Использование инновационных педагогических технологий в системной работе учителя физической культуры
презентация к уроку по физкультуре

Плугатрева Раиса Александровна

Программа обучения физической культуре предусматривает большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий является неотъемлемой частью образовательного процесса.

В рамках реализации ФГОС в нашу школу поступило достаточное количество компьютерной техники (компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски) для проведения уроков с компьютерной поддержкой.

Наиболее наглядным способом объяснения техники выполнения разучиваемых движений, освещения теоретических вопросов различных направлений и т.д. на уроках физической культуры является демонстрация материала с помощью электронных презентаций.

В данной работе я хочу рассмотреть возможность использования программы Power Point для создания обучающих презентаций на уроках физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю вариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Проектирование учебного занятия

на основе современных информационных технологий»

по теме:

«Использование презентаций Power Point

на уроках физической культуры»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: с 13  по 17 января 2014 года

Выполнила: Плугатрева Раиса Александровна,

учитель физической культуры

 ГБОУ СОШ с. Утевка м.р. Нефтегорский

2014г.


Оглавление

Введение        

Основная часть        

1.Анализ недостатков  условий и результатов процесса обучения        

2. Возможности и ограничения использования обучающих презентаций на уроках физической культуры        

3.Проект  учебного занятия с использованием обучающей презентации PowerPoint        

4.Требования к условиям организации учебного процесса с использованием современных информационных технологий        

5.Новый образовательный результат, сформированный у обучающихся        

Заключение        

Основные источники        


Введение

Программа обучения физической культуре предусматривает большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий является неотъемлемой частью образовательного процесса.

В рамках реализации ФГОС в нашу школу поступило достаточное количество компьютерной техники (компьютеры, мультимедийные проекторы, интерактивные доски) для проведения уроков с компьютерной поддержкой.

Наиболее наглядным способом объяснения техники выполнения разучиваемых движений, освещения теоретических вопросов различных направлений и т.д. на уроках физической культуры является демонстрация материала с помощью электронных презентаций.

В данной работе я хочу рассмотреть возможность использования программы Power Point для создания обучающих презентаций на уроках физической культуры


Основная часть

1.Анализ недостатков  условий и результатов процесса обучения

Ключевое место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие учащемуся адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность. Но традиционные условия обучения не могут в полном объеме обеспечить достижения поставленных перед учителем задач подготовки учащихся. В связи с этим у учащихся наблюдается:

  • недостаточная двигательная активность;
  • отсутствие  интереса к физической культуре и спорту;
  • разный уровень учебных возможностей школьников
  • недостаточная образованность учащихся в сфере физической культуры.

Наряду с этим использование компьютерных технологий, в частности обучающих презентаций, позволит модифицировать учебный процесс и гарантирует большую эффективность в достижении результатов обучения. В Таблице 1 представлено сравнение условий текущего процесса обучения и условий процесса обучения с применением обучающих презентаций:

Таблица 1 Анализ условий процесса обучения

Реальная ситуация условий процесса обучения (недостатки)

Желаемая ситуация условий  процесса обучения

  1. Техника выполнения разучиваемых упражнений объясняется устно

  1. Техника выполнения разучиваемых упражнений демонстрируется с помощью звука, текста, изображений, анимаций и видеоматериалов

  1. Частичное восприятие информации учащимся из-за отсутствия зрительной концентрации внимания
  2. Не всегда имеется возможность продемонстрировать ту или иную технику выполнения упражнений
  1. Концентрация внимания на слайдах презентации, как следствие – полное восприятие информации
  2. Любое упражнение может быть продемонстрировано в эталонном исполнении
  1. При демонстрации учителем упражнения нет возможности «замедлить» процесс выполнения упражнения для детального разбора техники
  1. Возможность разбить на фазы определенное двигательное действие.

  1. Учащийся не может видеть со стороны ошибки, которые он совершает в процессе выполнения упражнения

  1. Возможность проанализировать и исправить совершенные в процессе выполнения упражнения ошибки после просмотра видеозаписи со своим участием
  1. Отсутствие мотивации к обучению

  1. Благодаря разнообразным методам  и технологиям у учащихся повышается интерес, мотивация к предмету.
  1. Не учитываются индивидуальные особенности учащихся

  1. Возможность корректировки техники выполнения упражнений с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

2. Возможности и ограничения использования обучающих презентаций на уроках физической культуры

Применение презентаций возможно на всех этапах урока: при изучении нового материала, на стадии закрепления знаний, на этапе повторения материала, при контроле знаний, а так же при выполнении домашнего задания.

