседании педсовета           Утверждена приказом директора

Протокол № 41 от 28.08.2013 г.                    № 39 от 02.09.2013 г.

                                                                       

                                                                                                                                                                   

Дополнительная образовательная программа

"БиБаскет ©"

Возраст учащихся: 8-14 лет

Срок реализации: 1 год.

Автор:  Никенин Андрей Иванович,

тренер-преподаватель ДЮСШ высшей категории,

почётный работник общего образования

г. Павловский Посад

2013 год

Паспорт программы.

Дополнительная образовательная программа "БиБаскет - новая разновидность баскетбола"

Организация: МОУ ДОД ДЮСШ Павлово-Посадского муниципального района Московской области

Адрес: г. Павловский Посад, Корнево-Юдинский пер., 16

Телефон 8-49643-23080, 8-49643-23027

Автор Никенин Андрей Иванович, тренер-преподаватель

Целевые группы: Программа может быть реализована для любых социальных групп учащихся, любого возраста, старше 8 лет. Количество учащихся в группе для продуктивной реализации программы зависит от материальных условий реализации (прежде всего размеров спортивного объекта) и квалификации тренера-преподавателя.

Направленность программы: оздоровительно-спортивно-социальная.

Цель программы: вовлечение учащихся в систематические занятия спортом, профилактика асоциального поведения, пропаганда здорового образа жизни.

Задачи:

обучающие:

  • овладеть элементарной техникой для игры в БиБаскет, стритбол, баскетбол
  • овладеть элементарными тактическими умениями для успешной игры в БиБаскет, стритбол, баскетбол
  • овладеть элементарными навыками повышения и поддержания уровня физической подготовки

развивающие:

  • развитие качеств личности: ответственности за свою деятельность, умения работать в коллективе, взаимопомощи,
  • развитие ловкости, скорости, прыгучести, резкости, точности движений

воспитательные:

  • расширение границ познания окружающего мира,
  • воспитание позитивного отношения к жизни,
  • воспитание сбалансированного сочетания заботы о своём здоровье (душевном, духовном, физическом) и ответственностью за процесс и результаты с своей деятельности

Срок реализации программы: 1 учебный год (при необходимости программа может быть легко доработана и расширена до большего срока реализации)

Краткое содержание программы:

Программа содержит необходимый материал для изучения правил БиБаскета, элементарных технических (ведение, передачи, броски мяча, перемещения с мячом и без мяча, работа ног и рук и др.) и тактических (позиции в нападении и защите, взаимодействия игроков и др.) действий для успешного участия в соревнованиях начального уровня. Особое внимание обращено на сбалансированность физической подготовки (выносливость, скорость, ловкость, быстрота и др.) и фактического уровня состояния здоровья учащихся, сочетание физических нагрузок и восстановительных мероприятий (плавание, походы, пргулки и др.). Программа обеспечивает баланс технической, тактической, физической, эмоциональной подготовки учащихся, что позволяет не только участвовать в соревнованиях по БиБаскету, но и успешно заниматься в дальнейшем в секциях ДЮСШ более высокого уровня подготовки. Использование различных педагогических технологий позволяет сделать учебный процесс современным и интересным. Например, просмотр и обсуждение действий учащихся во время соревнований или тренировок, записанных на видео (информационно-компьютерные технологии) способствует стремлению к самосовершенствованию, увеличивает интерес к тренировкам, ускоряет учебный процесс. Сочетание физических нагрузок с постоянным медицинским контролем, восстановительными мероприятиями (здоровьесберегающие технологии) позволяет корректировать этапы освоения программы для каждого конкретного ученика (ориентированно-личностный подход). Большое количество различных игр с мячом (игровые технологии) безусловно увеличивают интерес учащихся к занятиям спортом.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ.

1. Пояснительная записка.

В настоящее время существует и набирает всё большую популярность несколько разновидностей баскетбола, лучшей игры с мячом. Сам баскетбол здесь, конечно, занимает главное место, но и такие его разновидности как игры 5х5 в сокращённом варианте, стритбол завоёвывают всё большую популярность у массового любителя спорта.

Мы предлагаем новую разновидность баскетбола БиБаскет (игра 2х2), которая имеет не только много общего с вышеупомянутыми видами спорта, но и важные существенные (можно сказать принципиальные) различия.

