ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Волейбол»
рабочая программа по физкультуре

Шучалин Денис Васильевич

Волейбол  – один из самых  популярных видов спорта среди молодежи. Коллективный характер игры, высокий темп и острота атак, разнообразие тактических и технических приемов – вот что привлекает в волейболет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_voleybolu.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волейбол»

Направленность:

физкультурно-спортивная                                                                    

Возраст детей - 11 -17 лет

Срок реализации – 1 год

Составитель: педагог

дополнительного образования

Шучалин Денис Васильевич

Сыктывкар

2018 г.


Пояснительная записка

           Одной из главных проблем сегодняшнего дня является проблема, связанная с низким уровнем здоровья учащихся. На решение этой проблемы и ориентирована предлагаемая программа.

Актуальность программы состоит в том, что занятия волейболом  способствуют развитию силы, ловкости, подвижности, быстроты реакций, ориентировки в пространстве, совершенствованию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и связок суставов.

Волейбол  – один из самых  популярных видов спорта среди молодежи. Коллективный характер игры, высокий темп и острота атак, разнообразие тактических и технических приемов – вот что привлекает в волейболе.

Занятия волейболом развивают такие необходимые человеку качества, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке. Программа предполагает вовлечение детей в спортивную жизнь. Занятия спортом для каждого учащегося  должны стать частью образа жизни.

Программа не предусматривает подготовку спортсменов-разрядников, основным ее предназначением является пропаганда здорового образа жизни.

Программа  позволяет  последовательно решать задачи физического воспитания школьников, формируя у учащихся  целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении  работоспособности и улучшения состояния здоровья, а главное, воспитывать личность способную  к самостоятельной творческой деятельности.

         Технические и тактические приемы в игре волейбол включены в общеобразовательную программу средней школы, поэтому данная программа дополняет знания и навыки учащихся по волейболу, полученные в школе.

Программа связана со следующими школьными предметами: физкультура (работа над всеми группами мышц), геометрия (обучение приемам, основанным на пространственном восприятии).

Данная программа является модифицированной. Она построена на основе программы физического воспитания учащихся, основанной на одном из видов спорта (волейбол) и программы по физической культуре для общеобразовательных школ.

При составлении программы учитывалось:

- предшествующий опыт работы в данном образовательном учреждении

- является дополнением обязательного курса по физической культуре

- опыт детей, полученный на занятиях в школе. Программа углубляет и расширяет эти знания и умения детей и дает специализированные знания и умения в области «волейбол»

- содержание учебного материала подобрано в соответствии с возрастными особенностями каждой группы

- материально-техническая оснащенность школы, на базе которой проводятся занятия по волейболу

- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня школы и ЦДОД, участия в спортивных и массовых мероприятиях школы и центра, города и республики.

После завершения обучения по данной программе обучающиеся могут продолжить обучение по профилю программы в Детской юношеской спортивной школе, в спортивных секциях, а также путем самообразования.

Цели и задачи

Цель:  воспитание  личности, приобщенной к здоровому образу жизни через регулярные занятия спортом, овладение техническими и тактическими приемами игры в волейбол.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с основами анатомии, физиологии и гигиены, профилактикой травматизма при занятиях спортом;
  • обучить правилам техники и тактики игры в волейбол;
  • сформировать навыки самоконтроля
  • познакомить с инструкторской и судейской деятельностью в волейболе

Воспитательные:

  • воспитывать потребность в здоровом образе жизни
  • воспитывать морально-волевые качества личности учащихся

Развивающие:

  • развить физическое здоровье: функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы, укрепить определенные  группы мышц
  • повысить работоспособность и выносливость;
  • развить двигательные качества: координацию, ловкость, быстроту реакции.

Характеристика программы

Тип: дополнительная  образовательная программа

        Направленность: физкультурно-спортивная

        Вид: модифицированная

        

Организационно-педагогические основы обучения

                Занятия по волейболу рассчитаны на  1 год работы с детьми и подростками с  возможными отступлениями по возрасту как в одну, так и в другую сторону.  

           В группу 1 года обучения принимаются обучающиеся с 11 лет по устному заявлению. Возможен набор группы как мальчиков, так и девочек.  При приеме в группу учащийся обязан предоставить медицинскую справку  о состоянии здоровья, подтверждающую отсутствие противопоказаний для занятий волейболом.  Отчисление из группы производится на основании желания самого обучающегося или по состоянию здоровья на основании медицинского заключения.

Рекомендуемый режим занятий

Занятия проводятся всем составом творческого объединения по расписанию, соответствующему требованиям СанПиН 2.4.4.1251-03, утвержденному директором Центра.

В период между занятиями обязателен 10-ти минутный перерыв, во время которого проветривается помещение.

Год обучения

Продолжительность  одного занятия в академических часах

Количество занятий в неделю

Всего часов в неделю

Всего часов в год

1

2

2

4

144

Количество обучающихся в группе.

Год обучения

Количество человек

1

 15 человек

Занятия проводятся с полным составом группы в форме групповых тренировок и соревнований в спортзале  и на стадионе школы. Возможно участие учащихся в соревнованиях в помещениях и на стадионах других учебных заведений города и на городском стадионе.