Демонстрационные материалы, которые повышают наглядность, и эффективность словесных методов в изобилии встречаются в предметных цифровых образовательных ресурсах: плакаты или слайды, плакаты-иллюстрации, плакаты-схемы, интерактивные плакаты, комплексные интерактивные таблицы. Включение таких материалов в структуру урока не только повысит интерес учащихся, поскольку практически все материалы ресурсов выполнены на высоком уровне, но и сэкономит время учителя на подготовку к данному уроку. В случае, если педагог не нашел уже готовых интересующих его материалов, он может самостоятельно их создать. Создание собственных иллюстративных материалов таких как рисунки, схемы (например, при объяснении выполнения упражнений) довольно просто осуществляется в программе PowerPoint, которая является общедоступной в образовательных учреждениях.

Так же программа позволяет осуществить демонстрацию фильмов, видео-образцов. Видеоролики, анимации иллюстрирующие пути решения изучаемых вопросов не только не займут много времени (по продолжительности они не более 7 минут), но и смогут быть остановлены в любое удобное для рассказчика время. Объяснение нового материала с помощью презентации облегчит восприятие материала учащимися, т.к. описываемый объект или его модель всегда находится перед глазами.

Для более наглядного проведения практических занятий используются различные фотографии, рисунки, слайды, видеоролики, которые характеризуют поставленную практическую задачу.

При применении информационных технологий следует учесть возможные медицинские и психологические ограничения. Демонстрация презентации не должна занимать более 15 минут подряд. Так же необходимо учесть, что слишком частое использование информационных технологий в течение многих уроков подряд приводит к потере интереса к ним.

3.Проект  учебного занятия с использованием обучающей презентации PowerPoint

При планировании урока с использованием презентаций PowerPoint необходимо продумать отдельные элементы занятия, в которых используется компьютер, предусмотреть интеграцию традиционных и интерактивных средств обучения, разрабатотать способы управления познавательной деятельностью учащихся в ходе занятия с учетом выявленных возможностей и ограничений использования ИТ.

Особое внимание обращается на:

- представление в удобной форме различных спортивных процессов, протекающих в реальности с большой скоростью (бег, прыжки и другие двигательные действия) и трудных для наглядной демонстрации на обычных уроках;

- компенсацию с помощью техники недостатка наглядных пособий на уроке физической культуры;

- использование компьютера для формирования у школьника правильного представления о технике двигательного действия.

Цель урока: Изучение  нового материала по теме: «Техника игры в волейбол. Обучение подачам и передачам мяча».

Образовательные задачи урока: 

  1. Знакомство с основами техники игры в нападении.
  2. Обучение технике подачи мяча сверху и внизу и знакомство с основами техники передачи мяча двумя руками сверху и одной рукой сверху.
  3. Развитие игрового мышления посредством подвижных игр с элементами волейбола.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать взаимопонимание учащихся.
  2. Воспитывать внимание.
  3. Воспитывать чувство последовательности.
  4. Воспитывать командный дух и соперничество.

Место проведения: 

  • Спортивный зал.

Инвентарь и оборудование: 

  • Мультимедийный проектор.
  • Компьютер.
  • Волейбольные мячи.
  • Волейбольная сетка.

Демонстрационные материалы:

  • Презентация PowerPoint «Техника игры в волейбол. Обучение передачам и подачам мяча»

Ход урока

№ п/п

Этап урока

Содержание урока

Организационно-методические указания

Время

I Подготовительная часть 7 мин

1.

Организация учащихся

Построение по уровню физической подготовленности.

Фронтальный метод

Обратить внимание на внешний вид обучающихся, самочувствие

30 сек

Приветствие.

30 сек

2

Актуализация знаний

Сообщение задач урока.

1мин

Инструктаж по технике безопасности во время игры

Учитель обращает внимание на особо опасные возможные действия учащихся

2 мин

Повторение основных составляющих техники игры в волейбол.

Презентация Слайд 2

Демонстрирует схему техники игры, определяет наличие пробелов в знаниях обучающихся.

3 мин

II Основная часть 28 мин

3

Теоретическая часть урока. Изложение нового материала

Техника подачи мяча

Презентация

Слайд 3-5

Демонстрация техники нижней прямой, нижней боковой, верхненй прямой подач и подач в прыжке. Постановка проблемы. Мотивация деятельности учащихся для решения поставленных задач

7 мин

4

Разминка

Ходьба на носках, пятках, на внутренней стороне стопы, внешней стороне стопы.

Бег по залу, медленный и со сменой направления.

ОРУ

Следить за правильной осанкой обучающихся

5 мин

5

Практическая часть

Освоение ударного движения при подаче, тренировка подач

Презентация

Слайд 6

Постановка задач освоения техники подачи. Контроль правильности выполнения упражнений с учетом физической подготовленности учащихся

10 мин

Тренировочная игра

Определение наличия пробелов в подготовке обучающихся.

