Практическая работа по ОБЖ 10класс "Оценка состояния физического здоровья".
методическая разработка по обж (10 класс) по теме

Юринская Светлана Николаевна

Практическая работа рекомендуются при изучении темы о здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx742.13 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа

 «ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ».

Цели работы:

  1. Оценить состояние здоровья организма.
  2. Определить причины снижения уровня здоровья, связанные с образом жизни.

Оборудование: секундомер, ростомер, весы, сантиметровая лента.

Ход  работы:

В содержание понятия «физическое развитие» входит совокупность морфологических и функциональных признаков, которые определяют физическую работоспособность человека на определенном этапе его жизни. В процессе индивидуального развития на физическое развитие существенное влияние оказывают условия питания и быта, а также воспитания и обучения.

Для оценки физического развития используются данные измерений человека, которые принято именовать антропометрическими. В их число входят показатели: соматометрии - измерений тела (рост, масса тела, окружность груди и др.), физиометрии - измерений функций организма (сила мышц, артериальное кровяное давление, жизненная емкость легких и др.), соматоскопии - оценки строения тела по внешним признакам (форма позвоночника, осанка и др.).

Недавно появились сведения, позволившие медикам выделить три типа людей, имеющих свое особое строение внутренних органов и систем, которые и определяют характер, поведение и структуру болезни.

Тип «А» (их около 16%) – полные, солидные люди, с короткой шеей, широкой грудной клеткой, повышенной массой тела. Они, как правило, спокойны, медлительны, склонны к анализу и тугодумы. Это «тип накопитель» (причем они и в жизни любят копить).Они копят в организме шлаки, вот почему чаще всего именно у этих людей бывают камнеобразования в органах, ожирение, склероз..И все это за счет того, что они любят поесть, поспать, все делать обстоятельно, не торопясь. Сосудистые спазмы у этих людей, возникающие под действием сильных нервно-эмоциональных раздражителей, носят очень стойкий характер. В медицине этот тип людей получил статус «инфарктного».

Люди второй группы «Б» - «излучатели» (их 27%).Это часто одаренные люди, стройные, худые, импульсивные, с преобладанием процессов возбуждения в нервном обеспечении организма. Это люди порыва, эмоциональные, часто некоммуникабельные, склонные к конфликту с социальной средой. Они же высокомнительные, быстро «схватывающие», с хорошей памятью. Главный характерный признак их – преобладание духовного начала. Они чувствуют себя в психологическом комфорте лишь при наличии комплекса внешних и внутренних раздражителей высокой интенсивности и силы.

Однако люди «Б»-типа часто бывают беспомощны в обычных жизненных ситуациях, жалостливы, легко ранимы.Следствием этого может произойти быстрое нервное истощение, срыв нервной деятельности; здоровье уносят, как правило, такие болезни, как неврастения,  и другие психосоматические заболевания.

Самая большая группа(46-48%)- люди типа «АБ». Их типовой портрет: средний рост, правильные черты лица, хорошая приспосабливаемость к различным жизненным ситуациям. Они любят жить в «контрастном» режиме, уверенны во всем, и процессы возбуждения и торможения у них сбалансированы. Поэтому, только с учетом возрастной и индивидуальной конституции подбирается питание, средства оздоровления, нагрузка и многое другое, от чего зависит ваше здоровье.

Задание №1. Определение индивидуальной конституции.

  1. Определите тип своей конституции, исходя из вышесказанного.
  2. Дайте краткое описание этого типа.

Задание №2. Определение типа телосложения.

  1. Измерьте, с помощью сантиметровой ленты, окружность запястья в самом узком месте лучезапястного сустава.
  2. Сделайте вывод о типе телосложения, исходя из следующих данных: если у женщин окружность запястья менее 14 см, можно говорить о хрупком телосложении, если от 14 до 16,5 см - о среднем, а если свыше 16,5 см - о плотном. У мужчин окружность запястья менее 16,5 см свидетельствует о хрупком телосложении, от 16,5 до 18 см - о среднем, свыше 18 см - о плотном.

Задание №3. Определение нормального веса по номограмме (приложение №1).