Формы подведения итогов обучения по программе – участие в соревнованиях между группами объединения или в школьных соревнованиях.

Прогнозируемый результат:

Знает:

  • основы анатомии, физиологии и гигиены, профилактики травматизма при занятиях спортом;
  • правила техники и тактики игры в волейбол;

Умеет:

  • контролировать свое физическое состояние
  • осуществлять судейство игры

Обладает:

  • потребностью в здоровом образе жизни
  • морально-волевыми качествами личности
  • физическим здоровьем, повышенной  выносливостью
  • развитыми двигательными качествами

Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

1

-

1

2

Гигиенические требования к занятиям

1

-

1

3

История развития волейбола

1

-

1

4

Общая и специальная физическая подготовка

-

60

60

5

Правила соревнований и игры

1

-

1

6

Технические действия

2

58

60

7

Подвижные и учебные игры

-

20

20

Итого:

6

138

144

Содержание.

  1. . Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Теория : Знакомство педагога с учащимися. Требование к тренировочной форме на занятии. Беседа  о бережном отношении к оборудованию. Знакомство с правилами  поведения на занятии, техникой безопасности при занятиях в спортивном зале.  Строгое  следование указаниям педагога во время выполнения упражнений с целью предотвращения травм.

  1. . Гигиенические требования к занятиям

      Теория : Режим дня, режим питания и питьевой режим. Гигиена сна. Уход за кожей, волосами, ногтями, гигиена полости рта. Уход за ногами, гигиена одежды и обуви.

  1. . История развития волейбола

Теория: История развития волейбола

  •  СССР;
  •  России;
  •  в мире;
  •  Республике Коми.
  1. Общая и специальная физическая подготовка

Практика:

  • прыжковая подготовка

(ч/з скакалку, ч/з барьеры,  ч/з скамейку,  на одной ноге, выпрыгивания вверх,  от подкидной доски, с разворотом на 1800  и  на 3600,  в длину с места);

  •  упражнения для развития быстроты, ловкости;
  •  упражнения для развития стартовой и дистанционной скорости;
  •  челночный бег, бег с изменением направления  и скорости;
  •  подтягивание на перекладине;
  •  отжимание в упоре лежа;
  •  упражнения для брюшного пресса;
  •  различные приседания;
  •  бег вперед спиной и остановками, различные повороты; остановки двойным или одним шагом или прыжком.
  1. Правила соревнований и игры

Теория: Общие требования в игре волейбол, мини - волейбол. Правильность заполнения протоколов игры, форма игроков и судей, жестикуляция на поле во время игры.

  1. Технические действия

Теория: Использование технических действий в игре.

Практика:

  1. Стойка игрока

Нижняя, средняя, высокая

  1. Передвижение
  • Шагом, бегом, скачками, выпады, прыжки, приставные шаги
  1. Передачи мяча  
  • Сверху на месте
  • После перемещения вперед, в сторону
  • Передача перед собой, через сетку
  1. Прием снизу
  • В парах
  • Прием подачи
  1.  Нижняя прямая и нижняя боковая подачи

-      Выбор способа передачи, отбивания через сетку

-      подача на точность

6.    Взаимодействие игроков

-     передней линии при второй передаче

-     задней линии, страховка, защита «Углом вперед»

 

  1. Подвижные и учебные игры

Практика:

  1. Подвижные игры:
  • пятнашки
  • мяч соседу
  • мяч на полу
  1. Учебные игры:
  • Игра «Снайпер»
  • Игра «Пионербол»
  • Мини-волейбол
  • Учебная игра в волейбол

 

Подготовка команды и участие в соревнованиях Городской спартакиады школьников.

Методическое обеспечение

Основными педагогическими принципами работы педагога дополнительного образования являются:

  • последовательность;
  • преемственность заданий и упражнений;
  • переход от простого к сложному.

Обучение строится на основе следующих методических положений:

Единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности  подготовки является  спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах.

Для успешной реализации программы необходим гуманно – личностный подход к обучающемуся. Он объединяет следующие идеи:

  1. Гуманизацию педагогических отношений, отражающуюся в:  
  • Любви к детям, заинтересованности в их судьбе;
  • Оптимистической вере в ребенка;
  • Толерантности педагога;
  1. Демократизацию отношений, реализующуюся в:
  • Праве ребенка на свободный выбор;
  • Праве ребенка на ошибку;
  • Праве ребенка на собственную точку зрения;
  • Стиле отношений педагога и детей:
  1. Формирование положительной  Я – концепции личности (Я справлюсь, Я способен, Я значу), реализующуюся через:
  • Видение в каждом ребенке уникальной личности, уважение ее, понимание, вера в нее;
  • Создание для ребенка ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.

Условия реализации программы

Материально-техническая база:

Занятия проводятся в большом спортивном зале школы.

