Состояние физического здоровья российских школьников
статья по физкультуре по теме

Мусина Дильбар Узбековна

состояние здоровья школьников, показатели по различным заболеваниям среди учащихся, особенности негативных изменений здоровья детей за последние годы (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН), причины сложившейся ситуации, состояние здоровья учащихся на примере конкретной школы, возможные пути решения сложившийся ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Состояние здоровья школьников67 КБ

Предварительный просмотр:

Состояние физического здоровья российских школьников

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Согласно данным Госкомсанэпиднадзора России, абсолютно здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. По данным института возрастной физиологии РАО 30 - 35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. Аналогичные данные приводит Научный центр здоровья детей РАМН – «...каждый третий ребёнок, поступающий в школу, не готов (по состоянию здоровья) к систематическому обучению в школе».

На основании данных Научного центра здоровья детей Российской Академии Медицинских Наук (РАМН) сейчас:

- 70 % детей страдают от гиподинамии;

- у 50% школьников наблюдаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;

- 30 % школьников имеют нарушения в сердечнососудистой системе.

По среднероссийским данным за последние годы заболеваемость детей до 14 лет возросла на 16%, подростков - на 18 %. Сегодня патологии в состоянии здоровья имеет даже не каждый второй ребенок, а почти 60% из них. Причем "пик" школьного нездоровья приходится на 10-14 лет [1].

Обобщив вышесказанное, обозначим особенности негативных изменений здоровья детей за последние годы (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН):

1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.

2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1.5 раза, хронических болезней - в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические болезни.

3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза - опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое - болезни почек и мочевыводящих путей.

4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет - 3 диагноза, 16-17 лет -3-4 диагноза, а 20 % старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и раннее начало сексуальной активности.

А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 - 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.

Негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения определяют необходимость тщательного изучения и всестороннего анализа здоровья учащихся для того, чтобы оказать своевременную помощь школьникам и целесообразно спланировать здоровьесберегающую деятельность образовательных учреждений.

Я изучила состояние здоровья учащихся нашей школы № 8 Кировского района г. Казани с 2007 по 2012 год и получила следующий результат:

Полученные данные о здоровье учащихся с 2007 - 2012гг.

Год

Всего обучаются

Здоровые

С различными заболеваниями

2007-2008

356

306

50

2008-2009

359

277

82

2009-2010

407

317

90

2010-2011

393

290

103

2011-2012

379

265

114

По данным видно, что состояние здоровья детей из года в год ухудшается, в 2011-2012 гг. количество детей с различными заболеваниями, по сравнению с 2007-2008 гг. увеличилось на 16 %.

Классификация заболеваний

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Болезни нервной системы и органов чувств

4

6

5

5

6

Болезни органов дыхания

3

4

4

5

5

Болезни органов пищеварения

11

17

18

22

24

Болезни органов кровообращения

6

9

17

17

23

Болезни костно-мышечной системы

10

22

24

25

28

Болезни мочеполовой системы

12

18

18

18

21

Болезни кожи и подкожной клетчатки

1

2

1

5

1

Заболевания эндокринной системы

3

4

3

6

6

Ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы, органов пищеварения, нервной системы и болезни мочеполовой системы.

По словам детского врача Леонида Рошаля, «так плохо со здоровьем у российских школьников было разве что после революции и войны».

Учитывая вышеизложенное, и исходя из своего опыта работы в школе учителем физкультуры, хочется отметить, что многие дети не хотят заниматься даже посильными физическими нагрузками в рамках уроков физической культуре. Почему то все стараются принести справки об освобождении от уроков физкультуры, хотя, нет такой болезни, при которой, вообще нельзя было бы заниматься. И к тем проблемам, которые были перечислены, хочется все-таки, добавить лень детей и развитие средств коммуникации. Большую часть времени дети проводят с планшетами и телефонами, которые приносят в школу, сидят в интернете, явно не целью получения знаний, а играя.

В сложившейся ситуации было бы целесообразным внести запрет на приношении в школу планшетов и дорогостоящих телефонов. И с целью улучшения состояния здоровья школьников, необходимо не освобождать детей с различными заболеваниями от уроков физкультуры, а создавать отдельные группы по ЛФК и привлечь отдельного специалиста для данной группы детей. Я считаю неправильным, что освобожденные дети продолжают из года в год сидеть на скамейке, приумножая свои болезни. Понимаю, что это потребует дополнительных средств, но считаю, что эти расходы будут вполне оправданными, так как речь идет о здоровье наших детей, о будущем поколении нашей страны. В заключение, хочется всех призвать: «Давайте, заниматься физкультурой, в первую очередь для себя, для своего здоровья!!!»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педагогический журнал. 1998. №1. С. 5-8.

2. Куинджи Н. Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. М.: Аспент пресс. 2000. 143 с.

3. Кучма В .Р. Комплексный подход к охране здоровья подростков в общеобразовательных учреждениях, содействующих укреплению здоровья // Матер. Конференции «Современный подросток». М., 2001. С. 28-36

4. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. 380 с.

5. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Н. В. Сократова. М.: ТЦ Сфера, 2005. 224 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по ОБЖ 10класс "Оценка состояния физического здоровья".

Практическая работа рекомендуются при изучении темы о здоровом образе жизни....

Физические упражнения для школьников с отклонением в состоянии здоровья (специальные медицинские группы)

Общие рекомендации по физическому воспитанию школьников в разных  группах здоровья...

Проблемы физического здоровья современных школьников и пути их решения в ходе реализации ФГОС общего образования в условиях общеобразовательной школы

В разработке отраженые практические приемы проектирования здоровьесберегающей образовательной среды на уроке в сельской школе в условиях реализации инклюзтвного образования...

Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО

Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО...

Лабораторная работа "Оценка состояния физического здоровья"

Предназначена для учащихся основного общего образования...