ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К СОРЕВНОВАНИЯМ
статья по физкультуре на тему

Маргарита Михайловна Домрачева

Успешное выступление учащегося в соревнованиях зависит не только от его физической подготовленности, но и от его психологической готовности. Психологическая подготовка – это важный и обязательный элемент  в тренировочном процессе. Психологическая подготовка к соревнованиям направлена  на формирование свойств и качеств личности, психических состояний, которыми обусловлена результативность и стабильность соревновательной деятельности. На практике применяют два типа психологической подготовки: общая и специальная. Общая психологическая подготовка не может ограничиваться совершенствованием только физических качеств, а должна быть всесторонней, направленной на развитие гармоничной личности. Основной ее целью является воспитание устойчивых норм поведения, коррекция тех отрицательных личностных качеств, которые присущи данному спортсмену и усиление положительных свойств и качеств личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К СОРЕВНОВАНИЯМ

Успешное выступление учащегося в соревнованиях зависит не только от его физической подготовленности, но и от его психологической готовности. Психологическая подготовка – это важный и обязательный элемент  в тренировочном процессе. Психологическая подготовка к соревнованиям направлена  на формирование свойств и качеств личности, психических состояний, которыми обусловлена результативность и стабильность соревновательной деятельности. На практике применяют два типа психологической подготовки: общая и специальная. Общая психологическая подготовка не может ограничиваться совершенствованием только физических качеств, а должна быть всесторонней, направленной на развитие гармоничной личности. Основной ее целью является воспитание устойчивых норм поведения, коррекция тех отрицательных личностных качеств, которые присущи данному спортсмену и усиление положительных свойств и качеств личности.

В процессе психологической подготовки спортсмена педагог воздействует как на сознание, так и на подсознание учащегося. Основным методом воздействия на сознание спортсмена является убеждение, поощрение. Воздействие педагога дополняется самовоспитанием учащегося.  Воспитательная работа проводится в различных формах.

Каждая из них решает вполне определенные задачи, используя при этом те или иные рычаги развития личности, интересы и потребности учащегося, формирует на этой основе качества или умения. Формы могут быть массовыми, групповыми или индивидуальными. К ним относятся круглые столы, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, акции милосердия, веселые старты и эстафеты, спартакиады и другие мероприятия.

Психологическая подготовка неразрывно связана с физической, технической и тактической подготовкой. Одновременно с развитием физических качеств формируются необходимые психические свойства личности. Психические свойства учащегося складываются под влиянием условий жизни.

Уже в раннем возрасте можно увидеть проявившийся характер, который зависит от интенсивности психических процессов.

Уравновешенный, активный с положительным настроем, такой тип характерен для сангвиников. К холерикам относятся дети с чрезмерной подвижностью, энергичностью. К флегматикам относятся дети с медлительным, слишком спокойным темпераментом. Смена настроений происходит медленно, но при этом сам характер очень сильный. Такие дети отличаются большой работоспособностью. Меланхолики – эмоционально неустойчивы и очень капризны, чутко реагируют на непривычные условия. Такие дети часто нуждаются в поддержке и одобрении педагога.

На предсоревновательной подготовке главной задачей является формирование у спортсменов состояния готовности к предстоящему выступлению. Ученые установили, что результативность во многом зависит  от состояния нервной системы и темперамента, которые необходимо учитывать при подготовке к каждому конкретному соревнованию. Психическая подготовка не менее значима, чем физическая, техническая тактическая.

Наряду с хорошей тренированностью важно сохранить в спортсмене психическую свежесть, стартовую готовность. Психологическая готовность учащегося к соревнованиям характерна спокойствием, уверенностью в себе, в своих силах. Такое состояние способствует раскрытию резервных возможностей организма. А состояние спокойной боевой уверенности достигается в результате воздействия на сознание спортсмена. В содержание лекций и бесед включают обучение приемам поведения в экстремальных ситуациях, объяснение особенностей психических состояний,  характерных для спорта. На соревнованиях излишнее волнение или чрезмерное спокойствие, страх поражения или самоуверенность могут помешать в достижении хорошего результата. Особые требования к совершенствованию психических качеств, предъявляет выносливость – способность организма учащегося противостоять утомлению. Без утомления нет тренировочного эффекта, без преодоления усталости нельзя совершенствовать выносливость и волевые качества. Продолжительные упражнения воспитывают терпение, настойчивость и упорство.

