. “Проектирование урока по физической культуре с использованием ИКТ»
статья по физкультуре на тему

урок по физической культуре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Толстиков А.Е.

“Проектирование урока по физической культуре с использованием ИКТ»

                                                                             Толстиков Андрей Евгеньевич,

                                                                                     учитель физической культуры                      

                                                                                                   ГБОУ ООШ с. Четыровка,

                                                                            Кошкинского района, Самарской области

        В проекте рассматриваются некоторые особенности современного урока.

Одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В настоящее время успешность образовательного учреж-дения зависит, прежде всего, от эффективности использования современных педагогических технологий, следовательно, от квалификации учителя и его профессиональных умений и на-выков. Но существует проблема консервативного подхода к преподаванию.  Такое положение объясняется тем, что в системе образования преобразования происходят медленно. Возникают противоречия:  реальности времени  предъявляют новые повышенные требования к профес-сиональной компетентности  учителя, а в системе образования преобразования происходят медленно и  школьное образование отстает от требований нового времени. Совместно с клас-сным руководителем было проведено анкетирование учащихся 7 класса  на предмет мотива-ции интереса учащихся занятиями физической культуры и спорта.  Получили следующий результат: Высокий уровень сформированности знаний и умений у 3 учащихся, средний уро-вень сформированности знаний и умений у 5 учащихся, низкий уровень сформированности знаний и умений имеют 4 учащихся. Исходя из новых требований к образованию, обучающи-еся должны научиться  находить  знания и изучать их, умело применять.  Однако не всем детям это под силу, поскольку  у 33%  учащихся недостаточно развита активность, и интерес к физической культуре,   в области сохранения здоровья, и факторах, влияющих на него. Это является другим противоречием  между требованиями, предъявляемыми к современному обу-чающемуся и недостаточно развитой творческой активностью у него.  Из этих противоречий возникла проблема: «Какие педагогические технологии являются необходимыми  и достаточ-ными для развития физических  качеств школьника на уроках  физической культуры» В усло-виях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достиг-нута без опоры на ИКТ и другие инновационные технологии. Исходя из выше изложенного, была сформулирована тема моего проекта:  «Проектирование урока по физической культуре с использованием информационно - коммуникативных технологий»                                                                                                        Цели, задачи проекта, ожидаемые результаты  Информационные технологии при их грамотном использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся. В настоящее время назрела острая необходимость  использования информационных технологий в процессе обучения для повышения мотивации  учащихся к занятиям физической культурой и спортом. Таким образом, представляется чрезмерно актуальным исследование проблемы использования  ИКТ на уроках физической культуры как средства повышения мотивации и интереса учащихся к предмету.                                                                                                                                            Объект исследования: использование информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках физической культуры  как средство повышения мотивации учащихся. Предмет исследования: применение ИКТ технологий на уроках физической культуры. Рассматривая предмет исследования, я ставлю перед собой задачу доказать гипотезу: если использовать ИКТ технологии на уроках физической культуры, то у учащихся повышается  мотивация к обучению. Отсюда вытекает цель моей работы: показать, что при использовании ИКТ технологий на уроках физической культуры  у учащихся повышается интерес к предмету, развиваются творческие способности, формируются компетенции и положительная мотивация к изучаемому предмету,  развиваются  различные виды мышления,  коммуникативные способности,  формируется информационная культура, умение осуществлять обработку информации.  Чтобы реализовать цель исследования, я поставил ряд задач:

1) повысить интерес учащихся к физической культуре;

