Рабочая программа кружка по физкультуре для 2 класса
рабочая программа по физкультуре на тему

Давыдова Нурия Кирилловна

Материал содержит пояснительную записку и и планирование для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon рабочая программа205.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/_______/

                      ФИО

Протокол №____от

«___»___________2011г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ»

_____________/_______/

                      ФИО

 «___»___________2011г.

«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ»

_____________/_______/

                      ФИО

Приказ №____от

«___»___________2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Давыдовой Н.К.

учителя высшей категории,

по спортивному кружку

«Подвижные игры народов России»

для  2 класса

                                 

                               Принято на заседании          

                             педагогического совета

   протокол №___от

 «___»___________2011г.

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка.

На внеурочную деятельность по курсу «Подвижные народные игры» отводится 33 часа в год (33 учебные недели по 1 часу в неделю),  предусмотренной учебным планом.

Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.  

Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.

Игра как средство воспитания.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Оздоровительное значение подвижных игр.

Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.

Роль и место данного курса.

Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.  

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания  школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны,  создается  эмоционально  положительная  основа  для развития патриотических чувств. 

Алгоритм работы с играми.

  1. Знакомство с содержанием игры.
  2. Объяснение содержания игры.
  3. Объяснение  правил игры.
  4. Разучивание игр.
  1. Проведение игр. Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и кончая сложными салками, разные условия и разные правила. 
  2. Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают у томленные центры.
  3. Игры с быстрым нахождением своего места . В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
  4. Весь материал разделяется на отдельные разделы:
  1. раздел - «Русские народные игры», изучается с 1-го по 4-й класс.
  2. раздел - «Игры народов России», изучается в 3-4-х классах.
  3. раздел - «Подвижные игры», изучается в 1 -х и 2-х классах.
  4. раздел - «Эстафеты», изучается в 1-3-х классах.

Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для учащихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор. 

Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.

цели изучения по каждому разделу

«Русские народные игры»

Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.

На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.

«Игры народов России»

Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.

«Подвижные игры»

Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.

 «Эстафеты»

Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности

Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование личности ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

  • активизировать двигательную активность младших школьников  во внеурочное время;
  • познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
  • создавать условия для проявления чувства коллективизма;
  • развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся I класса должны:

            иметь представление:

  •  о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
  • о режиме дня и личной гигиене;
  •  о способах изменения направления и скорости движения;
  •  о народной игре как средстве подвижной игры;
  • об играх разных народов;
  • о соблюдении правил игры


              уметь:

  •  выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки; 
  •  выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
  •  играть в подвижные игры;
  •  выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; 
  •  выполнять строевые упражнения;
  • соблюдать правила игры

            Ожидаемый результат

  • Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
  • Развитие умений работать в коллективе.
  • Формирование у детей  уверенности в своих силах.
  • Умение применять игры  самостоятельно.

Личностными результатами кружка «Подвижные игры»

являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или  плохие;

выражать  свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметными результатами кружка «Подвижные игры»

 является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  • Регулятивные УУД:
  • определять и формировать цель  деятельности с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий во время занятия;
  • учиться работать по определенному алгоритму
  • Познавательные УУД:
  • умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Коммуникативные УУД:
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

Формы занятий:

Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.                                                  

Режим занятий:

В первых классах начальной школы занятия продолжительностью 40 минут проводятся 1 раз в неделю в группах не более 15-ти детей, но и не менее 10-ти.

.

Ожидаемый результат:

-у выпускника 1 класса выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;

- сформировано начальное представление о культуре движении;    

- младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения        работоспособности, организации отдыха и укрепления  здоровья;

-обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;             

- умение работать в коллективе.

Содержание тем учебного курса.

 

1 раздел (2часа)

 Основы знаний о народной  подвижной игре.

- Что такое народная игра?  Познакомить с историей народной подвижной      игры.

-  Разбор и проигрывание игр наших родителей. Понятие правил игры.

 Выработка правил.

- Пятнашки.

- Фанты.

- Горелки.

- Лапта.

- Штандр.

2 раздел (3 часа)

Игры на свежем воздухе.

- Русские народные игры. «Ловушка».

- Групповые игры. «Охотник и сторож».

- Групповые игры.  «Карусель», «Совушка».

3 раздел (1 час)

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

- Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек.

Оборудование: скакалки, спортивные обручи, мячи, кегли.

4 раздел (4часа)

Игры-эстафеты.

-   Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам».

-    Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

-   Эстафеты с бегом и прыжками.

-   Эстафеты с преодолением препятствий.

5 раздел (9 часов)

Подвижные игры разных народов.

-Игры русского народа.  «Гуси-лебеди»,   «Обыкновенные жмурки».

-Игры мордовского народа.  «Котел»  «Салки».

-Игры белорусского народа. « Михасик»,  «Прела-горела».

-Игры татарского народа.  «Серый волк»   «Скок-перескок»                

-Игры народов Востока. «Скачки» ,   «Собери яблоки».      

-Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».  

-Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч»,  «Отдай платочек».   
-Игры чувашского народа.  «
Хищник в море»,  «Рыбки».      

-Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»    

6 раздел (4часа)

 Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.  

