Статья об использовании «метода прироста результата от ранее достигнутого» на уроках физической культуры
статья по физкультуре

Орлов Михаил Геннадьевич

 На уроках физической культуры оцениваются: физическая подготовленность, практические умения и навыки, теоретические знания, навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности, динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx51.62 КБ

Предварительный просмотр:

Статья об использовании «метода прироста результата от ранее достигнутого»  на уроках физической культуры

учитель физической культуры Орлов М.Г.

 

Оценка учебных достижений по учебному предмету «Физическая культура» отличается многогранностью, так как задачами физического воспитания являются совершенствование физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, формирование специальных физкультурных знаний, умение применять полученные знания на занятиях и в повседневной жизни.

 На уроках физической культуры оцениваются: физическая подготовленность, практические умения и навыки, теоретические знания, навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности, динамика (прирост) оцениваемых параметров по сравнению с исходными или предшествующими промежуточными значениями (учитывается базовый уровень здоровья, физической подготовленности),

Для оценки  достижений учащихся могут использоваться методы наблюдения, опроса, практического выполнения упражнений индивидуально или фронтально в любое время урока. Достижения в обучении физической культуре зависят от нескольких показателей: от заинтересованности учеников, от их физических способностей и активности. При оценке уровня физической подготовленности следует принимать во внимание реальную динамику показателей физической подготовленности за определенный период времени, а также особенности развития двигательных способностей учеников, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретного ученика.

Для того чтобы объективно оценить каждого учащегося (в том числе и из трех выше перечисленных категорий), можно использовать «Метод прироста результата от ранее достигнутого». Эта методика применима к упражнениям, которые оцениваются цифровыми (количественными) показателями (нормативами). Согласно этой методике отметка ребенку выставляется с учетом лучшего результата при троекратной демонстрации приобретенных в процессе обучения навыков. Этот результат является его личным достижением на данный момент и оценивается отметкой «5». В своей практике я обозначаю этот результат термином «база». Эта «база» в течение года корректируется не более, чем два раза (начало и конец учебного года) и по результатам коррекции выставляется отметка: если «база» с течением времени улучшается, выставляется отметка «5»,  если «база» остается прежней – «4», ухудшение «базы» оценивается отметкой «3». Совершенно очевидно, что во всех трех случаях оценка положительная.

Для целесообразной и эффективной организации занятий физической культурой в конце сентября проводится анализ информации об уровне физической подготовленности учащихся школы, проводится диагностика физической подготовленности учащихся по таким показателям как бег, прыжки в длину, метание,  подтягивание, сгибание и разгибание рук в упоре лёжа. Полученные результаты позволяют оценить уровень подготовленности учащихся  по показателям (высокий, средний, низкий) на начало учебного года.

Физическая подготовленность проверяется по основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы. После обследования анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными.

Проведенное тестирование позволяет  каждому ученику определить свой  исходный уровень и в тоже время стимулирует  их  к дальнейшему повышению своего физического состояния. Систематическое наблюдение учителя физической культуры за

двигательной подготовленностью каждого отдельного ученика в течение учебного года позволяет оценить картину развития двигательных качеств и навыков, выявить отстающие и обратить на них особое внимание в течение учебного года,  как в урочной, так и во внеурочной работе.

№ п\п

Ф.И.

мальчики

Подтягивание туловища из положения виса на перекладине

(кол-во раз 2- 4)

Встать  из

положения  лежа на полу за одну

минуту (20-25 раз)

Прыжки в

длину с

места

(140 – 160 см)

Результат

уровень

Результат

уровень

Результат

уровень

1

0

низ

18

низ

125

низ

2

4

норма

27

выс

185

выс

3

0

низ

13

низ

125

низ

4

7

выс

25

норма

170

выс

5

0

низ

20

норма

145

норма

№ п\п

Ф.И.

девочки

Подтягивание на низкой перекладине в висе лежа

 ( 10- 15 раз)

Встать  из

положения  лежа на полу за одну

минуту (15-20 раз)

Прыжки в

длину с

места

(140 – 155 см)

Результат

уровень

Результат

уровень

Результат

уровень

1

20

выс

23

выс

160

выс

2

10

норма

18

норма

150

норма

3

15

норма

19

норма

140

норма

 4

9

низ

16

норма

125

низ

5

10

норма

16

норма

155

норма

Полученные результаты позволили оценить уровень подготовленности учащихся  по показателям (высокий, средний, низкий) на начало учебного года.

Повторное тестирование проводится в мае. Проводится сопоставление результатов тестирования, по результатам диагностики проводится анализ  в классе и с каждым отдельным учеником.

  По классу в целом составляется   диаграмма, наглядно представляющая динамику изменений  уровня физической подготовленности,  психологического  настроя  учащихся за учебный год.