2) вовлечь  учащихся в активную творческую, исследовательскую деятельность;                                 3) сформировать компетенции учащихся на уроках физической культуры  с применением ИКТ;                                                                                                                                                 4)развить  творческие начала в деятельности каждого учащегося;                                                                    5) сформировать у них положительную мотивацию к изучаемому предмету;                                             6) показать эффективность использования ИКТ на уроках физической культуры.                      Ожидаемые результаты: применение ИКТ технологии на уроках  позволит:                     1)повысить интерес учащихся к физической культуре и спорту;                                                                 2) вовлечь учащихся  в активную творческую, исследовательскую деятельность;                           3) сформировать компетенции учащихся на уроках физической культуры  с применением ИКТ;                                                                                                                                                            4) развить творческие начала в деятельности каждого учащегося;                                                                  5) сформировать у них положительную мотивацию к изучаемому предмету.                           Данный  педагогический проект направлен  на обучающихся начальных классов общеобразо-вательной школы. Проект будет реализовываться на уроках физической культуры, он рассчи-тан на один год. Педагогический проект среднесрочный. Место реализации:  ГБОУ ООШ с. Четыровка  Кошкинского района.                                                                                                                                                                    В современное время, кроме стандартного правильно оборудованного спортивного зала, боль-шое значение для мотивации учащихся, развития, совершенствования и коррекции результа-тов неоценимое значение имеет наглядность, обеспечиваемая  через использование информа-ционно-коммуникационных технологий (ИКТ): презентации, работа с Интернет – ресурсами, учебными дисками и программами.

В настоящее время общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение современных  компьютерных технологий в  процесс образования.  Хотя   физкультура – это, прежде всего движение.  Однако очевидно, что без ИКТ и на уроках физической культуры обойтись невозможно.  Они, конечно,  не могут заменить непосредственное общение ученика и учителя. Однако использование ИКТ  в качестве дополнительного инструмента для качественного обучения это необходимая потребность.

Опыт показывает,  что при организации и проведении современного урока физической культуры  необходимо использовать  ИКТ т.к. это  позволяет успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять его кругозор.

Использование ИКТ на уроках физической культуры - это полезная и интересная форма работы и для ученика, и для учителя. ИКТ  интересно для творческих педагогов, которые готовы "добывать" необходимую информацию, систематизировать и наглядно достойно представлять её. Поэтому показать видеофрагмент, фотографию, схему иной раз бывает полезнее корявого показа двигательного действия! Как же хорошо должен быть физически и методически готов учитель к созданию правильного представления о технике изучаемых двигательных действий у школьника. Но эти трудности в эпоху XXI века могут быть решены при использовании компьютера в процессе физического воспитания. Учащиеся же, уже подготовлены к созданию презентаций и по заданию учителя делают их быстро. И надо, чтобы от умения создавать презентации перейти к "осмысленному и глубокому" проектному методу, что предполагает затрату времени, творческую направленность, последовательность действий по перспективном плану, организационную  работу. При подготовке к занятиям с применением ИКТ начинать следует с составления поурочно-тематического плана изучения темы (раздела), в котором использование компьютерных средств оптимально распределяется по всем разделам программы. При этом учитываются: содержание изучаемого материала, основная используемая педагогическая технология, классические требования к уроку (логическая завершенность, разнообразие методов и др.).

Учитель должен просмотреть и оценить с педагогической точки зрения информационные ресурсы и данные программного продукта, затем составить выборку заданий в соответствии с разделом программы по физической культуре. Для составления плана конкретного урока с применением ИКТ надо руководствоваться тематическим планированием, определять цель урока.

Определяется целесообразность применения средств ИКТ в сравнении с традиционными методами. Затем составляется план-конспект урока. Со временем информация накапливается, и время  для подготовки к уроку сокращается. Следует использовать и метод обмена информацией, наработок  среди учителей других школ.

          Чему же можно научить с помощью ИКТ?

В основной школе закладываются основы техники специфических двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, нападающий удар в волейболе, низкий старт в легкой атлетике и др.), которые будут востребованы в течение всего процесса обучения. /Презентации: «Совершенствование подачи, приема  и передачи мяча»,  «Техника игры в волейбол»./

        При изучении нового материала учитель координирует, направляет, руководит и организует учебный процесс, с помощью ИКТ учащийся получает объяснение и  представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, что делает урок более содержательным и увлекательным. / « Виды бросков в баскетболе», «Ведение мяча» - видео./

        На стадии закрепления знаний это позволяет решить проблему традиционного урока – индивидуального учета знаний, а также способствует коррекции полученных умений и навыков в каждом конкретном случае.

        На этапе повторения учащиеся решают различные проблемные ситуации. В результате в мыслительную деятельность включены все ученики. Степень их самостоятельности в освоении материала регулируется учителем.