7 мин

III Заключительная часть 5 мин

Подведение итогов урока.

Выставление оценок

Корректирова итогов урока

3

Домашнее задание

Имитация у зеркала техники подачи

Разъясняет особенности выполнения домашнего задания.

2

4.Требования к условиям организации учебного процесса с использованием современных информационных технологий

Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с техническим оснащением образовательного учреждения. С учетом специфики проведения занитий по физической культуре целесообразней всего использование одного персонального компьютера (ноутбука) и проектора, который будет располагаться непосредственно в спортивном зале, т.к.:

  • не предусмотрена самостоятельная работа учащихся;
  • предусмотрены компьютерные демонстрации для иллюстрации в воспроизведения изучаемого материала;

Для проведения уроков  с  применением  ИКТ  необходима тщательная подготовка мест занятий,  проверка  всех  соединений  на  компьютере,  мониторе и  другой  технике, т.к.в случае какой либо  поломки  нарушается  вся  стройная  система  проведения  урока.  Отсюда  и  высокие  требования  к  подготовке  учителя  и  его  совершенные  знания  применяемой  аппаратуры.  

5.Новый образовательный результат, сформированный у обучающихся

Результатами использования обучающих презентаций PowerPoint на уроках физкультуры являются:

  • повышение посещаемости занятий;
  • -повышение активности познавательной деятельности и эффективности и качества процесса обучения;
  • углубление межпредметных связей;
  • росту успеваемости учащихся по предмету
  • эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
  • применение знаний и умений в жизни (на отдыхе, в летних лагерях); 
  • увеличение объема и оптимизация поиска информации;
  • развитие коммуникативных способностей;

Заключение

Использование презентаций PowerPoint в учебном процессе является обязательным условием для достижения высоких результатов  у учащихся. Правильное использование ИТ делает урок более многогранным, интересным и ярким, что в свою очередь стимулирует познавательный интерес к физической культуре, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствует повышению качества образования.


Основные источники

  1. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», 2010.
  2. Вишневская С.О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках /С.О.Вишневская //Интернет-журнал "Эйдос". – 2009.
  3. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М.: Дрофа, 2010.
  4. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. СПб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь; М.: Сфера, 2010.
  5. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009.
  6. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат, Издательство: Академия, 2009
  7. Чернобай Е. В. Методика конструирования урока с использованием электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2010. – № 1. – С . 11-14.
  8. Черных, В.В. Использование компьютерных технологий в образовании /В.В.Черных //Российское образование. - 2009. - № 11. – 24 с.

Нормативные документы

  1. Закон РФ об образовании № 273 ФЗ
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
  3. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189
  4. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)
  5. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
  6. ФГОС  полного общего образования.
  7. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.
  8. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.

Дополнительные источники

  1. Дронов В. П., Кондаков А. М. Новый стандарт общего образования – идеологический фундамент российской школы // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 22
  2. Проектирование компетентностно-ориентированной образовательной среды: Монография / под ред. Н.А. Рыбакиной. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.
  3. Шмелькова Л. В. Требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся вопросах и ответах // Администратор образования. – 2011. – № 10. – С. 79-82.

Интернет-ресурсы

  1. Российское образование. Федеральный образовательный портал: [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru. (Дата обращения: 01.12.2013)
  2. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: [Электронный ресурс]. URL: http://window.edu.ru. (Дата обращения: 01.12.2013)
  3. Электронные образовательные ресурсы: [Электронный ресурс]. URL: http://www.eor-np.ru. (Дата обращения: 01.12.2013)
  4. Федеральный центр иноформационно-образовательных ресурсов: [Электронный ресурс]. URL: http://fcior.edu.ru. (Дата обращения: 01.12.2013)
  5.  http://ito.edu.ru/2003/VII/VII-0-1673.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных педагогических технологии в системной работе учителя физической культуры.

Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика  в области физической культуры, так как у многих учеников отсутствует мотивация заниматься...

Современные педагогические технологии в работе учителя физической культуры

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя физической культуры в соответствии с ФГОС»

Статья раскрывает актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в ОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности....

Использование метода учебного проекта в практике работы учителя физической культуры

Поиск новых стратегий в преподавании теоретической части физической культуры....

Инновационные педагогические технологии в практике работы учителя

Практика успешного применения кейс-технологий на уроках английского языка...

Использование технологии личностно-ориентированного обучения. (И. С. Якиманская, Л.И. Божович) в работе учителя физической культуры.

По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели ...