«Методические особенности физического воспитания подростков на основе оздоровительного потенциала тхэквондо».
методическая разработка по физкультуре на тему

Актуальность исследования определяется тем, что коренное реформирование системы образования в России и, как следствие, преобразования, проводимые в системе высшей школы, актуализировали проблему физического воспитания подрастающего поколения. Анализ  здоровья  и  физического развития  молодежи показывает, что в настоящее время наблюдается повсеместное снижение физической активности и самое резкое ее падение прослеживается в период от 15 до 25 лет (С.И. Логинов, Л.И. Ревдова).

В связи с этим, на уровне правительства, перед системой физического воспитания ставится задача обоснования содержания, средств и методов, способствующих эффективному формированию готовности молодых людей к здоровьесберегающей физкультурной деятельности и двигательной активности.

Следует отметить, что в настоящее время, наряду со снижением у учащихся мотивации к занятиям физической культурой с одной стороны, отмечается повышение интереса к различным видам спортивных единоборств с другой. (Железняк, Абаев)

В тоже время, в системе физического воспитания школ отсутствует единое  и методическое обоснование и  программное обеспечение внедрения  элементов спортивных единоборств в процесс формирования физической культуры  учащейся молодежи, это не позволяет всем желающим заниматься этими мужественными видами спорта и поэтому требует отдельного изучения.

Выявленное противоречие и недостаточная разработанность содержания, средств и условий организации физического воспитания школьников на основе оздоровительного потенциала тхэквондо определили выбор темы исследования: «Методические особенности  физического воспитания подростков на основе оздоровительного потенциала тхэквондо». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско – юношеский центр «Русинка»

Методическая разработка по теме:

«Методические особенности  физического воспитания подростков на основе оздоровительного потенциала тхэквондо».

Подготовил педагог

 дополнительного образования

 Ким Евгений Павлович

Волжский 2015

Актуальность исследования определяется тем, что коренное реформирование системы образования в России и, как следствие, преобразования, проводимые в системе высшей школы, актуализировали проблему физического воспитания подрастающего поколения. Анализ  здоровья  и  физического развития  молодежи показывает, что в настоящее время наблюдается повсеместное снижение физической активности и самое резкое ее падение прослеживается в период от 15 до 25 лет (С.И. Логинов, Л.И. Ревдова).

В связи с этим, на уровне правительства, перед системой физического воспитания ставится задача обоснования содержания, средств и методов, способствующих эффективному формированию готовности молодых людей к здоровьесберегающей физкультурной деятельности и двигательной активности.

Следует отметить, что в настоящее время, наряду со снижением у учащихся мотивации к занятиям физической культурой с одной стороны, отмечается повышение интереса к различным видам спортивных единоборств с другой. (Железняк, Абаев)

В тоже время, в системе физического воспитания школ отсутствует единое  и методическое обоснование и  программное обеспечение внедрения  элементов спортивных единоборств в процесс формирования физической культуры  учащейся молодежи, это не позволяет всем желающим заниматься этими мужественными видами спорта и поэтому требует отдельного изучения.

Выявленное противоречие и недостаточная разработанность содержания, средств и условий организации физического воспитания школьников на основе оздоровительного потенциала тхэквондо определили выбор темы исследования: «Методические особенности  физического воспитания подростков на основе оздоровительного потенциала тхэквондо».

Объект исследования: процесс физического воспитания старших школьников.

Предмет исследования: содержание, средства и условия организации физического воспитания старших школьников на основе оздоровительного потенциала тхэквондо.

Цель исследования: изучить  эффективность  методики физического воспитания  старших школьников в процессе  занятий тхэквондо оздоровительной направленности.

Гипотеза исследования: физическое воспитание подростков на основе тхэквондо станет эффективным и будет иметь не только развивающую спортивно-результативную, но и оздоровительную направленность, если:

- методологическую основу физического воспитания на основе тхэквондо составят представления о биосоциальной целостности человека и  характере здоровьесберегающей физкультурной деятельности, оказывающей существенное влияние на функциональную, физическую, психическую подготовленность;

        -  будет изучена  модель физического воспитания старших школьников на основе  элементов тхэквондо оздоровительной направленности

          Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы нами были поставлены три задачи:

1. Изучить  теоретические аспекты применения занятий тхэквандо оздоровительной направленности  в физическом воспитании  школьников.