          На уроках в 1-2 классах в течение учебного года формируем начальную базу основных двигательных качеств (координацию, скорость, гибкость, выносливость, силу, скоростно - силовые качества). Развитие двигательных качеств осуществляется с помощью многочисленных упражнений. Например, для развития скоростно-силового качества использую прыжки в длину и в высоту с места, метания малого мяча (150 грамм), теннисного, резинового, тряпочного и т. д.

Для оценивания большинства упражнений используются разработанные  таблицы учебных нормативов, которые являются лишь ориентирами творческой деятельности учащихся при использовании метода прироста результата от ранее достигнутого.

Достижения учеников второго класса вне зависимости от цифрового результата я оцениваю не менее чем на отметку «5» при условии добросовестного отношения к выполнению упражнений и заданий. За те упражнения, которые оцениваются визуально, ставлю «5», «4» либо вообще ничего, мотивируя отсутствие оценки тем, что упражнения еще можно доработать и улучшить. После этого совместно с учеником мы пытаемся найти пути улучшения результата: индивидуальное домашнее задание, определение в спортивную секцию, дополнительные занятия.

В 3 - 4 классах продолжается оценивание с использованием метода прироста результата от ранее достигнутого. Вместе с тем, результаты оцениваются по трехбалльной шкале («5», «4», «3»). Мотивация к улучшению результатов в этом возрасте высокая, поэтому дети уделяют достаточно много времени физкультурным упражнениям после уроков в свободные от подготовки домашних заданий часы, для того, чтобы иметь хорошие показатели, а, соответственно, и отметки. В подавляющем большинстве случаев им это удается, и оценки повышаются.

В последующих классах эта система оценивания сохраняется. Она успешно используется в 5 - 6 классах, несколько менее эффективна в 7– 9 классах в силу возрастных особенностей и падения мотивации к обучению у некоторых детей.

В старших классах после завершения переходного возраста данная методика вновь становится результативной, так как в 10 – 11 классах повышенная мотивация к обучения. Дети уже знают систему оценивания, к этому возрасту, в основном, завершается их физическое развитие и поэтому наша совместная деятельность направлена на совершенствование ранее изученных упражнений, нюансов техники и тактики. Лучшие результаты учеников продолжают систематически заноситься в карточки, поэтому каждому ребенку легко объективно оценить свое физическое состояние и увидеть, где он преуспел, а где еще предстоит постараться.

Такая система оценивая, хотя и не лишена недостатков, – не всегда выводит ученика на требования стандарта образования по физической культуре - но не так травмирует психику, уравнивает шансы функционально зрелого и незрелого учеников, способного и не очень способного, с устойчивой и подвижной психикой. В то же время она наглядно показывает самостоятельную работу ученика, его творчество в достижении своих успехов. Мотивация к занятиям физической культурой во всех ее формах повышается.

Работая по данной системе, мы достигли следующих результатов:

  • по разработанным тестам прослеживается уровень физической подготовленности.
  • в процессе работы по данной системе, увеличилось количество детей с высоким уровнем физической подготовленности. Основное внимание мы уделяем технике выполнения упражнений. При правильной технике всегда улучшается результат.
  • тесты позволяют выявить уровень развития движений и физических качеств у детей, а так же определить степень его соответствия возрастным нормам.
  • мы можем определить способности и возможности каждого ребёнка и индивидуально обсудить это с родителями.
  • тесты позволяют выявить причины отставания или опережения в усвоение программы каждого ребёнка.

Следует отметить, что перенос основных оценочных действий и ответственности за формирование оценки на учащихся, тем самым, обеспечивают их оценочную самостоятельность и развитие рефлексивных умений и навыков. Это в свою очередь способствует и формированию универсальных учебных действий учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы контроля за развитием двигательных качеств на уроках физической культуры

В данной работе представлены слайды по мониторингу тестовых занятий по физической культуре, которые проводятся ежегодно в начале и в конце учебного года. Затем ведется отслеживание всех физических кач...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ ПО СИСТЕМЕ CROSSFIT НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДОУ С ЦЕЛЬЮ ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ВФСК «ГТО» I СТУПЕНИ.

В данной статье мною рассматриваются аспекты физической подготовки детей 6–7 лет, обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного к...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках физической культуры

В настоящее время на уроках физической культуры в общеобразовательных школах учителя применяют следующие формы организации: фронтальную, групповую, индивидуальную. В то же время в теории и методике фи...

Приемы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках физической культуры

Способы передачи детям знаний и умений, способы воздействия педагога на воспитанников, способы работы самих детей - это всё относится к методам и методическим приёмам....

Системное оценивание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников на уроках физической культуры в рамках реализации ФГОС.

Система оценивания на уроках физической культуры, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального обще...

Статья "Использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры в условиях введения ФГОС"

Использование современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий на уроках физической культуры в условиях введения ФГОС...

Статья об использовании «метода прироста результата от ранее достигнутого» на уроках физической культуры

На уроках физической культуры оцениваются: физическая подготовленность, практические умения и навыки, теоретические знания, навыки организации физкультурно-оздоровительной деятельности, динамика (прир...