Главные вкладки

    ПРОГРАММА «СИСТЕМА МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ»
    рабочая программа по физкультуре на тему

    Состояние физического здоровья школьников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 136»

    ПРОГРАММА

     «СИСТЕМА МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ»

    Автор: Слищенко Г.М., учитель   физической культуры,

    высшая квалификационная категория

    2014 г.

    г. Пермь

    Пояснительная записка

     В настоящее время для общества актуален вопрос о состоянии здоровья молодежи. За последние годы в России обострилась ситуация с состоянием здоровья населения. По статистическим данным ВОЗ, 53% детей имеют ослабленное здоровье, 2/3 детей в возрасте до 14 лет имеют хронические заболевания, лишь 10% выпускников школ можно назвать здоровыми. Общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла на 16%, в возрасте 15-17 лет на 18%. На этом фоне снижается уровень физической подготовленности учащейся молодежи.  Существующее положение актуализировало работу по реализации мониторинговых исследований в различных сферах деятельности и на различных уровнях, в том числе и в сфере физической культуры с целью повышения эффективности процесса физического воспитания учащейся молодежи.

         Мониторинг состояния физического здоровья детей, подростков, молодежи - это сложная информационно-аналитическая и прогнозная система, включающая наблюдения за состоянием физического здоровья на уровне индивида и социальной группы, оценку его результатов и прогнозирование состояния здоровья как для индивида, так и для группы индивидов.

    Целью исследования является  анализ результатов мониторинга физического развития и физической подготовленности школьников МАОУ «СОШ №136».

    Согласно федеральному закону об образовании в РФ № 273- ф3 от 29.12.2012 г., реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в соответствии с планом модернизации общего образования (распоряжение правительства РФ от 27.02.2010 № 246-р), в соответствии с которым в 2013-2014 учебном году в общеобразовательном  учреждении будет проведен мониторинг физической подготовленности и физического развития обучающихся.

      Задачи

    1. Определение уровня физического развития и физической подготовленности учащихся школы.

    2. Проведение  анализа  динамики физической   подготовленности респондентов и обработка в виде цифровых данных и графическом

    изображении.    

    3. Создание индивидуальных программ и рекомендаций для учащихся по организации физической подготовки с учетом физического развития.

    Инструментарий:

    1. Комплексная программа по физической культуре для учащихся 1-11 классов

    под редакцией В.И. Лях М.: Просвещение, 2013.

    2. Программа «Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным

    развитием двигательных способностей» В.И. Лях, Г.Б. Мейксон.:    Просвещение, 1993.

    3. Показатели единых контрольных нормативов для учебной Программы «Физическая культура» общеобразовательных учреждений города Перми» Пермь 2008.

    4. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт.

    5. Федеральный закон об образовании в РФ № 273-ф3 от 29.12.2012 г.

    6. Таблицы САНПИНа по обработке результатов физического развития.

    7. Таблицы для заполнения результатов обследования (приложения)

    Состав группы по проведению мониторинга:

    учителя физической культуры

    Мелихов В.С., Слищенко Г.М., Солдатенков А.Н.;

    медицинский персонал школы – Андреева Г.П.;

    учитель информатики – Самосушев В.Л.

    Руководитель группы: Слищенко Г.М.

    Объект исследования: учащиеся 4,9,11 классов МАОУ «СОШ №136»

    Содержание программы:

    1. Определить состояние здоровья учащихся по определению физкультурной группы /данные медицинского осмотра (сентябрь).

    2. Определить уровень физического развития (высокий, средний, низкий) по индексу массы тела (И.М.Т.- отношение массы тела к росту).

    Данные медицинского осмотра на начало учебного года (сентябрь)

    Согласно таблице антропометрических показателей определяют уровень физического развития.

    Средний уровень (нормальное соотношение массы и длины тела) составляет

    для 4 класса (9-10 лет)                        15.5-18.8  

    9 класса (14-15 лет)           юноши –        18.2-21.2

    девушки –         18.5-21.5

    11 класса (16-17 лет)           юноши –        19.5-22.9

    девушки –         18.5-20.3

    Показатели выше диапазона средних показателей соответствуют высокому уровню физического развития, а ниже – низкому.