       2. Определить методические особенности программы  физического воспитания старших школьников в процессе  занятий тхэквондо оздоровительной направленности.

3. Экспериментально обосновать эффективность экспериментальной программы  физического воспитания подростков на основе применения элементов тхэквондо оздоровительной направленности.

Теоретическую основу исследования составили:

- системный подход (И.В. Блауберг, В.Г. Афанасьев и др);

-  теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Г. Асмолов, В.А. Сластенин);

- концепции здоровьесберегающего обучения  (Г.К. Зайцев, М.В. Антропова)  

-основные положения теории физического воспитания (Б.А. Ашмарин, Л.П. Матвеев, М.А. Годик, В.М. Зациорский, Ж.К. Холодов, В.К. Бальсевич, и др.);

-  идеи сохранения здоровья при занятии спортом (Г.Л. Апанасенко, Р.М. Брехман,  А.Г. Дембо, и др.);

- теоретические положения восточных единоборств в системе физического воспитания (Н.В. Абаев, С.В. Калмыков идр)

Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, анализ нормативных документов и программно-методической документации, педагогическое наблюдение и тестирование, оценка морфофункциональных показателей организма подростков, опытно-экспериментальная работа, методы математической статистики.

        Первой задачей нашего  исследования было:   Изучение  теоретических аспектов применения занятий тхэквондо оздоровительной направленности  в физическом воспитании  школьников.

Для ее решения мы провели анализ и обобщение научно-методической литературы  и основываясь на положениях  концепции здоровьесберегающего обучения  Г.К. Зайцева, М.В. Антроповой  

-основных положениях теории физического воспитания Б.А. Ашмарина, В.М. Зациорского;

-  идеи сохранения здоровья при занятии спортом Г.Л. Апанасенко, А.Г. Дембо,

И  теоретических положениях восточных единоборств в системе физического воспитания Н.В. Абаева и С.В. Калмыкова

мы определили что:

«Восточные единоборства  - это системы, комплексы, применяемые для тренирующего воздействия на различные органы и системы организма, для обучения и совершенствования двигательных навыков, получения информации в процессе учебно-тренировочных занятий с целью повышения их эффективности».

Тхэквондо –вид физической деятельности, доступный для каждого, результатом, которой является физическое, функциональное развитие  и поддержания физической нормоформы, а также совершенствование достигнутых результатов владения сенсомоторикой и прикладными для жизни навыками самообороны в зависимости   от поставленных задач и методов организации занятий.

Главное в массовом тхэквондо – регулярные занятия, стремление к разностороннему физическому и духовному совершенствованию, к овладению всем богатством техники и тактики тхэквондо как любимого вида деятельности. Причем главное – не побить кого-нибудь, а искусно обыграть противника, не дать ударить себя.

Таким образом, массовое тхэквондо является основной формой тхэквондо. Все остальные формы тхэквондо являются производными, базирующимися на технико-тактической, физической и психологической подготовке в соответствии с программой многолетней подготовки тхэквондиста.

Оздоровительный потенциал тхэквондо  заключается в самом структурном содержании данного вида единоборств:

- Во-первых, характерные для занятий тхэквондо большое число повторений и небольшие преодолеваемые сопротивления развивают  тонкую мускулатуру. Такие мышцы располагаются ближе к кровеносным сосудам и, таким образом, достигается  развитие  выносливости и высокой  работоспособности

- во вторых -осуществляющиеся при выполнении ударов ногами, а также балансирующих движениях руками повороты таза хорошо развивают мышцы брюшного пресса. Большинство ударов в тхэквондо связано с высоким подъемом ног, что развивает боковые мышцы туловища и внутренней поверхности бедер, это является  основой формирования мышечного корсета и развитие гибкости связочно-суставного аппарата организма.

-в третьих- стандартный режим занятий связан с активной работой всего тела. Следствием такой работы является увеличение частоты сердечных сокращений, долговременное повышение интенсивности кислородного обмена в сердце и легких, что  повышает транспорт кислорода к органам и  функциональным системам и обеспечивает экономизацию энергетических расходов.

-в четвертых - усиленная вентиляция или аэробным эффект проявляется  : в повышение эффективности работы легких.  В улучшение системы кровотока, путем увеличения кровеносных сосудов, повышения их эластичности, снижения дистонии.