Игра БиБаскет занимает свою вполне определённую нишу в ряду различных разновидностей баскетбола, широко распространённых в современном обществе.

Проанализируем отличия игры БиБаскет (2х2) от игр 1х1, 3х3 (стритбол).

Если сравнить игру 1х1 («один-на-один») и 2х2 (БиБаскет: «два-на-два»), то можно сказать следующее: в игре 1х1 применяются только ведение мяча и броски из различных положений после владения мячом, а также все элементы индивидуальной личной защиты. При игре 2х2 (БиБаскет) технико-тактический арсенал гораздо шире: добавляются различные виды передач и взаимодействий, применяются основные элементы командной личной защиты. При игре 2х2 (БиБаскет)  применяется весь спектр элементарных баскетбольных взаимодействий как в атаке так и в защите.

Если сравнить игру 2х2 (БиБаскет) и игру 3х3 (стритбол), то можно сказать, что при внешней схожести этих игр есть и существенные различия.

В стритболе (3х3) увеличивается количество различных взаимодействий. Это разнообразит игру, но, с другой стороны, часто не требует той чёткости и чистоты исполнения технических элементов, которое необходимо (сама игра заставляет)  при игре 2х2 (БиБаскет). При игре 2х2 (БиБаскет) любому участнику невозможно не принимать активного участия в игре (всего 2 игрока), что наилучшим образом формирует личную ответственность за свои действия. В стритболе же (3х3) это случается достаточно часто, когда третий игрок лишь присутствует на площадке.

Для массовых спортивных соревнований игра 2х2 (БиБаскет) более демократична в том смысле, что организовать боеспособную команду из двух человек гораздо проще, чем из трёх. В массовых детских соревнованиях небольшим школам гораздо проще выставить конкурентоспособную команду из двух человек, т.к. далеко не всегда в одной школе есть  3 и более хороших игрока. «Сильные» же школы могут выставить большее количество команд, что способствует быстрейшему развитию участников, повышению интереса к соревнованиям.

Можно сделать вывод, что при определённых условиях игра 2х2 (БиБаскет), в которой простые баскетбольные взаимодействия необходимо выполнять с большой чёткостью (своего рода «обязательная программа» в баскетболе), в которой невозможно отсидеться за спинами своих товарищей, в которой проще найти большое количество команд хорошего уровня (для данных конкретных соревнований), ничем не уступает популярной сегодня игре 3х3 (стритбол), а в каких-то компонентах и превосходит его.  В связи с этим можно сказать, что игра БиБаскет (2х2) – является «школой» баскетбола, основой для дальнейшего успешного совершенствования спортсмена.

Вместе с тем, что в баскетболе от игроков безусловно требуется высокий уровень физической подготовки, в БиБаскет могут играть люди, не обладающие сверхвыносливостью (время игры значительно меньше), сверхскоростью (далеко бегать не придётся).  Следовательно, БиБаскет гораздо более демократичный вид спорта, в него могут играть гораздо большее количество людей.

С современной сложившейся ситуации, когда здоровье многих людей далеко от идеала, а заниматься спортом всё равно хочется, БиБаскет - это идеальный вариант для занятия спортом.

Если для игры в баскетбол нужна полноценная по размерам и качеству баскетбольная площадка 28х15 метров, то для игры в БиБаскет достаточно небольшой ровной площадки с кольцом 8х12 метров. Следовательно, в школах, где нет полноценного спортивного зала, вполне можно заниматься БиБаскетом на хорошем спортивном уровне.

Для павлово-посадской ДЮСШ и других аналогичных спортивных школ Московской области имеющиеся кадровые и материально-технические ресурсы безусловно могут обеспечить грамотную, квалифицированную работу по обучению детей БиБаскету и участию их в массовых спортивных соревнованиях.

Данная программа, рассчитанная на 1 год обучения, прежде всего может быть рекомендована для детей 8-14 лет, не занимавшихся до этого спортом. Однако, программу можно легко расширить и продолжить для занятий с детьми более старшего возраста, более высокого уровня подготовки, а также для взрослых.

Конечным результатом данной программы являются: интерес к систематическим занятиям спортом, желание продолжить своё спортивное образование, предпочтение здорового образа жизни, понимание значимости коллективистских ценностей, недопустимость асоциального поведения.

Правила БиБаскета соответствуют официальным правилам баскетбола с некоторыми уточнениями (Приложение 1).

