Статья "Значение утренней гигиенической гимнастики".
статья по физкультуре (5 класс) по теме

Егорова Елизавета Евгеньевна

Значение утренней гигиенической гимнастики.

И.П. Павлов рассматривает сон как процесс разлитого внутреннего торможения, протекающего с понижением возбудимости центральной нервной системы.

Под действием тормозных влияний, исходящих из центральной нервной системы, во время сна затормаживается двигательная деятельность и мускулатура тела расслабляется. В связи со спокойным положением тела снижается обмен веществ и расход энергии, а соответственно с этим понижается работа сердца и дыхания. Утренняя гимнастика играет важную роль в период перехода от сна к бодрствованию.

Во время сна нервные клетки отдыхают, организму требуется меньше кислорода, уменьшается частота сердечных сокращений, реже становится дыхание.

Проснувшийся человек не готов сразу включиться в активную работу. Во время выполнения утренней зарядки мышцы быстрее сокращаются и расслабляются, переключаются на активную работу сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Утреннюю гигиеническую гимнастику проводят в утреннее время до завтрака и по возможности на воздухе.

В ответной реакции организма на физические упражнения, осуществляемые в утренней гимнастике, ведущее место принадлежит нервной системе. Вот почему после зарядки человек уже не выглядит заспанным, лицо его приобретает свежесть.

Чем еще полезна утренняя гимнастика?

Значение утренней гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию, вызывает положительные эмоции. Конечно, она укрепляет здоровье, а ещё это маленькая тренировка. При выполнении упражнений развивается сила, ловкость, выносливость, гибкость. Систематические занятия укрепляют волю – одно из самых ценных качеств, без которого трудно рассчитывать на успех в любом деле. 

Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами в сочетании с водными процедурами (обтирание, обливание, душ) дает наибольший оздоровительный эффект: улучшает общее состояние и функциональные возможности нервной системы, укрепляет и закаляет ее, способствует уравновешению возбудительных и тормозных процессов, улучшает обменные реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, легкости, радости.

Продолжительность утренней гимнастики 10 – 15 минут. Затем душ или обливание (обтирание). Утренняя зарядка не должна утомлять. Основная ее цель – зарядить организм бодростью, силой, поднять настроение. Эмоциональное воздействие физических упражнений повышает ритмичная, веселая музыка.

Систематическое проведение утренней гимнастики требует предварительного отбора упражнений из числа ранее разученных с детьми. Из отобранных упражнений для ежедневного использования составляются комплексы. Физические упражнения необходимо подбирать с таким расчётом, чтобы дать нагрузку на все группы мышц. Желательно сочетать упражнения для мышц рук и туловища, рук и ног, для мышц брюшного пресса и спины, упражнения на гибкость позвоночника и подвижность в тазобедренных суставах. Систематическое повторение их укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физиологические функции. Все это благоприятствует нормальной жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.  

Однако порой бывает трудно заставить ребенка заниматься по утрам гимнастикой. Что же делать? Наилучший способ – заинтересовать, увлечь его. Для младших школьников бывает достаточно личного примера родителей или старших братьев, сестер, ведь дети склонны к подражанию. На смену подражанию при регулярности занятий со временем придет привычка, выработается потребность.

Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, который  способствует оздоровлению организма ребёнка.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей: "Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика"

Материал для родителей: «Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика» (рекомендации по выполнению утренней гимнастики) Многие выдающиеся люди считали физические упражнения...

Материал для родителей: "Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика"

Материал для родителей: «Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика» (рекомендации по выполнению утренней гимнастики) Многие выдающиеся люди считали физические упражнения...

Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика

Рекомендации по выполнению утренней гимнастики...

Комплекс утренней гигиенической гимнастики

Общеразвивающие упражнения с рисунками....

Презентация комплекс утренней гигиенической гимнастики для детей дошкольного возраста

Комплекс зарядки для детей дошкольного возраста с фотографиями. Комплекс можно проводить с детьми в домашних условиях и с детьми в детском саду....

Гимнастика до учебных занятий и утренняя гигиеническая гимнастика

Гимнастика до учебных занятий и утренняя гигиеническая гимнастикаГимнастика до учебных занятий представляет собой ежедневное выполнение перед первым уроком под музыку в течение 6-8 минут комплекса из ...

Гимнастика до учебных занятий и утренняя гигиеническая гимнастика

Гимнастика до учебных занятий и утренняя гигиеническая гимнастика...