Для занятий необходимы:

  • волейбольный мяч;
  • набивной мяч;
  • мостик  гимнастический;
  • скакалки;
  • свисток;
  • скамейка;
  • гимнастические маты;
  • мяч баскетбольный
  • обручи;
  •  сетка волейбольная;;
  • разметка спортивного зала.

Обязательно наличие спортивной формы для обучающихся:

  • спортивная форма не стесняющая движения;
  • кроссовки или кеды.

Место проведения занятий должно быть хорошо освещенным и соответствовать нормам, свет должен быть равномерным, над всей игровой площадкой, без прямого попадания света в глаза играющих.

Помещение должно быть хорошо проветриваемым.  

Возрастные особенности детей:

  • В возрасте 8-10 лет дети проявляют повышенный интерес к результатам своей деятельности, поэтому при занятиях с детьми этого возраста обязательно должны присутствовать домашние задания с конкретными задачами: какое упражнение, сколько раз и как его выполнять и т. д. Наибольшее внимание в этом возрасте уделяется: развитию быстроты движений, игровой ловкости, координационных способностей, гибкости и подвижности в суставах.
  • В возрасте 11-13 лет значительно изменяются весоростовые показатели, сужаются кровеносные сосуды, происходят половые изменения, в связи с чем при выполнении упражнений наступает быстрое утомление, тяжело выполняются сложные по координации движения, часты нервные срывы т. п. При работе со спортсменами в этом возрасте тренеру-преподавателю рекомендуется индивидуальный подход к планированию физических нагрузок и средств, применяемых для этого. Наиболее тяжело переносятся учащимися этого возраста упражнения, направленные на развитие быстроты.
  • В возрасте 14-17 лет занимающихся интересует достижение конкретного определенного результата занятий: укрепление здоровья, улучшение телосложения, увеличение силы мышц и т. п. (в 14-15 лет тренеру следует ограничить в занятиях упражнения на развитие быстроты движений, особенно это относится )

Освоение каждой темы идет по алгоритму:

1. Введение в деятельность (определение целей, разогрев мышц)

20% времени

2. Освоение нового материала (знакомство с новыми движениями в технике и тактике)

30% времени

3. Закрепление и отработка техники выполнения движений

50% времени

4. Расслабление

5 % времени

5. Рефлексия (анализ педагога, самоанализ, взаимоанализ результатов деятельности).

5 % времени

Воспитательная работа

Работа с родителями.

Родительские собрания проводятся 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).

Родители оказывают помощь в организации досуговых мероприятий, организуют материальную помощь объединению, помогают педагогу в решении воспитательных задач.

Воспитательная работа с обучающимися

Для обучающихся творческого объединения проводятся экскурсии, праздники именинников, походы, дети посещают мероприятия с участием других кружковцев, участвуют в праздниках и т.д. Для воспитанников объединения проводятся беседы этического характера и беседы о здоровом образе жизни.

Этапы педагогического контроля.

1 год обучения

      Целью пед. контроля  является оценка состояния процесса в соответствии с планируемым, коррекция процесса и выстраивание индивидуальной линии развития каждого учащегося.

 Вид контроля

Задачи

Содержание

Формы

Критерии

Текущий

Отслеживание уровня развития спортивно-силовых качеств

Техника правильного ведения мяча

Соревнования

Умение правильно вести мяч (скорость)

Текущий

Определение технической подготовки учащихся

Выполнение различных передач

Соревнования

Владение техникой передачи мяча

Итоговый

Выполнение различных передач с разных точек

Правильность выполнения и точность

Зачет

Попадание в точку

Описание условий для реализации программы

Для реализации данной программы необходимы следующие условия:

  1. Спортивный зал 12 на 24 или 12 на 12 м
  2. Оборудование и инвентарь

А) сетка волейбольная – 1 шт

Б) стойка волейбольная – 2 шт

В) гимнастическая стенка – 6-8 пролетов

Г) гимнастическая скамейка – 3-4 шт

Д) скакалки – 15 шт

Е) гимнастические маты – 3-4 шт

Ж) мячи набивные – 15 шт

З) мячи волейбольные – 15 шт

И) мячи баскетбольные – 15 шт

     

Все оборудование и инвентарь должны соответствовать требованиям техники безопасности.

Список литературы:

Нормативная база:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». –М., 2003.
  2. Конвенция  о правах ребенка. - М., 1989.
  3. Санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). СанПиН 2.4.4.1251-03.- М.: Министерство здравоохранения РФ, 2003.

Литература для педагога:

  1. «Юный волейболист» Ю.Д.. Железняк с. Москва фис 1988
  2. «Волейбол» Справочник Москва Фис 1980
  3. «Волейбол. Программа для ДЮСШ комплексных и специализированных  Москва Комитет по Ф.К. и С. 1971г.

Литература для обучающихся:

  1. Хрынин В.А.. Играйте в волейбол. М., Физкультура и спорт, 2005
  2. Яхонтов Е.Р. волейбол для всех. М., Физкультура и спорт, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование»

Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование» за 2017-2018 учебный год в соответствии с приказом № 24(а) по МБУ ДО ДДТ о...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Интеллектика» 5 А класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5  классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего о...