  1. Определите идеальный вес для вашего роста. Для этого соедините линейкой точку, соответствующую вашему росту, и точку «23года» на возрастной шкале.
  2. Определите значение нормального веса для вашего возраста и роста. Для этого соедините на шкале ваш рост со значением вашего возраста на возрастной шкале.
  3. Соединяя значение роста и реального веса сделайте вывод: соответствует ли ваш вес вашему возрасту.

Задание №4. Сравнение веса (М) со средним возрастным показателем ( приложение№2).

  1. Измерьте свой вес.
  2. Сравните свой вес с полученным результатом в таблице.
  3. Сделать вывод насколько ваш вес соответствует возрасту.

Задание №5 Сравнение роста (Р) со средним возрастным показателем ( приложение№2).

  1. Измерьте свой рост.
  2. Сравните свой рост с полученным результатом в таблице.
  3. Сделать вывод насколько ваш рост соответствует возрасту.

Задание №6 Сравнение окружности груди (ОГр) со средним возрастным показателем ( приложение№2).

  1. Измерьте свою окружность грудной клетки.
  2. Сравните свою окружность груди с полученным результатом в таблице.
  3. Сделать вывод насколько ваша окружность груди соответствует возрасту.

Задание №7 Определение подвижности грудной клетки

Разница величин окружностей грудной клетки на высоте вдоха и выдоха отражает подвижность грудной клетки, которую правильнее называть экскурсией грудной клетки во время дыхания. Формула расчета этого показателя приведена ниже.

Экскурсия грудной клетки

=

Окружность грудной клетки на вдохе

---

Окружность грудной клетки на выдохе

Если полученный результат равен 4 см и менее, его расценивают как низкий. Если он равен 5 - 9 см - средним, а если 10 см и более -высоким.

  1. Измерьте свою окружность груди на высоте вдоха.
  2. Измерьте свою окружность груди на выдохе.
  3. Рассчитайте экскурсию грудной клетки.
  4. Сделать вывод насколько подвижна ваша грудная клетка.

Задание №8 Сравнение окружности головы (ОГ) со средним возрастным показателем ( приложение№2).

  1. Измерьте свою окружность головы.
  2. Сравните свою окружность головы с полученным результатом.
  3. Сделать вывод насколько ваша окружность груди соответствует возрасту.

Задание №9 Определение гармоничности развития согласно индексу Эрисмана.

  1. Сделайте расчет индекса крепости согласно формуле.

Индекс Эрисмана (индекс крепости): ОГр - 1/2 роста

  1. Сравните полученные результаты с нормой (в норме в 9 - 18 лет = 1 - 3 см).
  2. Сделайте вывод учитывая, что гармоничным развитие наблюдается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответствие друг другу. 

Задание №10 Определение гармоничности развития с помощью центильного метода ( приложение№3)..

  1. Спомощью центильных таблиц оценить свои антропометрические параметры в процентах.
  2. Сделать вывод о гармоничности развития.

Центильный метод. Лучший способ оценки физического развития с помощью центильных таблиц, он прост в работе, так как исключаются расчеты. Центильные таблицы широко применяется за рубежом с конца 70-х годов XX века. Выше были приведены таблицы для таких антропометрических показателей как рост, вес, окружности головы, груди.

Центильные таблицы позволяют сравнить индивидуальные антропометрические величины со стандартными табличными, получаемыми при массовых обследованиях. Составляют эти таблицы следующим образом: антропометрические данные 100 человек (100%) одного возраста выстраивают в порядке возрастания. Затем показатели 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 обследуемых вносят в таблицы, в которых сохраняют вышеуказанную нумерацию (или процент, или перцентиль, или просто центиль).

Если полученные результаты соответствуют 25 - 75 центилю, то рассматриваемый параметр соответствует среднему возрастному уровню развития. Если же показатель соответствует 10 центилю, это говорит о развитии ниже среднего; а если 3 - о низком развитии. Если показатель входит в пределы 90 центиля, развитие оценивают выше среднего; а если в 97 - как высокое.

Определение гармоничности физического развития

Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии.

