Технологии применяемые в работе учителя физической культуры
статья по физкультуре

Яговцева Наталья Ивановна

Технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_primenyaemye_v_rabote_uchitelya_fk.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры в начальных классах.

( учитель физической культуры МБОУ СОШ п.Таежный Яговцева Наталья Ивановна)

Приоритетным направлением в работе каждого учителя является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и внеклассных занятиях. Поэтому современный педагог должен в совершенстве владеть знаниями в области этих технологий и успешно применять их на своих уроках. Учитель, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческие потенциалы обучающихся.

Здоровьесберегающая технология, применяемая в системе образования, выделяет несколько групп, отличающихся разными подходами к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы. Для меня, как учителя физкультуры, близки физкультурно-оздоровительные технологии. Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения в своей работе я применяю следующие группы средств:

  • средства двигательной направленности;
  • оздоровительные силы природы (проведение занятий на свежем воздухе);
  • гигиенические факторы (выполнение санитарно-гигиенических требований; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д)

Опыт работы и практика показывают, что применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей тоже не теряет актуальности. Каждому возрасту соответствует свой набор игр, хотя бывают и исключения. Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным. Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям. Позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Игровые формы работы в учебном процессе несут ряд функций:

  • обучающая;
  • воспитательная;
  • коррекционно-развивающая;
  • психотехническая;
  • коммуникативная;
  • развлекательная;
  • релаксационная.

Особое внимание следует уделять подвижным играм в начальном и среднем звене, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми. И, конечно, подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений. В разделе программы «Легкая атлетика» я использую подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы «Спортивные игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами единоборств.

В ходе модернизации образования, одной из основных задач в преподавании предмета «физическая культура» становится освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.

Практика показывает, что наиболее рациональным является внедрение метода проектов. Это позволяет решать сразу несколько задач:

  • развитие личностных компетентностей учащихся;
  • интегрированность процесса обучения;
  • экономия времени на самом уроке.

Проекты на уроках физкультуры - это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д. Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: самостоятельный сбор учащимися материала по теме, теоретическое обоснование необходимости выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Информация, самостоятельно добытая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становится компетентным и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Проектные технологии позволяют сделать из урока двигательной активности в урок образовательного направления. В школе есть учащиеся, имеющие ограничения в двигательной активности, для которых такой вид деятельности дает возможность проявить себя. Ребята с удовольствием участвуют в создании проекта и любят выступать перед своими сверстниками с результатом своего труда.

ИКТ. Использование презентаций на уроках позволяет более подробно и наглядно предоставлять теоретический материал, что делает процесс образования наиболее эффективным. Этот вид работы я использую при изучении техники выполнения разучиваемых движений, так как с помощью наглядной картинки данное движение можно разбивать не только на этапы выполнения, но и более короткие фрагменты и создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий. Так же презентации успешно использую на теоретических уроках по изучению истории физической культуры, техники безопасности на уроках, основам здорового образа жизни, для проведения тестирования ит.д.

С помощью применения технологии уровневой дифференциации в обучении на своих уроках мы не только развиваем двигательную активность учащихся, но и укрепляем здоровье детей. Основные результаты занятий – профилактика заболеваемости у детей, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, возможность каждому реализоваться, добиваться успеха.

Данный вид технологии применяю по следующим направлениям:

  • даю задания с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса к предмету;
  • веду учет не только достигнутого результата, но и динамики изменений физической подготовленности ученика;
  • учитываю распределение учащихся на медицинские группы с учетом состояния здоровья;
  • отдельные задания для учеников специальной медицинской группы;
  • для учеников, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработаны темы рефератов, кроссворды, и другие задания на тему ФК и спорта.
  • привлекаю учащихся к участию во внутришкольных соревнованиях;
  • для одаренных учащихся в районных соревнованиях.

Технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личностных (социально-значимых) качеств, учащихся посредством учебных предметов. В начале учебного года выявляю уровень физической подготовленности с помощью тестов и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских карт). Личностно- ориентированный и дифференцированный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости учеников по физической культуре, а учащимся с высоким уровнем не интересно на уроках, рассчитанным на среднего ученика. Помимо деления обучающихся на основную и подготовительную группы, я в каждом классе с помощью наблюдения делю детей на четыре психологических типа - активный, замкнутый, взрывной и зависимый. Процесс физического воспитания становится более эффективным при использовании упражнений, воздействующих на физическую и психическую сферы с учетом типа ребёнка. Для наибольшей эффективности проводимых занятий эти особенности я учитываю в каждой части каждого урока.

Содержание личностно-ориентированного обучения - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства.

1.Обучение двигательным действиям. Провожу целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня подготовленности обучающихся с целью более качественного выполнения упражнения. На уроке обязательно провожу индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья обучающихся.

2.Развитие физических качеств. Дифференцированное развитие физических качеств, в группах разной подготовленности осуществляю с использованием как одинаковых, так и разных средств, и методов, но величина нагрузки планируется разная, в результате чего уровень физической подготовленности обучающихся должен улучшаться по сравнению с исходным уровнем.

3.Дифференцированное выставление отметки. При оценке физической подготовленности учащихся учитываю, как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываю и теоретические знания, и технику выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. В работе применяю методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убеждать в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Временно освобожденные обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе присутствуют на уроках: помогают в подготовке инвентаря, судействе. В играх им интересны посильные роли, в эстафетах назначаю их капитанами команд для организации детей и помощи с дисциплиной, они принимают участие в допустимых заданиях, знакомятся на уроках с теоретическими сведениями, с техникой выполнения некоторых двигательных действий, не требующих больших энергетических затрат, выполняют упражнения, рекомендованные врачом.

Данная технология облегчает процесс обучения, к намеченной цели ученик подходит с постепенным накоплением запаса двигательных умений, из которых и формируется нужное действие.

Список литературы:

  1. Трещалин В.Ф. Формируя навыки самостоятельности. \\ Физическая культура в школе, №3, 1993.
  2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. – М., «Вако», 2004.
  3. Столяров В.И. Состояние и методологические основы разработки новой теории физического воспитания – Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2013.
  4. Б.Х.Ланда Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2008.
  5. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – №2
  6. Рабочая программа по физической культуре в 1-4 классах общеобразовательных учреждений: Программа М.: Вентана-Граф,2013 (ФГОС) Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н. В. Полянская, С.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Привлечь ребенка к самостоятельным занятиям спортом, отвлечь от пагубных привычек....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Аналитические материалы по реализации программы "Укрепление и сохранение здоровья школьников"...

Использование инновационных педагогических технологии в системной работе учителя физической культуры.

Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика  в области физической культуры, так как у многих учеников отсутствует мотивация заниматься...

Использование инновационных педагогических технологий в системной работе учителя физической культуры

Программа обучения физической культуре предусматривает большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных техн...

Современные педагогические технологии в работе учителя физической культуры

Сегодня нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт – общепризнанные материальные и духовные ценности...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя физической культуры в соответствии с ФГОС»

Статья раскрывает актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в ОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры аспекты реализации требований ФГОС

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...