    3. Мониторинг физической подготовленности учащихся по развитию кондиционных качеств:

    1) быстрота – бег на короткие дистанции: 4 кл.-30м.,9кл.-60м.,11кл.-100м.;

    2) скоростно-силовые качества: прыжок в длину с места;

    3) сила – подтягивание на перекладине из виса (юноши);

    подъём туловища  из положения лежа за 30 сек. (девушки);

    4) выносливость – бег в 1000м.

    Прием тестов физической подготовленности проводится 2 раза в год (сентябрь, май) учителями физической культуры.

    4. Обработка результатов исследования.

    5. Выводы и рекомендации учащимся и педагогам.

    I.Физкультурная группа.

      Учащиеся, прошедшие школьный медицинский осмотр в начале учебного

    года подразделяются на три «Физкультурные группы»

    1. Основная: к ней относятся учащиеся практически здоровые, не имеющие

    заболеваний и выполняющие программу по физической культуре в полном объёме.

    1. Подготовительная: к этой группе относятся учащиеся имеющие хронические заболевания различных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной, мочевыделительной, половой) и выполняющие программу по физической культуре с ограничением тех упражнений и тестов которые им противопоказаны.
    2. Специальная: к этой группе относятся учащиеся имеющие серьёзные заболевания и освобождённые от практических занятий. Но некоторые учащиеся с разрешения родителей посещают уроки физической культуры и выполняют практические задания доступные им.

    II.Физическое развитие:

    1. Определить индекс массы тела (вес разделить на квадрат роста).
    2. По таблице определить уровень физического развития (высокий, средний, низкий).
    3. Сопоставить в % уровень развития по половому признаку у мальчиков и девочек.
    4. Сопоставить в % уровень развития в начальном, среднем и старшем звене.

    III. Физическая  подготовленность.  

    1. провести сравнительный анализ показателей физической подготовленности у каждого учащегося  по каждому тесту  на конец учебного года по следующим заданиям:
    • бег на короткие дистанции;
    • прыжок в длину с места;
    • подтягивание на перекладине (мал), упражнение на пресс  (дев);
    • бег1000м.
    1. провести сравнительный анализ показателей физической подготовленности у каждого учащегося  по 4  тестам  на конец учебного года.
    2. Выводы и рекомендации для учащихся и учителей.

            

            Значение внедрения системы мониторинга

    Для учащихся:

    - вооружение каждого учащегося алгоритмом отслеживания своего физического состояния;

    - повышение интереса к занятиям.

    - определение уровня физической подготовленности каждого учащегося, в том числе и ее динамику, двигательный возраст, динамику и оценку всего класса, позволяет дублировать протокол.

    Для преподавателей физической культуры:

    - освобождение от рутинной работы по обсчету, хранению и анализу результатов тестирования каждого школьника, класса;

    - повышение интереса учащихся к тестированию и самостоятельной тренировке;

    - упрощение отслеживания динамики показателей физической подготовленности каждого учащегося;

    - объективный критерий оценки собственной работы, позволяющий вносить в нее коррективы.

    - представляются протокол класса, динамика и оценка каждого учащегося, рассчитывается рейтинг учащихся, классов в школе.

    Для директора или завуча школы:

    - повышение информированности при принятии административных решений;

    Программа позволяет решать следующие задачи:

    • осуществлять мониторинг изменений, происходящих в морфофункциональном развитии, физической подготовленности и других компонентах здоровья как отдельного обследуемого, так и возрастных, половых и других группах школьников в течение всего периода пребывания в образовательном учреждении;
    • получать целостное многостороннее представление о функциональном состоянии организма школьников, о симптомах патологических изменений, происходящих в организме, а в ряде случаев и о наличии конкретных заболеваний;
    • оперативно обрабатывать первичную информацию о различных компонентах здоровья и представлять количественную и качественную их оценку;
    • на основе анализа полученных данных предлагать индивидуальные рекомендации по организации физической подготовки с учетом особенностей телосложения школьников и поставленных оздоровительных задач;
    • выполнять статистическую обработку полученных данных и представление в цифровых выражениях и наглядном графическом изображении.