 3. Улучшение состава крови, в особенности повышение содержания красных кровяных телец и гемоглобина.  

4.Повышение жизнеспособности тканей тела благодаря усилению обменных процессов.

5. Улучшение работы сердца. (Оно приобретает способность работать с большими нагрузками.)  6. Улучшение сна и вывода из организма шлаков.

Таким образом,  как отмечают ведущие специалисты развивающие идеи спортизации физической культуры  школьников  Лубышева, Зациорский, Артов переориентация учебного процесса школьных программ на обучение с элементами восточных единоборств, бесспорно, является важной и актуальной в работе школы. Важность данной проблемы очевидна, так как тхэквондо, обеспечивает взаимосвязанное совершенствование различных двигательных качеств, повышающих эффективность тренировочных занятий без дополнительного увеличения объёма среднего значения нагрузок.

Второй задачей исследования  было

. Определение методических особенностей программы  физического воспитания старших школьников в процессе  занятий тхэквондо оздоровительной направленности

Основными задачами  школы тхэквондо копирующего природные реалии, по мнению  В.К. Бальсевича, в  аспекте физической культуры и спорта,   являются:

      ● развития организма человека и подготовки его к трудовой деятельности;

      ● укрепления адаптивных функций и снижения опасности эпидемий;

      ● реабилитации ослабевающих функций;

      ● формирование  здорового образа жизни

● обучение  основным  технико-тактическим действиям как наиболее действенным средством в борьбе с гиподинамией

На основе исследований Верхошанского, Гагина, Иванова-Катанского, мы выявили, что основными видами подготовки в тхэквондо являются: общая физическая, специальная и психологическая.

Общая физическая подготовка обеспечивает развитие мышечной системы, укрепление костно-связочного аппарата, подвижность в суставах, улучшает функции сердечно-сосудистой системы, органов дыхания.

Специальная подготовка способствует совершенствованию таких качеств как реакция, быстрота действий, специальная выносливость и др.

Психологическая подготовка играет главенствующую роль в тхэквондо. Очень часто  победа или поражение зависят не от уровня физической или специальной подготовки, а от психологического настроя. С психологической подготовкой неразрывно связано развитие воли занимающихся ( волевые качества.

При этом  технология формирования культуры движений на основе использования элементов тхэквондо в уроке физической культуры  школьников  включает две части   Организационную и методическую части    

Организационная часть – это организационные меры учебно-воспитательной работы, т. е  обеспечение адекватного учебного режима, рационализацию учебной работы, оздоровительных мероприятий. (проведение учебных занятий преподавателем, включает контроль гигиенического состояния спортивного зала (поверхность пола, влажная уборка непосредственно перед уроком, надлежащая температура воздуха).

Методическая часть. Это: разработка учебной программы по физическому воспитанию  школьников с использованием элементов тхэквондо, отбор технических приемов  тхэквондо, допустимых для изучения и тренировки, разработка системы оценки физической подготовленности детей.

Организационной формой физического воспитания  школьников посредством применения основных элементов тхэквондо является урок физической культуры 

Основной целью применения элементов тхэквондо в физическом воспитании  школьников является :формирование физической культуры личности, укрепление психофизического здоровья, развитие нравственного, эстетического сознания подростка, привитие навыков культуры поведения, повышение эффективности социального взаимодействия, через которое происходит становление личности.

Уроки физической культуры с основами тхэквондо должны включать

1-теоретическую часть, направленную на знание терминологии тхэквондо

2- практическую часть –

Планирование учебных занятий строится на основе учебного плана-графика. Теоретическая подготовка. Изучение технических элементов. Физическая подготовка. Развитие физических качеств.

Специфика тхэквондо при распределении программного материала предусматривает учебную работу в таких компонентах:

физическая подготовка 20-25%: общая физическая подготовка (ОФП) - 15%; специальная физическая подготовка(СФП) - 10%);

техническая подготовка- 35-40%;

тактическая подготовка- 15-20%;

спарринг - 10-15%

(объем физической подготовки может быть увеличен на 10-15% за счет уменьшения объема тактической подготовки).

Техническая подготовка. Выполнение имитации изученных технических элементов и их комбинаций.