-  Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

- Упражнения со скакалками.

- Бег с  высоким подниманием  бедра,  прыжками и  ускорением, с изменяющимся направлением движения (“змейкой”, “по кругу”, “спиной вперед”), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.

- Упражнения со скалками.

7 раздел (4часа)

Подвижные игры,  основанные на элементах:

 - гимнастики с основами акробатики: «У медведя во бору», «Совушка»;

-  легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»;

-  лыжной подготовки: «Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и     ночь», «Попади в ворота»;

- спортивной игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и   утки».

8 раздел (5 часов)

Зимние забавы

-Зимой на воздухе. «Городки».

- Зимой на воздухе.  Скатывание шаров. «Гонки снежных  комов».

- Строительные игры из снега.  «Клуб ледяных инженеров».

- Эстафета на санках.

- Лыжные гонки.

9 раздел (1 час)

Итоговое занятие

-Праздник  здоровья и подвижной народной игры.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел

Кол – во  часов

Темы занятий

Дата проведения

по плану

фактически

1

Введение. Основы знаний о народной  подвижной игре.

1

Знакомство с историей народной подвижной      игры.

2

1

Выработка правил.

- Пятнашки.

- Фанты.

- Горелки.

- Лапта.

- Штандр.

3

Игры на свежем воздухе.

1

Русские народные игры. «Ловушка».

4

1

Групповые игры. «Охотник и сторож».

5

1

Групповые игры.  «Карусель», «Совушка».

6

Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!

1

Народные подвижные игры

7

Игры-эстафеты.

1

Эстафеты с мячами. Правила игры. «Бег по кочкам»

8

1

Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча»

9

1

Эстафеты с бегом и прыжками

10

1

Эстафеты с преодолением препятствий

11

Подвижные игры разных народов.

1

Игры русского народа.  «Гуси-лебеди»,   «Обыкновенные жмурки»

12

1

Игры мордовского народа.  «Котел»  «Салки»

13

1

Игры белорусского народа. « Михасик»,  «Прела-горела».

14

1

Игры татарского народа.  «Серый волк»   «Скок-перескок»                

15

1

Игры народов Востока. «Скачки» ,   «Собери яблоки».    

16

1

Игры украинского народа. « Высокий дуб» «Колдун».

17

1

Игры азербайджанского народа «Белый мяч и черный мяч», «Отдай платочек».   

18

1

Игры чувашского народа.  «Хищник в море»,  «Рыбки».    

19

1

Игры калмыцкого народа. «Альчики», «Забрасывание белого мяча»  

20

ОРУ на развитие основных физических качеств.

1

Большая игра с малым мячом.  «Не упусти мяч», «Чемпионы малого мяча».

21

1

Упражнения со скакалками

22

1

Специальные беговые упражнения

23

1

Упражнения со скакалками

24

Подвижные игры,  основанные на элементах.

1

«У медведя во бору», «Совушка»

25

1

«Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву»

26

1

«Охотники и олени», «Встречная эстафета», «День и     ночь», «Попади в ворота»

27

1

«Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и   утки»

28

Зимние забавы

1

Зимой на воздухе. «Городки»

29

1

Зимой на воздухе.  Скатывание шаров. «Гонки снежных  комов»

30

1

Строительные игры из снега.  «Клуб ледяных инженеров».

31

1

Эстафета на санках.

32

1

Лыжные гонки.

33

Итоговое занятие

1

Праздник  здоровья и подвижной народной игры.

Список литературы

  1. Гриженя В.Е. Организация и методические приемы проведения занятий по  подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие – М., Советский спорт, 2005. – 40 с.
  2. Былеев Л.В., Сборник подвижных игр. – М., 1990.
  3.  Васильков Г.А., От игр к спорту. – М., 198
  4.  Глязер С., Зимние игры и развлечения. – М., 1993.
  5. Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. – М., 2005
  6. Жуков М.Н., Подвижные игры. – М., 2000
  7. Железняк М.Н., Спортивные игры. – М., 2001
  8. Коробейников Н.К., Физическое воспитание. – М., 1989
  9. Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991
  10. Литвинов М.Ф., Русские народные подвижные игры. – М.,  1986.
  11. Миньков Н.Б., Игры и воспитание способностей. – М., 1999.
  12. Осокина Т.И., Детские подвижные игры. – М., 1989.
  13. Портных Ю.И., Спортивные и подвижные игры. – М., 1984.
  14. Соловейчик С.Л., От интересов к способностям. – М., 1998.

     

Кружок «Народные игры»

Пояснительная записка

Программа обучения в спортивном кружке «Народные игры» ориентирует на решение задач, способствующих организации двигательной деятельности младших школьников в дружелюбной радостной обстановке, но при умелом сочетании отдыха и движения.

В старые времена существовало около трех тысяч игр. Сохранились только те, которые были самыми интересными и увлекательными. В большинстве в  народные игры играют на свежем воздухе. Игры, предлагаемы данной программой, разнообразны, требуют много движения, смекалки, дают массу всяческих физических навыков и умений, отлично закаляют тело и душу.