    Список литературы

    1. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика: монография. - М.: Советский спорт, 2005. - 126 с.

    2. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие.- М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.

    3. Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи: постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г.№ 916 // Российская газета. - 2002. - 12 янв.

    4. Семенов Л.А. Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях: монография. - М.: Советский спорт, 2007. – 168 с.

    5. Уильямс Д. Система мониторинга и модель «вход-выход» // Директор школы, 1995. - № 1. - С. 36-41.

    6. http: // www.rian. ru/society/20110225/33887766.html.

    7. http: // www.sport28.ru.


    Приложение №1

    Таблица оценки тестов учащихся по физической подготовленности согласно документу «Показатели единых контрольных нормативов для учебной Программы «Физическая культура» общеобразовательных учреждений города Перми»

    4 класс

    тесты

    мальчики

    девочки

    3

    4

    5

    3

    4

    5

    1

    Бег 30м.

    6.4

    5.7

    5.5

    6.6

    6.2

    5.8

    2

    Прыжок в длину с места

    125

    150

    160

    115

    130

    150

    3

    Подтягивание (м);

    упр. на пресс (д)

    1

    3

    5

    12

    15

    22

    4

    Бег 1000м

    6.30

    5.30

    5.00

    7.00

    6.00

    5.30

    9 класс

    тесты

    юноши

    девочки

    3

    4

    5

    3

    4

    5

    1

    Бег 60м.

    10.0

    9.0

    8.8

    10.6

    10.0

    9.4

    2

    Прыжок в длину с места

    175

    200

    220

    160

    175

    185

    3

    Подтягивание (м);

    упр. на пресс (д)

    3

    8

    10

    12

    17

    24

    4

    Бег 1000м

    4.30

    4.10

    4.00

    6.00

    5.30

    5.00

    11 класс

    тесты

    юноши

    девочки

    3

    4

    5

    3

    4

    5

    1

    Бег 100м.

    15.0

    14.5

    14.0

    17.8

    17.0

    16.3

    2

    Прыжок в длину с места

    195

    220

    240

    170

    185

    195

    3

    Подтягивание (м);

    упр. на пресс (д)

    5

    10

    15

    18

    20

    25

    4

    Бег 1000м

    4.10

    3.55

    3.35

    6.00

    5.20

    4.50


    ПРИЛОЖЕНИЕ №2

    ТАБЛИЦА

    ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ МАОУ «СОШ №136»

    класс

    Фамилия, имя

    пол

    мед гр.

    физическое развитие

    физическая подготовленность

    вес

    рост

    имт

    оцен

    уровень

    бег 60м

    прыжок

    в длину

    подтяг(ю)

    пресс (д)

    бег 1000м

    сен

    май

    сен

    май

    сен

    май

    сен

    май

    р

    о

    р

    о

    р

    о

    р

    о

    р

    о

    р

    о

    р

    о

    р

    о

    1

    2


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация горячего питания в школе как фактор физического здоровья школьников

    Исследовательская работа учителя технологии высшей категории МОУ СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый предназначена для классных руководителей 5 - 8 -ых классов , заместителей директора школы и метод...

    Проведение педагогических измерений показателей физического здоровья школьников .

    В статье рассказано об организации и проведении измерений показателей здоровья школьников...

    Состояние физического здоровья российских школьников

    состояние здоровья школьников, показатели по различным заболеваниям среди учащихся, особенности негативных изменений здоровья детей за последние годы (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и п...

    Практическая работа по ОБЖ 10класс "Оценка состояния физического здоровья".

    Практическая работа рекомендуются при изучении темы о здоровом образе жизни....

    "Физическое здоровье школьников в условиях урочной и внеклассной работы по физической культуре" Выступление на родительском собрании

    физическое здоровье школьников в условиях урочной и внеклассной работы по физической культуре...