2. Цели и задачи.

Цель программы: вовлечение учащихся в систематические занятия спортом, профилактика асоциального поведения, пропаганда здорового образа жизни, подготовка к занятиям спортом на более высоком уровне.

Задачи:

обучающие:

  • овладеть элементарной техникой для игры в БиБаскет, стритбол, баскетбол,
  • овладеть элементарными тактическими умениями для успешной игры в БиБаскет, стритбол, баскетбол,
  • овладеть элементарными навыками повышения и поддержания уровня физической подготовки,

развивающие:

  • развитие качеств личности: ответственности за свою деятельность, умения работать в коллективе, взаимопомощи,
  • развитие ловкости, скорости, прыгучести, резкости, точности движений, выносливости,

воспитательные:

  • расширение границ познания окружающего мира,
  • воспитание позитивного отношения к жизни,
  • воспитание сбалансированного сочетания заботы о своём здоровье (душевном, духовном, физическом) и ответственностью за процесс и результаты с своей деятельности.

3. Содержание Программы

1. Теоретическая часть

2. Практическая часть

    2.1. техническая подготовка

    2.2. тактическая подготовка

    2.3. физическая подготовка

            2.3.1. общая физическая подготовка

            2.3.2. специальная физическая подготовка

    2.4. контрольные нормативы

    2.5. восстановительные мероприятия

    2.6. соревнования

3. Совместная работа с родителями

Учебный план.

№№ п/п

Разделы подготовки

Количество часов

1

Теория

10

2

Практика

266

2.1

Практика: техническая подготовка

75

2.2

Практика: тактическая подготовка

35

2.3

Практика: общая физическая подготовка

46

2.4

Практика: специальная физическая подготовка

40

2.5

Практика: контрольные нормативы

4

2.6

Практика: восстановительные мероприятия

20

2.7

Практика: соревнования

42

2.8

Практика: медицинские обследования

4

ИТОГО

276

Содержание

Тема

Цели

Формы занятий

Техническое оснащение

Теория

История баскетбола, стритбола, БиБаскета

развитие интереса к занятиям

беседы, видеоматериалы, доклады

видео

Техника безопасности при занятиях спортом

сохранить здоровье учащихся

беседы

-

Достижения российских (советских) спортсменов

воспитание патриотизма,

беседы, доклады, видеоматериалы

видео, фото

Правила БиБаскета

подготовка к соревнованиям

беседы, практический показ, изучение схем, видео материалы

схемы, видео, мячи

Личная гигиена при занятиях спортом

сохранение и укрепление здоровья,

беседы, личный пример

-

Что такое "техническая подготовка"?

развитие и систематизация знаний уч-ся

беседы, практические тренировки, видеоматериалы

мячи, видео

Что такое "тактическая подготовка"?

развитие и систематизация знаний уч-ся

беседы, практические тренировки, видеоматериалы

мячи, видео

Техническая подготовка

Упражнения на "чувство мяча", вращения, подбрасывания, жонглирования.

добиться уверенного контроля и манипуляций с мячом

практические тренировки, видеоматериалы

мячи, видео

Различные варианты ведения мяча (левой и правой рукой), переводы, стойка, работа ног.

добиться уверенного ведения мячом при передвижении с ведением

практические тренировки, видеоматериалы

мячи, видео

Различные виды передач мяча (на месте и в движении)

добиться точной передачи мяча в различных ситуациях

практические тренировки, видеоматериалы

мячи, видео

Броски в кольцо (в движении с "2-х шагов", с точки со средней дистанции)

добиться технически правильного броска в кольцо

практические тренировки, видеоматериалы

мячи, видео

Техника передвижений в защите и нападении (стойка, работа ног, вышагивания, постановка заслона и т.д.)

добиться правильного передвижения игроков в различных игровых ситуациях

практические тренировки, видеоматериалы

мячи, видео, схемы

Тактическая подготовка

Расстановка и направление передвижений в игре по БиБаскету

добиться грамотной организации игры в нападении

беседы,

практические тренировки, видеоматериалы

мячи, видео, схемы

Организация игры в защите

добиться грамотной организации игры в защите

беседы,

практические тренировки, видеоматериалы

мячи, видео, схемы

Взаимодействия игроков в нападении

добиться грамотных взаимодействий игроков

беседы,

практические тренировки, видеоматериалы

мячи, видео, схемы

Общая физическая подготовка

Развитие общих физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости и др.