        Результатами использования ИКТ на уроках физкультуры являются:

а) абсолютная доступность при любой физической подготовленности;

б) заинтересованность учащихся в изучении техники приемов игры волейбол и баскетбол, выполнению элементов в гимнастике;

в) применение этих знаний и умение в жизни (на отдыхе, в летних лагерях); 

        Мыслительная деятельность при этом  способствует более  быстрому усвоению теоретического материала, а получение знаний и двигательных навыков станет интенсивнее.

В чём же  заключается эффективность применения ИКТ  на уроке?

        Так электронная презентация может содержать большой теоретический материал, / «Олимпийские игры, история и география»/ который, тем не менее, легко усваивается из-за неординарной формы ее подачи. Сама презентация, являясь, по сути, конспектом урока,  может быть использована как средство самообучения и самостоятельной работы.  Презентация на такую  тему: «Самоконтроль на занятиях физической культуры», где представлены определения, показатель самоконтроля, субъективные показания состояния организма, внешние признаки утомления, которые и составляют теоретический материал. Способы измерения пульса пробы с приседаниями являются практическим материалом.  Учащиеся  приобретают знания для самостоятельного контроля и определения своей физической подготовленности.  Презентации «Правила поведения на уроках  физической культуры» и «Правила техники безопасности» можно выложить на школьную страничку, в контакте или дневник.ru.

       Когда закладываются основы техники  двигательных действий, надо научить владению базовой техникой изучаемых двигательных действий. Чтобы создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий по всем разделам  программы, учитель физической культуры должен  быть  профессиональным баскетболистом, гимнастом, единоборцем, волейболистом и  легкоатлетом, но ведь это не реально. Да и с годами   уходит возможность показа выполнения движения или упражнения правильно. А при использовании ИКТ мы можем показать движение,  разложенное  по частям, учащийся  видит движение, понимает показанные ошибки. /«Фазы прыжка в высоту», «Техника прыжка в длину и история прыжка»./

        На уроках физической культуры учащиеся  изучают спортивные игры, такие как баскетбол, волейбол, футбол. Здесь можно использовать презентацию «Жесты судьи» или тест по жестам. Эти игры, одни из самых популярных видов спорта. Занимаясь спортивными играми, учащиеся становятся сильными, быстрыми, ловкими, умеют быстро ориентироваться в сложной обстановке. Для игр характерны разнообразные движения; ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Все эти особенности спортивных игр являются эффективным средством физического воспитания, поэтому здесь целесообразно применять обучающие уроки ИКТ.

         Большое значение ИКТ имеет при обучении гимнастическим элементам: стойка на руках и голове, мостик, различные кувырки, колесо. Не каждый учитель может показать эти элементы, тут используется презентация «Гимнастика». Учащиеся не могут увидеть себя со стороны, увидеть свои ошибки и недочеты, а при просмотре видеоролика ученики намного быстрее исправляют свои ошибки.  Обучение сложным элементам дается при такой системе детям намного быстрее и эффективнее.

         Влияние использования ИКТ на результативность обучения непосредственно связано с оценкой степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока.

        Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Компьютерные тесты могут содержать неограниченно большое количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования.

        Тесты используются на любом этапе обучения. Можно использовать для освобожденных учащихся. Компьютерные тексты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даётся 4 варианта ответа.

Использование тестов  при подготовке к олимпиадам по физической культуре позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся. Используя окружные тесты по теоретическому разделу олимпиады за разные годы, можно составить тесты по разделам программы.      

            Учащиеся  с интересом создают тесты и  презентации и делают их быстро.   Они намного эффективнее владеют многими компьютерными программами, чем мы. Работа должна быть  совместной. Каждую работу  надо оценивать  и проверять. Так дети, имеющие отклонения в здоровье, делают презентации по комплексу упражнений, профилактике заболевания, а  потом используют их самостоятельно.

           Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. /Видео-уроки по технике ведения мяча, броска, передачи./

       Понятно, что ИКТ влияют на оценочно-мотивационную сферу личности. Если ИКТ используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ИКТ в течение многих уроков подряд приводит к потере интереса к ним. Правильнее использовать ИКТ в начале изучения каждого раздела программы по физической культуре для становления зрительного образа изучаемых двигательных действий и закрепления ассоциативного мышления.