При работе на выносливость положительным фактором является категоричность установки на обязательное выполнение тренировочного задания. Большое значение для воспитания воли имеет формирование устойчивой мотивации, побуждающей спортсмена к достижению поставленной цели и решению конкретных задач. Волевые усилия и качества  воспитываются и развиваются в процессе преодоления препятствий и трудностей.

Препятствием могут быть объективные условия внешней среды в конкретном виде спорта, мешающие достижению цели.

В  лыжном  спорте – это крутые подъемы, сила ветра, снег и метель. Препятствиями могут быть и протяженность дистанции в легкой атлетике, и атакующие действия противника в игровых видах спорта. Препятствия различаются по степени трудности. Одно и то же препятствие, сегодня потребует от спортсмена, для его преодоления значительных волевых усилий и тем самым будет способствовать их развитию, а через определенное время, когда уровень подготовленности спортсмена возрастет, это препятствие станет незначительным и его преодоление уже не окажет развивающего воздействия на волю спортсмена. Следовательно, необходимо, чтобы препятствие усложнялось с повышением уровня подготовленности спортсмена. На практике рекомендуют систематически использовать в тренировочных занятиях трудности превышающие соревновательные. При этом тщательно и всесторонне учитывать индивидуальные особенности характера спортсмена. Только постоянное преодоление все возрастающих препятствий и трудностей в процессе тренировок и участия в соревнованиях закаляют волю, воспитывают волевые качества. Регулярные занятия, терпеливо и многократно повторяющиеся однообразные упражнения, неукоснительное выполнение плана тренировочных занятий имеет первостепенное значение в воспитании настойчивости и упорства. Решительность и смелость проявляются в условиях ограниченности времени на принятие решения и их исполнения. Решительный и смелый спортсмен быстро принимает решения, правильно оценивает степень риска, подавляя в нужный момент сомнения, робость и страх. Основным способом развития решительности является тренировка с многократными повторениями проблемных ситуаций.

В процессе волевой подготовки серьёзное внимание уделяется решению вопросов самовоспитанию воли. Спортсмен сам становится активным участником всего воспитательного процесса. Для достижения цели надо научиться владеть собой. Трезво оценивать свои слабые и сильные  стороны и систематически работать над устранением недостатков. Все поступки спортсмена должны оцениваться им объективно и беспристрастно. При самовоспитании воли применяются такие приёмы как – самовнушение, самообязательство, самоободрение, самоприказ. При этом самовоспитание и воспитание выступают как два взаимодополняющих процесса формирования личности спортсмена. Обязательным условием эффективности тренировочного процесса является обеспечение оптимального эмоционального состояния.

Ведь положительные эмоции содействуют не только обучению, на их фоне успешнее совершенствуются все физические качества спортсмена.

               

Литература:

  1. Румянцев Г.Г. «Психологическая подготовка спортсмена» - учебное пособие 2005г.
  2. Румянцев Г.Г. «Психолого-педагогическое обеспечение спортивной деятельности» - учебное пособие 2002г.

3. Детская энциклопедия 1991г.

4. К.М. Гуревич «Характер и воля» - детская энциклопедия 1970г. 

Статья опубликована в сборнике научных статей II региональной научно–практической конференции «Теоретические и практические аспекты физкультурно – оздоровительных технологий и спортивного менеджмента», Набережные Челны, 2013 год.                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

Предлагаю Вашему вниманию статью, предназначенную для молодых педагогов по физической культуре, а так же тренерам-преподавателям для подготовки молодых спортсменов, а так же учащихся школы для участия...

Составитель: Инструктор-методист ФСО А.Е. Тарасенко Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема«Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям» p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 33.0px; text-align: center; text-indent: 36.0px; font: 14.0px \'T...

10.Беседа для учащихся 9-х, 11-х классов «Как научиться сдавать экзамены или психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ»

Одним из нововведений в системе нашего образовательного пространства является Единый государственный экзамен, который сдают все выпускники школ. Несмотря на самые противоречивые мнения, в эксперимент ...

психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям

психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям. стрессовые состояния и их преодоление...

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ».

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ»....