Дополнительная общеразвивающая программа «Волейбол»
рабочая программа по физкультуре на тему

Пономарёва Ксения Николаевна

Программа по волейболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является дополнительной общеразвивающей программой, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.  Применяется в общеобразовательных учреждениях, где используется программа В.И. Ляха, А.А. Зданевича, вариативная часть волейбол.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voleybol_k_litsenzii.docx30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Волейбол»

направленность:   физкультурно-спортивная

возрастная категория детей:  8 – 11  классы

срок реализации:  3 года

Составлена на основе

 

типовой программы по физической культуре в общеобразовательной школе (авторы: В. И. Лях, А.А. Зданевич).

 (наименование программы)    (автор программы)

Пономарёвой Ксенией Николаевной

                                кем  (Ф.И.О.  учителя, составившего рабочую  учебную  программу)

__________________________________________________________________

г. Ухта

2013г.

Пояснительная записка

Программа по волейболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является дополнительной общеразвивающей программой, предназначенной для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательных учреждений.  Применяется в общеобразовательных учреждениях, где используется программа В.И. Ляха, А.А. Зданевича, вариативная часть волейбол.

Цели и задачи

Цель объединения: содействие физическому развитию детей и подростков, воспитанию гармонично развитых личностей, обучении знаниям, умениям и навыкам игры в волейбол.

Непосредственными условиями выполнения этой цели является многолетняя, целенаправленная подготовка учащихся: привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Основной принцип объедиения по волейболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической и теоретической подготовке,  выраженных  в   количественных (часах) и качественных (нормативные требования) характеристик.

Задачи объединения:

  • укрепление здоровья и содействие правильному разностороннему физическому развитию;
  • закаливание   организма   учащихся, повышение общей физической подготовленности;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие  быстроты, гибкости, ловкости, силы, выносливости;
  • развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования необходимого игрового навыка,  обучение и совершенствование основ техники и тактики игры в волейбол;
  • привитие интереса к соревнованиям;
  • выполнение нормативных требований по общей и специальной физической подготовки;
  • приобретение навыка в организации и построении   учебно-тренировочных   занятий   и   соревнований.

Для решения перечисленных задач, важное значение имеет распределение времени по видам подготовки для составления документов планирования на год, месяц, неделю. На первом году обучения   большее   внимание   уделяется   обшей   физической подготовке,   которая   осуществляется   в   подготовительных   и подводящих упражнениях технической подготовки. На втором году обучения    происходит    логическое    продолжение    изучения технического,      тактического      арсенала      к      физической подготовленности занимающихся. На третьем году, по-прежнему, основное внимание уделяется физической и технической подготовке, но уменьшается количество часов на физическую подготовку и увеличивается - на тактическую.

І-й – начальный уровень. Это группы начальной подготовки (1 года обучения), которые способствуют выявлению способностей, одаренности детей, развитию их заинтересованности к занятиям волейболом. Численный состав объединения  – 25 человек.

II-й – основной уровень. Это учебно-тренировочные группы (2-3 годов обучения), в которых развивается стойкий интерес обучаемых к занятиям волейболом, где воспитанники принимают участие в соревнованиях района, округа. Численный состав объединения – 25 человек.

В процессе занятий учащиеся должны приобрести навыки судейства игры и навыки инструктора. С этой целью необходимо на каждом занятии назначать помощников и давать им задания проводить упражнения по обучению и совершенствованию техники и тактики игры. Задачи этой учебной практики — научить строевым командам, методике проведения упражнений и отдельных частей занятий. Судейство учебно-тренировочных игр должны проводить сами учащиеся. Необходимо научить занимающихся самим организовывать соревнования в группе. Каждый учащийся объединения должен уметь вести технический протокол игры, подготавливать заявку, составлять таблицу.

Место программы в образовательном процессе.

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувства коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.

Формы подведения итогов реализации программы

Формами подведения итогов реализации программы служат:

а) показательные игры внутри коллектива

б) внутришкольные соревнования (первенство школы)

в) товарищеские матчи между классами в выбранной параллели

г) городское первенство по волейболу

д) фотоотчеты о деятельности и достижениях коллектива

Формы проведения занятий

Объяснение и показ педагога, учебные игры под руководством педагога, внутришкольные соревнования, посещение и дальнейший анализ соревнований различного уровня.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Словесные, наглядные, работа под руководством педагога, практические, метод поощрения.

Формы подведения итогов

Участие во внутришкольных и городских соревнованиях.

Содержание программы

Материал программы  дается в трех разделах: основы знаний, общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

Содержание данной программы рассчитано на три года по 204 часа в год на теоретические и практические занятия. Занятия проводятся во внеурочное время  2 раза в неделю.

Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по волейболу в школе и вне ее.

 Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния волейбола, правил соревнований по волейболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями.

Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки.

Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите, двусторонняя игра.

 Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий школьного объединения по волейболу для учащихся 8 –11-х классов представлено в примерном учебном плане.

I. Содержание раздела теоретической подготовки (темы).

Физическая культура и спорт в России. Общественно-политическое и государственное значение физической культуры и спорта в России. Массовый народный характер спорта в стране. Задачи развития массовой физической культуры.

Сведения о строении и функциях организма занимающихся. Основы пищеварения и обмена веществ. Краткие сведения о нервной системе.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся волейболом. Влияние занятий физическими упражнениями на нервную систему и обмен веществ организма занимающихся волейболом.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травматизма. Использование естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) в целях закаливания организма. Меры личной и общественной и санитарно-гигиенической профилактики, общие санитарно-гигиенические требования к занятиям волейболом.

