Социализация личности
статья по физкультуре на тему

Иващенко Вячеслав Васильевич

Информация для родителей о пользе метода проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_lichnosti_-publikatsiya_na_sayt.docx14.33 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление Иващенко Вячеслава Васильевича на общешкольном родительском собрании по теме:

 «Социализация личности. Общеобразовательный аспект».

 Информация для родителей о пользе метода проектов:

Проектно – исследовательская технология – педагогический ключ к решению важных проблем, возникших в системе общего образования. Причём, что особенно ценно, эта технология позволяет решать данные проблемы без дополнительных финансовых затрат, на невозможность обходиться без которых ссылаются многие. Так, при использовании проектно – исследовательской технологии не нужно в обязательном порядке менять школьный учебный план, содержание образовательных программ, приобретать новые учебники для учащихся и учебные пособия для учителей. Фактически можно добиваться выполнения целей, определенных Типовым положением об общеобразовательном учреждении и стоящих перед каждой школой, если опираться на такую педагогическую технологию, которая позволит превратить обычный в школе учебный процесс в образовательный. Ведь согласно закону  РФ « Об образовании» понятие « образование» рассматривается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней». Таким образом, понятия «образование» и «обучение» - не синонимы: « образование» включает в себя не только обучение, но и целенаправленное влияние на личность учащегося. А обращение к формулировкам целей образовательного учреждения (согласно Типовому положению, утверждённому Правительством РФ) показывает, что в общественном смысле эти цели как раз направлены на социализацию личности. Для этого стоит вдуматься в формулировку: « формирование общей культуры личности»,                      « адаптация личности к жизни в обществе», «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам личности, любви к окружающей природе, Родине, семье», «формирование здорового образа жизни».

Вот почему в общеобразовательных учреждениях РФ необходимо реализовать личностно – ориентированный подход к учащимся. Это даёт возможность влиять на развитие не только интеллектуальной сферы учащихся, но и остальных их психологических сфер. Однако личностно – ориентированный подход останется всего лишь лозунгом, если не найти путей его реализации. Таким путём может стать проектно – исследовательская технология, позволяющая педагогически целенаправленно влиять, помимо интеллектуальной сферы учащихся, также на мотивационно – волевую и нравственно – эмоциональную. А это уже решает проблему превращения учебного процесса в подлинно образовательный. В МКОУ Петропавловской СОШ переход от обычного учебного к требующемуся образовательному процессу совершается успешно при активной роли администрации учреждения и творческом подходе к освоению программного материала со стороны учителей.  

Психолого-педагогический взгляд: Когда речь заходит об обновлении содержания образования, школьные учителя представляют это как введение в учебный план новых предметов или замену одних разделов образовательной программы другими. В значительной степени так оно и есть. Однако психолого-педагогический взгляд на обновление содержание образования дает основание видеть в этом процессе и другую сторону. Ведь до сих пор содержанием образования был вербальный учебный материал: учитель рассказывает учащимся, в учебниках – изложение материала с помощью слов. При пользовании ТСО школьники получают словесный комментарий изображений, ситуаций, происходящих событий и т.д. Но проектно – исследовательская технология в соответствии с общими тенденциями развития педагогики дает возможность реализовать обновление содержания образования путём его распространения с вербального учебного материала на деятельность учащихся, их переживания и отношение к изучаемым событиям, фактам, персонажам и т.д. В этом случае материал усваивается не просто как хорошо заученный, но и прошедший через внутреннюю оценку школьника: согласен – не согласен, нравится – не нравится, так - не так, принимается – отвергается, доволен – не доволен, убеждён – не убеждён. Лишь при этом реализуется воспитательная цель уроков, потому что воспитание – это формирование чувств и потребностей и при этом привитие убеждений, а не просто знание  морали, которую далеко не все её знающие выполняют. Вот почему мнение учащихся об изучаемом материале играет большую роль в формировании их взглядов, вкусов и убеждений. И учителю предоставляется возможность активно участвовать в этом процессе. Чем раньше растущий человек получит для себя жизненные ориентиры, тем глубже у него будет убеждённость в важнейших нравственных ценностях. Особенностью восприятия в условиях личностно ориентированного обучения является субъектная позиция ученика, когда им осуществляется активная деятельность по выявлению неосвоенной области (проблемы) – сравнение, сопоставление, выявление закономерности; практическое освоение выбранного, оптимального для ученика способа: в конце концов, как результат деятельности ребёнок не только усваивает информацию, но и переживает чувства сопричастности к коллективному поиску и удовлетворения от его результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития " Социализация личности как одно из условий модернизации образования"

В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации обр...

Социализация личности ребенка в условиях общеобразовательной школы

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого- педагогические условия через содержание учебных предметов и ад...

Программа работы экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка»

Программа данной экспериментальной площадки была успешно реализована на базе Панаевской школы-интерната в 2008-2011 годах. Наработки, созданные в ходе реализации Программы эксперимента, получили одобр...

Подпрограмма к программе муниципальной экспериментальной площадки «Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личности подростка» «Азы журналистики»

Печатается по решению методического совета в рамках реализации программы работы муниципальной экспериментальной площадки«Профессиональное самоопределение как одно из условий успешной социализации личн...

социализация личности через соприкосновение с "прекрасным"

 Музыку часто называют главным из искусств. Наверное, нет человека, который бы вообще не любил музыку. В нашем проекте мы размышляли над вопросом - для  чего служит музыка, какова ее...

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ

В статье раскрыты понятия "социализация", "адаптация", "социальная адаптация", обозначены причины социальной дезадаптации, поднимается вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей...

Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации

Педагогика и психология профессиональной деятельности...