Особый акцент программы сделан на использование народных игр с разной физической нагрузкой для детей, разнообразной степенью двигательной активности. Программой передоложены игры, требующие быстроты, ловкости, смелости, упорства в достижении цели.

Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому веселому и радостному занятию – народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизических умений и навыков младших школьников.

Цель занятия в спортивном кружке:

Обучение младших школьником забытым народным играм, считалкам, другим жанрам устного народного творчества;

  • Воспитание любви к Родине, ее традициям и обычаям;
  • Развитие физических качеств: ловкости, смелости, физической активности, упорство и достижении цели, дружелюбия и коммуникативности.

Задачи:

  • Обучение основам народных игр;
  • Развитие двигательной активности;
  • Возбудить у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом.

Условия проведения.

Кружок проводится 1 раз в неделю, 35 минут на проведения одного занятия, 34 занятия в год.

Формы и методы оценки.

Результатом работы кружка является организация подвижных перемен и динамических пауз на уроках.

Ожидаемые результаты. 

Знать:

  • Не менее 10 считалок для использования их игре;
  • Правила 15 народных игр;
  • Правила безопасного поведения во время проведения игры.

Уметь:

  • Сотрудничать друг с другом во время проведения занятий;
  • Участвовать в организации и проведении игры в группе и классе.

Тема

Формы проведений занятий

Кол – во часов

Примечание

план

факт

1

Разучивание народных считалок, использование их в игре.

Вводное занятие

1

2

Подвижная игра «Совушка».

Игра

1

3

Подвижная игра «Жмурки». Повторение считалок.

Игра

1

4

Народная игра «Хромая лиса».

Игра

1

5

Развитие скоростных качеств. Народная игра «Гуси – лебеди».

Игра

1

6

Подвижные игры с мячом. Подбрасывание и ловля

Эстафета

1

7

Подвижные игры с мячом. Эстафета.

Эстафета

1

8

Упражнения для развития скоростных качеств. Игра «Пустое место».

Игра

1

9

Разучивание подвижной игры «Третий лишний». Развитие внимательности и дружелюбия в игре.

Игра

1

10

Народная игра «Овцы и волки».

Игра

1

11

Развитие силовых качеств. Народная игра «Цепи кованые».

Игра

1

12

Упражнения на развитие ловкости. Народная игра «Из круга вышибало».

Игра

1

13

Упражнения на развитие скоростных качеств. Народная игра «Горелки».

Игра

1

14

Повторение изученных игр.

Эстафета

1

15

Повторение изученных игр.

Эстафета

1

16

Игры на свежем воздухе.

Прогулка на св. воздухе.

1

17

Подвижные игры. Эстафета с мячом.

Эстафета

1

18

Подвижные игры. Эстафета с обручами и кеглями.

Эстафета

1

19

Упражнения на развитие скоростных качеств. Игра «Белые медведи».

Игра

1

20

Игра с мячом. Народная игра «Яблоки».

Игра

1

21

Подвижные игры со скакалкой. Игра «Третий лишний».

Игра

1

22

Игры на свежем воздухе. Повторение изученных игр.

Соревнование

1

23

Развитие ловкости. Народная игра «Змейка».

Игра

1

24

Упражнения на ловкость. Народная игра «Удочка».

Игра

1

25

Разучивание народной игры «Каравай».

Игра

1

26

Повторение изученных игр.

Игра

1

27

Соревнования «Веселые старты».

Игра

1

28

Упражнение на ловкость. Народная игра «Дракон».

Игра

1

29

Старинная народная игра «Кошки – мышки».

Игра

1

30

Игры на спортивной площадке. Упражнение в беге и прыжках.

Соревнование

1

31

Соревнование лучший бегун. Эстафета.

Соревнование

1

32

Игры на свежем воздухе.

Эстафета

1

33

Соревнование «Веселые старты»

Соревнование

1

34

Обобщающее занятие.

Игры, эстафета.

1

Литература.

  1. Бесова М.А., «Шутки, игры, песни соберут нас вместе». Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004 г.
  2. Кондакова О.Н., «Детские считалки». – М: Детская литература, 1999 г.
  3. Якуб Н.К., «Вспомни забытые игры». - М: Детская литература, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юный патриот» 5 класс

Рабочая программа кружка «Юный патриот»  5 класс.  Количество часов в год-34 часов. ...

Рабочая программа кружка "Очумелые ручки" (4 класс)

Программа разработана на основе учебника Б.М. Неменского "Искусство вокруг нас"...

рабочая программа кружка по математике 5 класс ФГОС

Краснодарский край  Выселковский район  станица Выселки Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 имени И.И. Тарасенко ...

Рабочая программа кружка "Юный химик" 5 класс

С целью формированию интереса к химии, расширения кругозора учащихся создан кружок «Юный химик». Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, когда интерес к окружающему миру особ...

Рабочая программа кружка «Краеведение» для 11 класса

Пояснительная  записка В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится о необходимости утверждения в современной России личностно-ориентированной мод...

Рабочая программа по лечебной физкультуре 5 класс

данная раброчая программа расчитана на 1год занятий лечебной физкультурой во внурочное время...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ 3 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЕ 3 КЛАСС...