Основы методики обучения в волейболе. Понятие об обучении и тренировке в волейболе. Классификация упражнений, применяемых в учебно-тренировочном процессе по волейболу.

Правила соревнований, их организация и проведение. Роль соревнований в спортивной подготовке юных волейболистов. Виды соревнований. Понятие о методике судейства.

Общая и специальная физическая подготовка. Специфика средств общей и специальной физической подготовки. Специальная физическая подготовка в различные возрастные периоды.

Основы техники и тактики игры. Понятие о технике. Анализ технических приёмов (на основе программы для данного года). Анализ тактических действий в нападении и защите (на основе программы для данного года).

II. Содержание раздела физической подготовки.

Общая физическая подготовка.

-Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости;

-совершенствование навыков естественных видов движений;

-подготовка к сдаче и выполнение нормативных требований по видам подготовки.

Строевые упражнения.

Гимнастические упражнения.

        -Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

        -Упражнения для туловища и шеи.

        -Упражнения для мышц ног и таза.

Акробатические упражнения.

Легкоатлетические упражнения.

        - Бег.

        - Прыжки.

        - Метания.

Спортивные игры.

Подвижные игры.

Специальная физическая подготовка.

Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий

Подвижные игры:

Упражнения для развития прыгучести.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча.

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча

Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов.

Упражнения для развития качеств, необходимых при блокировании.

III. Содержание раздела технической подготовки.

Обучение и совершенствование техники

Действия без мяча.

Перемещения и стойки:  

- стартовая стойка(И.п.)в сочетании с перемещениями;

- ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; - перемещения приставными шагами спиной вперёд;

- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание способов перемещений.

Действия с мячом.

Передача мяча сверху двумя руками: 

 - передача на точность, с перемещением в парах;

- встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.

Подача мяча: 

- нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.

- нападающие удары.

Практические занятия по технике защиты.

Действия без мяча: перемещения и стойки.

Действия с мячом. Приём мяча:

                                Блокирование.

Обучение и совершенствование тактики

- индивидуальные действия.

- групповые действия.

- командные действия.

Практические занятия по тактике защиты.

Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).

 Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны  6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;

Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.

Система игры. Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий.

Товарищеские и учебные игры

Соревнования по волейболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.

Прием нормативов по общей технической и специальной подготовке    

Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.

Тематический план

Наименование дисциплин

Количество часов в год

Формы контроля

всего

лекция/рассказ/беседа

практические занятия

1.

Теоретическая подготовка

10

в процессе тренировок

10

зачет

2.

Физическая подготовка

а) общая

22

в процессе

22

зачет

б) специальная

16

тренировок

16

3.

Техническая подготовка

а) обучение и совершенствование техники

70

в процессе тренировок

70

зачет

б) обучение и совершенствование тактики

30

в процессе тренировок

30

зачет

в) товарищеские и учебные игры

43

43

4.

Прием нормативов по общей технической и специальной подготовке

13

13

соревнования

ИТОГО

204

204

Ожидаемый результат

Тренировочный процесс по программе занятий «Волейбол» в образовательном учреждении школы позволяет добиться следующих результатов:

  • развития пропаганды и популяризации волейбола в школе;
  • повышения уровня спортивного мастерства;
  • подготовки команд к выступлениям в первенствах города в зачет спартакиады школьников;
  • учащиеся овладевают техникой и тактикой игры в волейбол;
  • овладевают строевыми командами и подбором упражнений по общей физической подготовки (разминки);
  • учащиеся приобретают навыки инструктора-общественника;
  • самостоятельно осуществляют практическое судейство игры волейбол;
  • могут организовывать соревнования в группе, в школе, в лагере отдыха;
  • умеют вести технический протокол игры, по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учёта результатов;
  • выполнение начальных спортивных разрядов.

В конце изучения программы будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.

Основной показатель секционной работы дополнительного образования по волейболу - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической и теоретической подготовленности.

Список литературы

  1. Коваленко М.И., Пекшева А.Г. Справочник учителя 1-11 классов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 192 с.
  2. «Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях,   А.А.Зданевич; Москва:«Просвещение»,2010
  3. Настольная книга учителя физической культуры: Справ. – метод. пособие / Сост. Б.И. Мишин. – М.: «Издательство АСТ; ООО «Издательство Астрель», 2003. – 626 с.
  4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. Дом «Академия», 2001 – 480 с.
  5. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» (возраст обучающихся с 10 до 12 лет, срок реализации 2 год)

Данная программа относится к физкультурно-спортивной направленности и направлена на физическое развитие обучающихся среднего школьного возраста....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волейбол"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.Цель секции в шко...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волейбол»

Волейбол  – один из самых  популярных видов спорта среди молодежи. Коллективный характер игры, высокий темп и острота атак, разнообразие тактических и технических приемов – вот ч...

Дополнительная общеразвивающая программа "Волейбол"

При разработке дополнительной общеразвивающей программы «Волейбол» учитывались следующие нормативно-правовые документы:- Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛЕЙБОЛ»

   Волейбол - командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение и...

Дополнительная общеразвивающая программа "Волейбол"

Дополнительная общеразвивающая программа "Волейбол"...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛЕЙБОЛ»

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. №413 (зарегистрирован...