добиться развития общих физических качеств

беседы,

практические тренировки, видеоматериалы

скакалки, мячи, стойки, видео

Специальная физическая подготовка

Развитие специальных физических качеств для игр в БиБаскет и баскетбол.

добиться развития специальных физических качеств

беседы,

практические тренировки, видеоматериалы

мячи, стойки, видео

Контрольные нормативы

Сдача элементарных контрольных нормативов для контроля за изменением уровня физического состояния

добиться положительной динамики изменения результатов контрольных нормативов

практические занятия

секундомер, измерительная рулетка

Восстановительные мероприятия

Плавание в бассейне, походы на природу, прогулки в лес (пешком и на лыжах)

развитие и сохранение здоровья учащихся, повышение интереса к занятиям в группе, воспитание "командного духа"

тренировки необычной формы, посещение бассейна, подвижные игры, мероприятия, совместные с родителями

мячи, походное снаряжение

Соревнования

Тренировочные игры, первенство группы, первенство ДЮСШ, первенство района

воспитание "командного духа", личной ответственности за командный результат, развитие интереса к занятиям спортом

игра

мячи, секундомер, таблицы, протоколы, табло

Медицинские обследования

Измерение ЧСС, давления и др.

Гарантии сохранения здоровья учащихся

измерения

аппарат для измерения давления, секундомер

4. Условия реализации программы.

  • набор детей в группы может быть свободный (все желающие),
  • формы занятий могут быть самые разные (групповые, индивидуальные и т.д.),
  • методика занятий зависит от возраста и психолого-педагогических особенностей детей,
  • занятия можно проводить с детьми любого возраста, начиная с 8 лет,
  • рекомендуемое количество учащихся в одной группе: 12-14 чел.,
  • количество учебных часов в неделю: 6 часов (276 часов в год),
  • занятия проводятся в спортивном зале, на летней баскетбольной площадке,
  • для формирования учебной мотивации желательно придумать название команды (команд), атрибутику, приобрести красивую игровую форму, чаще использовать различные виды соревнований и поощрений,
  • тренера, работающие с баскетбольными группами, безусловно справятся с группами по БиБаскету.

5. Методики и технологии обучения.

  • методы работы и особенности организации учебно-воспитательного процесса зависят от контингента учащихся,
  • целесообразно применять различные общеизвестные педагогические технологии: здоровьесберегающие, дифференцированного обучения, игровые, компьютерно-информационные, личностно-ориентированные и др.,
  • контроль за состоянием и изменением физического состояния учащихся производится при помощи контрольных нормативов (в начале и в конце учебного года),
  • контроль за усвоением учащимися программы производится по итогам соревнований и изучения видеоматериалов,

6. Предполагаемые результаты.

  • овладение технико-тактическими действиями в игре (соревнования по БиБаскету);
  • умение организовать команду;
  • умение ставить перед собой цели  и решать их;
  • повышение уровня интеллектуальной и физической подготовки (контрольные нормативы);
  • повышение уровня интереса к здоровому образу жизни вообще и к занятиям спортом и учебному процессу в частности;
  • улучшение физического и морального состояний учащихся.

7. Литература.

  • личные разработки,
  • "Официальные правила баскетбола",
  • "Баскетбол", учебник для вузов физической культуры под редакцией Ю.М.Портнова, М., 1997 г.
  • Bob Cousy, Frank G. Power "Basketball concepts and techniques", Boston, 1970
  • В.М. Бурмыкин "Особенности методики обучения игре в баскетбол", Тула, 2009 г.
  • материалы педагогического портала www.nsportal.ru 
  • материалы сайта Российской Федерации баскетбола www.basket.ru 

Приложение.  Правила БиБаскета.