 Организационно-методические особенности заключаются в том, что учебный материал при проведении занятий распределяется на основе принципа постепенного увеличения сложности соответственно уровню общей физической и технической подготовленности занимающихся

Задачи учебной работы определяются в зависимости от периода обучения

Первый год обучения

Укрепление здоровья и улучшение физического развития.

Приобретение разносторонней физической подготовленности на основе занятий таэквондо.

Повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности.

Овладение основными техническими приемами таэквондо.

Воспитание основных физических качеств: скорости, гибкости, ловкости, выносливости и силы.

Воспитание основ специальных физических качеств (скорости реакции, скорости ударных движений).

Второй год обучения

Совершенствование технических приемов таэквондо.

Повышение уровня функциональной подготовленности.

Совершенствование физических качеств: гибкости, ловкости, скорости, выносливости и силы.

Совершенствование специальных физических качеств: (скорости реакции, скорости ударных движений).

Выполнение контрольных нормативов по физической и технико-тактической подготовленности.

Спарринг.

Третий год обучения

Повышение разносторонней физической и функциональной подготовленности.

Совершенствование основных приемов техники.

Повышение уровня тактической подготовленности.

Выполнение контрольных нормативов по физической подготовленности.

Спарринг.

Повышение уровня теоретических знаний.

Структура занятий:

Учебное занятие  по таэквондо длительностью 45 мин. состоит из: ВВОДНОЙ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ, ОСНОВНОЙ, и ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЧАСТЕЙ

- Вводной части

-Подготовительной части (8 мин.), цель которой организовать и психологически подготовить школьников к активной деятельности с помощью специальных и подводящих физических упражнений;

-Основной части (25  мин.), во время которой школьники овладевают новым материалом;

-Заключительной части (7 мин.), которая предусматривает постепенное снижение физической нагрузки, снижение возбуждения после выполненной работы и приведение организма в относительно спокойное состояние посредством упражнений на расслабление мышц, дыхательных упражнений.

Вводная часть. Продолжительность от 3  мин.

 Задачи:

1.повысить эмоциональное состояние занимающихся,

2.настроить на соблюдение дисциплины,

3.подвести состояние их организма к нагрузке подготовительной части урока.

Средства  вводной         части построение группы, ритуал, расчет, краткое объяснение задач урока, выполнение строевых упражнений, упражнений на внимание.

Подготовительная часть  задачи

Организация учащихся и установка их внимания на решение предстоящих двигательных задач;

  1. Подготовка двигательного аппарата к выполнению упражнений на растяжение к значительным мышечным напряжениям;

3. Повышение работоспособноси занимающихся с помощью общеразвивающих и специальных упражнений.

4. Развитие и усовершенствование таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, смелость, решительность, упорство и др. Специальные упражнения выполняются после общеразвивающих в течение 10–15 мин.

Средствами подготовительной части являются: ходьба, бег с различными движениями направленными на синхронное изменение биорычагов тела в противоположном направлении, прыжки, акробатические элементы, упражнения на растяжение. К специальным упражнениям для этой части урока относятся подводящие упражнения, задача которых – поэлементное усвоение координации планируемых к изучению приемов.

Основная часть

Задачи основной части занятий

  1. Изучение базовой техники, тыли, развитие и совершенствование способностей;
  2. Сила, быстрота, выносливость, координация, спарринг;
  3. Совершенствование физических и психических качеств;
  4. Овладение программным материалом;
  5. Повышение физических возможностей.

           Средствами основной части являются: упражнения

Пхумсэ тхэквондо – это строго регламентированные упражнения, представляющие собой комбинации приемов защиты и нападения (пхумсэ доньчжак), выполняемые по определенным траекториям (пхумсэ сон) и в точно установленной последовательности и имитирующие реальный бой за жизнь с несколькими соперниками, из которого выполняющий пхумсэ выходит победителем.

 А именно

-Стойки в проекции на горизонтальную плоскость

Боевые позы -

Понятие боевой позы включает в себя:

      ● закрытую – выставленные руки закрывают доступ к голове или корпусу, но позволяют осуществлять в защите только подставки;

      ● открытую – выставленные руки расставлены широко, что открывает доступ к голове и корпусу, но позволяет проводить отбивы внутрь;

      ● в каждой из них могут быть верхняя (руки расположены у головы) и нижняя (руки расположены ниже головы);

      ● в каждой из них руки могут располагаться близко к корпусу (ближняя) и далеко от корпуса (дальняя);

      ● в боевой позе руки могут располагаться на разных высотах и с разной дальностью.