Результаты применения  ИКТ  технологий дали следующие результаты: в 4 классе  всего – 9 обучающихся. Критерии уровня мотивации были высокими  до применения ИКТ были только у 3 учащихся, после применения ИКТ у  7 учащихся уровень мотивации стал высоким.  Из анализа тестирования, проведенного после  использования ИКТ на уроках  физической культуры, мы видим, что уровень мотивации учащихся повысился. Низкий уровень мотивации имели 2 учащихся из 9, теперь все учащиеся имеют средний  уровень мотивации(2 человека)  и высокий уровень 7 человек (было 3 человека).

Выводы

Считаю применение ИКТ на уроках физической культуры эффективным, так как это повышает мотивацию учащихся к изучению предмета, развивает внимательность, логику и образность мышления, активизирует интерес и  дисциплинирует. Уроки получаются более интересными и насыщенными, проходят в хорошем темпе.

Использование ИКТ позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, активизируют все виды памяти. Уроки с использованием ИКТ  создают определенную эмоциональную обстановку, способствующую повышению интереса учащихся к предмету и более качественному усвоению знаний.

      Уроки физической культуры  с использованием  ИКТ позволяют успешно совмещать не только физическую, но и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности школьника, расширять общий кругозор.

       Использование ИКТ:

- поможет при изложении нового материала;

-поможет продемонстрировать технические приемы выполнения упражнений;

- поможет проверить уровень теоретических знаний учащихся  с помощью тестирования;

- формирует и развивает исследовательские навыки и творческие способности учащихся;

- может  использовать  в самостоятельной работе (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы, обучающие уроки с видеороликами);

- поможет  учащимся  участвовать в  проектной деятельности, что ведет к формированию и развитию исследовательских навыков и творческих способностей школьников;

- позволяет использование дистанционных форм обучения и общения с учащимися;

- диктует современные требования преподавания предмета.

       

Используемая литература и интернет ресурсы:

  1. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. высших педагогических учебных заведений.- Захарова, И.Г.М.: Издательский центр “Академия”, 2003.
  2. Педагогическая психология под редакцией Клюевой.- М.,2003,с.370, 385.
  3.  Информационные коммуникативные педагогические технологии. Трайнев В.А., Трайнев И.В.  Учебное пособие.- М.2009г.
  4. Статья.  Использование ИКТ на уроках физической культуры. Черноталова Г.В., Спицинская ООШ.

 

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по физической культуре с использованием ИКТ Тема: «Техника баскетбола. Броски и передача мяча в движении», 10 класс

Цель урока:Усвоение учащимися основных умений и навыков игры баскетбол с использованием ИКТ.Задачи урока: Образовательный аспект Совершенствование техники ловли и передачи мяча; Закрепление...

Интегрированный урок (теория физической культуры с использованием ресурсов интернет)

методическая разработка урока по физической культуре с применением ИКТ в НПО иСПО...

Открытый урок по физической культуре с использованием музыкально- ритмических подвижных игр во 2 классе "Я здоровье сберегу. Сам себе я помогу!"

Описание схемы проведения открытого урока по физической культуре с использованием музыкально- ритмических подвижных игр во 2 классе....

Проектирование урока по физической культуре

1. Комплекс педагогических задач2. Типы уроков физической культуры в зависимости от решаемых задач3. Деятельность учителя4. Деятельность ученика.5. Основные элементы урока физической культур...

Конспект урока по физической культуре. Урок по физической культуре с использованием ИКТ Тема: «Обучение защитным действиям в баскетболе», 10 класс

Представлен опыт обучения защитным действиям в баскетболе, совершенствования зонной защиты и развития « чувства мяча и координационных способностей» ...

Конспект урока по физической культуре с использованием ИКТ Тема урока: "Волейбол. Техника нападающего удара"

Конспект урока по физической культуре использованием ИКТТема урока: Волейбол. Техника нападающего удара. Класс: 7Место проведения: спортивный залПродолжительность урока: 40 минутТип урока: обучаю...

«Проектирование урока по физической культуре с обучающимися 4 классов, имеющих нарушение слуха»

ВведениеЗдоровье – это состояние полного социального биологического и психологического благополучия, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с природой и окружающей средой, отсу...