Антропометрическая оценка методом центилей почти всегда совпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. данный метод имеет преимущества перед другими, он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей - зависимости от возраста. При этом сразу будут получены данные, характеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое, или ниже среднего, низкое).

Пример: юноша 17 лет имеет рост 181,2 см, вес 70,6 кг, окружность груди 92,2 см, окружность головы 58 см. Все "антропометрические параметры находятся в центильных таблицах в пределах 75 центиля, что соответствует среднему гармоничному уровню физического развития.

Или другой пример: юноша 17 лет имеет рост 187,9 см (97 центиль), массу 46,4 кг (3 центиль), окружность головы 58 см (75 центиль), окружность груди 80,1 см (10 центиль). Из последнего примера видно, что рост молодого человека высокий, масса низкая, окружность головы соответствует среднему возрастному уровню развития, а окружность груди ниже среднего. Физическое развитие негармоничное.

Гармоничность физического развития можно оценить, используя двухмерный квадрат гармоничности в котором имеются шкалы длины и массы тела, необходимо лишь найти место пресечения центильных рядов массы и длины тела.

Физическое развитие считается:
-
Гармоничным, и соответствующим возрасту - если все антропометрические показатели находятся в пределах 25 - 75 центиля.
-
Гармоничным, опережающим возраст - если полученные результаты соответствуют 90 - 97 центилю.
-
Гармоничным, но с отставанием от возрастных нормативов - если данные обследуемого находятся в пределах 3-10 центиля. Все остальные варианты говорят о негармоничном развитии.

Обладателю любого варианта вне центрального квадрата гармоничности, надлежит обследоваться у врача с целью выяснения причины этого явления.

Квадрат гармоничности (Вспомогательная таблица для оценки физического развития).

 

Процентные (Центильные) ряды

3%

10%

25%

50%

75%

90%

97%

Масса тела по возрасту

97%

 

 

 

 

 

Гармоничное развитие опережающее возраст

90%

 

 

 

 

 

75%

 

 

Гармоничное развитие соответствующее возрасту

 

 

50%

 

 

 

 

25%

 

 

 

 

10%

Гармоничное развитие ниже возрастных норм

 

 

 

 

 

3%

 

 

 

 

 

Длина тела по возрасту

Все системы организма человека взаимосвязаны. Некоторые из них играют самую важную, ключевую роль. Какие это системы? Сердечно-сосудистая и дыхательная. Попробуем с помощью практических методов научиться оценивать их состояние и резервные возможности.

Задание № 11 Экспресс-метод определения частоты сердечных сокращений (ЧСС).

  1. Определите ЧСС по пульсу. Пульс прощупывается на лучевой артерии, чуть выше запястья на внутренней стороне руки (после нагрузки – на сонных артериях). Для этого пульс подсчитывается за 10 секунд.
  2.  Полученный результат умножить  на 6, что позволяет уменьшить ошибки в течении одной минуты.
  3. Сравните полученные результаты со среднестатистическими:

Норма  ЧСС в состоянии покоя:

-Для мужчин:

Реже 55 – отлично;

Реже 65 – хорошо;

65 – 75 – посредственно;

Выше 75 – плохо.

-Для женщин и юношей: примерно на 5 ударов чаще.

4) Сделайте вывод.

Задание № 12 Функциональные пробы для определения состояния системы дыхания.

  1. Определите состояние системы дыхания согласно пробе Штанге: сделайте полный вдох и задержите дыхание на сколько это возможно, время измеряется в секундах.
  2. Сравните полученные результаты с нормой.

Норма – задержка дыхания не менее чем на 40 секунд;

Отличный показатель – 1 минута и более.

  1. Сделайте вывод.

Сделайте общий вывод о проделанной работе!

        Приложения.                                Приложение№1

Приложение№2

        Таблица 1 Средние возрастные показатели роста, массы тела и окружности грудной клетки.        

Возраст (лет)

Рост (в см.)

Масса тела (в кг)

Окружность грудной клетки (см)

Окружность головы (см.)