Маневры туловищем как начальное техническое действие производится в целях создания ситуативности, мешающей противнику выбрать удобную кинематическую ситуацию, и осуществляется:

      ● уклоном в стороны;

      ● «отклоном» (отклонением назад) (схема 3.2.4).

Передвижения по даянгу  относительно противника с целью выхода в оптимальную позицию для атаки или защиты (степы) осуществляются:

      ● отходами (шагом от противника);

      ● подходами (шагом к противнику);

      ● выходами (шагом влево или вправо);

      ● заходами (шагом вперед, с разворотом, становясь сбоку противника).

Следует иметь в виду, что передвижения могут производиться полушагом (когда выставляется одна нога) и шагом (когда задняя нога подставляется к ранее выставленной ноге).

Передвижения могут производиться подскоками (без подшагивания).

Атакующие технические действия

Технические действия защиты, так как в ударных единоборствах основные действия включают в себя атаку и защиту, ибо если предусматривать только атаку, то будет не бой, а только избиение. Поэтому основные действия подразделяются на атакующие и защитные.

 Контактная защита :      ● подставками;      ● блоками;      ● отбивами;

-Последовательное обучение технике ударов руками

           Прямые удары.                                                                              

На основе взаимных стоек, которые предопределяют кинематические условия эффективности тех или иных ударов с позиций: «фронтальности» (перпендикулярности или диагональности удара); расстояния до «мишени» и, соответственно, времени осуществления удара;времени на распознавание угрозы.

Обучение  техники ударов ногами - по признаку формы траектории используются следующие удары ногами: прямые, сбоку и реверсивные.

прямые удары т.е все удары, наносимые по прямой траектории. Эти удары разделяются на колющие и рубящие (сверху).

К ударам сбоку относятся удары, наносимые по кривой траектории, проходящей в горизонтальной плоскости.

К реверсивным ударам относятся удары, при которых траектория имеет зигзагообразную форму в горизонтальной плоскости. В определенной степени их можно относить к комбинации ударов. Удары могут наноситься в туловище или в голову. Естественно, что техника ударов в голову значительно сложнее техники ударов в туловище. Если учитывать при этом особенности взаимной стойки (Схема 1), то число вариантов техники выполнения ударов увеличивается вдвое.

Обучение ударам по признаку формы траектории т.е. удары ногами прямые, сбоку и реверсивные развивает   скоростные,  скоростно-силовые качества и гибкость в сочетании с координационными способностями.

Основными методами обучения являются: показ, рассказ. (Методы- метод целостного и расчлененного обучения).

В зависимости от задач занятия используют методические приемы:

  • Фронтальный , групповой, индивидуальный, круговой, поточный

Средствами заключительной части занятия являются успокаивающие упражнения –  упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения, установка занимающимся на другие виды деятельности, что обеспечивает развитие восстановительных процессов в функциональных системах организма.

 Заключительная часть заканчивается построением группы. Тренер коротко подводит итоги, при необходимости дает задание на дом.

Обязательными требованиями  атрибутики занятий тхэквандо являются:

 -Спортивная форма тренировочный костюм 1 добок

- Выполнение упражнений под корейский счет. В процессе занятий применяется корейский счет от одного до десяти на корейском языке

Таким образом,  методическими особенностями программы  физического воспитания старших школьников в процессе  занятий тхэквондо оздоровительной направленности являются средства и методические приемы обучения элементам тхэквондо

Третьей задачей исследования  мы определили  Экспериментальное обоснование эффективности применения элементов тхэквондо оздоровительной направленности в процессе физического воспитания старших школьников. ЕЕ решение было основано на апробирования экспериментальной  модели   физического воспитания старших школьников на основе тхэквондо с оздоровительной направленностью, разработанной  к.п.н., доцентом  РГУФКиТ  Тверским В.В.  с учетом  соответствующих этой сфере подходов, принципов и рекомендации по моделированию педагогических явлении (Г.Н. Сериков, В.И. Загвязинский, А.Я. Найн и др.)  