Правила БиБаскета основываются на правилах баскетбола, но имеют некоторые нюансы:

  • Состав команды: 1 тренер и 3 игрока. Играют 2х2 (один игрок запасной)
  • Продолжительность игры: 2 тайма по 4 мин. чистого времени. (Для детей до 12 лет – 2 тайма по 3 мин.) Между таймами – перерыв 30 с.
  • Выполнение всех  технических элементов должно соответствовать правилам игры в баскетбол (ведение мяча, передачи мяча и т.д.)
  • Разметка площадки: кольцо и трёхсекундная зона, семиметровая точка (на линии, перпендикулярной линии щита, в семи метрах от кольца.
  • Подсчёт очков: попадание с игры – 2 очка (в некоторых вариациях правил может быть введён 3-х очковый бросок, если позволяют условия), попадание со штрафного – 1 очко
  • Правило «3-х секунд» нахождения игрока в зоне соперника применяется.
  • Команда имеет право владеть мячом 15 сек. Если атака с обязательным касанием кольца за это время не состоялась, то мяч передаётся другой команде для возобновления игры от 7-ми метровой точки.
  • Игра начинается из точки перед кольцом, удалённой от кольца на расстояние 7 метров. (защитник в момент «чека» должен находиться на расстоянии не ближе 1,5 м от нападающего).
  • Перед началом игры по 1 игроку каждой команды бросают по 1 штрафному броску с целью выявить команду, которая будет владеть мячом первой. Если оба броска были удачными (или неудачными), то 1 штрафному броску выполняют следующие игроки. Если и в этом случае не удалось выявить начинающую игру команду, то по 1 штрафному могут бросать любые из трёх заявленных на игру игроков.
  • Любой фол при броске пробивается: 2 штрафных броска с подбором. Если команда получает пятый (и последующие фолы, считая от начала матча), то, если этот фол зафиксирован не при броске, атакующая команда пробивает 1 штрафной бросок (без подбора) и возобновляет игру после «чека» в районе 7-ми метровой точки.
  • Если после атаки команды А мячом овладевает команда В, то для того, чтобы атаковать кольцо игроки команды В должны вывести мяч (ведением или передачей) за линию штрафного броска.
  • Любая команда имеет право на 1 тридцатисекундный тайм-аут на протяжении матча в любой момент, когда время остановлено.
  • Игровое время фиксируется судьёй-секундометристом. Время останавливается при любом нарушении правил и когда мяч с игры забит в кольцо. Отсчёт времени продолжается с началом следующего игрового момента (согласно правилам баскетбола).
  • Если по истечении игрового времени счёт равный, то каждая команда выполняет по 1 штрафному броску (и т.д.). Бросок может выполнять любой из трёх заявленных игроков команды, имеющих право играть на данный момент.
  • За грубый, неспортивный или технический фол команда наказывается пробитием 2 штрафных бросков (без подбора с последующим владением)
  • Персональные фолы не учитываются. Неспортивные или технические фолы игроку или тренеру заносятся в протокол. При повторном получении неспортивного или технического фола игрок или тренер дисквалифицируются до конца матча.
  • При фиксировании судьёй «спорного мяча» применяется правило поочерёдного владения.
  • Правила, о которых не сказано выше, полностью соответствуют официальным правилам игры в баскетбол.
  • Оборудование: баскетбольный щит, мяч (№5, №6 или №7 – в соответствии с полом и возрастом игроков, как в баскетболе), секундомер, протокол матча (название и составы команд, командные фолы, счёт, тайм-ауты).
  • Судьи: судья в поле (должен иметь свисток), судья-секретарь, судья-секундометрист. При играх на нескольких щитах одновременно необходимо наличие судьи в поле, судьи-секретаря и судьи-секундометриста на каждом щите.  Общее руководство соревнованиями осуществляет главный судья. Главный секретарь ведет подсчёт результатов, заполняет таблицы соревнований, систематизирует протоколы игр, подводит итоги.
  • Форма команд соответствует правилам игры в баскетбол. При этом может быть достаточно иметь не одинаковую форму, а форму в одинаковой цветовой гамме.

Примечание.  

  • Название игры «БиБаскет» придумано в Павловском Посаде Московской области и означает «игра в баскетбол 2х2».
  • Правила игры БиБаскет  разработаны тренером-преподавателем ДЮСШ Павлово-Посадского района Никениным Андреем Ивановичем совместно с педагогическим коллективом в на основе правил игры в баскетбол и стритбол, адаптированных к данной конкретной игре (БиБаскет).  
  • Игра БиБаскет апробирована в учебно-тренировочном процессе ДЮСШ  и на учебно-тренировочном сборе летом 2013 года. Проведены пробные соревнования «первенство ДЮСШ», которые вызвали интерес у юных спортсменов и подтвердили сделанные здесь предположения и выводы относительно зрелищности, техничности, популярности нового вида спорта «БиБаскет».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...