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

14

М 158,4

157,4

48,9

49,2

77,8

76,7

51,7

σ ±7,5

7

8,4

7,4

5,1

5,3

5,8

15

М 164,3

159,6

54,3

53,1

81,9

79,3

52

σ ±7,4

7,2

8,4

7,2

5,4

5,7

5,6

16

М 168,8

161,1

59,4

55,6

85,5

80,5

52,2

50,9

σ ±6,8

6,5

7,3

7,6

5,1

4,9

5,5

6

17

М 171,9

163

63,2

58,1

87,9

82,1

52,5

51

σ ±6,8

6,6

6,8

7,3

4,7

4,6

7,7

7

18

М 174,8

162,1

66,9

59,2

90,2

84,1

53

52

σ ±6,1

5,6

8

7,1

5,2

4,4

7

6

19

М 177,2

162,8

68,2

59,6

93,1

84,9

53

52

σ ±5,8

5,1

7,5

6,8

6,1

4,8

7

6

Приложение №3 (центильные таблицы)

Распределение длины тела (см) по возрасту (юноши). 

Возраст

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Проценты (Центили)

3

10

25

50

75

90

97

16 лет
17 лет

154,0
159,3

158,0
163,0

162,2 
168,1

169,8 
174,7

177,4 
181,2

182,0 
185,1

185,0 
187,9


Распределение длины тела (см) по возрасту (девушки). 

Возраст

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Проценты (Центили)

3

10

25

50

75

90

97

16 лет 
17 лет

151,7 
154,2

155,0 
157,3

158,3 
161,2

163,7 
165,6

169,0 
170,0

172,0 
173,1

174,1 
175,5

Распределение массы тела (кг) по возрасту (юноши). 

Возраст

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Проценты (Центили)

3

10

25

50

75

90

97

16 лет 
17 лет

41,2 
46,4

45,4 
50,5

51,8 
56,8

58,8 
63,7

65,9 
70.6

73,0 
78,0

82,5 
86.2

Распределение массы тела (кг) по возрасту (девушки). 

Возраст

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Проценты (Центили)

3

10

25

50

75

90

97

16 лет 
17 лет

42,4 
45,2

46,8 
48,4

51,0 
52,4

56,0 
57,2

61,0 
62,0

66,2 
68,0

76,1 
79,0

Распределение окружности головы (см) по возрасту (юноши). 

Возраст

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Проценты (Центили)

3

10

25

50

75

90

97

16 лет 
17 лет

52,4 
52,5

53,4 
53,5

54,4 
54,6

56,2 
56,3

57,9 
58,0

59,0 
59,1

60,1 
60,2

Распределение окружности головы (см) по возрасту (девушки). 

Возраст

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Проценты (Центили)

3

10

25

50

75

90

97

16 лет 
17 лет

50,9 
51,0

51,7 
51,8

52,3 
52,4

53,8 
53,9

55,3 
55,4

56,0 
56,1

56,9 
57,0

Распределение окружности грудной клетки (см) по возрасту (юноши). 

Возраст

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Проценты (Центили)

3

10

25

50

75

90

97

16 лет 
17 лет

73,3 
77,0

76,1 
80,1

80,0 
82,9

84,9 
87,6

89,9 
92,2

93,6 
95,5

97,0 
98,4

Распределение окружности грудной клетки (см) по возрасту (девушки). 

Возраст

Уровень развития

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

Проценты (Центили)

3

10

25

50

75

90

97

16 лет 
17 лет

73,0 
75,4

75,9 
78,0

78,8 
80,7

83,0 
84,7

87,1 
88,0

90,6 
91,1

93,9 
94,6



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку-практической работе « Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.»

Презентация к уроку-практической работе « Самооценка текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей.»...

Состояние физического здоровья российских школьников

состояние здоровья школьников, показатели по различным заболеваниям среди учащихся, особенности негативных изменений здоровья детей за последние годы (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и п...

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.04 Физическая культура

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.04  Физическая культура Методические указания для выполнения практических работ являются ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работ по дисциплине ОУД.06 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» по специальности 15.02.09 «Адитивные технологи»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению практических работпо дисциплине ОУД.06 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» по специальности15.02.09 «Адитивные технологи» ...

Лабораторная работа "Оценка состояния физического здоровья"

Предназначена для учащихся основного общего образования...