В эксперименте приняли участие учащиеся старших классов  МОУ …………

При применении модели нами был использован системный подход, и личностно-деятельностный подход организации процесса физического воспитания старших школьников

-Компонентами готовности школьников к здоровьеформирующей деятельности посредством занятий тхэквандо (с позиции физической культуры личности) были определены: мотивационный, знаниево- оценочный, деятельностный и волевой. Показатели данных компонентов  формировались и развивались в течении трех этапов.

Этапами  формирования готовности старшеклассников к  здоровьеформирующей деятельности были определены:

- этап диагностики

-  этап действий

- и оценочный этап. 

Критериями оценки  сформированности показателей готовности школьников к здоровьесберегающей деятельности мы установили

1- хорошее самочувствие, активность и настроение, позитивную мотивацию;

2.- физкультурно-спортивные знания, осознание системы ценностей тхэквондо;

3.- физкультурно-спортивные умения и навыки, самостоятельность и активность в применении средств тхэквондо;

4.- физическое здоровье, физическое развитие, физическую подготовленность.

В связи с проявлением показателей готовности к здоровьезберегающей деятельности были выявлены уровни готовности учащихся

уровень – пассивности,

уровень-педагогического управления,

уровень -организации,

уровень- соуправления

уровень - самоуправления,

Структурными элементами экспериментальной модели были:

 а) программа элективного курса «Тхэквондо с оздоровительной направленностью», которая носила комплексный характер и состояла из двух компонентов: обязательный компонент – теоретическая  и методико-практическая подготовка, основы методики базовых видов двигательной деятельности (гимнастики,   легкой атлетики и спортивных игр);

элективный компонент – методика основных дисциплин тхэквондо (кибон дончжак, пхумсэ, кйокпха, хосинсуль, кйоруги), оздоровительная гимнастика таньжон хохыппоп;

Методика проведения занятий тхэквондо, предусматривала: поэтапное формирование готовности подростка к здоровьеформирующей деятельности

Школьники, принявшие участие в опытно-экспериментальной работе, по состоянию здоровья были отнесены к основной (12 человека) и подготовительной (9 человек)  группам. (n=21) (N=42 человека)

В контрольных группах школьники занимались по примерной программе дисциплины «Физическая культура» (В.И. Ильинич, Ю.И. Евсеев). В экспериментальной группе – по программе элективного курса «Тхэквондо с оздоровительной направленностью» и спецкурса-практикума «Помоги себе сам».

С целью выявления результатов опытно-экспериментальной работы оценивались уровень готовности каждого испытуемого в отдельности к ЗФД, уровень физического здоровья, общая заболеваемость школьников, динамика физического развития, функциональное состояние, физическая подготовленность, динамика мотивов физкультурной деятельности, динамика показателей дифференцированной самооценки подростков.

В результате реализации  программы элективного курса «Тхэквондо с оздоровительной направленностью» 33,3% школьников экспериментальной группы оказались на высоком уровне самоуправления, 40%  вышли на уровень самоуправления и только 16,7% школьников остались на уровне организации и 10% подростков на уровне управления.

Уровень готовности к здоровьеформирующей деятельности подростков экспериментальной группы, достигнутый к концу опытно-экспериментальной работы, существенно выше, чем у их сверстников контрольной группы. Установлено, что большая часть подростков контрольной группы (31,7%) осталась на уровне организации.

Под влиянием экспериментальной методики существенные изменения произошли в показателях физической подготовленности (Р<0,05).    

 Среднегрупповая величина прироста физических способностей подростков в основной группе составила: скоростных 2,3%; силовых 50%; скоростно-силовых 8,6%; выносливости 22,9%; гибкости 42,6%. Среднегрупповая величина прироста физических способностей подростков в подготовительной медицинской группе составила: скоростных 4,2%; силовых 53,4%; скоростно-силовых 9,6%; выносливости 20,1%; гибкости 44%. У школьников контрольных групп достоверных различий по всем показателям не обнаружено (Р>0,05).

Таким образом, можно утверждать, что процесс физического воспитания школьников с элементами тхэквондо приобретает здоровьесберегающий смысл и  направлен на гармонизацию глубинной, сущностной составляющей личности - ее духовности - с моральной, социально детерминированной подструктурой - нравственностью, обусловливающей реализацию их «я» в обществе.